Сценарий экологического путешествия для детей старшего дошкольного возраста "Увлекательные полянки"
методическая разработка по окружающему миру (старшая группа)

Наталья Александровна Ященко

Ознакомление дошкольников с природой является важным средством воспитания экологической культуры дошкольников. Без знания природы, и без любви к ней невозможно человеческое существование. Важно закладывать основы экологического воспитания с раннего детства, так как, основные черты личности, закладываются в дошкольном возрасте.
 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ekologicheskoe_puteshestvie.docx34.7 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

города Тулуна «Центр развития ребенка-детский сад «Гармония»

Сценарий экологического путешествия

для детей старшего дошкольного возраста

 

«Увлекательные полянки»

Выполнила:

 воспитатель Наталья Александровна Ященко

г.Тулун, 2023

Сценарий экологического путешествия

для детей старшего дошкольного возраста «Увлекательные полянки»

Цель. Активизировать и закреплять знания о планете Земля и ее обитателях; пробуждать добрые чувства по отношению к природе; формировать заботливое отношение к ней, восхищение ее красотой; совершенствовать память, внимание, словесно-логическое мышление и диалогическую речь.

Задачи:

Образовательные: закрепить знания детей о планете Земля; уточнить и обобщить знания о животных, птицах, насекомых, цветах.

Развивающие: развивать у детей любознательность, познавательный интерес к окружающей их природе; развивать логическое мышление, речь.

Воспитательные: воспитывать любовь к планете земля, заботливое отношение к ней; формировать умение работать сообща.

Материал. Цветные мелки (4упаковоки), надувной мяч (макет Земли), маршрутные листы для каждой группы. (Маршрут экологического путешествия состоит из нескольких остановок на заранее подготовленных полянах (см.таблицу).

Поляна птиц. Стол, музыкальная колонка, флешка  с записью пения птиц, дидактическая настольная игра «Птицы средней полосы», буква 3 (четыре

штуки).

Лесная поляна. Мольберт, карточки с изображением зверей и их следов; лото

«Домашние животные», буква Л (четыре штуки).

Поляна насекомых. Стол, музыкальная колонка, флешка с записью звуков, которые производят насекомые, фотографии насекомых, мотылек, буква Е (четыре штуки).

Цветочная поляна. Два мольберта, дидактические игры «Найди пару», «Отгадай загадку», «Собери цветы», «У кого какой круг?», две картинки с

изображением маков, роз, буквы для магнитной доски (М, А, К, И, Р, О, 3, Ы), два детских стола, мяч, буква М (четыре штуки).

Поляна чудесных превращений. Цветочная рассада, одноразовые перчатки, совки, лейки, влажные салфетки (по количеству детей), буква Я (четыре штуки).

Группа

Таблица-Схема маршрутов

Время

10.10-10.25

10.30-10.45

10.50-11.05

11.10-11.25

11.30-11.45

Ст.группа

«Непоседы»

Поляна птиц

Лесная поляна

Цветочная поляна

Поляна насекомых

Поляна чудесных превращений

Подг.группа

«Почемучки»

Поляна насекомых

Поляна птиц

Лесная поляна

Цветочная поляна

Ст.группа

«Сказка»

Цветочная поляна

Поляна насекомых

Поляна птиц

Лесная поляна

Ст.группа

Солнышко»

Лесная поляна

Цветочная поляна

Поляна насекомых

Поляна птиц

Поляна птиц-площадка около кухни: муз.руководитель-Е.А.боровская

Лесная поляна-спортивная площадка: инструктор по физ.воспитанию- Е.А.Татульник

Цветочная поляна – цветочная площадка возле группы «Капелька»: муз.руководитель-А.М.Петрова

Поляна насекомых-участок группы «Лучики»: педегог-психолог Г.А.Петрова

Поляна чудесных превращений-центральная цветочная клумба: воспитатели групп

Ход путешествия

Под музыку дети выстраиваются на площадке.

Ведущий.

Здесь знает каждый, ты и я,

Природу обижать нельзя! Наша с вами Земля - прекрасная планета, полная чудес и загадок. Нас окружает великолепная природа. На Земле живут люди, животные, птицы, рыбы, растения, всем им должно быть хорошо, а люди должны заботиться о живой природе. Но, к сожалению, они не всегда замечают красоту, окружающую нас, не заботятся о при роде и, что еще хуже, наносят ей непоправимый вред! Сегодня мы с вами отправимся в увлекательное путешествие. Каждой группе я раздам маршрутные листы. По ходу путешествия вы должны из букв собрать слово. Желаю удачи! (Воспитатели берут маршрутные лис ты и ведут детей).

  1. Поляна птиц

Педагог.

Домик их зовут гнездом.

Это настоящий дом!

Они чирикают, кричат,

Поют, щебечут и свистят.

У них на завтрак вместо кашки

Червячки и таракашки.

Им бы зерен поклевать,

Им бы в небе полетать.

Полетят-полетят -

На деревьях посидят.

На земле им не сидится,

А зовут их просто...                                     Дети. Птицы!

- Молодцы! Мы оказались на поляне птиц. Каких птиц вы знаете? (Ответы.) Сейчас мы с вами поиграем. (Проводится подвижная игра «Коршун и наседка»)

- Хорошо поиграли! А каких еще птиц вы знаете? (Ответы.)

- Молодцы! Раз вы знаете так много птиц, то наверняка справитесь со следующим заданием. Я буду называть птиц. Как только вы услышите, что я ошиблась, то есть назвала не птицу, а что-то другое или кого - то другого, вы сразу же должны возмутиться (затопать, захлопать) и поправить меня.

Прилетели птицы:

Голуби, синицы,

Мухи и стрижи...      (Дети топают, хлопают.)

Что неправильно?

Прилетели птицы: Голуби, синицы,

Аисты, вороны,

Галки, макароны...

Прилетели птицы:

Голуби, синицы,

Галки и стрижи,

Комары, чижи.

Прилетели птицы:

Голуби, синицы,

Аисты, стрижи,

Галки и чижи!

- Молодцы, ребята! Прислушайтесь... Как тихо вокруг нас стало.

Шуметь природа устала -

Ребята и те присмирели,

Слышны только птичьи трели.

Кто песню споет, нужно вам отгадать -

По голосу птичку эту узнать. (Проводится дидактическая игра - упражнение «Птичьи голоса»). Звучат голоса птиц: совы болотной, дятла, вороны, сороки, утки.

- Вы такие умные ребята -всех птиц узнали! А где они живут?      Дети. Кто-то в лесу, кто-то рядом с человеком...

- А вы знаете, какие птицы относятся к домашним?                        (Ответы.)

Сейчас мы с вами превратимся в цыплят и будем танцевать. (Дети вместе с педагогм выполняют музыкально-ритмические движения по тексту песни «Цып-цып-цып, мои цыплятки» (муз. Г. Гусейнли, ел. Т. Муталлибова).

- Молодцы, ребята! Скажите, вы любите птиц? Не обижаете их? Подкармливаете? Скворечники делаете? А гнезда не разоряете? Молодцы! Раз вы такие замечательные - вот вам буква 3. Это очень важная буква, пожалуйста, со храните ее до конца путешествия. Счастливого пути!

2. Лесная поляна

Педагог: Здравствуйте, ребята! Отгадайте загадку: весной одевается, а осенью

раздевается.                          Дети. Лес.

- Вы, ребята, пришли на лесную поляну.

Здравствуй, лес, прекрасный лес (широко развести руки в стороны),

Полный сказок и чудес! (Повороты вправо-влево с вытянутыми руками.)

Ты о чем шумишь листвою ночью темной, грозовою? (Руки подняты вверх. Дети покачиваются вправо-влево.)

Кто в глуши твоей таится? Что за зверь, какая птица? (Дети всматриваются

вдаль, держа округленную ладонь над бровями, поворачиваясь при этом вправо-влево.)

Все открой - не утаи! (Широко развести руки в стороны.)

Ты же видишь (прижать ладони к груди) -

Мы - свои! (Широко развести руки в стороны.)

Только в лес мы вошли (маршируют) -

Появились комары (имитируют укусы комаров).

Дальше по лесу шагаем (маршируют)

И медведя мы встречаем. (Раскачивание туловища из стороны в сторону.)

Снова дальше мы идем (маршируют).

Перед нами водоем! (Руки в стороны.)

Прыгать мы уже умеем, прыгать будем мы смелее!

Раз-два, раз-два! (Руки на поясе, прыжки вперед-назад).

Позади теперь вода (маршируют).

Ветер дует нам в лицо (руками машут себе на лицо).

Закачалось деревцо (руки подняты вверх. Покачивание вправо -влево).

Ветер тише-тише-тише (приседание, руки вперед).

Деревцо все выше-выше (плавно поднимаются, руки вверх, встать на цыпочки).

- Молодцы! Отгадайте-ка загадку:

Чтобы липы не болели,

Ели, сосны зеленели,

Чтобы новые леса

Поднимались в небеса,

Их под звон и гомон птичий

Охраняет... Кто?                               Дети. Лесничий.

Правильно, лесничий. Он помогает лесу, охраняет тех, кто в нем живет. А кто в лесу живет? (Дети перечисляют.) Да, в лесу много разных зверей живет. Сейчас мы поделимся на две команды: одна команда - медведи, а другая - волки. И посмотрим, кто сильнее.

Игра «Перетягивание каната»

-  Все оказались сильными и крепкими. А следующая игра называется «Чей

это след?». (Детям раздаются парные картинки: на одной след, на другой его хозяин. Дети по картинкам находят хозяина следа).

- А сейчас мы превратимся в белок. Они на зиму собирают шишки. Игра так и

называется - «Попади в цель» (проводится игра)

- Молодцы! У вас та кое же зоркое зрение, как у белочек. А теперь игра на внимание: я буду называть свои действия, а вы, если я буду поступать хорошо, говорите: «Да!», если плохо - то все вместе кричите: «Нет!». Слушайте внимательно:

Если я приду в лесок

И сорву ромашку? (Нет!)

Если съем я пирожок

И выброшу бумажку? (Нет!)

Если хлебушка кусок

На пеньке оставлю? (Да!)

Если ветку подвяжу,

Колышек подставлю? (Да!)

Если разведу костер,

А тушить не буду? (Нет!)

Если сильно насорю

И убрать забуду? (Нет.) Если мусор уберу, Банку закопаю? (Да!) Я люблю

свою природу, Я ей помогаю! (Да!)

- Лес не только для нашей забавы! Он богатство нашей страны!  Хорошо мы провели время на лесной поляне! Молодцы! Вот вам буква Л.

3. Цветочная поляна

Педагог (хозяйка цветочной поляны).

- Здравствуйте, дети!

- Я хозяйка цветочной поляны. Я очень люблю цветы. А вы их любите? Вот мы сейчас и проверим. Назови те мне ваши любимые цветы. (Дети называют) .

- Молодцы! Много назвали цветов. На нашу поляну мы пригласили много красивых, разноцветных, душиитых цветов. А вы знаете, где могут расти цветы? Например, в саду - садовые цветы, на лугу - луговые, в поле - полевые, в лесу - лесные. Как вы думаете, что нужно для того, чтобы цветы выросли красивыми, душистыми, ароматными? (Земля, вода, тепло, забота людей.) Замечательно! А теперь мы поиграем с нашими любимыми цветами. (Проводится игра «Найди пару». Ведущий раздает парные картинки. По команде ищут себе пару. Затем идет обсуждение. Игра повторяется 2 раза)

- Молодцы! А вот еще одно задание. Я загадаю вам загадку, а вы должны

собрать картинку и сказать название этого цветка.

Стоят в поле сестрички -

Желтый глазок,

Белые реснички. (Ромашки.)

Белая корзинка, золотое донце,

В ней лежит росинка

И сверкает солнце. (Ромашка.)

Игра «Узнай и собери цветок» (Дети разбиваются на две команды и составляют ромашку)

-  Вы быстро и ловко, а самое главное, дружно справились с заданием. Следующее за дание: составь слово - название цветка. (Соревнуются две подгруппы. На одном мольберте расположена картинка с изображением маков, а на втором - с изображением роз. Дети называют цветы и составляют на магнитной доске из букв слова «маки», «розы»).

Далее проводится подвижная игра «Садовник».

(Играющие выбирают название цветка и садовника (повторов быть не должно, а садовник не должен слышать!) и встают в большой круг).

Садовник. Я садовником родился, не на шутку рассердился, все цветы мне надо ели, кроме... Называет цветок. Называемый цветок (если такой есть) убегает, садовник старается его поймать. Если поймает, цветок становится садовником, и игра возобновляется.

- А сейчас вы будете подбирать красивые слова к цветам. (Дети подбирают прилагательные к существительным по теме «Цветы», напри мер: белый, розовый, голубой, синий, лило вой, желтый, зеленый, нежный, душистый, ароматный, золотой, лучистый веселый, нарядный, красивый и т.д.)

- Какие вы молодцы! Вот вам буква М.

4. Поляна насекомых

- Здравствуйте, ребята! Вы пришли на поляну насекомых.

Отгадайте загадку.

Точка, три точки, два крючочка -

Это лапки у жука.

Два блестящих лепесточка

Раздвигаются слегка.

Справа точка, слева - точка,

В черных крапинах бока.

Я подую на жука -

Улетай за облака!

Словно красный самолет,

Прямо в небо он уйдет!           Дети. Божья коровка.

- Правильно, это божья коровка. Такое название дали маленькому жучку с

черными пятнышками на спинке. Назвали его так потому, что при опасности на сгибах ножек у жучка выступают капельки молочка - оранжевой жидкости. Это ядовитое молочко отпугивает врагов божьей коровки. Божья коровка - это насекомое! Как по внешнему виду узнать насекомое?

- У каждого насекомого есть голова, грудь, брюшко. На голове -глаза и усики. На нижней стороне груди -шесть ног. Все насекомые - шестиногие. Сверху к спинке прикреплены пара или две пары крыльев. (Рассматриваем картинку.) В

апреле, после зимней спячки, на солнечных местах уже можно увидеть божью коровку. Божья коровка помогает растениям. Она спасает от гибели растения в садах и огородах, поедает вредных насекомых. Поэтому надо беречь маленьких красивых жучков – божьих коровок! А как мы можем беречь их?

Дети. Не ловить, не давить, не трогать!

- Молодцы! К нам в гости залетел мотылек.

Мотылек, как же так?

Целый день ты летал

И совсем не устал?

Расскажи, как ты живешь?

Что ты ешь? Что ты пьешь?

Где твой мир? Где твой дом?

Расскажи обо всем. (Воспитатель берет в руки мотылька и говорит за него).

Я живу на лугах, и в садах, и в лесах.

Я летаю весь день в голубых небесах.

Солнца ласковый свет озаряет мой кров,

Мне еда и питье - нектар цветов.

Но живу я недолго - не более дня.

Будь же добрым со мной и не трогай меня!

- Каких насекомых вы знаете? (Ответы.) Молодцы! А сейчас я загадаю вам

загадки (при правильном ответе показывает картинку и включает аудиозапись - звуки, которые издают насекомые). Слушайте внимательно!

Домовитая хозяйка

Пролетает над лужайкой,

Похлопочет над цветком -

Он поделится медком. (Пчела.)

Расту червяком,

Питаюсь листком.

Потом засыпаю,

Себя обмотаю.

Не ем, не гляжу,

Неподвижно лежу.

Но с новой весной

Я вдруг оживаю,

Свой дом покидаю,

Как птичка, порхаю.

(Бабочка.)

Не зверь, не птица -

Нос, как спица.

(Комар.)

В темном уголке живет,

Шелковую нить плетет:

Он тайком сюда забрался,

Строить новый дом собрался.

(Паук.)

Хвойный домик

Сложен кучей,

Он без окон и дверей.

Только вы на всякий случай

Проходите поскорей.

В этом домике из хвои

Без окон и без ворот

Все хозяева - герои,

Смелый маленький народ.

(Муравьи и муравейник.)

С ветки на тропинку,

С травки на былинку

Прыгает пружинка -

Зеленая спинка.

(Кузнечик.)

Проводится игра «Кузнечики». Дети выполняют движения под текст.

Поднимите плечики,

Прыгайте, кузнечики!

Прыг-скок! Прыг-скок!

Сели, травушку покушаем,

Тишину послушаем,

Тишину послушаем.

Тише, тише! Высоко

Прыгай на носках легко!

- И последняя загадка.

Волосата, зелена,

В листьях прячется она.

Хоть и много ножек,

Бегать все равно не может! Кто это?                         Дети. Гусеница.

- Давайте и мы с вами встанем, друг за другом, возьмемся за плечи и сделаем

большую гусеницу.  (Выполняют.)

- Хорошо мы с вами провели время на поляне насекомых! Вот вам буква Е. Игра «Гусеница». (Дети «переползают» на другую поляну).

5. Поляна чудесных превращений

Воспитатель.

Нас много, ребята!

Пусть каждый из нас

Цветочек для сада посадит сейчас.

Пусть лучше и краше сама, как весна,

Становится наша родная Земля!

(Дети вместе с воспитателем сажают цветочную рассаду на клумбы. По окончании работы им вручается буква Я. После посещения пяти полянок у детей, оказывается пять букв, из которых составляется слово «Земля». Под музыку дети выстраиваются по группам в большой круг).

-  Как много интересного мы с вами сегодня у знали! Но какое слово вы, ребята, собрали? (Дети подготовительной к школе группы читают слово, которое собрали в ходе путешествия: ЗЕМЛЯ). 

Воспитатель, держа в руках надувной мяч - планету, предлагает осторожно передавать друг другу под песню «Ветер перемен» (муз. М. Дунаевского, сл. Н. Олева).

Воспитатель.

Вы много путешествовали сегодня по планете Земля. Молодцы! Справились со всеми заданиями. Осталось еще одно. Будем рисовать цветными мелками на шу любимую Землю и всех, кто на ней живет. (Дети под руководством педагогов рису ют на асфальте. Звучит веселая музыка. По окончании работы дети уходят в группу).

Литература

  1. Жизнь вокруг нас. Экологическое воспитание дошкольников: Учебно-методическое пособие - Ярославль: Академия развития: 2003. - 112с.
  2. Войди в природу другом. Экологическое воспитание дошкольников. – М.: ТЦ Сфера, 2008. - 128.
  3. 300 вопросов и ответов по экологии/Янаев, . - Ярославль: «Академия развития», 1998. – 240с., ил. - (Серия: «Расширяем кругозор детей»)
  4. Природа. Сказки и игры для детей. – М.: ТЦ Сфера, 2014. – 128с. (Детям о самом важном).
  5. Экологические занятия с детьми 5-6 лет. Практическое пособие для воспитателей и методистов ДОУ. – Воронеж: ТЦ «Учитель», 2004 – 159с.
  6. Осокина Т.И., Тимофеева Е.А., Фурмана Л.С. Игры и развлечения детей на воздухе. М.: Просвещение, 1983. С. 57).
  7. https://4italka.su/detskoe/detskaya_literatura_prochee/191783/fulltext.htm
  8. Анисимова, Г.И. Сто музыкальных игр для развития дошкольников. Старшая и подготовительная группы [Текст] / Г.И. Анисимова. - Ярославль: Академия развития, 2005. - 96с.; ил.
  9. Бондаренко, А.К. Дидактические игры в детском саду [Текст]: кн. для воспитателя детского сада / А.К. Бондаренко. - 2-е изд., дораб. - М.: Просвещение, 1991. - 160с.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Экологическое путешествие для детей старшего дошкольного возраста "Знатоки природы"

Все необходимые материалы готовы ( презентация, контурные рисунки, экологические знаки, и.т.д. ) кому нужно будет сброшу на электронку обращайтесь!...

Сценарий экологического развлечения для детей старшего дошкольного возраста «В поисках клада».

Цели:1. Формировать основы экологической грамотности: представления детей о том, что живая природа нуждается в помощи и защите.2. Развивать умение взаимодействовать со сверстниками: умение договариват...

"Хоровод цветов" Сценарий экологического досуга Для детей старшего дошкольного возраста

Чтобы помочь детям понимать мир природы, цветов, научить их любить его и восхищаться его многообразием, выработать у них навыки бережного и заботливого отношения к природе, был разработан этот сценари...

Сценарий экологической агитбригады для детей старшего дошкольного возраста

Сценарий для выступления на экологическом празднике или акции по защите природы для старших дошкольников...

День охраны водных ресурсов- сценарий экологического развлечения для детей старшего дошкольного возраста

Сценарий развлечения экологического направления для детей старшего дошкольного возраста "День охраны водных ресурсов"...

Сценарий экологического праздника для детей старшего дошкольного возраста "Войди в лес другом!"

ЦельЦель мероприятия: - расширить и углубить знания детей о лесе, о правилах поведения в природе; - воспитывать заботливое отношение к природе....

Сценарий экологического праздника для детей старшего дошкольного возраста Праздник в старшей группе «Как дети землю спасали»

Цель: обратить внимание дошкольников на проблемы, связанные с загрязнением окружающей средыЗадачи: пробудить в каждом ребёнке желание помогать в охране окружающей среды; способствовать пониманию того,...