Конспект занятия по познавательному развитию в старшей группе «День науки».
методическая разработка (старшая группа) на тему

Савчук Наталья Владимировна

Конспект занятия по познавательному развитию в старшей группе «День науки».

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_poznanie.docx28.29 КБ

Предварительный просмотр:

   Конспект занятия по познавательному развитию в старшей группе «День науки».

Тема:         

Растения – хищники и опасные насекомые.

 Цель: развивать познавательную активность, вызвать желание выступать перед сверстниками.

Задачи:

  1. Уточнить и расширить  знания детей о многообразии мира растений и насекомых; познакомить с растениями-хищниками.
  2. Формировать у детей навыки безопасного обращения с объектами живой природы.
  3. Развивать воображение, память, монологическую речь, умение делать выводы и умозаключения, умение задавать и отвечать на вопросы.
  4. Формировать и развивать навыки взаимодействия со сверстниками; умения договариваться; распределять действия при сотрудничестве; делиться впечатлениями от выполненной работы.
  5. Воспитывать доброжелательное отношение детей друг к другу.

Тип:

 Комплексное, итоговое

Методы:

Наглядные, словесные, информационно-рецептивный, проблемное изложение, интерактивный, практический.

Виды детской деятельности:

Двигательная пауза, творческая игра, речевые ситуации, рассказывание, просмотр фрагмента  мультфильма , защита презентации.

Материалы и оборудование:

 Интерактивная доска, мольберты, ватманы, восковые мелки, академические шапки, грамоты, медали.

Ход занятия.

  1. Вступительная беседа.

Воспитатель: Мы с вами много узнали о  растениях и насекомых .Почему они растут и зачем нужны людям. Дорогие  друзья,  а сейчас  я  хочу  пригласить вас  в  мир  удивительных  знаний! Внимание на экран.

  1. Сюрпризный момент.

На экране появляется Незнайка:

-Почему трава растет?

 С неба дождь рекою льет?

Почему иголки у ежа и иголки есть у елки?

Дым клубится почему?

 Ну, никак я не пойму!

Звезды ночью лишь горят...

Днем они, наверно, спят?

С этим "почему?" обратится мне к кому?

Воспитатель:

- Незнайка, я знаю к кому обратиться. В нашей группе ребята - настоящие маленькие ученые. Они много знают и очень интересно рассказывают. Это Всеволод Груздев и Александра Сорокина. Приглашаем ребят

  1. Игровой прием.

На экране появляется академическая шапка

- Может, я не хороша,

Но по виду не судите,

Шляпы нет умней меня 
Хоть полмира обойдите. 

Воспитатель:

_ Ребята, вы знаете, что это за шапочка? Эта шапка ученого.

Саша и Сева, надевайте эти шапочки.

  1. Просмотр презентации «Растения хищники», в сопровождении рассказа ребенка старшей группы Севы Груздева.

Воспитатель: Некоторые цветы и растения настолько необычны и удивительны, что кажется, выросшие на другой планете и случайным образом попавшие к нам.

Всеволод познакомит нас с самыми уникальными интересными растениями нашей планеты.

Сева:

-Это венерина мухоловка. У нее есть чувствительные волоски. Когда муха садится на цветок она задевает эти волоски. Как только волоски прикоснутся друг к другу дважды - ловушка сработает и будет закрыта в течение нескольких дней, пока добыча полностью не переварится, Цветок отмирает, когда в него попадает 3 насекомых.

-Это - саррацения.  У нее ловушками являются их листья-кувшины, которые сверху прикрыта «козырьком», верхняя часть кувшина выделяет сладкий нектар, который привлекает насекомых. У  саррацении внутренняя часть у кувшина вся покрыта волосками направленными вниз. Они очень скользкие, что даже паук с его умением вбираться на любую поверхность, не в состоянии выползти. Сарацения привлекает насекомых своей окраской и сладким нектаром, выделяемым кувшином, при попытке попробовать нектар насекомое сваливается внутрь кувшина и там тонет в пищеварительной жидкости.

- Это росянка. На ней капельки похожи на росу.  Насекомые,  думая, что это настоящая роса, прилипают. После того, как насекомое поймано, края листа закрываются, охватывая его целиком. 

-Это непентес.

У него видоизмененные листья, они покрыты изнутри мельчайшими восковыми чешуйками, не позволяющими насекомому найти опору, чтобы выбраться из ловушки. Насекомые, привлечённые нектаром и яркой окраской кувшинчика, соскальзывают по гладкому краю ловушки внутрь и тонут в жидкости, которая содержит органические кислоты и пищеварительные ферменты, выделяемые желёзками на дне кувшинчика. А это скатный непентес он может переварить даже крысу любого размера.

  1. Художественное слово:

Воспитатель:

Что за луг без мотыльков,
Мошек, блошек, комаров,
Таракашек и  жучков,
Разноцветных паучков,                       
Пчёлок на цветочках,
Муравьёв на кочках?! (Л. Макарова)

  1. Рассказ воспитателя: Любое насекомое, независимо от его размера и роли в природе, при внимательном изучении оказывается бесконечно интересным и занимательным.

Они привлекательны и удивительны, они малозаметны из-за своих крошечных размеров и разнообразны, наши знания о них, к сожалению, очень и очень скудны, но их влияние на нашу жизнь огромно. Как в капле утренней росы искрится и переливается всеми красками огромное солнце, так и в любом крохотном жучке, в любой невзрачной букашке отражается богатство, красота и бесконечное разнообразие огромного мира насекомых.

  1. Физкультминутка:

Вот такая стрекоза,

(встань на носки, руки вверх через стороны).

Как горошины, глаза.

(Соединить  указательный и большой пальцы обеих рук в круг, приставить к глазам («очки»).

А сама, как вертолет,

(повороты в стороны).

Влево, вправо, назад, вперед.

(Вращения предплечьями назад-вперед с полуповоротом налево-направо; наклоны в стороны).

И на травушке- роса,

(приседание).

И на кустиках роса.

(наклон вперед, прогнувшись).

Мы ладошки отряхнули,

(хлопки перед собой, руки поочередно вверх-вниз).

Улетела стрекоза.

(мелкие частые движения кистями, руки в стороны)

Попрыгунья испугалась,

Только песенка осталась.

(руки за голову, наклоны влево-вправо, ладони сложить рупором и петь: «Д-з-з-з»).

  1. Просмотр презентации «Растения хищники», в сопровождении рассказа ребенка старшей группы  Александры Сорокиной.

- Это каракурт.  Его называют Черной Вдовой. Он привлекает красивым брюшком, которого так и хочется потрогать, но не стоит этого делать, потому что яд каракуртов немедленно вас убьет.  Это один из самых ядовитых  пауков  на планете.

- Это Муравей Пуля.  Обладают сильнейшим ядом, превосходящим по силе воздействия яда любой осы или пчелы.  Он с такой силой кусается как будто  выстрел из пистолета.

- Японский шершень – очень агрессивный и злой. Он летает со скоростью машины и целится своей жертве в глаза. Жертвой Японского шершня может стать человек.  Самый большой шершень в мире.

- Моль-кокетка – волосатая гусеница как мягкая игрушка, но на самом деле она ядовитая и у нее под волосками есть шипы, в которых содержится яд. Шипы крайне ломки и остаются в коже после прикосновения.

  1. Награждение ребят почетной грамотой и медалью за активное участие в проекте «День знаний».
  2. Художественное слово:

 Воспитатель:

- Отчего зацвел цветок? - 
Мальчик спрашивает мать. 
- Оттого, что мы цветок 
Не ленились поливать (Ф. Троицкий)

11. Игра «Хорошо - плохо»

Я вам расскажу ситуацию. А вы ответите хорошо или плохо это и почему:

- ребята поливают цветы (хорошо – цветы нуждаются в поливе);

-ребята ломают веточки (плохо – растения живые, они приносят пользу);

- ребята поливают цветы горячей водой ( плохо – поливать надо водой комнатной температуры);

- ребята ставит цветы на подоконник, ближе к солнцу (хорошо – растениям необходим свет, плохо – некоторые цветы нельзя ставить на прямом солнце);

- ребята поставили цветы в холодильник (плохо – цветам необходимо тепло);

- ребята ловят насекомых (плохо – насекомые приносят пользу, некоторые насекомые опасны);

- ребята фотографируют природу (хорошо – для воспоминаний и возможности показать кругу красоту природы);

- ребята сажают много цветов (хорошо – будет красиво и привлекают насекомых);

  1. Художественное слово:

В мире цветов так тепло и прохладно.
Целый букет ароматов и звуков… 
Каждый цветок – он по-своему нарядный… 
В форме изысканных праздничных кубков. 

В мире цветов я желала б остаться,
Стать героиней рассказов и сказок, 
Чтоб красотой каждый день любоваться, 
Слиться с гармонией света и красок. (Л. Кузьминская)

13.  Вопрос поискового характера.

- Скажите, где бы вы высадили  цветы? (ответы детей)

  1. Физкультминутка (музыкальное сопровождение)

Стихи про цветы «Почему? (А. Ахундова) 

Почему на голове                ( поднимаем и опускаем плечи)    
Не растут цветочки? 
Ведь растут они в траве   ( руки вытянуть перед собой, плавные движения кистей)      
И на каждой кочке! 
Если волосы растут,          ( руки поднять вверх «фонариками»)
Значит, их сажают… 
А сажать цветочки тут мне 
Не разрешают! 
Почему не сделать так:       (изображение движения ножницами над головой)
Срезать все кудряшки, 
На макушку – красный мак, 
А вокруг – ромашки!.. 
… Вот была бы голова!       (маршируем на месте)
Голова что надо! 
Лес, цветы, грибы, трава… 
Тишина. Прохлада.

  1.  Демонстрация фрагмента мультфильма  «Дядюшка Ау»

На экране появляется  Незнайка

 

- у меня есть друг, дядюшка Ау. Однажды с ним приключилась история. Сейчас я вам ее покажу.

  1. Вопросы:

- Как называлось необычное растение Дядюшки Ау?

-Чем поливал Дядюшка Ау свое растение?

- Почему Дядюшка Ау прятался от своего растения?

17. Игра-рисование «Придумаем необычное растение».

Ребята делятся на две команды, каждая придумывает и рисует необычное растение, необходимо придумать  название и рассказать о нем.

  1. Рефлексия:

Воспитатель:

-Ребята, что вам понравилось в нашем мероприятии?;

-Что нового вы узнали?;

- О чем бы вы хотели еще узнать ?;

- Кто из вас желает в следующий раз рассказать  необычные факты.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по познавательному развитию в старшей группе по программе Радуга "День и ночь".

Конспект непосредственной образовательной деятельности по познавательному развитию «День и ночь».Цели занятия: развивать интерес к астрономии, закреплять элементарные представления об астрономии ...

Конспект занятия по познавательному развитию в старшей группе "День защитника Отечества"

Тема недели «Наша армия».Конспект занятия  по познавательное развитие в старшей группе.Тема: «День защитника Отечества».Цель:активизация и развитие словарного запаса и гра...

конспект НОД по познавательному развитию в старшей группе "День защитника Отечества"

конспект НОД по познавательному развитию в старшей группе "День защитника Отечества"...

Конспект занятия по познавательному развитию в старшей группе на основе чтения произведений познавательной литературы Тема: «Железная дорога по рассказу Б. Житкова "Что я видел"»

Конспект занятия по познавательному развитию в старшей группе на основе чтения произведений познавательной литературыТема: «Железная дорога по рассказа Б. Житкова "Что я видел"»Ц...

Конспект занятия по познавательному развитию в старшей группе "День Победы»

Цель: Сформировать знания у детей о празднике " День Победы".Задачи:Познакомить детей с праздником "День Победы" и рассказать о том, как защищали свою страну русские люди годы Вели...

Конспект занятия по познавательному развитию в старшей группе «День народного единства»

Занятие направлено на приобщение детей к истории России, ознакомление с Всероссийским праздником "Днем народного единства"...