РАЗВИТИЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНЫХ ИНТЕРЕСОВ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ПРИ ЗНАКОМСТВЕ С ИСТОРИЕЙ И КУЛЬТУРОЙ САНКТ-ПЕТЕРБУРГА
статья
Статья раскрывает технологию развития познавательных интересов детей старшего дошкольного возраста при знакомстве с историей и культурой Санкт-Петербурга, затрагивает вопросы художественного воспитания учащихся на примере дополнительной общеобразовательной (общеразвивающей) программы «Мой любимый город».
Ключевые слова: познавательные интересы, технология развития познавательных интересов, эвристическое изучение, художественное развитие, спектр педагогических методов и приемов.
Скачать:
Предварительный просмотр:
РАЗВИТИЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНЫХ ИНТЕРЕСОВ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ПРИ ЗНАКОМСТВЕ С ИСТОРИЕЙ И КУЛЬТУРОЙ САНКТ-ПЕТЕРБУРГА
И.А.Винель
Государственное бюджетное учреждение дополнительного образования Дом детского творчества Красносельского района Санкт-Петербурга,
e-mail: irina.vinel@jandex.ru
Аннотация
Статья раскрывает технологию развития познавательных интересов детей старшего дошкольного возраста при знакомстве с историей и культурой Санкт-Петербурга, затрагивает вопросы художественного воспитания учащихся на примере дополнительной общеобразовательной (общеразвивающей) программы «Мой любимый город».
Ключевые слова: познавательные интересы, технология развития познавательных интересов, эвристическое изучение, художественное развитие, спектр педагогических методов и приемов.
DEVELOPMENT OF SENIOR PRESCHOOL CHILDREN COGNITIVE INTERESTS IN THE PROCESS OF SAINT-PETERSBURG HISTORY AND CULTURE KNOWLEDGE
I.A.Vinel
e-mail: irina.vinel@jandex.ru
Abstract
The article presents cognitive interests development technology of senior preschool children in the process of Saint-Petersburg history and culture knowledge, takes up the questions of art education by giving an example of additional general educational (general developing) programme «My favourite city».
Key words: cognitive interests, cognitive interests development technology, heuristic research, art education, variety of pedagogical methods and techniques.
Санкт–Петербург – это город не только великой истории и культуры, но и город маленьких граждан, которым предстоит сохранять лучшие традиции нашего города, созидать его будущее. Создание условий для воспитания и социально–педагогической поддержки развития юных петербуржцев как нравственных, ответственных, инициативных, творческих граждан России является ведущей задачей системы петербургского образования, что определено в качестве приоритетного ориентира Стратегии развития системы образования Санкт-Петербурга «Петербургская Школа 2020». При этом особое внимание в Стратегии отводится петербургскому воспитанию детей дошкольного возраста и предшкольному образованию [7, с. 21.].
Созидательное поведение петербуржца берет свои истоки с детства, когда ребенок начинает знакомиться с городом и город становится не только средой обитания, но и другом. Именно в этом возрасте, согласно исследованиям педагогов и психологов, таких как Л.С.Выготский [2], Г.И.Щукина [], И.Ф.Алифанова [1], Л.Е.Никонова [4], дошкольники эмоционально-образно воспринимают окружающий мир, что является основой пробуждения интереса для его освоения, в том числе для знакомства с историей и культурой города. При этом важно помнить, что процесс развития дошкольника осуществляется успешно только при условии его активного взаимодействия с окружающим миром.
В системе дополнительного образования развитию познавательного интереса дошкольников и их активному взаимодействию с Санкт-Петербургом призвана способствовать авторская дополнительная общеобразовательная программа «Мой любимый город», созданная для детей 5-7 лет, нацеленная на воспитание юных петербуржцев в процессе изучения истории и культуры родного города [3].
Актуальность программы заключается в создании психолого-педагогических условий для пробуждения у юных граждан, начиная с самого детства любви к родному городу, воспитания чувства сопричастности к его жизни, стремления к сохранению и возрождению традиций петербургской культуры. Среди целевых установок программы следует выделить развитие когнитивной, ценностно-эмоциональной и художественно-эстетической сферы ребенка, основой которых выступает формирование познавательных интересов.
Программа рассчитана на 2 года обучения.
На 1-ом году обучения уделяется большое внимание воспитанию у детей чувства сопричастности к жизни родного города. Знакомство детей с городом начинается с самой маленькой его частицы – с самих себя, его жителей, поэтому первый раздел так и называется «Давайте познакомимся». На занятиях ребята рассказывают друг другу о своих семьях и друзьях, любимых занятиях и увлечениях, вспоминают интересные случаи из своей жизни.
В следующем разделе дети узнают назначение различных зданий и домов, где живут ребята, знакомятся с понятием «Улица», совместно создавая ее макет на занятиях. В схематичной форме создаются из улиц районы, а из районов – город, который очень «похож на нас»: он может «заболеть» и «огорчиться», а его жители смогут его «вылечить» и он снова станет «радоваться». Таким образом, у детей формируется понимание того, что город – «живой организм», которому необходима наша любовь и забота.
Третий раздел посвящен истории рождения нашего города. Здесь акцент делается на знакомстве с основными достопримечательностями - символами нашего города. Следующие разделы программы называются «Самый красивый город» и «Самый любимый город». И перед ребятами ставятся вопросы: «Почему его так можно назвать?», «Почему настоящие петербуржцы бережно и заботливо относятся к городу?».
Программа 2-го года обучения направлена на понимание ребенком значения Санкт-Петербурга как культурной столицы. Дети знакомятся с городом в «сказочном наряде»: любуются его мостами, решетками, фонарями, «сказочными существами»; путешествуют по дворцам, красивым площадям, посещают театры и музеи, знакомимся с храмами нашего города. И, конечно же, на занятиях идет речь о знаменитых жителях Санкт-Петербурга – детских поэтах и писателях, композиторах, художниках, творчество которых детям близко и понятно. В завершении проводятся нравственно-мотивационные беседы о настоящих петербуржцах, их отношении к городу и о самих ребятах, юных петербуржцах, об их будущих профессиях, о желании сохранить наш город таким красивым.
Отличительными особенностями программы являются широкие межпредметные связи с развитием речи, математикой, изобразительной деятельностью, музыкой и продуктивная деятельность (создание творческих работ: рисунков, стихов, загадок и т.д.). А главное - на развитии познавательных интересов ребенка.
Под познавательным интересом различные его исследователи понимают особую избирательную направленность личности на процесс познания, избирательный характер которой выражается в той или иной предметной области [5]. По мнению Г.И.Щукиной, познавательный интерес - это особое избирательное, наполненное активным замыслом, сильными эмоциями, устремлениями отношение личности к окружающему миру, к его объектам, явлениям, процессам [9]. И.Ф.Харламов видит познавательный интерес как эмоционально окрашенную потребность, прошедшую стадию мотивации и придающую деятельности человека увлекательный характер [5]. Интересным является определение, данное понятию «интерес» Т.А.Барышевой - избирательная направленность личности, обладающая побудительной силой, стимулирующая творческие проявления ребенка в освоении окружающего мира [6, с.16].
Таким образом, разные авторы с различных позиций определяют познавательный интерес, не противореча друг другу, подчеркивая разные грани этого феномена, взаимно его обогащая. Каждый из них говорит о преобладании положительных эмоций к деятельности, о мотивации к ней, потребности познать предметы и явления окружающего мира [5].
Познавательные интересы лежат в основе реализации важнейшей задачи современного образования – воспитания нравственности и гражданской позиции подрастающего поколения, его умения самостоятельно находить необходимую информацию, и использовать ее в решении жизненных проблем и ситуаций. Решение данной задачи в рамках краеведеческого образования и конкретно реализации программы «Мой любимый город» можно представить в следующей логике (рис.1):
Рис. 1
Развитие познавательных интересов становится предпосылкой эвристического изучения истории и культуры Санкт-Петербурга, которое предусматривает не просто получение ребенком готовой информации, а поиск ответов на проблемные вопросы, разрешение проблемных ситуаций, выполнение разнообразных творческих заданий, личностные впечатления от общения с городом.
Ребенок для себя сам «открывает» Санкт-Петербург, что дает возможность сформировать у него ценностное отношение к городу, которое мотивирует позитивное поведение – поведение «настоящего петербуржца».
Развитие познавательных интересов происходит в несколько этапов с использованием спектра педагогических методов и приемов, соответствующих возрастным особенностям обучающихся.
Сущностью первого этапа является пробуждение желания изучать то или иное явления, направление творчества и т.п. В области краеведения – это город с его историей, достопримечательностями, жителями. Дети вместе с педагогом ищут ответы на вопросы «Кто?» и «Что?». Ребенок знакомится с фактами.
На данном этапе развития познавательных интересов приоритетными являются информационно-познавательные методы и приемы: рассказ, объяснение, демонстрация и последующее обсуждение фрагментов видеофильмов, иллюстраций, и компьютерных презентаций, работа с картой – схемой.
Поскольку игра занимает особое место в развитии дошкольников, в ходе реализации программы активно используются игровые методы (к каждому разделу программы разработаны авторские серии дидактических игр, игр и игровых ситуаций, способствующих развитию познавательных интересов); занятия проводятся с использованием различных игровых персонажей (Почемучка, Фея Вежливости, Царь Петр и многие другие).
На втором этапе происходит расширение и углубление представлений ребенка о том или ином явлении. Ведущими на вопросами становятся «Какой?» и «Какие?». Изучая историю города, дети учатся замечать интересное и необычное.
На этом этапе активно используются ассоциативный метод («Разговор улицы», фигурки на карте) проблемно-поисковый метод (разрешение проблемных ситуаций), моделирование (создание макетов городских пространств: улиц, районов, города). Художественно-творческие методы представлены различными видами художественного творчества (стихи, загадки, рассказы о городе, рисунки, аппликации). Активно используются мотивационно-стимулирующие методы и приемы: этические и эвристические беседы, выставки детских творческих работ, открытые занятия для родителей, самооценка и взаимооценка учащихся.
На третьем этапе происходит развитие когнитивных и поведенческих проявлений познавательных интересов. Главным вопросом становится «Почему?». Детям предлагается самостоятельно решать проблемные ситуации.
Данный этап характеризуется использованием таких методов и приемов, как проблемно-поисковый («Как узнать что это?», «Где можно найти информацию?», «Придумай больше вопросов», «Сравнение достопримечательностей», «Фотографы»). К творческим методам и приемам можно отнести метод активного воображения («Разговор персонажей»), имитационный метод, («Ролевые игры» изображение скульптур Летнего сада, достопримечательностей, украшений города: сказочных существ, мостов, фонарей), виртуальные экскурсии и т.п.
На всех этапах широко используются контрольно-диагностические методы: наблюдение на занятиях, беседы с родителями, методика «Цветограмма» диагностические игры, конкурсы (рисунков, аппликаций, стихов, загадок), итоговые обобщающие игры-конкурсы, блиц-опросы.
Деление методов для каждого этапа условно. Педагогические методы могут повторяться от этапа к этапу, от раздела к разделу программы, но с различным дидактическим наполнением.
Полноценному освоению содержания изучаемого курса способствует созданная автором рабочая тетрадь «Мой любимый город. Санкт-Петербург. Первые путешествия в историю и культуру», и которая является составной частью учебно-методического комплекса к программе. В рабочей тетради представлены разнообразные задания: загадки, стихи, раскраски, ребусы, кроссворды, вопросы познавательного характера. Тематическая организация рабочей тетради соответствует учебно-тематическому плану образовательной программы. Информация об исторических и социальных фактах «погружена» в интересный для детей контекст. Формулировки заданий представлены в привлекательной, эмоционально-образной форме. Использование на каждой странице тетради игрового персонажа обеспечивает создание сквозной мотивации к выполнению заданий.
Тем не менее «кабинетные» занятия не могут заменить непосредственного контакта, живого общения с городом, способствовать полноценному развитию познавательных интересов детей. Для этого в программе «Мой любимый город» предусмотрено проведение системы экскурсий и путешествий (как очных, так и виртуальных) для «погружения» дошкольников в мир города, его прошлое и настоящее. Детей 6-7 лет нужно активно приобщать к походам в музеи, на выставки, обсуждать с ними увиденное, побуждать их к высказыванию собственного мнения, выражению эмоций. Чувство прекрасного, художественный вкус эволюционирует под воздействием музыки, танца, костюма, архитектуры, скульптуры и т.д. Несмотря на то, что дети этого возраста еще далеки от приобретения жизненного опыта, практика общения с ними доказывает, что у них есть своя, особенная, мудрость, свое видение происходящего. Дошкольники находят разнообразные средства самовыражения на холсте, в музыке или в слове, что является подтверждением стремления детей к познанию нашего города.
Занимаясь развитием познавательных интересов детей дошкольного возраста в системе дополнительного образования, нельзя забывать о семье. Первые «кирпичики» в фундамент познавательных интересов будущей личности закладываются именно в семье, в самые ранние этапы становления, когда умственное развитие ребенка идет особенно бурно. А потому так важна педагогическая грамотность родителей, характер их эстетических запросов, культурный климат в семье [4]. Для этого в помощь родителям предлагается разработанная автором серия «Прогулок выходного дня», представляющая собой краткий информационный материал о достопримечательностях и вопросы познавательного характера, которые родители и дети могут задать друг другу. Особое значение для формирования познавательных интересов дошкольников, их стремления узнавать новое и интересное из истории Санкт-Петербурга, имеют циклы занятий в Эрмитаже и Русском музее.
В ходе семейных путешествий по городу появились разнообразные семейные фото и видеоматериалы, детские рассказы, загадки, стихи и рисунки детей о своих впечатлениях.
Вот некоторые детские стихи и рассказы:
Река Нева Красивая река Нева И широка и глубока. В ней корабли Как облака. (Леня Ефремов, 6 лет) | Медный всадник А медный всадник Как охрана Стоит на берегу Невы А всадник тот Наш Петр-царь, Который строил Петербург. (Евгения Касьяненко, 6 лет) |
«Мы совершили прогулку по «Северной Венеции». Реки доставляют людям воду, помогают в тушении пожаров. По ним интересно плыть, смотреть на памятники нашего города. Я хотела бы отправиться в путешествие - доплыть до моря, увидеть водопад. Нева – красивая! Нева – широкая! Нева – прекрасная!!!» (Абрамова Ксения,6 лет).
«Мне понравилось гулять по паркам нашего города, в парках есть красивые фонтаны, большие пруды, еще в парках деревья красиво подстрижены, а цветы посажены в красивые клумбы. Но очень жалко, что в парках мало скамеек, на которых можно отдохнуть! (Горчакова Настя,6 лет).
А еще есть детские рисунки:
Горчакова Настя, 6 лет | Абрамова Ксюша, 7 лет | Карпова Катя, 7 лет |
Если юные жители Санкт-Петербурга видят таким наш город, искренне его любят и переживают за него, то они вырастут достойными гражданами своего города и своей страны.
Эффективность использования в программе «Мой любимый город» технологии развития познавательных интересов подтверждается следующими фактами:
- сформированностью у учащихся по итогам освоения программы устойчивого интереса к изучению истории родного города. Многие выпускники далее продолжают заниматься по краеведческим программам в начальной и средней школе;
- ежегодно команды учащихся, успешно освоивших программу, становятся победителями и призерами районных и городских познавательных игр-конкурсов по истории города, участвуют в районных краеведческих чтениях;
- программа успешно реализуется педагогами дополнительного образования детей других образовательных учреждений района.
Представленный опыт развития познавательных интересов учащихся на примере программы «Мой любимый город» возможно использовать применительно к другим направлениям детского творчества. Важно понимать сущность и технологическое обеспечение этапов развития познавательных интересов.
Главный же результат - позитивное отношение моих учащихся к нашему городу. Важно не только знать и любить свой город, но и необходимо научить этому своих воспитанников, а город ответит им взаимностью.
Библиографический список:
- Алифанова И.Ф. Первые шаги. - СПб: Петербургская Новая школа, 2000.
- Выготский Л.С. Обучение и развитие в дошкольном возрасте. - Москва: Академия, 1996.
- Мой любимый город. Санкт-Петербург. Первые путешествия дошкольников в историю и культуру. Пособие для педагогов дополнительного образования (Из опыта работы Дома детского творчества Красносельского района). – СПб, 2017.
- Никонова Л.Е.. Патриотическое воспитание детей старшего дошкольного возраста. - Минск: Народная Асвета, 1991.
- Понятие «познавательный интерес». Интересы младших школьников. - http://otherreferats.allbest.ru/pedagogics/00131587_0.html .(Дата обращения: 19.01.18).
- Развитие социальной креативности ребенка. Методическое пособие для специалистов дополнительного образования и воспитательных служб общеобразовательных учреждений. – СПб, 2015.
- Стратегия развития системы образования Санкт-Петербурга 2011–2020 гг. Петербургская Школа 2020. - http://www.kirov.spb.ru/dou/21/docs/programma/strateg.pdf. с.21 (Дата обращения: 18.01.18).
- Художественное развитие ребенка. - http://sonyaclub.ru/xudozhestvennoe-razvitie-rebenka/. (Дата обращения: 19.01.18).
- Щукина Г.И. Проблема познавательного интереса в педагогике. - Москва: Педагогика, 1971.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2013/02/11/picture-200397-1360561654.jpg)
Статья "Организация проектно – исследовательской деятельности как необходимое условие развития познавательного интереса детей старшего дошкольного возраста".
Организация проектно – исследовательской деятельности как необходимое условие развития познавательного интереса дошкольников" послужит помощью в работе воспитателям....
![](/sites/default/files/pictures/2017/05/22/picture-308559-1495473690.png)
"Этнокультурные традиции в развитии познавательных интересов детей старшего дошкольного возраста"
Основной задачей работы по этнокультурному компоненту мы считаем формирование познавательного отношения к своей семье, городу, республике, стране, к природе родного края, к культурному наследию своего...
![](/sites/default/files/pictures/2013/06/18/picture-267752-1371548875.jpg)
Развитие познавательного интереса детей старшего дошкольного возраста
В данной статье рассматриваются особенности развития познавательного интереса у детей старшего дошкольного возраста....
![](/sites/default/files/pictures/2014/12/15/picture-540340-1418670927.jpg)
Этнокультурные традиции в развитии познавательных интересов детей старшего дошкольного возраста
Необходимость этнокультурного воспитания ясна всем. Национальная культура - незаменимое средство эстетического, нравственного, патриотического воспитания дошкольников. Оно дает возможность ребенку поз...
Развитие познавательного интереса детей старшего дошкольного возраста.
Презентация для родителей...
![](/sites/default/files/pictures/2016/09/09/picture-813811-1473430793.jpg)
Советы для будущих воспитателей по развитию познавательного интереса детей старшего дошкольного возраста
Для успешного формирования познавательного интереса старших дошкольников в процессе медиаобразования необходима реализация следующих результативных условий: общение ребенка с взрослым человеком – педа...
Развитие познавательного интереса детей старшего дошкольного возраста с ФФНР через проектно-исследовательскую деятельность
формирование у дошкольников способности самостоятельно и творчески осваивать способы познания окружающей действительности через организацию проектно-исследовательской деятельности....