Конспект занятия «Знакомство с историей и символами Санкт-Петербурга»
план-конспект занятия (старшая группа)

Горбунова Ольга Петровна

Конспект занятия c детьми 5-6 лет

Скачать:


Предварительный просмотр:

Конспект занятия с детьми 5-6 лет «Знакомство с историей и символами Санкт-Петербурга»

Интеграция образовательных областей:
« Социально-коммуникативное развитие»
«Познавательное развитие»
«Речевое развитие»
Цель: Обогащать знания и представления детей о родном городе.
Задачи:

1.  Уточнять знания детей о символах Петербурга.

2. Дать начальные знания о Петропавловской крепости.

3. Воспитывать чувства гордости и уважения к городу, в котором живём.

4. Формировать живой интерес к истории, развивать любознательность.

Материалы к занятию :

1. Иллюстрации достопримечательностей Санкт- Петербурга.

2. Аудиозапись песни Олега Кваши «Санкт- Петербург».

Ход занятия:        

Воспитатель:  Ребята, представляете, нам с вами пришло письмо на почту: «Здравствуйте ребята, мы дети старшей группы д/с №63 только города Москвы, мы узнали, что в г. Санкт- Петербург, то же есть такой сад. Мы не были в вашем городе, расскажите, пожалуйста, нам о нем. Нам очень интересно».

- Ну что, расскажем детям из Москвы о нашем городе?(Дети: да!)

 Город в котором мы живем носит имя Санкт-Петербург. Он был основан во время царствования Петра Первого и назван в честь его небесного покровителя (апостола Петра). Жил царь в Москве, но со временем она перестала ему нравиться. Да и непохожа она была на города, которые он видел за границей: одни заборы да огороды, каменных домов по пальцам пересчитать можно сказать - большая деревня, да и только. Он считал, что столица могучего государства должна быть другой: многоэтажной, каменной, с прямыми широкими улицами, дворцами и портом. Но в России нет такого города. Нет? Значит надо построить. Среди болот и лесов царь Пётр I начал строить новый город на Заячьем острове. Место выбрал удобное (где Нева в Финский залив впадает): до Европы близко, море рядом, да и шведам теперь неповадно будет на Российские земли ходить. Одна беда - земли здесь болотистые, речушек и ручейков не сосчитать. Любой дом под воду уходит. Но коли царь Петр решил, значит городу быть. И делал он это с большим размахом, работников на новую стройку свозили со всей страны. Можно сказать, вся страна город строила. Болота камнями засыпали и возводили дворцы. Ни одна подвода не могла въехать в город без строительного груза - трех камней. Строительство города началось с крепости.

- Ребята, а вы знаете, что такое крепость?

Крепость – это прочное строение, которое защищает наш город

Эту крепость назвали Петропавловской. Почему именно на берегу Невы стали строить крепость? Чтобы охранять город от кораблей врагов. Как только появились бы враги на Неве, то стали бы стрелять из пушек по ним. Стены крепости сначала строили из бревен, а потом из камня, чтобы ни огонь, ни вода не разрушили их. На её территории был построен Петропавловский собор. Он очень высокий, наверху колокольня, завершённая шпилем (остроконечное завершение здания), издалека виден сверкающий шпиль собора – это один из самых старых храмов Санкт- Петербурга; наверху его шпиля парит АНГЕЛ – хранитель нашего города, он не просто смотрит на город, а ещё указывает направление ветра, он – ФЛЮГЕР (устройство, показывающее направление ветра). Архитектор крепости Доменико Трезини.

- Как называется крепость? (ответы детей)

Что-то мы с вами засиделись, пора нам немного размяться:

Физкультминутка « По болоту Петр шел»

По болоту Петр шел  ( идут по кругу, взявшись за руки)

Остров Заячий нашел ( разводят руки, показывают «остров»)

Он собрал рабочий люд ( поворачиваются к друг другу, берутся за руки)

И построил крепость тут  ( приседают, стучат по полу)

Крепость новая стоит, пушками врагу грозит  (поворачиваются лицом в круг, берутся за руки, поднимают руки вверх)

Бам-бам, бам-бам, не осталось зайцев там  (хлопают в ладоши)

Зайцы пушек испугались  (приседают)

За кусточки разбежались.  (прыгают в разные стороны).

Дети разбегаются врассыпную, садятся на корточки, стараются не шевелиться. Ребенок, играющий царя должен запятнать зашевелившегося «зайца».

Воспитатель: Вот мы с вами оказались на берегу главной реки нашего города( дети рассматривают иллюстрации Невы), а кто мне подскажет, как она называется?

… как называется главная река нашего города?

Воспитатель: Правильно, Нева.

Все так думают?

Ребята, посмотрите на Неву и скажите, какая она? (ответы детей – широкая, глубокая,…)

Иногда наш город Санкт-Петербург еще называют «городом на Неве».

"Пальчиковая гимнастика"

Мы очень любим город свой (сделать сердечко из пальцев рук)

Сияет солнце над Невой (показывают большое солнце над головой)

Или дожди стучат в окно, (стучат кулаками по столу)

Его мы любим все равно. (сделать сердечко из пальцев рук)

Мы в этом городе живем (поднять руки вверх)

И он растет, и мы растем.

Воспитатель: Дети, давайте расскажем нашим новым друзьям о символах Санкт- Петербурга. Символы - это отличительные знаки. У нашего города тоже есть символы. Это герб, флаг и гимн.

Давайте рассмотрим герб нашего города, как он выглядит и о чем может нам рассказать?

На гербе нарисован щит с якорями. Все предметы на гербе не случайны, о чем нам они рассказывают? Щит - это защита. Красный цвет – смелость и храбрость. Сколько якорей? Два - речной и морской. Город был построен для защиты границ нашей страны. В нашем городе есть морской и речной порты. Кроме якорей на гербе находится еще один предмет - это скипетр с двуглавым орлом – предмет царской власти. На гербе он находится не случайно. Город был основан царем, многие годы в Петербурге жили и правили цари, здесь была столица страны. Какой еще есть символ у Санкт- Петербурга? Флаг. На красном прямоугольном полотне расположен герб города.

Гимн. Только торжественная, особенная музыка может называться гимном. Гимн звучит в особенных очень важных случаях – при проведении парадов, при праздновании очень важных городских праздниках, при поднятии и спуске флага, в самые важные и торжественные моменты. Давайте прослушаем аудиозапись гимна Санкт- Петербурга.

Воспитатель: - А сейчас мы с вами поиграем в настольную игру "Собери герб и флаг Санкт – Петербурга"

Игровое правило:

За определенное время правильно собрать из частей целую картинку. Выигрывает тот, кто соберет картинки первым.

Воспитатель вместе с детьми рассматривает картинки с изображением символики Санкт – Петербурга. Объясняя правила игры, педагог напоминает уже известное правило, как из отдельных частей сложить целую картинку. Раздав картинки, по числу играющих, воспитатель говорит: «Начали!». Дети выбирают нужные части своей картинки. Кто первым сложил картинку, выиграл. Затем можно обменяться картинками и повторить игру. Необходимо иметь 2 комплекта картинок: один состоит из целых картин, другой из их частей (не менее 9-12).

Воспитатель: - Дети, вы молодцы! У вас всё получилось! Давайте мы с вами отправим видеозапись нашего занятия ребятам из Москвы и попросим их рассказать о своем городе!

Рефлексия.

– Чем мы сегодня занимались? (ответы детей)

– Что вам понравилось больше всего? (ответы детей)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия в старшей группе «Мой город Санкт-Петербург.»

Непосредсвенно-определенная деятельность : " Познание"....

Конспект занятия по изобразительной деятельности "Мой город - Санкт-Петербург"

Конспект занятия по изобразительной деятельности.Тема: "Мой город - Санкт - Петербург" (подготовительная группа детей с нарушением слуха)...

"Конспект занятия "Прогулка по рекам и мостам Санкт-Петербурга"

Конспект подгруппового логопедического занятия для детей подготовительной группы с речевым диагнозом ФНР....

Конспект НОД «Знакомство старших дошкольников с достопримечательностями Санкт-Петербурга»

laquo;Знакомство старших  дошкольников с достопримечательностями  Санкт-Петербурга»  Интеграция образовательных областей:« Социально-коммуникативное развитие&raqu...

РАЗВИТИЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНЫХ ИНТЕРЕСОВ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ПРИ ЗНАКОМСТВЕ С ИСТОРИЕЙ И КУЛЬТУРОЙ САНКТ-ПЕТЕРБУРГА

Статья раскрывает технологию развития познавательных интересов детей старшего дошкольного возраста при знакомстве с историей и культурой Санкт-Петербурга, затрагивает вопросы художественного воспитани...

Знакомство детей с памятниками-символами Санкт-Петербурга в стихах и загадках

Методическая разработкаЗнакомство детей с памятниками-символами Санкт-Петербурга в стихах и загадках(от младшей до подготовительной группы)....

Методическая разработка Знакомство детей с памятниками-символами Санкт-Петербурга в стихах и загадках (от младшей до подготовительной группы).

Знакомство детей с памятниками-символами Санкт-Петербурга в стихах и загадках (от младшей до подготовительной группы)....