Формирование гуманного отношения к природе у детей дошкольного возраста
статья по окружающему миру

Чурилова Наталья Михайловна

     Актуальность исследования связана с тем, что окружающая среда является важнейшим фактором становления человеческой личности, а ее социальный и предметный компонент природы оказывают развивающее воздействие на ребенка.

     Ознакомление детей с окружающей средой является одним из направлений экологического воспитания и обучения. У дошкольников формируются способности сосредотачивать свое внимание на предметах ближайшего окружения и явлениях окружающей действительности, умение сравнивать, анализировать, устанавливать простейшие причинно-следственные связи, выделять в предметах определенные свойства, группировать их.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Чурилова Наталья Михайловна

 ФОРМИРОВАНИЕ ГУМАННОГО ОТНОШЕНИЯ К ПРИРОДЕ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

 ВВЕДЕНИЕ.

     Актуальность исследования связана с тем, что окружающая среда является важнейшим фактором становления человеческой личности, а ее социальный и предметный компонент природы оказывают развивающее воздействие на ребенка.

     Ознакомление детей с окружающей средой является одним из направлений экологического воспитания и обучения. У дошкольников формируются способности сосредотачивать свое внимание на предметах ближайшего окружения и явлениях окружающей действительности, умение сравнивать, анализировать, устанавливать простейшие причинно-следственные связи, выделять в предметах определенные свойства, группировать их.

     Однако общение детей дошкольного возраста с природой может проходить не только стихийно, но и при участии воспитателей и родителей, с целью формирования правильного отношения к растениям и животным.

     В частности, задача введения ребенка в мир природы, формирования реалистических представлений и знаний о ее объектах и явлениях, воспитания способности видеть красоту родной природы, любви, бережному и заботливому отношению к ней, принадлежит детским дошкольным учреждениям.

       

  В дошкольном возрасте психическое и личностное развитие ребенка является важным периодом. В этом возрасте ребёнок должен уметь определять что такое «хорошо» и что такое «плохо», оценивать не только чужое поведение, но и своё. Формируется система мотивов: получение награды, поощрение; наказание и обещание. Одна из наиболее значимых становлений – самосознание. Ребенок контролирует своё поведение, самооценка становится адекватной.

     Под руководством взрослого ребёнок может ухаживать за домашними животными; самостоятельно одеваться, есть. Формируется готовность «во взрослую жизнь», к обучению в школе. Развивается эмоциональная сфера ребёнка: он может объяснить свои переживания, оценить настроение другого человека. Отношения со сверстниками меняются. Формируются такие качества как: совместная игра, ценность друг друга, обмен впечатлений и мыслей, справедливость, дружелюбие. Ребёнок становится самостоятельным.

      В процессе обучения происходит перестройка восприятия, оно поднимается на более высокую ступень развития, принимает характер целенаправленной и управляемой деятельности, углубляется, становится более анализирующим, дифференцирующим, принимает характер

организованного наблюдения. Поэтому творческие задания на занятиях окружающего мира в детском саду будут более эффективны при формировании нравственных качеств личности ребенка, его бережном отношении к природе, чем просто работа по тексту, основанная на вопросах и заданиях репродуктивного типа, которые преобладают в учебниках.

     Как показали исследования О.В. Запорожца и Н.Н. Поддъякова, старшие дошкольники могут выделять в процессе предметно-чувственной деятельности существенные (основные) связи между явлениями

действительности и воспроизводить их в образной форме – форме представлений. С помощью этой системы знаний ребенок учится обобщать, то есть выходить в процессе мышления за пределы конкретного явления. Осознав потребности живого существа и необходимость его удовлетворения, дошкольник будет способен установить экологические связи между неживыми объектами природы (воздухом, почвой, водой) и живыми существами, а также поймет взаимозависимость между живыми организмами. Ярким примером таких связей, доступным для восприятия детьми, являются сезонные изменения в жизни природы: птицы улетают в теплые края из-за отсутствия корма – насекомых, которые прячутся или погибают от недостатка растительной еды и тепла. Весной эта цепочка возобновляется в обратном направлении. Важно, чтобы дети, усваивая такую информацию, опирались на собственные органы чувств: нашли и рассмотрели насекомых, растения, почувствовали температуру воздуха, воды, почвы и тому подобное.

           В дошкольной педагогике имеется ряд исследований, которые непосредственно посвящены вопросам формирования у дошкольников правильного отношения к природе на основе определенной системы знаний.

     Так, В.Г Грецова группирует весь программный материал по темам: «Уголок природы», «Огород и цветник», «Парк», «Лес», определяя положительное отношение к природе как «деятельную любовь» к ней, опирающуюся на знания и способствующее формированию соответствующего поведения дошкольников.     Наибольшее затруднение у детей вызывают вопросы, связанные со стадиями роста объектов живой и неживой природы. Знания детей не полные, им не понятны промежуточные варианты роста. Достаточно сложно детям дошкольного возраста рассказать о явлениях неживой природы, например, зачем нужен дождь, как меняется небо в зависимости от времени года.

     Для формирования гуманного отношения к природе дошкольников важно не только сформировать знания о живой и неживой природе, но также сформировать положительное отношение, которое будет в дальнейшем проявляться в деятельности. Работа с использованием групповых форм работы, разделение на группы осуществлялось по желанию детей, чтобы детям было комфортно работать друг с другом.

     В процессе диагностики мы выявляем представления детей о природе, отношение к природе и трудовые навыки. В соответствии с этим на формирующем этапе наша работа была направлена на формирование этих компонентов экологического представления.

      В работе с детьми необходимо использовать интерактивные методы: игра, метод проектов, дискуссии, эксперимент, ассоциации. Также различные средства наглядности в виде картинок, фигурок животных, также и аудиозаписи для прослушивания звуков природы.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ.

В соответствии с теоретическими задачами установлено, что формирование гуманного отношения детей к природе должно начинаться уже в раннем дошкольном возрасте, для того чтобы формировать правильное отношение к объектам окружающей среды, следует расширять экологические представления детей. В дальнейшем с взрослением у детей происходит расширение знаний, а именно воспитатель знакомит дошкольников со связями объектов живой и неживой природы, а также формирует знания о единстве человека и природы, как части экосистемы.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Бобылева Л. Н. Интерес к природе как средство экологического воспитания дошкольников. – М. : Дошкольное воспитание, 2015. – 354 с.

2. Грецова В. Г. Влияние знаний детей о природе на воспитание положительного отношения к ней: автореф. дис. … канд. пед. наук / Моск. гос. пед. ин-т им. В. И. Ленина. – М., 1969. – 20 с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Воспитание гуманного отношения к животным у детей дошкольного возраста.

Значение ознакомления дошкольников с животным миром для развития эмпатии.Методы и формы работы по воспитанию гуманного отношения к животным.Ознакомление с животными на занятии.Ознакомление с животными...

Формирование правильного отношения к природе у детей дошкольного возраста.

Раскрыт вопрос экологического воспитания  детей дошкольного возраста, в соответствии с  федеральными государственными требованиями и основной общеобразовательной программой дошкольного образ...

Природоведческие экскурсии как эффективное условие формирования бережного отношения к природе у детей дошкольного возраста

Современное общество нуждается в конструктивной личности, способной к позхнавательной самореализации и бережного отношения к природе. Именно природоведческие экскурсии в детском саду могут сформироват...

Формирование заботливого отношения к природе у детей дошкольного возраста.

Ознакомление дошкольников с природой - это средство образования в них сознания реалистических знаний об окружающем мире....

Опыт работы по теме «Формирование любви и бережного отношения к природе у детей дошкольного возраста посредством продуктивной деятельности»

Опыт работы по теме«Формирование любви и бережного отношения к природе у детей дошкольного возраста посредством продуктивной деятельности»...