Конспект занятия по окружающему миру
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа)

Гасилина Ольга Сергеевна

Конспект занятия по окружающему миру

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_yavleniya_prirody_.docx44.57 КБ

Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «ГИМНАЗИЯ ИМЕНИ Н.В. ПУШКОВА»

Конспект занятия  

По окружающему миру

«Явления природы».

               

                                                                                             

                                                                                               Составила и провела:

                                                                                                      Воспитатель

                                                                                      Гасилина Ольга Сергеевна

Цель: объяснить понятия влажность воздуха, показать практическое применение способа измерения влажности и значимость понятия в жизни человека.

Закрепление и углубление знаний детей об основных природных явлениях.

Задачи:

Образовательные – закреплять знания детей об основных явлениях природы

Ознакомление с важной физической характеристикой состояния атмосферного воздуха- влажностью и ее значением для живых организмов.

Закреплять знания детей о людях, приборах, предсказывающих погоду.

Формировать умения оценивать природные явления, их влияние на погоду. Развивать интерес к познанию природы.

Активизировать словарь детей по теме занятия: синоптик (метеоролог, флюгер, термометр).

Развивающие – развивать образное и ассоциативное мышление, внимание, восприятие, память, наблюдательность, любознательность, способность анализировать.

развивать познавательную активность в процессе экспериментирования; расширять знания о воздухе.

Воспитательные – воспитывать эстетическое восприятие природы, желание любоваться и понимать явления природы.

Предварительная работа:

Наблюдения на прогулке, экскурсия на метеорологическую станцию, беседы с детьми о природных явлениях, рассматривание иллюстраций по теме: «природные явления», чтение детской энциклопедии «Чудеса природы в сказках, стихах и загадках». Просмотр мультимедийной презентации «Чудеса природы». Просмотр видеофильма «Учим явления природы» студия «Рассвет».

Методы и приёмы:

Использование дидактических и наглядных материалов.

Игровой, наглядный, рассказ воспитателя, проблемные вопросы

Материалы и оборудование:

Иллюстрации природных явлений:, солнце, вода, облака, дождь, град, роса, радуга. Сосновая шишка, пластилин, картон, зубочистка, стакан с горячей водой, мультимедийный проектор и игра-презентация «Явления природы»

Ход НОД:

Воспитатель: Ребята, сегодня у нас необычное занятие. Мы с вами превратимся в учёных – исследователей. И я вас приглашаю в удивительное путешествие в мир погоды и природных явлений.

Воспитатель: Ребята, а как вы думаете, кто предсказывает погоду? Вы знаете, как называются профессии этих людей?

Ответы детей (синоптики, метеорологи)

Воспитатель: Молодцы, правильно ребята. Сегодня мы с вами исследователи - метеорологи, будем изучать влажность воздуха, и учиться измерять ее. А как синоптики предсказывают погоду? Что им в этом помогает?

Ответы детей: (они определяют её по приборам).

Каждое утро мы узнаём прогноз погоды, будет сегодня солнечно или дождливо, тепло или холодно, ветрено или тихо. В старину русские люди словом «погода» называли только солнечную, тихую погоду. А дождливую, ветреную погоду называли» непогодой». Как вы думаете, что такое погода?

Ответы детей (температура воздуха, осадки, ветер, облачность)

Воспитатель: Ребята, какая бывает погода?

Ответы детей : (ясная, дождливая, солнечная, снежная, морозная, холодная, жаркая)

Как вы думаете, что же такое явления природы?

Ответы детей : (изменения, которые происходят в природе независимо от воли человека).

За погоду отвечают три богатыря. Дети, подскажите мне их имена.

Ответы детей (солнце, ветер и вода)

Воспитатель: «Солнце, солнце, ты откуда?»

 «Я из зорьки золотой!»

 «Дождик, дождик, ты откуда?»

 «Я из тучки грозовой!»

«Ветер, ветер, ты откуда?»

 «Я из дальней стороны!»

 «Мы - три брата и повсюду добрым людям мы нужны!» (О. Высоцкая)

Молодцы! Вы отлично знаете, какие богатыри управляют природными явлениями. А как можно одним словом назвать снег, дождь, град?

Ответы детей : (Осадки)

Воспитатель: Начнем наше  исследование с круговорота воды в природе. Вы знаете что это такое?

Солнце нагревает землю, вода, когда нагреется, превращается в пар и поднимается в воздух, там она охлаждается, образуются облака, тучи, которые с помощью ветра передвигаются в воздухе и выпадают на землю в виде осадков: летом – это дождь, роса, зимой – снег. Так происходит круговорот воды в природе.

Воспитатель: Ребята, а знаете ли вы, людям каких профессий важно и необходимо знать прогноз погоды каждый день?

Ответы детей : (Водителям, пилотам, морякам)

Воспитатель: Так же помимо прогноза погоды людям необходимо знать влажность воздуха. Мы сегодня с вами познакомимся с новым понятием, которое тоже описывает погоду - это влажность воздуха.

С поверхности морей, рек, водоемов самопроизвольно, непрерывно и при любой температуре происходит испарение, вследствие чего в окружающем нас воздухе постоянно находится водяной пар. Влажность воздуха – это содержание в нем водяных паров. Количество пара, содержащегося в атмосфере играет очень важную роль для жизни на Земле, в том числе и на самочувствие человека. От уровня влажности напрямую зависит наше самочувствие. Чрезмерно сухой воздух иссушает наши слизистые оболочки (глаз, дыхательных путей, носоглотки) и может привести к понижению иммунитета, утомляемости, ухудшению состояния кожи. Да и просто к дискомфорту. Избыточная же влажность вполне способна стать причиной некоторых заболеваний.

Давайте отдохнём, встанем со стульчиков и прогуляемся по радуге.

Физминутка

Капля первая упала - кап!

И вторая пробежала - кап!

 Мы на небо посмотрели,

Капельки кап-кап запели,

 Намочились наши лица

Мы их вытирали.

Ну а туфли - посмотрите -

Мокрыми стали.

Плечами дружно поведём

И все капельки стряхнём.

От дождя убежим, под кусточком посидим.

Воспитатель: Существуют несколько специально приспособленных для измерения воздуха приборов: психрометр; гигрометр; индикатор влажности бытовой.

Воспитатель: А сейчас, мои дорогие учёные, мы с вами будем измерять влажность воздуха в нашей группе при помощи обычной сосновой шишки. Она послужит нам бытовым гигрометром для измерения влажности. А как вы думаете, как шишка может показать влажность воздуха?

Давайте выяснять! В нашем случае древесина, из которой состоит сосновая шишка, изменяет свои размеры при измерении влажности воздуха, что можно использовать для измерения влажности  - если воздух становится сухой - чешуйки шишки раскрываются, а если воздух влажный, то чешуйки шишки закрываются, плотнее прижимаясь одна к другой.

 Для измерения возьмем большую сосновую шишку и закрепим её в стаканчике, вырезанном из пластиковой бутылки, с помощью пластилина. Из картона вырезаем шкалу и закрепляем  её на одной из стенок пластикового стаканчика. Берем зубочистку и прикрепляем  её к одной из самых нижних чешуек шишки, иголка должна иметь возможность перемещаться в плоскости, параллельной плоскости шкалы.

Для проверки этого гигрометра поднесем  его к источнику тепла, кончик зубочистки сдвинулся вниз, и когда он прекратил своё движение, то в этой точке на шкале напишем  «очень сухо». Затем поднесем  гигрометр к струе пара, выходящего из стакана, и когда стрелка окажется в крайнем верхнем положении, напишем в этом месте «очень влажно». Потом сделаем на середине линии отметку - обозначение средней влажности. Проверка окончена!

Воспитатель: Ну что  ребята, какая влажность воздуха в нашей группе? (ответы детей)

Предлагаю проверить свои знания в метеорологии и поиграть  в игру «Явления природы» (Игра на смарт доске)

Ребята, мы сегодня с вами говорили: о людях и приборах, предсказывающих погоду, о явлениях природы, а так же познакомились с новым явлением природы и научились его измерять!

А что вам понравилось больше всего на нашем занятии?

Ответы детей.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа) по теме: Интегрированная ООД «Познавательное развитие». Ознакомление с миром природы с использованием ИКТ в группе детей старшего возраста на тему «Волшебница вода»

Интегрированная ООД «Познавательное развитие».Ознакомление с миром природы с использованием ИКТ в группе детей старшего возраста на тему «Волшебница вода» Програмное содержание: Познав...

Конспект занятия по окружающему миру "Овощи и фрукты-полезные продукты" Конспект занятия по окружающему миру в первой младшей группе «Овощи и фрукты — полезные продукты» Интеграция образовательных областей: «Познание», «Коммуникация», «Физическая культура

Конспект занятия по окружающему миру "Овощи и фрукты-полезные продукты"Конспект занятия по окружающему миру в первой младшей группе «Овощи и фрукты — полезные продукты»Интеграция образовательных облас...

Конспект занятия по окружающему миру "Знакомство с миром профессий" в средней группе

Конспект занятия по окружающему миру "Знакомство с миром профессий"...

Конспект занятия по окружающему миру в средней группе на тему: «В мире стекла».

Конспект занятия по окружающему миру в средней группе на тему: «В мире стекла»....

Конспект занятия «Путешествие в Африку. Как помочь удаву?» план-конспект занятия по математике (подготовительная группа) на тему план-конспект занятия по окружающему миру (подготовительная группа)

Конспект занятия «Путешествие в Африку. Как помочь удаву?»Программное содержание: 1. Образовательные: учить пользоваться условной меркой при  определении величины предметов....

Конспект занятия в средней группе по ознакомлению с окружающим миром «Показ мод от Бабы Яги» план-конспект занятия по окружающему миру (средняя группа)

Цель: расширение и уточнение представлений детей об одежде, обуви и головных уборах. Программное содержание:1. Упражнять в образовании относительных прилагательных.2. Формировать у детей чувство ...

Методическая разработка по окружающему миру: конспект занятия по окружающему миру в первой младшей группе детского сада (возраст 2–3 года) «На птичьем дворе»

В этом конспекте дети знакомятся с окружающим миром пернатых домашних птиц, с их внешним видом и возможностью воспроизводить звуки птиц. Это способствует пополнению и активизации речевого словаря дете...