Конспект занятия по познавательному развитию в старшей группе «День народного единства»
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа)

Стыдова Ольга Николаевна

Занятие направлено на приобщение детей к истории России, ознакомление с Всероссийским праздником "Днем народного единства"

Скачать:


Предварительный просмотр:

Конспект занятия по познавательному развитию в старшей группе «День народного единства»

Составил воспитатель МАДОУ «Курманаевский детский сад №1 «Теремок» Стыдова О.Н.

Цель: приобщение детей к истории России.

Задачи: 1.  Знакомить детей с Всероссийским праздником – День Народного Единства; обобщать и систематизировать знания о России и о государственных символах; расширять  знания детей о народах, населяющих Россию.

2. Развивать зрительное внимание и память, творческое воображение; закреплять названия и группы деревьев,  растущих в России; расширять и закреплять имеющиеся знания детей об искусстве и истории.

3. Воспитывать любовь к Родине, гражданско-патриотические чувства; воспитывать у детей активность и внимательность на занятиях и желание говорить правильно и красиво.

Словарные слова: «Единение, символическая, триколор, МНОГОНАЦИОНАЛЬНАЯ»,

Предварительная работа: знакомство с государственными и традиционными символами России, рассматривание иллюстраций на тему «Моя Родина», «Моё село», чтение стихов про флаг-триколор, герб, про родину, беседы на тему «Моя Россия», «Что родиной зовётся», знакомство с русской народной культурой и бытом.

Оборудование:  колокольчик;  картонные полоски трёх цветов (белого, красного, синего) одинаковой ширины и длины;  флаг России; иллюстрация с изображением герба России; фото президента России, набор картинок с изображением деревьев лиственных и хвойных (2 -3 экземпляра) ; картонный листочек дерева с загадкой; набор карточек «Национальные костюмы России»; фоторепродукция дома правительства, Красной площади. Музыкальное сопровождение: аудиозапись гимна России

                                          Ход  занятия.

Организационный момент:  Воспитатель в русском народном костюме:

Колокольчик, мой дружок, Собери детей в кружок (звонит)

Начинаем мы играть. Про Россию вспоминать. Дружно за руки возьмемся,  и друг другу улыбнемся! Ребята, как вы думаете, почему я сказала, что именно про Россию мы будем вспоминать?

Ответы детей.

Воспитатель: приближается торжественный праздник. Праздник нашей страны, нашей с вами большой Родины. Как она называется? (Россия) Верно. А праздник называется ДЕНЬ НАРОДНОГО ЕДИНСТВА РОССИИ. Он отмечается 4 ноября. А что такое «ЕДИНСТВО»?  Как вы понимаете это слово? Ребята, слово «Единство» - значит  «Единый», т. е. одно целое, нераздельное.  Раз мы с вами говорим о России, вот наша страна и есть целая, нераздельная, единая, объединённая одной целью, одним законом, под одними символами. Единение – это когда все люди вместе.

Давайте проведем эксперимент.

Экспериментирование: предлагается одному ребенку разломать веник напополам (у ребенка не получается),  затем предлагается каждому ребенку взять по одной веточки и сломать её.

Воспитатель проводит аналогию: когда мы все вместе, дружны и едины, нас нельзя победить, если же мы будем одни, как одна веточка, то победить нас будет легко.

Предлагаю вам поиграть в игру – «Путешествие по уголкам России». 

А предлагаю я вам полетать на ковре - самолёте.  – Вы согласны? Итак, располагаемся уютно на нашем  ковре  (дети вместе с воспитателем садятся на ковёр). Полетели. Повторяем наши заводные - ключевые слова:

ЧУ – чу-чу, я лечу, всё на свете знать хочу.

Им-им-им, мы летим, всё на свете знать хотим.

Пролетели чрез моря, горы, реки и поля. Мы снижаемся! Земля!

Вижу станцию. Это станция «Символическая».

Повторите. (Символическая)  Приземляемся. (На столе разбросаны полоски трёх цветов: белого, красного, синего)

Воспитатель: Посмотрите, ребята, здесь какие-то полоски разбросанные. Предлагаю навести порядок. Вот только какой порядок? Как станция называется? А путешествуем мы по какой стране?

Ответы детей: По России.

Воспитатель: Значит, нам нужно навести порядок  в чем? в символах России. А какие мы с вами знаем символы нашей страны?

Ответы детей (флаг, герб и гимн) .

Воспитатель:  Кто догадался, что мы можем собрать из цветных полосок?

Ответы детей (флаг России-триколор) .

Воспитатель: Почему его называют ТРИКОЛОР? (Флаг имеет три цвета. «Колор» – иностранное слово, переводится,  как «цвет».) Послушайте стихотворение: 

Флаг России – триколор, Три полоски ловит взор.

Белый цвет – берёзка,

Синий – неба цвет.

Красная полоска – Солнечный рассвет.

Воспитатель: Теперь попробуем собрать флаги-триколоры.

Д/игра «Собери флаг»

Воспитатель: Здорово! Мы собрали с вами флаги России. Навели порядок. А эта иллюстрация, что обозначает?

Дети: ответ детей.

Воспитатель: Да, это герб России. Может кто-то сможет описать герб? Что на нем изображено?

Ответы детей.

Воспитатель: Послушайте мой рассказ: Орёл – символ непобедимости и силы. Двуглавый орёл, охраняя государство, смотрит на запад и на восток. Корона на голове орла символ законности, означающий, что страна живёт по законам чести и справедливости. В одной лапе орла скипетр – эмблема власти. В другой лапе – золотой шар-держава – символ могущества страны. Слово «МОГУЩЕСТВО» означает большая сила, власть, влияние. На груди у орла красный щит с изображением русского святого Георгия Победоносца, колющего копьём змея. Святой Георгий – символ добра, змей – это зло. То есть, добро всегда побеждает зло. Запомните, ребята. И так, порядок на станции «Символическая» наведён!

Отправляемся дальше. (Воспитатель приглашает детей сесть на ковёр-самолёт) Заводим наш ковёрсамолёт ключевыми-заводными словами (вместе с детьми) :

ЧУ – чу-чу, я лечу, всё на свете знать хочу. Им-им-им, мы летим, всё на свете знать хотим. Пролетели чрез моря, горы, реки и поля. Мы снижаемся! Земля!

 Воспитатель: Вижу станцию. Станция «Зелёная». Смотрите, ребята, какой-то листок. От какого он дерева, кто догадался? Верно, от березы. На нём что-то написано:

Его весной и летом Мы видели одетым, А осенью с бедняжки  сорвали все рубашки. Нас много здесь. Мы просим вас, Верните лес, разделите нас. (Дерево) .

Воспитатель: Кто это или что это просит нас о помощи? Вы отгадали загадку? Правильно! Это дерево. Воспитатель: Россия – страна богатая лесами. Какие деревья нашей страны вы знаете? (Тополь, клен, сосна, ель, береза, рябина). Ребята, на этой станции тоже необходимо навести порядок. Нашей родине нужны леса. Леса бывают хвойные и лиственные. Предлагаю поиграть в игру «Лиственные – хвойные» Разделите деревья на две группы и посадите лес хвойный и лиственный. (Клен, береза, дуб – лиственные; хвойные – ель, сосна) .

 Воспитатель: Мы молодцы! Помогли деревьям. Навели на станции «Зелёная» порядок. Полетели дальше. Пилот, заводи самолёт:

ЧУ – чу-чу, я лечу, всё на свете знать хочу. Им-им-им, мы летим, всё на свете знать хотим. Пролетели чрез моря, горы, реки и поля. Мы снижаемся! Земля!

Воспитатель: Интересно, что же это за станция. Приземляемся? Станция «Музейная».

Воспитатель: Ребята, я не зря сегодня нарядилась в это платье. Как вы думаете, какой на мне надет костюм? (Русский народный)  Посмотрите,  какое на мне нарядное платье! А ленточка на голове какая яркая и красивая. Так наряжались в старину.

Ребята, обратите внимание на доску. Что вы здесь видите? (Ответы детей)

Воспитатель: этот стенд предлагает нашему вниманию изображения людей в национальных костюмах. Здесь и русские, и татары, и казахи, и белорусы и многие другие  (указывает на костюмы). Ведь на территории нашей страны проживают многие национальности. Наша родина – МНОГОНАЦИОНАЛЬНАЯ. Ребята, попробуйте повторить это слово. (Дети повторяют вместе с воспитателем). А поможете мне найти картинку с изображением русского костюма? Да, верно. У любого народа есть свои традиции, обычаи и национальная одежда. В старые времена не было швейных фабрик, и люди сами вручную шили себе одежду. Русский национальный костюм всегда был красив. У мужчин, парней и мальчиков это была рубашка – косоворотка, т. е. с косым воротом, широкие штаны на манжете внизу и подпоясывались мужчины кушаком-поясом, широкой лентой. А у девочек и женщин был красиво расшитый сарафан, на голове – кокошник, украшенный разными узорами из золотых ниток и бусин, или самотканый – сами ткали – разноцветный платок. Посмотрите, а здесь еще предметы русского быта с народными промыслами, которые известны во всех странах. Только у нас в России,  есть матрёшки, деревянная  и глиняная посуда, расписная разной росписью: хохлома, гжель, дымковская. Самовар – это тоже символ России. На картинке балалайка – русский народный музыкальный инструмент и берёзка белоствольная – тоже символ России. Как богата наша страна. Сколько ещё в ней интересного!

Воспитатель: Но нам пора улетать. Мы многое узнали. Скорее садимся на  ковёр-самолёт и летим:

ЧУ – чу-чу, я лечу, всё на свете знать хочу. Им-им-им, мы летим, всё на свете знать хотим. Пролетели чрез моря, горы, реки и поля. Мы снижаемся! Земля!

Воспитатель: Ребята, мы прилетели к Дому Правительства. Где он находится? (В Москве – столице нашей Родины) А кто же президент или глава нашего государства? (Владимир Владимирович Путин).  Хорошо, молодцы.

А в Доме Правительства сейчас начинается собрание. И звучит ещё один государственный символ нашей Родины – это гимн России. Гимн полагается слушать стоя. Давайте и мы с гордостью послушаем и подпоем наш гимн.

Воспитатель: Ребята! Нам пора возвращаться в детский сад. Эй, ковёр-самолёт собирай нас всех в полёт. Пролетели чрез моря, горы, реки и поля. Возвращаемся! Земля!  

И вот мы прилетели в детский сад. Вам понравилось путешествие? А, где мы путешествовали с вами? (По России). Какой скоро будет праздник? (День Народного Единства). Хорошо, молодцы, ребята, и как знатокам истории, культуры русского народа, я хочу подарить вам вот такие медальки.

Ребята, давайте посмотрим друг на друга, улыбнёмся и не будем забывать, что мы с

вами – россияне, народ очень мудрый, терпеливый и добрый.

Берегите Россию,  

Без неё нам не жить!  

Берегите её,

Чтобы вечно ей быть

Нашей правдой и силой,  

Всею нашей судьбой.

Берегите Россию -  Нет России другой!

 

   

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект непосредственно - образовательной деятельности по познавательному развитию в подготовительной группе «День народного единства».

- закреплять представление о том, что наша страна огромная, многонациональная, называется РФ, Россия;- закреплять знания о географическом положении страны на карте;- расширять представление о государс...

Конспект занятия по познавательному развитию в старшей группе "День защитника Отечества"

Тема недели «Наша армия».Конспект занятия  по познавательное развитие в старшей группе.Тема: «День защитника Отечества».Цель:активизация и развитие словарного запаса и гра...

Конспект занятия по познавательному развитию в старшей группе «День науки».

Конспект занятия по познавательному развитию в старшей группе «День науки»....

Конспект НОД по познавательному развитию в МЛАДШЕЙ группе «День народного единства – путешествие на ковре-самолете»

Конспект НОД по познавательному развитию в МЛАДШЕЙ группе «День народного единства – путешествие на ковре-самолете»Мукина О.П. Воспитатель первой квалификационной категор...

Конспект занятия по познавательному развитию в средней группе «День народного единства»

Конспект занятия  по познавательному развитию в средней группе «День народного единства»...

Конспект занятия по познавательному развитию в старшей группе "День Победы»

Цель: Сформировать знания у детей о празднике " День Победы".Задачи:Познакомить детей с праздником "День Победы" и рассказать о том, как защищали свою страну русские люди годы Вели...

Конспект непосредственно - образовательной деятельности по познавательному развитию в старшей группе «День народного единства»

Конспект непосредственно - образовательной деятельности   по познавательному  развитию  в  старшей группе  ...