Проект «Метеостанция в ДОУ»
методическая разработка по окружающему миру
Большинство современных детей редко общается с природой. Экологическое образование начинается со знакомства с объектами ближайшего окружения, с которыми ребенок сталкивается каждый день.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
meteostantsiya.docx | 26.17 КБ |
Предварительный просмотр:
Проект «Метеостанция в ДОУ»
Воспитатель МБДОУ№21
Аршинцева И.В.
Большинство современных детей редко общается с природой. Экологическое образование начинается со знакомства с объектами ближайшего окружения, с которыми ребенок сталкивается каждый день. В любом населенном пункте можно найти интересные для наблюдений природные объекты: деревья, травы, насекомых, птиц. Огромную роль в экологическом образовании детей дошкольного возраста играет практическая, исследовательская деятельность в природных условиях. Изучать их можно в процессе проектно-исследовательской деятельности. Считается, что, если ребенок хотя бы раз в дошкольном возрасте участвовал в исследовании окружающих объектов, то успех в дальнейшей учебе в школе обеспечен. Ведь в процессе детского исследования ребенок получает конкретные познавательные навыки: учится наблюдать, рассуждать, планировать работу, учится прогнозировать результат, экспериментировать, сравнивать, анализировать, делать выводы и обобщения, словом развивает познавательные способности. Поэтому детям предоставляется дополнительная возможность приобщиться к исследовательской работе, как к ведущему способу познания окружающего мира. Одним из важных условий реализации системы экологического образования в дошкольном учреждении является правильная организация развивающей предметной среды.
В нашем ДОУ возникла проблема экологической воспитанности ребенка как результат педагогически грамотного приобщения ребенка к экологической культуре и появился проект создания на территории детского сада метеостанции.
Вид проекта: информационно-экспериментально- исследовательский.
Возраст детей, на которых рассчитан проект: 4-7 лет (средняя, старшая и подготовительная группа)
Продолжительность проекта: долгосрочный (Май 2018г. – май 2021г.).
Цель создание предметно - развивающей среды для познавательной и исследовательской деятельности дошкольников, формирование элементарных представлений о погоде и ее значении в жизни человека.
Задачи:
- познакомить с профессией метеоролога;
- формировать представление о значении погоды в жизни человека, растительного и животного мира (народные приметы о погоде);
- познакомить детей с приборами – помощниками: термометром, флюгером, дождемером, барометром, компасом, гигрометром, ветряным рукавом;
- обучение детей снятию показаний приборов, сравнению их между собой;
- формировать представления о четырех частях света;
- познакомить детей с назначением метеорологической станции, с метеодомиком и ее содержимым;
- привлечение родителей к изготовлению метеоприборов для наблюдения за погодой.
Этапы проекта:
1. Подготовительный этап: анкетирование для выявления потребности субъектов образовательного процесса и степени их готовности реализовать педагогический проект; сбор, анализ, подбор необходимых информационных источников по теме проекта; была изучена литература по созданию метеоплощадки на участке детского сада; ознакомились с опытом других педагогов; мониторинг уровня знаний детей на тему погодных условий и заинтересованности их в более углубленном изучении; выдвижение гипотезы проективной деятельности по теме; разработка проектной деятельности.
2.Основной этап: структурирование необходимого собранного информационного материала; сбор ресурсов для реализации проекта; постройка совместно с родителями и детьми метеорологической станции на участке; проведение экспериментально-исследовательской деятельности детей.
3. Заключительный этап: подведение итогов, оценка эффективности проекта, рефлексия, итоговый мониторинг уровня знаний детей.
Предполагаемые результаты:
• развить умение работать с приборами, составлять прогноз погоды на ближайшее время;
• иметь простейшие представления о температуре воздуха, о давлении, о направлении и силы ветра, о частях света, о видах облаков.
• знать приметы, пословицы, поговорки о погоде;
• публикация в сборнике результатов проектной деятельности.
Для элементарного прогнозирования погоды мы оборудовали на территории ДОУ мини-метеостанцию. С ее созданием появилась возможность уйти от стереотипов в наблюдении на прогулке и погрузить детей в мир исследований и открытий. Для метеостанции выбрали открытый, солнечный участок и установили метеодомик. Для наблюдения за погодой были использованы традиционные приборы (компас, термометр) и приборы, изготовленные из подручного материала совместно с детьми и родителями (дождемер, гигрометр, ветряной рукав, барометр). Высокий деревянный шест с прикрепленным ветряным рукавом .
Метеоплощадка в нашем детском саду включает в себя следующие основные составные части: выделенный специально участок местности на территории детского сада для наблюдений -детскую метеоплощадку.
Оборудование детской метеостанции:
- Барометр – прибор для измерения атмосферного давления, изменение которого предвещает перемену погоды.
- Термометр – для измерения температуры воздуха в тени.
- Термометр – для измерения температуры воздуха на солнце.
На метеоплощадке также находятся приборы:
- Ветряной рукав – прибор для определения силы ветра.
- Осадкомер – служит для измерения количества осадков.
- Снегомер- служит для измерения количества выпавшего снега.
- Экран наблюдений.
- Стол и скамейки для проведения бесед, игр, наблюдений.
Наблюдая за погодой, дети учатся выделять отдельные явления, степень их интенсивности и другие характеристики. Дети наблюдают не только сами явления погоды, но и их воздействие на окружающие предметы. Наблюдения за погодой состоят из определения состояния неба, наличия или отсутствия осадков и ветра, степени тепла и холода.
Все показания приборов фиксируются в дневнике погоды.
Таким образом, работа на метеостанции позволяет детям ежедневно проводить наблюдения за погодой в определенной последовательности: наблюдать за небом и облачностью, с помощью ветряного рукава дать относительную оценку силы ветра, измерять количество осадков с помощью дождемера, определять температуру воздуха с помощью термометра, с помощью барометра делают предполагаемый прогноз погоды, сообщают прогноз погоды педагогам, родителям.
Метеорологические приборы, размещенные на участке, помимо своего прямого назначения, стали изюминкой нашего детского сада, вызвали большой интерес со стороны, как детей, так и их родителей. Ежедневные наблюдения погоды организовываются в игровой форме, разнообразно, чтобы активность детей не снижалась, а интерес к наблюдениям возрастал.
В мае этого года с целью формирования представлений детей о взаимосвязи растительного мира и погоды мы планируем посадить на территории метеоплощадки некоторые из «растений –предсказателей погоды».
Наблюдения и исследовательская деятельность на метеостанции помогут детям получать естественнонаучные знания, самостоятельно давать объяснения явлениям неживой природы, проявлять любознательность. За время реализации проекта у детей предполагается повышение уровня развития познавательной сферы, улучшение развития практических навыков пользования метеорологическими приборами и навыков фиксации результатов наблюдений. В ходе наблюдений, экспериментов и экскурсий дети приобретают ценный опыт, берут на себя роль взрослых, ученых, труд которых важен для других людей.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Проект "Метеостанция в детском саду"
laquo;Люди, научившиеся… наблюдениям и опытам, приобретают способность сами ставить вопросы и получать на них фактические ответы, оказываясь на более высоком умственном и нравственном уровне в...
Проект «Метеостанция» на экологической тропинке в ДОУ».
Дошкольники– прирожденные исследователи. И тому подтверждение – их любознательность, постоянное стремление к эксперименту, желание самостоятельно находит...
проект Метеостанция
проект Метеостанция...
Проект " Метеостанция в детском саду"
Проект " Метеостанция в детском саду"...
Проект "Метеостанция в детском саду"
Экологическое образование - одно из инновационных направлений педагогики,которое активно внедряется в жизнь дошкольных учреждений.Экологическое воспитание дошкольников - это и есть познание живого, ко...
Проект "Метеостанция"
Данный прект был представлен в рамках муниципального конкурса проектов молодых специалистов в системе образования г.Канска «Молодой учитель – новой школе - 2018»...