Конспект непосредственной образовательной деятельности по познавательному развитию Тема: «К нам весна шагает быстрыми шагами»
методическая разработка по окружающему миру (средняя группа)

Гриднева Наталья Сергеевна

Развитие у детей познавательных интересов, формирование целостной картины мира в весенний период.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад  «Брусничка»

   

Конспект непосредственной образовательной деятельности

по познавательному развитию

Тема: «К нам весна шагает быстрыми шагами»

Воспитатель:

                                                                                                                 Гриднева Наталья Сергеевна

г. Тарко – Сале

Тема: «К нам весна шагает быстрыми шагами».

Направление: познавательное развитие;

Интеграция образовательных областей: познание, социализация, коммуникация, художественно – эстетическое развитие физическая культура.

Цель: Развитие у детей познавательных интересов, формирование целостной картины мира в весенний период.

Задачи:

  • Актуализировать, систематизировать и дополнить знания детей о весенних изменениях в природе.
  • Способствовать обобщению представлений о весне, как времени года; о жизни растений, животных, птиц, неживой природы.
  • Развивать в детях умение видеть простейшие причинно-следственные связи между весенними природными явлениями (солнце пригревает – тает снег, появляются цветы, возвращаются перелетные птицы).
  • Активизировать словарь за счет слов: имен существительных (проталина, ручей, сосулька, лучи, капель, подснежник, …); имен прилагательных (яркое, звонкий, весеннее, теплое, перелетные; глаголов (журчит, темнеет, тает, припекает….).
  • Поддерживать стремления детей высказывать свои суждения, делать выводы.
  • Способствовать формированию интереса детей к природе. 
  • Развивать логическое мышление, физиологическое дыхание.

Оборудование: магнитофон, аудиозаписи «Песня воробья», весеннего ручейка и звуков весеннего леса; презентация; письмо-конверт; обручи; разрезные картинки (весенние цветы); картинки – деревья, веточка дерева,  птицы; мнемотаблицы.

 

Предварительная работа: наблюдение за весенними изменениями в природе во время прогулки. Отгадывание загадок о весне; чтение стихотворений С. Я. Маршака «Март», «Апрель», «Май»; слушание пьесы Чайковского «Времена года»; рисование корабликов; лепка «Барельеф «Цветы»; Д\и «Зима или весна?», «Какой, какая, какое», «Что изменилось?», «Назови ласково»; рассматривание иллюстраций о весне, картины И. Левитана «Весна».

Ход деятельности:

1 часть

Организационный момент

Воспитатель: Ребята, вы слышите, кто поет за окном? (ответы детей)

Правильно, это воробей. Воробей к нам не просто так прилетел, принес нам письмо.

«Детям группы «Полянка». Давайте его вместе откроем и прочтем. А еще на конверте есть надпись – «Сказка». Хотите узнать, что за сказка там спряталась? (Ответы детей).

(Дети с воспитателем садятся на ковер и читают письмо).

Воспитатель: «Жили-были четыре времени года: Зима, Весна, Лето и Осень. Жили они дружно и по очереди правили всем миром: три месяца – Зима, три месяца – Весна, три месяца – Лето и три месяца — Осень. Но однажды Зима решила, что она самая главная и не захотела уступить место Весне. Загрустили под снежным покрывалом растения. Птицы перестали петь песни. Люди устали топить печи, чтоб хоть немного согреться. Забеспокоились Осень и Лето. А Весна сказала: «Не беспокойтесь, у меня есть чудо, которое поможет победить холод!»

Воспитатель: Ребята, а дальше ничего нет. Листок оборван. Как выдумаете, что может быть чудом, которое поможет Весне? (Ответ детей – солнце)

(Воспитатель выставляет на доску изображение солнца). 

Воспитатель: Действительно, Солнце – самое большое и доброе чудо. От добрых солнечных лучей тает снег, бегут ручьи, слышны веселые голоса птиц. Пробуждается природа.  Вы хотите оказаться в мире весны?

Тогда закройте глаза, покружитесь в мире весны вы окажитесь! Представьте себя на весенней солнечной полянке. 

(звучат звуки ручейка, на экране изображение весны)

2 часть

 (Дети подходят к ковру, где в трёх обручах лежат разрезные картинки весенние цветы).

Воспитатель: Посмотрите ребята, на лесной полянке появились первые проталинки, а на них цветы. Сейчас вы соберете картинки и узнаете, какие цветы первыми появляются весной.

(Дети собирают разрезные картинки с изображением подснежника, мать-и-мачехи, одуванчиков).

Упражнение на дыхание «Ах, как пахнет!»

 Воспитатель: Ребята, предлагаю вам понюхать, как пахнут весной: воздух, трава, первые цветы – глубокий вдох, медленный выдох; принюхаться - несколько коротких вдохов, длинный выдох со словом «Ах!».

Воспитатель: Давайте посмотрим, какие цветы распустились на проталинках?

(Изображение на экране распустившихся цветов)

Кто знает, почему появляются проталинки? Что помогло снегу растаять, а цветам зацвести? (Дети – Солнце).

Воспитатель: Все пробуждается, оживает благодаря солнышку! Посмотрите на веточку дерева, что же с ней происходит сейчас? (Ответы детей) 

(Слайд)

Воспитатель: Солнышко  согрело кору деревьев, ветви наполняются соком, почки набухают, вскоре лопнут и появятся свежие листочки.  

(Изображение ветки)

Воспитатель: А сейчас мы с вами прогуляемся по весеннему лесу и посмотрим, кто же живёт в нём.

Физкультминутка 

«Весна зовет».

Собирайся, детвора!

Лес зовёт: «Гулять пора!» (Дети хлопают в ладоши)

Будем по лесу гулять,         (Маршируют на месте.)

Свежим воздухом дышать.

На носочках по тропинке

Друг за другом мы пойдём. (Идут друг за другом на носочках, держа руки на поясе.)

Ручейки мы перепрыгнем, (Делают несколько прыжков с продвижением вперёд.)

Ну а лужи обойдём. (Идут, высоко поднимая колени и держа руки за спиной.)

Встали ёлки на пути,

Нам их надо обойти. (Маршируют)

 (Звучат голоса птиц)

Воспитатель: Чьи это голоса?  (ответы детей) 

Воспитатель:  А почему мы с вами весной слышим голоса птиц? Почему они возвращаются? (ответы детей)

Воспитатель:  С приходом весны в наши края прилетают птицы и радуют нас своим пением. А вы знаете, какие птицы прилетают из теплых краев?

Сейчас мы поиграем игру «Четвертый  лишний» (Дети должны определить и объяснить, почему птица лишняя.)

Воспитатель: Внимательно посмотрите на картинки, хорошо подумайте и назовите, кто здесь лишний, и объясните, почему:

 гусь, воробей, лебедь, чайка

 сорока, утка дикая, сова, дятел

 ворон черный, воробей, лебедь, сорока

Воспитатель: Как одним словом можно назвать этих птиц? (перелетные)

А почему птиц называют перелетными? (улетают на юг, перелетают)

Воспитатель: Ребята, а кто знает, какая первая забота у птиц весной?

(Ответы детей) Построить гнезда.

Воспитатель: А из чего птицы строят гнезда?

(Из веточек, соломы, мха, коры, земли, глины.)

Воспитатель: Как вы думаете, ребята, для чего строят гнезда птицы.

(На доске иллюстрации гнезда, гнезда с яйцами, гнезда с птенцами)

Воспитатель: Ребята, давайте пойдем по лесной тропинке дальше.

По лесочку тихо, тихо,

По тропинке мы пойдем.

И через густой валежник

На  полянку попадем.

(Изображение полянки) Дети садятся на стульчики

Воспитатель: Дети, посмотрите, никого не видите вокруг? Лес густой, может там звери бродят.  

Посмотрите звери. Давайте, притаимся, понаблюдаем за ними. Шепотом говорите мне, кого вы видите? Правильно, там медведица с медвежатами. А почему мы их не встретили зимой? (Они спали в берлоге) Дети! Где родились медвежата? (в берлоге) Когда? (зимой)

Рано весной просыпаются ежи. Весной ежи кормятся насекомыми – кузнечиками, разными жучками.

(Слайд)

Воспитатель: Скажите, какие изменения происходят со зверями весной? (звери линяют, меняют зимнюю теплую шубку на более легкую). Почему им приходится менять свою шубку?

(Ответы детей: солнышко  припекает, животным становиться жарко.) 

(Слайд)

Воспитатель: Почему в лесу появляется так много маленьких зверей? 

(Звери выводят потомство, взрослые звери кормят малышей, учат их охотиться, спасаться от врагов).

Воспитатель: Дети! Чтобы не спугнуть зверей, давайте мы с вами потихонечку вернемся к себе в группу.

Закройте глазки и покружитесь. 1. 2, 3! В группе снова мы!

3 часть

Итог:

Воспитатель: Давайте присядем  на коврик и отдохнем.

Так какой же главный секрет у Весны? (Солнце).

 Давайте ещё раз вспомним, чем солнышко помогает весне.  

(Воспитатель выкладывает солнце на коврик и мнемотаблицы)

Тает снег, бегут ручьи, появляются проталины,  цветут первые цветы, распускаются листья...

В чем же главная причина того, что за зимой обязательно приходит весна? («Солнце поднимается выше, светит ярче и сильнее и просыпается природа»)

Ребята, понравилось наше путешествие,  и чем оно вам запомнилось?

(Ответы детей)

Что больше всего вы любите делать весной, когда текут ручьи?

(Ответы детей)

В свободной деятельности воспитатель предлагает ребятам конструирование из палочек кораблика по схеме

Схема-1

Приложение к занятию

  Рис. 1 G:\весна\2.jpg       Рис 2.  G:\весна\2.jpg 

Рис 3 G:\весна\2.jpg   Рис 4.   

Рис 5. http://www.proza.ru/pics/2011/05/25/441.jpg         Рис 6.  


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект Непосредственной образовательной деятельности по познавательному развитию Тема «Посуда»

Цели: расширять запас слов о посуде; познакомить с классификацией предметов посуды; описывать их; учить соблюдать соотношение величин, рисовать круг, равномерно наносить узор....

Конспект непосредственно-образовательной деятельности по познавательному развитию Тема: Цветы" (с использованием аппликации)

Закреплять знания детей полученных на занятиях по развитию речи,экологии и ознакомлению с окружающим ( стихи и загадки и беседа  о цветах ,с переходом в аппликацию - учить читать схемы.)...

Конспект непосредственно-образовательной деятельности по познавательному развитию Тема:"Во поле береза стояла"с использованием технологии "оригами"

Цель: Расширить знания детей о символе России - березе. Продолжать учить детей делать поделки из бумаги, методом «оригами». Развивать навыки работы с бумагой; выполнения точных, аккуратных сгибов; отр...

конспект непосредственно-образовательной деятельности по познавательному развитию тема "Доброта и злобность"

Знакомить с понятиями «добро» и «зло» (добро всегда побеждает зло); учить правильно оценивать себя и других; учить видеть положительные и отрицательные качества персонажей.Воспитывать дружеские взаимо...

Конспект непосредственно образовательной деятельности по познавательному развитию Тема: « Что такое микробы?» ( средняя группа)

Формировать у детей дошкольного возраста простейшее представление о микроорганизмах. ·       - рассказать детям о микроорганизмах и их свойстве : растут, размножаютс...

Конспект непосредственной образовательной деятельности по познавательному развитию Тема: «У природы нет плохой погоды».

Цель: Обобщить представление детей по теме «Весна». Закрепить представление детей о времени года, изменениях в природе, происходящих весной.Задачи:Образовательная: расширять представление ...