Паспорт проекта «Маленькое путешествие по большой стране»
проект по окружающему миру (средняя группа)

Гурьева Мария Михайловна

Предлагается паспорт проекта познавательной, патриотической направленности для средней группы

Скачать:


Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

Детский сад № 23 Московского района г. Санкт-Петербурга

ПРОЕКТ

«Маленькое путешествие по большой стране»

Автор: Гурьева Мария Михайловна – воспитатель ГБДОУ №23, высшее педагогическое образование, 1-я квалификационная категория.

Название проекта: «Маленькое путешествие по большой стране»

Вид проекта: познавательный, патриотический.

Продолжительность проекта: долгосрочный (сентябрь 2022 г. – март 2023 г.).

Участники проекта: дети средней группы «Теремок», их родители, воспитатели.

Проблема проекта:

Современные родители часто заняты своими делами, в силу жизненных обстоятельств вынуждены много работать. В связи с этим душевное состояние их ребенка, его потребности и запросы могут уходить на второй план, а иногда родители вовсе не считают нужным обращать на них внимание. Взрослые не могут, не считают нужным или не умеют организовать совместный с детьми досуг и отдых в кругу семьи. 

Отсюда вытекает несформированность у детей представлений о семье, малая информативность родителей и детей о личностных особенностях друг друга, желаниях и привычках, стремлениях и мечтах, слабый эмоциональный контакт родителей и детей, отсутствие простых семейных традиций, семейных ценностей.

Актуальность проекта:

С чего начинается Родина? Для каждого человека она, прежде всего, начинается с семьи. Для маленького ребенка Родина это мама, папа, бабушки и дедушки, то есть те люди, которых он видит первыми, которые его окружают любовью и заботой, составляют основу мира в первые годы жизни.

А с чего же начинается семья? С любви, взаимопомощи, взаимопонимания и с семейных традиций, которые связывают все поколения, позволяют почувствовать единство. Семейный отдых как раз и может стать одной из семейных традиций.

Проведение совместного отдыха, досуга - будь то семейные туристические походы, активный отдых на море, в горах, на даче, велосипедные прогулки по городу, экскурсии по ближайшим паркам и т.д. - благотворно влияют на здоровье и настроение детей и взрослых.

Совместный отдых семьи это возможность побыть вместе, узнать друг друга лучше и сблизиться, укрепить дружбу и доверие.  Для родителей это возможность лучше понять собственного ребенка, узнать его привычки и услышать его желания. Семейный отдых способствует укреплению семьи, формирует у детей важнейшие нравственные качества, стимулирует детские размышления о семейных ролях, ценностях и их значимости, развивает любознательность, расширяет кругозор ребенка.

Счастливые воспоминания из детства сохраняются на всю жизнь. Так зарождаются семейные традиции, которые передаются из поколения в поколение и формируют семейные ценности. Ребенок-дошкольник учится осознавать себя сначала членом семьи, а позже из этого формируется понятие «Родины» - места, где он родился, где его семья, дом, друзья. Именно из этого зарождается патриотизм, чувство любви к Родине в широком смысле.

Детские цели:

Понять, что такое «семья» и зачем она нужна.

Выяснить, что такое «член семьи» и рассказать, какая у меня семья, как зовут членов моей семьи, где они живут.

Вспомнить, где провели отпуск прошедшим летом, у каких родственников побывали, каким видом транспорта добирались, принести фотографии.

Найти с помощью воспитателя на карте России место, где были всей семьей.

Узнать, как еще можно провести свободное время в кругу семьи.

Педагогические цели проекта: 

Сформировать у детей начальные представления о семье, семейных традициях и видах совместного отдыха. Воспитывать у детей любовь и уважение ко всем членам семьи.

Расширить представления детей о нашей стране, ее природе, достопримечательностях. Пропагандировать семейный отдых.

Задачи проекта:

  1. Рассказать воспитанникам о том, что такое семья. Сформировать у детей понимание ценности семьи и родственных отношений, важности проявления заботы о родных людях, тем самым воспитывать доброжелательность, отзывчивость и стремление к взаимопомощи по отношению друг к другу в своей семье.
  2. Познакомить детей с видами семейного отдыха (досуга), развивать к ним интерес.
  3. Познакомить детей с основными географическими характеристиками нашей страны.
  4. Составить фотоальбом и провести фотовыставку «Семейные каникулы».
  5. Способствовать развитию у детей познавательной активности, любознательности, коммуникативных навыков.
  6. Организовать проведение детско-родительского досуга, приуроченного ко Дню матери, тем самым способствовать улучшению эмоционального контакта родителей и детей.

Ожидаемые результаты:

По окончании проекта у воспитанников будут сформированы начальные  представления о семье, важности родственных отношений. Дети узнают о том, что такое семейные традиции и о том, что совместный отдых может быть такой традицией. Ребята немного познакомятся с географией нашей страны, с помощью родителей будет оформлен фотоальбом о семейных путешествиях по России. Усилится эмоциональный контакт родителей и детей. Будут созданы условия для развития у детей любознательности, познавательной активности, коммуникативных навыков.

Как возникла идея этого проекта?

В прошлом учебном году (2021-2022 гг.), когда наши воспитанники поступили в младшую группу «Теремок», мы заметили, что они с удовольствием рассматривают альбом с фотографиями детей прошлых выпусков и их семей. Мы рассказали это родителям, попросили распечатать семейные фотографии, провели фотовыставку и оформили фотоальбом, который в течение всего года пользовался популярностью Ребята постоянно листали его, обсуждая увиденное, рассказывая о том, кто изображен на фото и где оно сделано.

В текущем году (2022 – 2023 гг.) интерес к фотографиям только усилился, и мы решили сделать традицией ежегодное пополнение фотоальбома. В сентябре мы попросили родителей принести фото с летних семейных каникул. Рассматривая их, воспитанники стали задавать много разнообразных вопросов о членах семей, о том, где друзья побывали, начали спрашивать воспитателей, где находится тот или иной населенный пункт.

При этом мы поняли, что у ребят размыты представления о семье и семейных традициях, они мало знают о нашей стране.

Мы решили применить проектный метод для разрешения этой проблемы, используя модель трех вопросов

  1. «Что мы знаем?»:

«Мама, папа, я, братья и сестры, бабушки и дедушки – кто они?», «Как называется наша страна?», «Где проводили каникулы всей семьей прошедшим летом?».

  1. «Что мы хотим узнать?»:

«Что такое семья, зачем она нужна?», «Как зовут моих родственников?», «Что такое традиции?», «Зачем нужен семейный отдых?», «Сколько в России городов?», «Как можно путешествовать по стране?», «Как можно весело провести время со своей семьей?».

  1. «Что нужно сделать, чтобы узнать?»: спросить у родителей и других родственников, спросить у воспитателей, попросить их прочитать в книгах, в интернете; посмотреть картинки в книгах, рассмотреть карту.

Этапы реализации проекта

Проект рассчитан на 6 месяцев: с сентября 2022 г. по март 2023 г.

Подготовительно-проектировочный этап (сентябрь 2022 г.)

  1. Определить уровень знаний детей по проблеме проекта.  
  2. Определить тему проекта, цель и задачи. Разработать план работы над проектом.
  3. Обогатить предметно-пространственную среду для реализации проекта.
  4. Поисковая работа по подбору информационного и методического материала по теме.

Практический этап (октябрь 2022 г. – февраль 2023 г.)

  1. Обогатить представления детей по проблеме проекта (проведение занятий, бесед, дидактических игр, чтение художественной литературы, прослушивание аудиозаписей, продуктивные виды деятельности).
  2. Оформить фотоальбом «Наши летние каникулы».
  3. Организовать мини-музей «Путешествие по России».
  4. Провести анкетирование родителей («Семейный отдых и досуг», «Анкета для мам и детей») и детей («Моя мамочка»).
  5. Разработать сценарий и провести совместный с мамами, бабушками досуг, приуроченный ко Дню матери (с музыкальным руководителем).

Обобщающе - результативный этап (март 2023 г.)

  1. Оформление результата проекта в виде презентации.
  2. Создание ролика из семейных фото воспитанников и воспитателей «Наши путешествия по России».

План – схема реализации проекта

Этап

Основные направления реализации проекта (мероприятия)

Материалы и средства реализации проекта

Примечания

Воспитатель предложила детям модель трех вопросов (см. выше)

Дети пытались отвечать на вопросы, задавали их.

Выяснилось, что у детей размыты представления о семье и семейных традициях, они мало знают о нашей стране

Подготовительно-проектировочный

Подбор информационного и методического материала по теме.

Беседа с детьми: «Как мы лето провели?», «Что такое семья?», «Мы живем в России»

Информирование родителей об оформлении фотоальбома

Обогащение предметно-пространственной среды

Практический

Цикл бесед с детьми:

«Выходной день в моей семье» («Как прошел выходной день?»), «Как я помогаю дома», «Для чего человеку семья?», «Что значит быть добрым и заботливым?», «Семейные праздники», «Кто старше, кто младше?», «Что такое отдых?», «Что такое путешествие?», «Путешествие в осенний лес».

Беседа нравственно-патриотической направленности «Наша страна – Россия», «Города России».

НОД (познавательно-речевой, патриотической направленности):

«Я и моя семья»

«Мамы всякие нужны, мамы всякие важны»

«Земля -наш общий дом, Россия – наша страна»

Дидактические игры: «Семья»,  «Расскажи о своей семье», «Скажи ласково», «Чья мама?», «Разложи по порядку» (картинки людей с учетом возрастных изменений), «Кто главный?», «Клубочек волшебных слов»

Пальчиковые игры:

«Этот пальчик», «Моя семья», «Кто живет у нас в квартире», «Мамины помощники»

Сюжетно – ролевые игры:  «Летим в самолете на Черное море», «Путешествуем на поезде», «На пикник всей семьей», «Магазин», «Больница», «Праздник в доме», «Дочки - матери», «Мой день рождения»

 

Чтение художественной литературы:

Е. Благинина «Посидим в тишине», Л. Толстой «Бабушка и внучка», В. Катаев «Цветик - семицветик»,

С. Маршак «Сказка об умном мышонке», «Дедушка и внучка», «Старый дед и внучек» Л. Толстой, «Как Вовка бабушек выручил» А. Барто, Б. Емельянов «Мамины руки»,

 р. н. с. «Гуси-лебеди», ненецкая народная сказка «Кукушка». Знакомство с пословицами и поговорками о семье

Стихотворения:

«Что мы Родиной зовём», «Необъятная страна» В. Степанов

 «Поезжай за моря-океаны» М. Исаковский

«Родина» Т. Бокова

«С добрым утром!» Г. Ладонщиков

«Здравствуй, Родина моя» В. Орлов

«С чего начинается Родина?» М. Матусовский

«Родина» М. Пляцковский

Прослушивание музыкальных произведений:

 «Я нарисую страну», «Веселое путешествие», «Веселая туристская», «Семья» (Вечер звезды зажигает), «Как мы лето провели»

Просмотр мультфильмов:

«Мама для мамонтенка», «Крошка Енот», «Цветик-семицветик»,

 некоторые серии м\сериалов «Мульти-Россия», «Три кота»

Рассматривание тематических картинок на темы: «Отдых на море», «Путешествия в горы, в лес», «Отдых с семьей»

Продуктивная деятельность:

Раскрашивание портретов ко Дню бабушек и дедушек

Рисование портрета мамы

Поделка для всей семьи «Любящий медвежонок»

Коллективная поделка из природного и бросового материала «Путешествие в осенний лес»

Оформление фотоальбома «Наши летние каникулы»

Анкетирование родителей

Оформление мини-музея «Путешествие по России»

Консультации для родителей: «Семья и семейные традиции», «Влияние семьи на развитие ребенка»

Досуг ко Дню матери

Обобщающе-результативный

Оформление результата проекта в виде презентации.

Создание ролика из семейных фото воспитанников и воспитателей «Наши путешествия по России».

Взаимодействие с родителями:

  1. Оформление фотоальбома «Наши летние каникулы».
  2. Анкетирование «Семейный отдых и досуг», «Анкета для мам и детей».
  3. Проведение досуга и чаепития ко Дню матери.
  4. Консультации для родителей: «Семья и семейные традиции», «Влияние семьи на развитие ребенка».

Продукты проекта:

Фотоальбом.

Анкеты.

Сценарий и видеозапись досуга ко Дню матери.

Творческие работы.

Презентация проекта (отчет).

Ролик из семейных фото воспитанников и воспитателей «Наши путешествия по России».

Выводы:

В проекте приняли участие дети средней группы и их родители, воспитатели.

В результате проектной деятельности дети расширили свои знания о семье и семейных традициях, получили начальные сведения о нашем государстве. Укрепились детско-родительские отношения, расширился кругозор и обогатился словарный запас детей.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

ПРОЕКТ «Маленькое путешествие по большой стране»

Слайд 2

Автор : Гурьева Мария Михайловна – воспитатель ГБДОУ №23, высшее педагогическое образование, 1-я квалификационная категория. Название проекта: «Маленькое путешествие по большой стране» Вид проекта: познавательный, патриотический. Продолжительность проекта: долгосрочный (сентябрь 2022 г. – март 2023 г.). Участники проекта: дети средней группы «Теремок», их родители, воспитатель. Проблема проекта: Современные родители часто заняты своими делами, в силу жизненных обстоятельств вынуждены много работать. В связи с этим душевное состояние их ребенка, его потребности и запросы могут уходить на второй план, а иногда родители вовсе не считают нужным обращать на них внимание. Взрослые не могут, не считают нужным или не умеют организовать совместный с детьми досуг и отдых в кругу семьи . Отсюда вытекает несформированность у детей представлений о семье, малая информативность родителей и детей о личностных особенностях друг друга, желаниях и привычках, стремлениях и мечтах, слабый эмоциональный контакт родителей и детей, отсутствие простых семейных традиций, семейных ценностей.

Слайд 3

Актуальность проекта: С чего начинается Родина? Для каждого человека она, прежде всего, начинается с семьи. Для маленького ребенка Родина это мама, папа, бабушки и дедушки, то есть те люди, которых он видит первыми, которые его окружают любовью и заботой, составляют основу мира в первые годы жизни. А с чего же начинается семья? С любви, взаимопомощи, взаимопонимания и с семейных традиций, которые связывают все поколения, позволяют почувствовать единство. Семейный отдых как раз и может стать одной из семейных традиций. Проведение совместного отдыха, досуга - будь то семейные туристические походы, активный отдых на море, в горах, на даче, велосипедные прогулки по городу, экскурсии по ближайшим паркам и т.д. - благотворно влияют на здоровье и настроение детей и взрослых. Совместный отдых семьи это возможность побыть вместе, узнать друг друга лучше и сблизиться, укрепить дружбу и доверие. Для родителей это возможность лучше понять собственного ребенка, узнать его привычки и услышать его желания. Семейный отдых способствует укреплению семьи, формирует у детей важнейшие нравственные качества, стимулирует детские размышления о семейных ролях, ценностях и их значимости, развивает любознательность, расширяет кругозор ребенка. Счастливые воспоминания из детства сохраняются на всю жизнь. Так зарождаются семейные традиции, которые передаются из поколения в поколение и формируют семейные ценности. Ребенок-дошкольник учится осознавать себя сначала членом семьи, а позже из этого формируется понятие «Родины» - места, где он родился, где его семья, дом, друзья. Именно из этого зарождается патриотизм, чувство любви к Родине в широком смысле.

Слайд 4

Детские цели: Понять, что такое «семья» и зачем она нужна. Выяснить, что такое «член семьи» и рассказать, какая у меня семья, как зовут членов моей семьи, где они живут. Вспомнить, где провели отпуск прошедшим летом, у каких родственников побывали, каким видом транспорта добирались, принести фотографии. Найти с помощью воспитателя на карте России место, где были всей семьей. Узнать, как еще можно провести свободное время в кругу семьи. Педагогические ц ели проекта: Сформировать у детей начальные представления о семье, семейных традициях и видах совместного отдыха. Воспитывать у детей любовь и уважение ко всем членам семьи. Расширить представления детей о нашей стране, ее природе, достопримечательностях. Пропагандировать семейный отдых. Задачи проекта: Рассказать воспитанникам о том, что такое семья . Сформировать у детей понимание ценности семьи и родственных отношений, важности проявления заботы о родных людях, тем самым воспитывать доброжелательность, отзывчивость и стремление к взаимопомощи по отношению друг к другу в своей семье. Познакомить детей с видами семейного отдыха (досуга), развивать к ним интерес. Познакомить детей с основными географическими характеристиками нашей страны. Составить фотоальбом и провести фотовыставку «Семейные каникулы». Способствовать развитию у детей познавательной активности, любознательности, коммуникативных навыков. Организовать проведение детско-родительского досуга, приуроченного ко Дню матери, тем самым с пособствовать улучшению эмоционального контакта родителей и детей.

Слайд 5

Ожидаемые результаты: По окончании проекта у воспитанников будут сформированы начальные представления о семье, важности родственных отношений. Дети узнают о том, что такое семейные традиции и о том, что совместный отдых может быть такой традицией. Ребята немного познакомятся с географией нашей страны, с помощью родителей будет оформлен фотоальбом о семейных путешествиях по России. Усилится эмоциональный контакт родителей и детей. Будут созданы условия для развития у детей любознательности, познавательной активности, коммуникативных навыков.

Слайд 6

В сентябре мы с детьми активно беседовали на разные темы: « Как мы лето провели?», «Что такое отдых?», «Что такое семья?», «Мы живем в России» Беседа «Как прошел в вашей семье прошел выходной день?» проводится еженедельно, в понедельник с утра Ко Дню народного единства провели занятие «Наша страна – Россия», слушали отрывок гимна, раскрашивали флаг России.

Слайд 7

Оформили фотоальбом «Наши летние каникулы»

Слайд 8

Сюжетно – ролевые игры: «Летим в самолете на Черное море», «Путешествуем на поезде», «На пикник всей семьей»

Слайд 9

Изготовили к оллективную поделку из природного и бросового материала «Путешествие в осенний лес»

Слайд 10

Ко Дню бабушек и дедушек (28 октября) раскрашивали портреты

Слайд 11

Провели анкетирование родителей («Семейный отдых и досуг», «Анкета для мам и детей») и детей («Моя мамочка»). Организовали мини-музей «Путешествие по России».

Слайд 13

Разработали сценарий и провели с детьми, их мамами и бабушками досуг, приуроченный ко Дню матери (совместно с музыкальным руководителем).

Слайд 14

Ко Дню матери подготовили подарки

Слайд 15

Выводы: В проекте приняли участие дети средней группы и их родители, воспитатели. В процессе проектной деятельности дети расширили свои знания о семье и семейных традициях, получили начальные сведения о нашем государстве. Укрепились детско-родительские отношения, расширился кругозор и обогатился словарный запас детей.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Семейный проект "Маленькие открытия в большой семье"

Семейный проект "Маленькие открытия в большой семье" можно отнести к творческому, познавательно -речевому типу проекта. Направлен на углубление знаний детей о составе своей семьи, родословной и семейн...

Иновационный образовательный проект "Маленький человек - в большом мире"

На базе Муниципального бюджетного дошкольного учреждения детский сад комбинированного вида №5 муниципального образования Темрюкский район  разработан инновационный образовательный  проект до...

Конспект экскурсии по экологической тропинке «Маленькое путешествие в большой мир природы» в подготовительной группе

Экскурсия по экологической тропинке «Маленькое путешествие в большой мир природы» в подготовительной группе...

Конспект познавательной экскурсии в Экологический центр юного натуралиста «Маленькое путешествие в большой мир природы»

Конспект познавательной экскурсии в "Центр Юного натуралиста" совместно с родителями. (подготовительная группа)...

Проект" Мы маленькие граждане своей большой страны Россия"

quot;В воспитании все должно основываться на личности воспитателя",- писал К Ушинский,- потому что воспитательная сила изливается только из живого источника человеческой личности.Никакие уставы ...

Конспект НОД на тему: «Маленькое путешествие в большую сказку». По образовательной области: Социально-коммуникативное развитие.

Цель. Развитие коммуникативных навыков у детей старшего дошкольного возраста.ЗадачиОбразовательные:1.Побуждать детей вступать в речевое и игровое взаимодействие со взрослыми и сверстниками.2.Прод...

Экологическое воспитание дошкольников в условиях проведения прогулки в ДОУ "Маленькое путешествие в большой мир»

Цель прогулки- формирование у детей экологических знаний  через эмоционально-положительное знакомство с явлениями живой и неживой природы....