Конспект ОД по познавательному развитию в старшей группе "Валенки"
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа)

Пархоменко Елена Владимировна.

Знакомство со старинной русской обувью - валенками, их производством в родном краю.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Конспект ООД

по познавательному развитию

в старшей группе

Тема: «Валенки»

Интеграция образовательных областей: познавательное развитие, социально-коммуникативное развитие, речевое развитие.

Цель: познакомить детей со старинной русской обувью- валенками, их производством в родном краю, формировать элементарные представления о народном промысле нашего края – изготовлении валенок.

Задачи:

Образовательные: формировать умение слушать собеседника, не перебивать; активизировать речь детей, побуждать отвечать полными предложениями, обогащать словарный запас детей; продолжать знакомить детей с Дымковской росписью, Гжелью, Городецкой росписью, Хохломой.

Развивающие: развивать активную познавательную позицию детей; зрительное восприятие; закреплять умение различать фигуры по размеру.

Воспитывающие: воспитывать уважение, любовь к народным традициям, интерес, любовь к родному краю, чувство патриотизма.

Предполагаемый результат: имеет первоначальные представления об истории валенок, валяльного ремесла, проявляет интерес к истории родного края.

Виды деятельности: познавательная, игровая, коммуникативная, двигательная, опытно-экспериментальная.

Словарная работа: валенки, шерсть, валять, сапоговаляльная фабрика, галоши, кожа, Елец, Липецкая область.

Предварительная работа: беседа на тему: «Что носили наши бабушки и дедушки?»

Оборудование: Проектор, экран, ноутбук.

Демонстративный материал: валенки, шерсть овечья, галоши, кожа, войлок, вода, заготовки для подвижной игры «Найди пару» и для дидактической игры «Подбери по размеру».

Ход ООД:

  1. Приветствие.

В: Здравствуй, дружок! (предложить руку ребёнку справа)

Здравствуй, дружок! ( предложить руку ребёнку слева)

Скорей становитесь со мною в кружок!

Давайте скажем друг другу «Привет!»,

А гостям «Здравствуйте!»

  1. Основная часть.

В: Ребята, скажите, какое сейчас время года?

Д: Осень.

В: А какое время года следует за осенью?

Д: Зима.

В: Верно. А как мы готовимся к зиме? Как одеваемся, обуваемся?

Д: Одеваемся и обуваемся теплее.

В: Вот и я решила подготовиться к зиме заранее. Вчера я была в магазине. Я стояла и думала, что же мне купить к зиме: резиновые сапоги, валенки, кожаные ботинки или меховые сапоги. И, знаете, мне было трудно выбрать : какая же обувь самая тёплая для зимы? А вы как думаете?

Д: ответы детей. Обувки нет в России

В: Шагают по дорожке Удобней и красивей!

Не унты, не сапожки, Тепло в них и свободно

А валенки шагают, И очень-очень модно!

Снежинки приминают.

  1. Просмотр презентации.

В: Усаживайтесь на стульчики. Давайте посмотрим на экран.

1 слайд:

Валенки – известная русская обувь. В России валенки появились очень давно и являлись отличной обувью. Семья, имеющая валенки, считалась богатой. Валенки никогда не выбрасывались, их передавали друг другу: старики передавали молодым. Если они протирались, их подшивали.

2 слайд:

В: Ребята, а вы знаете, почему валенки так назвали?

Д: ответы детей.

В: Вслушайтесь в слово «ва-лен-ки». Валенки так называют потому, что их делают путём валяния, их валяют.

3 слайд:

В: Это уникальная – без начала и конца, без шва, без рубца – обувь, любима всеми и в наше время.

4 слайд:

В: В валенках не страшны самые лютые морозы. Ведь сделаны они из настоящей овечьей шерсти.

5 слайд:

В: Изготовление валенок – дело не простое, здесь нужна физическая сила и много-много терпения.

6 слайд:

В: Сначала овечку стригут. Для одной пары валенок требуется шерсть с одной овцы.

7 слайд:

В: Затем моют шерсть и вычёсывают её.

8 слайд:

В: Потом прогоняют через шерстобитную машину. В результате получается тонкое мягкое полотно. Попробуйте , какое оно мягкое. (показывает шерсть)

9 слайд:

В: Затем, словно из пластилина, лепят из полученной заготовки форму валенка.

10 слайд:

В: Затем, её вываривают в кипящей воде, чтобы шерсть свалялась ещё плотнее. Весь процесс изготовления валенок – чесание, обработка паром, водой, прессом и называется валяние.

11 слайд:

В: Потом заготовку натягивают на колодку и отбивают со всех сторон деревянной колотушкой, пока изделие не примет форму обычного валенка и будет нужного размера.

12 слайд:

В: Затем валенок отправляют сушиться. И получается вот такая обувь ( показывает настоящие валенки).

13 слайд:

В: Как вы думаете, а в настоящее время валенки нужны? Кто их носит?

Д: ответы детей.

В: Есть люди таких профессий, у которым валенки очень нужны. Назовите их.

Д: Строители, лесорубы, рыбаки, полярники.

14 слайд:

В: В наши дни валенки популярны не только как тёплая обувь. Модельеры превращают обычный валенок в произведение искусства. Украшенные рисунками, вышивкой и расписанные вручную, они привлекают внимание всех модниц.

15 слайд:

В:Валенки – это символ России.

Ребята, мы увидели, как много надо трудиться, чтобы получились валенки. Какая тяжёлая и ответственная работа – валять валенки. А где же их валяют, как вы думаете?

Д: ответы детей.

16 слайд:

В: Ребята, совсем недалеко от нас ( а в какой области мы проживаем, напомните), в славном городе Ельце есть сапоговаляльная фабрика, где все валенки делают вручную. Она единственная в Липецкой области. Елецкие мастера изготавливают очень много валенок, украшают их вышивкой, рисунками и бисером.

  1. Малоподвижная игра «Найди пару»

В: Давайте немножко отдохнём и поиграем. Выходите на ковёр. Сейчас я раздам каждому по 1 валенку (валенки расписаны в разном стиле: Гжель, Хохлома, Дымковская роспись, Городец). Под музыку («Валенки») вы ходите врассыпную по ковру, а как только музыка выключается, вы должны найти себе пару (того, у которого рисунок на валенке такой же как у вас).

Игру повторяют 2-4 раза.

В: Но, нужно помнить правило: нельзя толкаться, столкнувшиеся выбывают из игры.

  1. Опыт «Валенки промокают»

В: Молодцы, вы справились. Маша и Даша, у вас какая роспись на валенках? А у Вани и Миши? ( перечисляют виды росписи).

Ребята, валенки – замечательная обувь. Но, есть у них один недостаток. Как вы думаете, какой?

Д: ответы детей.

В: Подходите к столу. Что здесь лежит?

Д: Кусочек кожи и кусочек валенка.

В: Попробуйте пальчиками кожу, что о ней можно сказать? Что вы чувствуете?

Д: Кожа холодная, гладкая, тонкая.

В: А кусочек валенка?

Д: Тёплый, шершавый, толстый.

В: Как вы думаете, что случится, если вы наденете валенки в мокрую погоду?

Как это проверить?

Дети капают воду пипеткой на войлок и на кожу.

В: Что произошло?

Д: Валенок впитал воду, а на коже остались капли. Значит, валенок впитывает воду, промокает. В сырую погоду валенки не носят.

В: Да, они промокают. Как вы думаете, как можно избежать того, чтобы валенки промокли?

Д: На них нужно надеть резиновые галоши.

В: (показывает галоши) Давайте повторим слово «Галоши». (надевают галоши на валенки).

  1. Дидактическая игра «Подбери по размеру».

В: Поиграем с вами?

Дети делятся на 2 команды. Напротив каждой - по мольберту с нарисованными валенками разного размера. Детям раздаются галоши разного размера – картонные заготовки. Задача: по сигналу первый ребенок из каждой команды бежит к мольберту и приклеивает свою галошу к валенку нужного размера и возвращается на место. После того, как он добежал до команды, следующий игрок проделывает то же самое со своей галошей. Выигрывает та команда, которая успеет надеть первой галоши на все валенки.

  1. Подведение итогов. Рефлексия.

В: Молодцы! Вам понравилась игра?

А что ещё вам сегодня понравилось?

Что мы сегодня делали7

Почему валенок так назвали, помните?

Из шерсти какого животного делают валенки?

В каком городе Липецкой области валяют валенки?

Что надевают на валенки, чтобы они не промокали?

А кому нужны валенки?

Д: Всем!

В: Да, и мне тоже. Теперь я точно знаю какую обувь мне нужно купить к зиме. Валенки. Куда мне за ними нужно отправиться, в какой город?

А вы хотите себе валенки?

Д: Да!

В: А давайте на следующем занятии украсим эти валенки узорами?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

конспект занятия по познавательному развитию в старшей группе на тему: "Соль на столе".

Программное содержание:1.     Дать первоначальные представления о соли, как о полезном ископаемом.2.     Развивать краеведческую любознательность; формиро...

Конспект НОД по познавательному развитию в старшей группе "В мире чувств"

Продолжаем знакомить детей с нашими органами чувств...

конспект занятия по познавательному развитию в старшей группе на тему: "Мастерами славится земля".

Знакомство детей с видами народно-прикладного искусства (Хохлома, Дымка, Гжель, Городец) на занятиях через наглядность, песни, пляски, игры, загадки. Изготовление дымковских игрушек....

Конспект занятия по познавательному развитию в старшей группе

Конспект занятия по познавательному развитию.«Откуда к нам хлеб пришел?»(старшая группа) Программное содержаниеПознакомить детей с профессией агронома, хлебороба, тракториста, комбайнера, п...

конспект занятия по познавательному развитию в старшей группе "Водичка - водичка"

Конспект занятия по познавательному развитию в старшей группе   Тема: «Водичка-водичка»   Цель: Закрепить в процессе игры знания детей о свойствах воды.   Задачи: Побуждать к о...

Конспект НОД по познавательному развитию в старшей группе «Волшебный цветок» с учетом ФГОС ( старшая группа)

ЦЕЛЬ: Развитие у детей интереса к самостоятельному решению познавательных и творческих задач.ЗАДАЧИ:СОЦИАЛЬНО-КОММУНИКАТИВНОЕ РАЗВИТИЕ• создать положительный настрой, желание взаимодействовать друг с ...