Занятие по экспериментированию в кружке "Научная лаборатория"
опыты и эксперименты по окружающему миру
ЗАНЯТИЕ №1 «ЮНЫЕ ЛАБОРАНТЫ» «Экскурсия в детскую лабораторию»
Уточнить представление о том, кто такие ученые (люди, изучающие мир и его устройство), познакомить с понятиями «наука» (познание), «гипотеза» (предложение) о способе познания мира — эксперименте (опыте), о назначении детской лаборатории; дать представления о культуре поведения в детской лаборатории.
Материалы и оборудование: игрушка дед Знай, баночка с водой, бумажные полотенца, стакан с водой, в которую добавлены чернила; сельдерей, духи или ванилин, яблоко, барабан, металлофон, мяч.
Введение персонажа УЧЕНЫЙ
СЛАЙД( Лаборатория)
Дети читают табличку «Детская лаборатория». В лаборатории детей встречает ученый, здоровается, знакомится с детьми. Я — хозяин лаборатории.
Что необычного вы видите в моем наряде? Почему я так одета? Что понравилось в лаборатории? О чем бы вам хотелось меня спросить? Я— ученый. Как вы думаете, чем занимаются ученые? Ученые занимаются наукой. А что такое наука? Наука — это познание. Это изучение различных предметов, явлений. Что могут изучать ученые?
Ученые много знают, потому что много читают, работают, думают, стремятся узнать что-то новое и рассказать об этом всем. У ученых много книг. Воспитатель рассказывает об ученых: «Ученые — это люди, изучающие наш мир и его устройство. Они задают себе вопросы, а затем пытаются ответить на них».
СЛАЙД( ЛОМОНОСОВ)
Все вместе рассматривают портрет ученого с краткой информацией о них. Портрет какого ученого вы видите в нашей лаборатории? Что вам известно о М. В. Ломоносове?
Михаил Васильевич Ломоносов (1711–1765) — первый русский выдающийся учёный, профессиональный исследователь природы: физик, химик, географ, металлург, математик и астроном.
(Вспоминают предварительные беседы об этом ученом.)
Как вы думаете, как же ученые находят ответы на свои вопросы? Ученые наблюдают за происходящим в мире. Что такое наблюдение? Наблюдение — это один из способов изучения мира вокруг нас. Для этого необходимы все органы чувств. Какие у нас с вами органы чувств?
Игра «Нюхаем, пробуем, слушаем, видим, ощущаем».
При проведении экспериментов ученые записывают, зарисовывают все, что происходит. Я приглашаю вас стать моими помощниками. Мы тоже будем с вами проводить эксперименты и будем все записывать в свои научные тетради. Так что такое эксперименты? Эксперименты — это опыты, которые проводят ученые, чтобы убедиться в правильности своих предположений или гипотез. При проведении экспериментов ученые пользуются разными приборами, предметами: и острыми, и стеклянными. Как вы думаете, какие правила надо соблюдать, работая в лаборатории? Какие из них надо соблюдать нам с вами?
СЛАЙД (БЕЗОПАСНОСТЬ)
Я вам покажу и расскажу эти правила, а в группе вы нарисуете к ним картинки и затем повесим их в лаборатории, чтобы не забывать.
Проведение эксперимента.(банки с водой,салфетки,краска,сельдерей)
Я обращаюсь к детям: «Дети, как вы думаете, может ли вода подниматься вверх? Вот сейчас мы это и проверим. Возьмите баночки с водой, опустите в воду бумажную полоску. Что происходит? А как растения пьют воду?» Я беру стебель сельдерея, опускаю в чернильную воду: «А теперь эту банку с сельдереем возьмите в группу и через три дня посмотрите и зарисуйте, что произошло, а когда придете ко мне в следующий раз, расскажете».
---------------------------------------------------------------------------------------------------
Конспект №2
«Волшебные стеклышки»
Программное содержание : Познакомить детей с приборами для наблюдения — микроскопом, лупой, подзорной трубой, телескопом, биноклем; объяснить, для чего они нужны человеку.
Материалы и оборудование: лупы, микроскопы, различные мелкие предметы, мелкие семена фруктов, овощей, листья деревьев, растений, кора деревьев, картинки с изображением клюва птицы, глаза лягушки под лупой.
На столе — микроскоп, лупы.
Что сегодня Я приготовила для вас? Какие из этих приборов вам знакомы? Для чего нужны эти приборы? Как вы думаете, что появилось раньше — лупа или микроскоп?
СЛАЙД (ЛУПА)
Знакомство с лупой.
Я: Людям всегда хотелось рассмотреть некоторые вещи поближе — лучше, чем это видно глазом. Стекло люди научились делать тысячи лет назад. Но даже у стекольных дел мастеров стекла вначале получались мутноватыми. И они заменяли стекло... камнем. Да-да, прозрачным камнем — отшлифованным горным хрусталем. Получалось круглое стеклышко — линза. А позднее линзы научились делать из стекла. Сначала появилась лупа. С помощью лупы ученые увидели то, чего не могли разглядеть раньше: строение цветка растения, ножки, усики и глазки насекомых и многое другое.
Выполнение практического задания
Посмотрите и зарисуйте, какими вы видите в лупу листья, кору деревьев.
Дети рассматривают, зарисовывают.
Слайды лягушка,птица,бабочка(дети отгадывают сами)
После этого им предлагается посмотреть на картинки и отгадать, что ученые рассматривали с помощью лупы.
СЛАЙД (Микроскоп)Знакомство с микроскопом.
Позже появился микроскоп. Мы рассматривали в лупу, и маленькое становилось большим. В лупе только одно стеклышко, а если взять 2—3 стеклышка, они станут увеличивать сильнее. Все самое крохотное они сделают большим, видимым. Где же это волшебное стеклышко в микроскопе? Как нужно пользоваться микроскопом?
Дети вместе рассматривают строение микроскопа: окуляр, трубку, объектив, предметный столик, зеркало.
Эксперимент с капелькой.
Если ученому надо разглядеть под микроскопом каплю воды, он берет стеклышко, капает на него воду, кладет стеклышко на столик, прижимает глаз к верхнему концу трубки — окуляру, зажигает рядом настольную лампу и начинает поворачивать зеркальце. Когда луч света от лампы снизу осветит капельку, ученый увидит... Что он увидит? Посмотрите сами
СЛАЙД(ВОДА)
Что мы увидели? (Настоящее море, что-то плавает.)
Мы помним, что в неочищенной воде могут плавать частички грязи, растений, разные живые существа
СЛАЙД (грязная вода)
. Поэтому сырую воду пить нельзя — можно заболеть.
(Слайд лист под микроскопом)
Рассмотрите листья растений под микроскопом, зарисуйте все, что увидите.
Выполнение практического задания
Дети рассматривают листья растений и зарисовывают увиденное.А теперь рассмотрите все, что вам интересно.
Итог. Где еще применяются такие же волшебные стеклышки, как у лупы и микроскопа ? Ученые-астрономы используют телескоп для наблюдений за небесными светилами. Моряки используют бинокль для наблюдения за морем. Через бинокль, подзорную трубу далеко видно. А если у вас есть дома бинокль ,то можете понаблюдать на прогулке. Все, что вы увидите, вы нарисуете и принесете в нашу Лабораторию.
Занятие окончено
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект занятия - экспериментирования "Путешествие в лабораторию тепла и света"
Тема: «Путешествие в лабораторию тепла и света»Программное содержание: продолжать знакомить детей с материалами, из которых изготовлены различные вещи: какие из них хорошо проводят тепло.Р...
Конспект занятия по экспериментированию на тему «В лаборатории профессора Почемучкина» в средней группе.
Цель: развивать познавательную активность в процессе экспериментирования....
Конспект занятия по экспериментированию в средней группе «Волшебная лаборатория»
Предварительная работа: опыты с магнитом, игры с магнитной доской и магнитными буквами, исследовательская деятельность дома «Что притягивает магнит?»Материал и оборудование: магниты н...
Занятие по экспериментированию в средней группе дошкольного отделения « Свойства воды: лаборатория Бабы Яги»
Сценарий открытого занятия по экспериментированию для детей 4-5 лет, целью которого является расширение знаний дошкольников о воде, знакомство с такими характеристиками воды, как прозрачность, от...
Конспект занятия по экспериментированию в средней группе «В лабораторию к профессору Почемучкину»
С целью развивать познавательную активность детей в процессе экспериментирования:1. воспитывать интерес и желание детей расширять свой кругозор;2. воспитывать любознательность, взаимопомощь,3. во...
Конспект занятия по экспериментированию в средней группе «Волшебная лаборатория»
Конспект занятия по экспериментированию в средней группе«Волшебная лаборатория»Интеграция образовательных областей: познавательное, речевое, социально-коммуникативное развитие....
Конспект занятия по экспериментированию на тему : «Волшебная лаборатория»
Конспект занятия по экспериментированию на тему : «Волшебная лаборатория»...