Познавательное развлечение "День опытов и экспериментов"
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа)

Елена Ивановна Вавилина

Цель: привлечь внимание детей и воспитателей к такому виду деятельности как экспериментирование в детском саду

Задачи:  познакомить детей с некоторыми свойствами жидкости: воды и молока; научить проводить несложные опыты с использованием подручных средств и предметов; учить рассуждать, анализировать, делать выводы и объяснять «чудеса» с научной точки зрения; дать детям почувствовать радость открытий, развивать любознательность, пытливость ума, познавательный интерес.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon den_opytov_i_eksperimentov.doc365.5 КБ

Предварительный просмотр:

Познавательное развлечение в подготовительной к школе группе

Воспитатели: Вавилина Е.И.

«День опытов и экспериментов с Всезнайкой и Незнайкой»

Цель: привлечь внимание детей и воспитателей к такому виду деятельности как экспериментирование в детском саду

Задачи:  познакомить детей с некоторыми свойствами жидкости: воды и  молока;   научить проводить несложные опыты с использованием подручных средств и предметов;  учить рассуждать, анализировать, делать выводы и объяснять «чудеса» с научной точки зрения;   дать детям почувствовать радость открытий,  развивать любознательность, пытливость ума,  познавательный интерес.

Оборудование и материалы: столы, накрытые клеенкой, емкости и сосуды разной формы и размера, банки с холодной водой, бутылка с узким горлышком, соль, сода, йод, перманганат калия, крахмал, лимонная кислота, жидкие красители разного цвета, 2 апельсина, одноразовые тарелки и стаканы,  мерные ложечки, пипетки,  палочки деревянные,  макет гейзера (бутылка, облепленная строительной пеной в виде горы с жерлом), фартуки по кол-ву детей, шапочки магистров, грамоты.

Рекомендации к проведению: перед началом экспериментирования необходимо провести инструктаж по технике безопасности; необходимо привлечь к проведению опытов и экспериментов как можно большее количество детей, поэтому на каждый этап опыта вызывается помощник ранее не участвовавший из числа желающих; ведущий должен корректировать все задания в зависимости от реакции детей, необходимо стараться добиваться от детей самостоятельных ответов, давая подсказки и задавая наводящие вопросы, важно не допускать длительных заминок, если дети не справляются – воспитатель отвечает за них, вместе с ними.

Воспитатель (в мантии и шапочке магистра)

- Здравствуйте, дети! Меня зовут Магистр Всезнайка. Сегодня я приглашаю вас в свою научную лабораторию. Вы знаете, что такое лаборатория? (Ответы детей)

- Какие вы умные ребятки, да, лаборатория это специальное место, где проводят опыты и эксперименты. А, вы любите экспериментировать? (Ответы детей)

- Сегодня мы вместе с вами займемся этим увлекательным занятием. И с нами в лабораторию попросился один персонаж, а для того, чтобы узнать его, нужно отгадать загадку: 

Уверенный в себе, хоть неумейка,

И от природы он большой зазнайка,

А ну-ка угадать его сумей-ка,

Известен всем под именем …(Незнайка)

Входит Незнайка, дети здороваются с ним.

 Только для начала вспомним правила  безопасности и поведения в нашей научной лаборатории и познакомим с этими правилами Незнайку:

 В лаборатории  ЗАПРЕЩАЕТСЯ:

- без разрешения трогать оборудование, приборы и реагенты;

- засовывать что-либо в нос, рот, уши и пр.;

-пробовать на вкус что либо, быть не внимательным, не послушным;

Но в лаборатории РАЗРЕШАЕТСЯ:

-строго следовать рекомендациям и указаниям старшего по лаборатории;

-соблюдать своё рабочее место в порядке и чистоте.

Незнайка, ты все понял? Ну, тогда у меня возник вопрос к детям:

- Скажите, дети, для чего ученые проводят опыты и эксперименты? (Ответы детей)

- Конечно, ученые хотят разгадать загадки природы. И для вас у меня первая загадка:

Я и туча, и туман,
И ручей, и океан,
И летаю, и бегу,
И стеклянной быть могу! (Вода) 

И первый наш опыт мы проведем с использованием воды.

- Вы любите апельсины, а еще какие ягоды и фрукты вы любите? (Ответы детей)

 Незнайка: Да-а-а, жалко, что сейчас зима, ведь  летом много всего вкусненького можно унюхать и слопать, но важно не забывать, что перед едой надо мыть ноги (Дети смеются).

Всезнайка:- А, что надо мыть? Уши? Шею? (Дети: руки).

- Это, да!  Но еще надо хорошенько мыть фрукты, ягоды и овощи. Так, что прежде, чем есть наши апельсины, надо их вымыть. ( воспитатель достает два апельсина – один очищенный, другой с кожурой и бросает их в две банки с водой)

- Смотрите, коллеги, этот утонул, а другой плавает! Чем можно объяснить этот феномен? (Плавучесть зависит от воздуха, которого много в порах апельсиновой шкурки; этот эксперимент также подтверждает, что воздух легче воды).

.- Я знаю еще один очень интересный опыт на плавучесть, многие из вас являются регулярными его участниками. Поднимите руки, кто из вас любит плавать. (Дети поднимают руки). Скажите, где вы плаваете? (Дети: в бассейне, на речке, в море, в озере, на пруду).

 Незнайка:

А я люблю плавать в море, там легче всего плавать?  А вот почему, я не знаю? (Дети: в море вода соленая, она лучше держит).

Всезнайка: Абсолютно верно, друзья мои. А ты знаешь, Незнайка, что наши  коллеги уже давно занимаются экспериментированием. И вот сегодня мы рассмотрим некоторые интересные опыты, которые ребята делали дома с родителями. С этим опытом нас познакомил Кирилл Нечаев. Он сделал его дома, а описание поместил в свой лэпбук.

(В одной банке – простая вода,  а в другую – добавляется соль. В пресной воде – яйцо тонет, а в соленой – плавает. Добавляя в банку то соленую, то пресную воду, заставляет яйцо, то всплывать, то опускаться на дно банки, и добивается того, что яйцо зависает на её середине. Дети активно помогают в проведении опыта).

- Давайте поиграем в игру «Тонет-плавает». Я буду показывать предмет, а вы показывайте, если тонет – сидите на стульчиках и говорите «буль-буль-буль», если плавает – вставайте, гребите руками и говорите «шлеп-шлеп-шлеп».

(Проводится игра «Тонет-плавает», презентация на мультимедийном экране)

- А теперь вспомним опыты на окрашивание воды. На занятия ИЗО вы научились смешивать краски и получать новые цвета. Какая краска любит воду, хорошо в ней растворяется? (Дети: акварель, гуашь).

Но не всегда в воде получается тот цвет, какой мы ожидаем увидеть. Некоторые вещества, соединяясь в воде, реагируют особым образом.

С кристаллами марганцовки нас познакомила Женя Тренихина. Они с мамой провели опыт по закрашиванию воды.

(Всезнайка растворяет в воде кристаллики марганцовки, дети любуются, завороженные этим).

Какого цвета получился раствор? (Дети: малиновый). А что будет, если туда добавить прозрачную жидкость? (Дети: ничего, цвет слегка побледнеет. Незнайка добавляет пипеткой в раствор немного перекиси водорода и жидкость становится прозрачной).

- Следующее превращение! (все дети растворяют в воде картофельный крахмал).

 Какого цвета получился раствор? (Дети: белого). Какой цвет получится, если в него добавить йод? (Дети: йод оранжевого цвета, значит получится светло оранжевый или коричневатый. Дети, за столами  добавляют пипеткой йод и размешивают раствор палочкой. Все наблюдают появление сиреневого цвета).

Незнайка:

 А я знаю, когда смешиваешь много разных красок в воде, получается… (дети отвечают, что получается грязная, некрасивая вода)

Всезнайка:

 А я предлагаю смешать разные краски  не в воде, а в молоке и посмотреть, что получится? (проводим опыт с молоком) . Этот опыт с молоком описала в своем лэпбуке Ксения Юмагужина. Итак, коллеги, приступим.

 Рисуем по молоку.

В тарелочку наливаем молоко (цельное), капаем в молоко жидкие красители разного цвета. Наблюдаем: краски не смешиваются. Берем ватную палочку, смоченную в любом моющем средстве, и опускаем в молоко,  наблюдаем за рисунком, который получается на молоке.

Незнайка:

 Да рисовать в молоке – это здорово! А сейчас я предлагаю вам устроить вулкан!

Всезнайка: Нет, вулкан нельзя, техника безопасности не позволяет…

Незнайка: Тогда – водяной вулкан, т. е. гейзер! Мои друзья  из Цветочного городка уже сконструировали кратер (достает макет гейзера, осталось, только его активировать!).

Всезнайка: Кстати, Незнайка, этот опыт многие дети сделали дома с родителями, описали, нарисовали в лэпбуке, а нам осталось только немного видоизменить этот эксперимент.

Всезнайка предлагает Незнайке и детям, насыпать в кратер соду и лимонную кислоту, Всезнайка выливает в кратер воду и, зал ахает от неожиданности – гейзер извергает шипучий фонтан).

- Теперь подведем итоги сегодняшней встречи. Что вам, коллеги, понравилось больше всего, что удивило, чему вы сегодня научились, что нового узнали? (Ответы детей).

 - На этом наше путешествие в мир опытов и экспериментов не заканчивается. Я желаю вам продолжить его вместе со своими родителями! Наблюдайте за миром вокруг, задавайте вопросы и задавайтесь вопросами, экспериментируйте и открывайте законы природы и мироздания!

Незнайка: Не забудьте зарисовать самые интересные опыты в свою научную тетрадь.

 Всезнайка: Ну, а мы с Незнайкой хотим вас всех произвести в магов-магистров и наградить именными дипломами (дарим детям шапочки магистров и дипломы).

Фото на память.

До новых встреч, друзья!  (звучит музыка).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

картотека опытов и экспериментов по познавательно-исследовательской деятельности

В материале представлено описание опытов по блокам: звук,вода,космос,камни....

Развитие познавательной активности через проведение экспериментов, опытов

Мастер-класс для педагогов по проведению опытов с воздушным шариком....

Опыты и эксперименты как средство познавательного развития дошкольников

           Опыты и эксперименты для дошкольниковПознавательное развитие предполагает развитие интересов детей, любознательности и познавательной мотивации; формиро...

Познавательно-исследовательская деятельность в ДОУ по ФГОС (Опыты и эксперименты для детей старшего возраста)

В соответствии с требованиями ФГОС, воспитателям в детском саду рекомендуется ежедневно организовывать ситуации, провоцирующие познавательную активность воспитанников. Одной из форм такого воздействия...

Отчёт по годовому проекту "Занимательные опыты и эксперименты как средство развития любознательности и познавательной активности старших дошкольников"

Годовой проект на тему: "Занимательные опыты и эксперименты как средство развития любознательности и познавательной активности старших дошкольников"...

Конспект совместной деятельности по познавательному развитию "Опыты и эксперименты с водой" в младшей группе

Конспект совместной деятельности для детей младшей группы по познавательному развитию "Опыты и эксперименты с водой"...