Проект "Здравствуй зимушка - зима"
проект по окружающему миру (подготовительная группа)

Лютикова Елена Викторовна

Проект "Здравствуй Зимушка-зима" в подготовительной группе

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_zima.docx477.55 КБ

Предварительный просмотр:

 

Управление  образования  администрации  Сергиево – Посадского

муниципального района  Московской области.

Муниципальное дошкольное Образовательное учреждение

 « Детский сад  общеразвивающего вида №  28»

 

 Проект

на тему: « Здравствуй, Зимушка-зима!»

Подготовительная группа «Капельки»

 

 

 

http://xn---47-5cdbjup3aclskdfyu3kvf.xn--90ahalgvkre.xn--p1ai/wp-content/uploads/2021/12/1-2.jpg 

 Воспитатель:  Лютикова Е.В.

 

 

 Актуальность:

 

Проект позволяет в условиях воспитательно – образовательного процесса в ДОУ расширить, обогатить, систематизировать и творчески применить знания детей о сезонных изменениях в зимнее время года. В 6-7 лет ребенок активнее накапливает опыт и усваивает знания в результате непосредственного общения с природой и разговоров с взрослым. Именно поэтому у ребенка можно заложить основы понимания и взаимосвязи объектов и явлений живой и неживой природы.

 

Вид проекта: Познавательно – творческий

 

Срок реализации: среднесрочный (Декабрь – январь – февраль)

 

Цель: сформировать в сознании детей целостных представлений о характерных особенностях зимы, зимних явлениях, зимних развлечений через интеграцию образовательных областей.

 

Задачи:

- конкретизировать и углубить представления детей о зиме (состояние погоды, характерные осадки, состояние растений); об особенностях жизни диких животных и птиц в зимний период;

- укреплять здоровье детей, приобщать к здоровому образу жизни;

- способствовать воспитанию бережного отношения к природе, желанию заботиться о птицах и животных;

- способствовать развитию познавательной активности, творческих способностей детей, их воображения, логического мышления, умению замечать изменения в природе, коммуникативных качеств.

- содействовать формированию сотрудничества в детско-родительских отношениях;

 

Участники проекта: Дети подготовительной группы, воспитатели, родители, музыкальный руководитель.

 

Ожидаемые результаты:

 

-Формирование у детей разносторонних знаний о взаимосвязи живой и неживой природы в зимний период;

-Повышение познавательной активности;

-Вызвать желание помогать птицам в зимнюю бескормицу;

-Привлечение родителей воспитанников к сотрудничеству и взаимодействию;

-Оформление группы «Новый год»;

-Проведение новогоднего праздника;

-Участие в новогодней выставке поделок.

 

 

1 этап – Подготовительный

 

-Планирование проекта

-Анализ предметно-развивающей среды в группе

-Подбор методической литературы

-Подбор и изготовление дидактического материала, наглядных пособий (альбомы для рассматривания, дидактические и настольно – печатные игры)

-Подбор репродукций картин, открыток, фотографий

-Подбор материала на тему: «Новый год»

 

Работа с родителями

-Консультации для родителей: «Профилактика простудных заболеваний», «Как сделать прогулку приятной и полезной», «Одежда ребенка на зимней прогулке».

-Конкурс семейных новогодних поделок «Зимняя композиция», «Кружева»

-Организация выставок детских работ.

-Совместное творчество детей и родителей в изготовлении кормушек для птиц.

-Папки-передвижки «Зимняя прогулка», «Новый год для детей», «Как устроить праздник», «Зимние приметы».

-Оформление информации в родительский уголок: «Зимние травмы»

-Информационный стенд в родительском уголке о проекте

-Беседы с родителями о необходимости участия их в проекте, о серьёзном отношении к воспитательно – образовательному процессу в ДОУ

 

 

2 этап – Основной

 

                                                   Декабрь

Образовательная область «Физическое развитие»:

1.     Игровая ситуация: «Не идется и не едется, потому что гололедица»,

2.     Дыхательная гимнастика: «Подуй на снежинку»

3.     П/и «Зайцы и волк», «Снежинки и ветер»,

4.     Игры и эстафеты «Кто быстрее в лес за елкой»,

5.     Спортивное развлечение: «Зимние радости»,

 

Образовательная область «Познавательно развитие»:

1.     Наблюдения:

- за изменениями зимней природы во время прогулок (за солнцем, небом, силой ветра, снегом)

-за красотой и богатством зимних красок

- за птицами

 - за деревьями, растущими на территории детского сада

1.     Дидактические игры: «Найди ошибки», «Кто что делает зимой» «Найди по следу» «Найди такую же снежинку»

2.     Дидактические игры по математике: «Сосчитай снежинки», «12 месяцев», «Математические пазлы».

3.     Рассматривание картин: Н. Крылов «Зимний вечер», И .Шишкин «Зима».

4.     Исследовательская деятельность:

Опыт - «Превращение в воду»

5.     Трудовая деятельность:

•         Наблюдение за трудом дворника;

•        Заготовка корма для птиц

•        Подкармливание птиц.

•        «Окучивание» снегом деревьев.

•        Расчистка дорожек от снега во время прогулки.

•        С помощью воспитателя посыпать дорожки песком.

•        Очистить вместе с воспитателем место для игр от снега.

•        На прогулке совместно с воспитателем собирать снег в кучи и свозить для построения снеговиков.

•        Сгребание снега лопатой, расчистка дорожек

•        Постройка из снега

•        Лепка различных форм из снега.

 

Образовательная область «Социально-коммуникативное»:

1.     Беседы-рассуждения  «Пришел мороз-береги ухо и нос»,

2.     Беседа  по ОБЖ: «Осторожно, гололед».

3.     Изготовления книжек по календарю.

4.     Дидактические игры: «Разложи картинки», «Времена года».

5.     Сюжетно-ролевая игра: «Устроим концерт для ёлочки»,

6.     Просмотр мультфильмов «Снежная королева», «Двенадцать месяцев»,

Образовательная область «Речевое развитие»:

1.     Беседы с использованием мультимедийных презентаций: «Как звери в лесу зимуют», «Как человек помогает зимой животным в лесу», «Откуда идёт снег», «Приметы зимы», «Одежда людей зимой»

2.     Чтение художественной литературы:

·        В.Бианки «Лес зимой», «Синичкин календарь» М.Пришвин «Этажи леса»,  Э.Успенский «Проказы старухи зимы»,

·        Е.Трутнева «Первый снег»,

·        Русские народные сказки: «Зимовье зверей»,

·        Сказки: «Морозко», «Двенадцать месяцев»,

·        Зарубежная сказка: «Снежная королева»,

3.     Составление рассказов: по репродукциям картин русских художников по теме «Зима».

4.     Дидактические игры: «Подбери рифму», «Доскажи словечко»,

5.     Рассказывание из личного опыта «Игры зимой».

6.     Творческое рассказывание «Сочиняем сказку про Деда Мороза».

 

Образовательная область «Художественно-эстетическое развитие»:

1.     Выставка книг о зиме.

2.     Загадки о зимних явлениях в природе

3.     Пословицы и поговорки о зиме.

4.     Рисование: «Деревья в инее», «Снежная семья», «Зима»,

5.     Аппликация: «Как мы играем зимой»,  изготовление новогодней открытки.

Лепка: коллективная работа по теме «Зимняя забава»,

6.     Конструирование: «Снеговик из бумажных полосок»,

7.     Свободное творчество- лепка зимнего леса и его обитателей.

8.     Народные хороводные игры «Золотые ворота»,

9.     Разучивание новогодних и зимних песен с музыкальным руководителем.

10. Разучивание стихотворений «Белая береза» С.Есенина,

11. Развлечение «В гостях у снежной королевы»

12. Слушание музыкальных произведений «Времена года» П.И.Чайковского, 

 

Работа с родителями:

1.     Консультации для родителей: «Профилактика простудных заболеваний», «Одежда ребенка на зимней прогулке».

2.     Конкурс семейных новогодних поделок «Зимняя композиция».

3.     Подборка стихов для разучивания с детьми дома.

4.     Организация выставок детских работ.

5.     Совместное творчество детей и родителей в изготовлении кормушек для птиц.

6.     Предложить принести корм для подкормки птиц.

7.     Папки-передвижки  «Зима»,«Новый год для детей», «Как устроить праздник»,

8.     Оформление информации в родительский уголок: «Зимние травмы»

9.     Строительство снежных построек

 

                                                    Январь.

 

Образовательная область «Физическое развитие»:

1.                 Игровая ситуация: «Как на тоненький ледок».

2.                 Дыхательная гимнастика «Ветерок»

3.                 П/и:«Зайка» «Два мороза», «Мороз красный нос»,

4.                 Игры и эстафеты:«Кто быстрее украсит елочку»

5.                 Народные хороводные игры «Что нам нравиться зимой»

 

 

 

 

Образовательная область «Познавательно развитие»:

     1.  Наблюдения:

- за изменениями зимней природы во время прогулок (за солнцем, небом, силой ветра, снегом)

-за красотой и богатством зимних красок

- за птицами

 - за деревьями, растущими на территории детского сада

 

2.     Дидактические игры: «Разведчики», «Угадай, на что похожи?»(узоры на окнах) «Кто что делает зимой» «Найди такую же снежинку»

3.     Дидактические игры по математике: «Сосчитай снежинки», «12 месяцев», «Математические пазлы».

4.     Рассматривание картин: Н. Крылов «Зимний вечер», К. Юон «Зима в лесу»

5.     Исследовательская деятельность:

Опыт – « Лед – твердая вода»

6.     Трудовая деятельность:

•         Наблюдение за трудом дворника;

•        Заготовка корма для птиц

•        Подкармливание птиц.

•        «Окучивание» снегом деревьев.

•        Расчистка дорожек от снега во время прогулки.

•        С помощью воспитателя посыпать дорожки песком.

•        Очистить вместе с воспитателем место для игр от снега.

•        На прогулке совместно с воспитателем собирать снег в кучи и свозить для построения снеговиков.

•        Сгребание снега лопатой, расчистка дорожек

•        Постройка из снега

•        Лепка различных форм из снега.

 

 

 

Образовательная область «Социально-коммуникативное»:

 

1.     Беседы-рассуждения  «Если хочешь быть здоров-закаляйся»

2.     Беседа по ОБЖ: «Первая помощь при обморожении»,

3.     Дидактические игры: «Что напутал Буратино», «Узнай по описанию»

4.     Сюжетно-ролевая игра: «Мы путешественники», «Прощание с елочкой до следующего года»

5.     Просмотр сказки Бр.Гримм «Госпожа Метелица».

6.     Просмотр мультфильмов «Зимние сказки»,  «Таежная сказка».

 

Образовательная область «Речевое развитие»:

 

7.     Беседы с использованием мультимедийных презентаций: «Жизнь диких животных зимой», «Зачем зимой снег», «Помоги птицам», «Отчего снег скрипит», «Зимующие и   перелетные птицы», «С кем ель дружит».

8.     Чтение художественной литературы:

·        В.Бианки «Письмо простое и письмо с хитростью», Н.Носов «На горке»,

·        С.Иванов «Каким бывает снег»,

·        Русские народные сказки: «Заяц-хваста»,

·        Сказки: «Мороз Иванович»,

·        Зарубежная сказка: «Снежная королева»,

·        К.Ушинский «Четыре желания»

·        Дж.Крюс «Снеговик на маскараде»

9.     Составление рассказов: по репродукциям картин русских художников по теме «Зима».

10. Дидактические игры: «Когда это бывает?», «Кокой,какая,какие?»,

11. Рассказывание по теме «Мои зимние каникулы»

12. Творческое рассказывание

 Образовательная область «Художественно-эстетическое развитие»:

1.     Презентация «Снежинка»

2.     Выставка книг о зиме.

3.     Загадки о зимних явлениях в природе

4.     Пословицы и поговорки о зиме.

5.     Рисование: «Зимняя ночь»,

6.     Аппликация: «Узор на зимней шапке»,

7.     Лепка: «Снегири и синички»

8.     Конструирование: «Елочки».

9.     Свободное творчество- рисование по замыслу по теме «зима».

10. Народные хороводные игры «Метелица»,

11. Разучивание новогодних и зимних песен с музыкальным руководителем.

12. Разучивание стихотворений «Первый снег» Е.Трутнева,

13. Слушание музыкальных произведений  «Вальс белых хлопьев» из балета «Щелкунчик» П.И. Чайковского

 

 

Работа с родителями:

1.     Консультации для родителей: «Как сделать прогулку приятной и полезной»,

2.     В беседах с детьми уточнять представления ребенка о том, что нужно делать для предупреждения простудных заболеваний в холодный период.

3.     Конкурс семейных новогодних поделок «Кружева».

4.     Организация выставок детских работ.

5.     Папки-передвижки «Зимняя прогулка», «Зимние подвижные игры»

 

                                                     Февраль.

 

Образовательная область  «Физическое развитие»:

1.     П/и: «Заморожу», «Снежки».

2.     Дыхательная гимнастика «Дует ветер»

3.     Народные хороводные игры «Метелица»

4.     Зимний спортивный праздник.

 

Образовательная область «Познавательно развитие»:

 

 

1.      Наблюдения:

- за изменениями зимней природы во время прогулок (за солнцем, небом, силой ветра, снегом)

-за красотой и богатством зимних красок

- за птицами

- за деревьями, растущими на территории детского сада

2.      Дидактические игры: «Найди по следу»,«Разведчики», «Найдите и покормите зимующих птиц», «Что сначала, что потом».

3.      Дидактические игры по математике: «Сосчитай снежинки», «Математические пазлы», «С какой ветки детки»

4.      Рассматривание картин К.Юон «Русская  зима», И.Грабарь «Февральская лазурь».

5.      Исследовательская деятельность:

Опыт – «Лед  легче воды»

6.Трудовая деятельность:

•         Наблюдение за трудом дворника;

•        Заготовка корма для птиц

•        Подкармливание птиц.

•        «Окучивание» снегом деревьев.

•        Расчистка дорожек от снега во время прогулки.

•        С помощью воспитателя посыпать дорожки песком.

•        Очистить вместе с воспитателем место для игр от снега.

•        На прогулке совместно с воспитателем собирать снег в кучи и свозить для построения снеговиков.

•        Сгребание снега лопатой, расчистка дорожек

•        Постройка из снега

•        Лепка различных форм из снега.

 

 

 

Образовательная область «Социально-коммуникативное»:

1.     Беседы: «Как мы встретили Новый год», «Чем запомнился праздник»

2.     Беседа по ОБЖ: «Что делать, чтобы не замерзнуть».

3.     Дидактические игры: «Где снежинки», «Четвертый лишний».

4.     Сюжетно-ролевая игра: «У нас гости», «Цирк»

5.     Просмотр мультфильмов «Щелкунчик»

 

Образовательная область «Речевое развитие»:

13. Беседы с использованием мультимедийных презентаций: «Отчего снег скрипит», «Зимующие и   перелетные птицы», «С кем ель дружит».

14. Чтение художественной литературы:

·        Г.Снегирев «Про птиц», В.Зотов «О птицах»

·        В.Бианки «Кто к кормушке прилетел?»

·        Н.Носов «На горке»,  Г.Скребицкий «На лесной полянке»,

·        Русские народные сказки:«Два мороза».

·        Сказки: «Снегурочка».

·        Зарубежная сказка: «Щелкунчик».

·        В. Сухомлинский «Как синичка меня будит»

·        К.Ушинский «Проказы старухи –зимы»

15. Составление рассказов: по репродукциям картин русских художников по теме «Зима».

16. Дидактические игры: «Из чего-какой»(горка из снега-снежная и т.д), «Скажи наоборот».

17. Рассказывание из личного опыта «Игры зимой».

18. Творческое рассказывание

Образовательная область «Художественно-эстетическое развитие»:

1.     Выставка книг о зиме.

2.     Загадки о зимних явлениях в природе

3.     Пословицы и поговорки о зиме.

4.     Рисование: «Снежинки-балеринки», «Весело качусь я под гору в сугроб», «Морозные узоры»

5.     Аппликация: «Заснеженный дом»

6.     Лепка: «Зимушка-зима»

7.     Конструирование: «Елочка нарядная», «Снеговик»

8.     Свободное творчество-изготовление снежинок, раскрашивание разукрашек «Гжель»

9.     Народные хороводные игры «Золотые ворота», «Метелица»,

«Что нам нравится зимой».

10. Разучивание новогодних и зимних песен с музыкальным руководителем.

11. Разучивание стихотворений: И.Суриков «Вот моя деревня…»

12. Слушание музыкальных произведений

 

Работа с родителями:

1.     Консультации для родителей: «Как заботиться о здоровье зимой»

2.     Творчество детей и родителей на тему «Зимушка»

3.     Организация выставок детских работ.

4.     Папки-передвижки «Это интересно знать», «Зимние приметы».

5.     Конкурс «Книжка – сказка».

 

3 этап - Заключительный

 

Итоговое мероприятие «Новогодний праздник»

Презентация проекта перед родителями и воспитанниками.

Развлечение «Спортивный досуг: В гости к Петрушке»

 Результаты проекта:

-Повышение процента детей со средним и высоким уровнем познавательного развития.

-Сформированы у детей разносторонние знания о взаимосвязи живой и неживой природы в зимний период; приобрели новый познавательный опыт

-Дети знакомы с произведениями поэтов, писателей и художников на тему зимы;

-Дети владеют расширенным словарным запасом;

- Знакомы с правилами с правилами безопасного поведения на природе;

- Выставка творческих работ детей;

-Систематизирован литературный и иллюстративный материл по теме «Зима»;

-Разработаны рекомендации для родителей;

- Совместно с родителями был изготовлен альбом «Зимушка»

-Группа оформлена к «Новому году»

Приложение

Спортивный праздник «В гости к Петрушке»

I:\зимние забавы2018\CIMG4386.JPG

I:\зимние забавы2018\CIMG4399.JPG

I:\зимние забавы2018\CIMG4361.JPG


I:\зимние забавы2018\CIMG4332.JPG

I:\зимние забавы2018\CIMG4376.JPG

«Рождественские Колядки»

I:\калядки\IMG_9144.JPG

Пословицы и поговорки про зиму

  1. Будет зима – будет и лето.
  1. Без шубы и валенок и зима без конца.
  1. В зимний холод всякий молод.
  1. Зима спросит, что летом припасено.
  1. Не пугай, зима, весна придет.
  1. Что летом родится, то зимой пригодится.
  1. Зима – не лето, в шубу одета.
  1. Зимой льдом не дорожат.
  1. Летом ногой копнешь, а зимой рукой возьмешь.
  1. Помни это, что зима не лето.
  1. Зима лето пугает, да все равно тает.
  1. Зима не без морозов.
  1. Зиме да лету союза нету
  1. Зимой съел бы грибок, да снег глубок.
  1. Зимою шубка не шутка.
  1. Пришла зима  - не отвертишься.
  1. Чем крепче зима, тем скорее весна
  1. Как зима не злится,  весне покорится.
  1. Зимой солнце сквозь слезы улыбается.
  1. Зима лодыря морозит.

Пословицы и поговорки о морозе

  1. Мороз невелик, да стоять не велит.
  1. Мороз и железо рвет, и на лету птицу бьет.
  1. Мороз одетым кланяться велит, а неодетых сам посещает.
  1. Мороз ленивого за нос хватает, а перед проворным шапку снимает.
  1. Лиха крапива, а мороз ее губит.
  1. Мороз любви не студит.
  1. Осенний мороз не выдавит слез, а зимние морозы – из слез слезы.
  1. Где мороз ступает, там он снежные розы роняет.
  1. Мороз зимы не портит.
  1. Хоть морозец здоров, да нет комаров.
  1.  Стужа да мороз, на печи мужик замерз.

Пословицы и поговорки о снеге

  1. Снег глубок – и хлеб хорош.
  1. Много снега – много хлеба.
  1. Чтобы перетаскать весь снег, мешков не хватит.
  1. Придет снег, появится и зима.
  1. Как снежок ляжет, так и урожай уважит.
  1. Белый снежок – каждому дружок.
  1. Зима снежная – лето дождливое.
  1.  Снег холодный, а от стужи укрывает.
  1.  Где снег, там и след: не было снегу, не было и следу.
  1. Как ни мойся, белее снега не будешь.
  1.  Не то снег, что метет, а то, что сверху идет.
  1.  Снег глубок – год хорош.
  1. Белее снегу белого.
  1. Снега надует – хлеба прибудет, вода разольется, сена наберется.

Пословицы и поговорки про месяцы

год кончает, зиму начинает.

Январь – году начало, зиме  середка.

В январе – морозы, в феврале – метель.

Февраль силен метелью, а март капелью.

Февраль – месяц лютый, спрашивает, как обутый.

В феврале зима с весной встретятся впервой.

Загадки

Тройка-тройка прилетела,

Скакуны в той тройке белы

А в санях сидит царица,

Белокоса, белолица.

Как махнула рукавом

Все покрылось серебром.

(зима)

 

Хоть сама и снег, и лед,

А уходит – слезы льет.

(зима)

Кто угадай-ка,

Седая хозяйка!

Тряхнет перинки,

Над миром пушинки.

(зима)

 

Запорошила дорожки,

Разукрасила окошки,

Радость детям подарила

И на санках прокатила.

(зима)

Лишь стукнет в окошко

Она нам снежком,

Мы санки берем

И – на горку бегом.

(зима)

Я – антоним к слову лето.

В шубу снежную одета,

Хоть люблю мороз сама,

Потому, что я… (зима)

Консультации для родителей

Консультация "Первая помощь при обморожениях"

Переохлаждение:

В результате длительного воздействия низкой температуры окружающего воздуха у ребёнка возникает ознобление. Повреждённые участки кожи внешне представляют собой уплотнения красного или синюшнее-багрового цвета. Ознобление сопровождается зудом, жжением, болью, которая усиливается, если этот участок быстро согревать. Переохлаждаются чаще ноги и руки.

Воспитатель, собирая детей на прогулку, следит за тем, чтобы у них были сухими обувь и варежки. В особом внимании нуждаются дети ослабленные, перенесшие заболевания.

Резкое понижение температуры тела приводит к замерзанию.

Ребёнок в таком состоянии теряет сознание, кожные покровы бледнеют, пульс редкий. После принятия первой помощи у замёрзших отмечается сонливость, ослабление памяти, расстройство психики. Частым осложнением замерзания является воспаление лёгких, почек, острые расстройства пищеварения.

Первая помощь замёрзшему ребёнку заключается в согревании его в горячей ванне, одновременно проводится массаж. Как только ребёнок придёт в сознании, ему необходимо дать горячее питьё, еду, уложить в постель, срочно вызвать врача или доставить в лечебное учреждение.

Обморожение:

Чаще наблюдается у детей ослабленных, у тех, кто носит слишком тесную обувь. Оно может быть даже при 0 температуре. Дети отмораживают пальцы рук и ног, уши, кончик носа.

Различают три степени обморожения:

Обморожение 1 степени бывают при кратковременном действии холода. После отогревания поражённые участки кожи краснеют и припухают, появляется небольшая боль, жжение. Через 2-3 дня краснота и отёк проходят и на коже никаких следов обморожения не остаётся.

Обморожение 2 степени наступает при длительном действии холода. Кожа при обморожении резко бледнеет. Позднее появляются пузыри. Наполненные светлой или кровянистой жидкостью.

Обморожение 3 степени и 4 степени возможно при длительном действии низких температур, при этом омертвевают не только мягкие ткани, но и кости, развивается гангрена. Характерно повышение температуры, общая интоксикация, беспокойное поведение и озноб.

Первая помощь при обморожении заключается в скорейшем восстановлении кровообращения на участке поражения.

Обмороженные руки или ноги отогревают в тёплой воде. Повреждённое место осторожно обнажают, погружают в тазик с водой 18-20º и проводят лёгкий массаж. Массировать начинают с пальцев вверх. Во время массажа надо заставлять ребёнка шевелить пальцами, чтобы быстрее восстановить кровообращение. При полном отогревании кожа становится ярко-розовой и появляется боль. Затем отмороженное место осторожно вытирают, протирают спиртом, накладывают сухую стерильную повязку и тепло укутывают.

При обморожении щёк и носа отогревают их прямо на улице, растирая поражённый участок круговыми движениями. Не следует обмороженное место растирать снегом, так как мелкие льдинки могут оцарапать кожу, кроме того можно занести инфекцию. тереть лучше мягкой шерстяной варежкой или рукой до полного восстановления кровообращения. При более тяжёлых формах срочная госпитализация в больницу.

 Наблюдения – зимаОльга Воробьёва 

Наблюдения на прогулке. Время года - ЗИМА

Наблюдение № 1

Наблюдение за изменениями в природе. Предложить самостоятельно найти признаки зимы.

Загадка: Запорошила дорожки,

               Разукрасила окошки.

               Радость детям подарила

               И на санках прокатила.  (Зима)

Дидактическая игра «Кто больше?» - упражнять в подборе определений к существительным.

Какими словами можно сказать о зиме? Зима какая? (волшебная, сказочная, снежная, морозная, вьюжная, сверкающая, зима-волшебница, холодная, красивая и т.д.)    

Наблюдение за сезонными изменениями

Цели:

  • формировать представления об изменениях в природе в начале зимы (ночь становится длиннее, а день убывает);
  • учить различать характерные приметы начала зимы, узнавать их в стихотворениях.

Ход наблюдения

Прелесть утренней зимы. Дни стоят невыразимы, Снегу — хоть давай взаймы Всем другим бесснежным зимам...

Н. Асеев

Пришел декабрь — первый зимний месяц. Сквозь низкие серые облака редко проглядывает солнышко, потому и называют в народе декабрь «хмурень» — хмурый, бессолнечный месяц, дни короткие, ночи длинные, смеркается рано. По ночам  в декабре трещит мороз — строит ледяные мосты на реках, прудах и озерах.

Воспитатель задает детям вопросы.

♦        За каким месяцем идет декабрь?

♦        Что изменилось на участке в детском саду по сравнению в, ноябрем?

  • Что изменилось в одежде людей по сравнению с осенью?
  • Какие защитные свойства у снега?

♦        Найдите на нашем участке приметы зимы.

Трудовая деятельность

Засыпка корней деревьев снегом.

Цель: воспитывать желание оказывать помощь живым объектам.

Подвижные игры: Игра в снежки.

Цель: закреплять навыки в метании предметов.

Прыжки на одной ноге.

Цель: воспитывать чувство равновесия.

Индивидуальная работа:  Развитие движений.

Цель: обучать самостраховке при выполнении движений на соблюдение равновесия

Наблюдение № 2

Наблюдение за огородом

Цели:  —        знакомить с сезонными изменениями в огороде в зимний период;

—        воспитывать интерес к исследовательской деятельности.

Ход наблюдения

Батюшка наш огород!

Поклонюсь тебе с любовью —

Ты корми нас целый год

И капустой и морковью.

Угощай нас кабачком,

Сельдереем и лучком.

Воспитатель задает детям вопросы.

  • Что изменилось в огороде с приходом зимы? (Все замело  снегом.)
  • Чем является снег для растений? (Одеялом, спасающим  в  холода и ветра.)

♦        Если много снега в огороде — это плохо или хорохц0(Хорошо, много влаги.)

  • Ровно ли лежит снег в разных частях огорода? (Нет )
  • Где больше снега — у здания или в центре? (У зданий)

♦        Почему? (Порывы ветра сдувают снег от центра к зданию.)

Исследовательская деятельность

Измерить глубину снега снегомером в разных частях ого рода.

Определить, в каком состоянии находится почва в зимние период.

Трудовая деятельность: Постройка фигур из снега на участке.

Цели:  учить строить из снега фигуры;

  • воспитывать дружеские отношения.

Подвижные игры

«Совушка».

Цели:   —учить внимательно слушать команду воспитателя;

—        развивать внимание, следить за правильностью выполнения задания.

«Жмурки».

Цель: закреплять умение ориентироваться в пространстве,

Индивидуальная работа: «Попади в цель».

Цель: развивать глазомер и силу броска.

Наблюдение № 3

Наблюдение за температурой воздуха. Измеряя день за днем температуру воздуха, подвести детей к выводу, что понижение температуры воздуха приводит к заморозкам на почве.

Стихотворение М.Сухоруковой «Декабрь студеный»:

     Как на речке изумрудные мосты,

     Ну а в поле белоснежные холсты.

     В заметенном студеном декабре

     Семь погод все куролесят на дворе.

Трудовая деятельность

Уход за растениями, растущими на участке.

Цель: формировать интерес к труду в природе, экологическое сознание.

Подвижные игры

«Волк во рву», «Мышеловка».

Цели:

  • учить по сигналу перепрыгивать через ров и обратно;
  • развивать быстроту, ловкость, выносливость.

Индивидуальная работа

Лазанье. Цели:

  • развивать координацию движений;
  • воспитывать смелость, решительность.

Наблюдение № 4

Наблюдение за воробьем

Цели:

  • продолжать закрепление знаний о зимующей птице — воробье;
  • формировать пред
  • тавление об особенностях поведения птицы в зимнее время;

—        учить поддерживать чистоту в кормушке для птиц.

Ход наблюдения

Прыгал воробьишка

В коричневом пальтишке,

Ростом мал, да боевой,

Нелегко ему зимой.

Прыгает он у крыльца —

Покормите молодца.                            В. Мирясова

Воспитатель проводит с детьми беседу.

  • Посмотрите, сколько птиц прилетело к нам в столовую.  Как  называют птиц, которые остаются у нас на зиму? (Зимующие птицы.)
  • Чем отличаются перелетные птицы от зимующих? (У зимующих птиц есть подпушек и очень твердый клюв.)
  • Какие птицы не улетают от нас на зиму? (Воробьи, воронье галки, сороки, дятлы, клесты.)
  • Чем питаются воробьи в зимнее время? (Крошками, зернышками.)
  • Почему зимующих птиц надо подкармливать? (Корма им не хватает, а сытость дает птахам тепло.)
  • Расскажите о своих наблюдениях за поведением воробьев зимой. (Нахохлившись, они прячут клюв под крылышко, таким образом они защищаются от мороза.)
  • Почему воробьи селятся рядом с человеком? (Чтобы прокормиться и согреться возле него.)

Да, зиму воробьи проводят рядом с нами. Трудно приходится птицам в снежную и морозную пору

Они прилетают поближе к человеку, надеясь прокормиться и согреться возле него. В народе воробьев нередко называют воришками.

Эти проворные птицы, не боясь, прыгают возле ног человека, клюют из собачьей миски, подбирают крохи.

♦        Почему воробьев называют смелыми и дружными птицами? (Потому что они всегда летают стайкой.)

Если какому-нибудь воробью посчастливится найти обильный корм, он начинает громко чирикать, созывает на пир своих собратьев. И вот сейчас, посмотрите у кормушки, сколько собралось птиц. Какой же корм они охотнее поедают? Давайте проверим. В первую кормушку мы положим сало, во вторую — хлебных крошек, а в третью насыплем зернышек.

  • Прежде чем накладывать корм, что нужно сделать? (Отчистить от снега место для корма.)
  • Ребята, посмотрите, возле какой кормушки больше собралось воробьев? (Возле третьей, где зернышки.)

♦        Какой корм они охотнее поедают? (Зерно.)

Давайте договоримся, что мы с вами будем каждый день поддерживать чистоту в кормушке и подкармливать птиц.

Трудовая деятельность

Расчистка от снега кормушек, кормление птиц. Цель: воспитывать положительное отношение к труду. Подвижные игры «Попади в цель».

Цель: учить следить за направлением летящего предмета, правильно рассчитывать и выполнять движения. «Встречные перебежки».

Цель: учить бегать и прыгать, не наталкиваясь друг на Друга.

Индивидуальная работа

Метание снежков вдаль и в цель.

Цель: развивать координацию движений.

Наблюдение № 5

Наблюдение за снегопадом. Выяснить зависимость характера состояния снега от погоды: в морозный день при отсутствии ветра снег падает отдельными снежинками, в сравнительно теплую погоду – снежными хлопьями, в сильный мороз при ясном небе – снегопад «иголочками».

Стихотворение И.Сурикова:

     Белый снег пушистый

     В воздухе кружится

     И на землю тихо

     Падает, ложится,

     И на утро снегом

     Поле забелело,

     Точно пеленою

     Все его одело.

     Стали дни коротки,

     Солнце светит мало.

     Вот пришли морозы,

     И зима настала.

Исследовательская деятельность

Поймать летящую снежинку на чистый лист бумаги, рассмотрев, определить свойства снега (снежинка, пыль, крупа, хлопья).

Трудовая деятельность:

Засыпка снегом корней деревьев на своем участке.

 Цель: развивать умение работать сообща.

Подвижная игра «Снежная карусель».

Цель: учить действовать по сигналу воспитателя, постепенно убыстряя темп бега в хороводе.

Индивидуальная работа Развитие движений.

Цель: учить метать снежки вдаль.

Наблюдение № 6

Наблюдение за снегом. Обсудить с детьми, что происходит, когда снег скрипит под ногами (с хрустом ломаются лучики снежинок). В разную погоду рассмотреть снежинки через лупу.

Дидактическая игра «Кто больше?»:

Какие снежинки?  (ажурные, серебристые, нежные, холодные, пушистые, кружевные, легкие, белые…)

Стихотворение С.Баруздина «Снежинки»:

     Зима снегами вьюжится

     С утра и дотемна.

     Снежинки вьются, кружатся

     У нашего окна.

     Как будто звезды искрами

     Рассыпались кругом.

     Несутся, серебристые,

     Заглядывают в дом.

     То в комнату попросятся,

     То снова убегут,

     За стеклами проносятся,

     На улицу зовут.

Трудовая деятельность

Сгребание снега к деревьям.

Цель: воспитывать гуманно-деятельное отношение к деревьям.

Подвижная игра

«Что растет в родном краю?».    

Цели:

  • закреплять названия деревьев;
  • формировать словарный запас;
  • прививать бережное отношение к природе.

   

Наблюдение № 7

Сравнительное наблюдение за воробьем и синицей

Цели:

  • на примере сравнения воробья с синицей знакомить с особенностями их строения, образа жизни;
  • воспитывать доброжелательное отношение к братьям нашим меньшим.

Ход наблюдения

Воспитатель загадывает детям загадки.

Серых перьев комок

На морозе продрог.

Скачет по дорожке,

Собирает крошки. (Воробей.)

Непоседа, невеличка,

Желтая почти вся птичка,

Любит сало и пшеничку.

Кто узнал ее? (Синичка.)

Воспитатель предлагает детям рассмотреть и сравнить воробья и синичку.

  • Что у них общего? (Остались зимовать, держатся по одиночке.)
  • Чем отличается воробей от синички? (У синицы клюв тонкий — эта птица насекомоядная; у воробья клюв толстый — птица зерноядная; а также оперением, поведением.)
  • Как ведут себя эти птицы на кормушке? (Воробьи, заметив корм, налетают стайкой, ссорятся, отбирая его друг у друга, клюют с жадностью. Синички соблюдают очередность, улетая с кормом, расклевывают его, прижав лапкой, сидя на ветке.)

♦ Расскажите о повадках воробья и синицы? (Воробей — маленькая, неунывающая, бойкая птичка. Эти птицы, не боясь, прыгают возле ног человека, клюют из собачьей миски, подбирают крохи под самым носом сытого ленивого кота, они смелые и доверчивые.

Синица — всем интересуется, всюду сует свой любопытный клювик, ни минуты не сидит на месте, всюду летает, суетится, снует. Она легко прыгает по

веткам и с помощью острых и цепких коготков ловко лазает по ветвям деревьев. Синицы — осторожные и пугливые.)

  • Чем питаются эти птицы? (Воробьи — птицы всеядные. Синицы любят несоленое сало, семена подсолнечника, тыквы, арбуза.)
  • Синица — птица насекомоядная, почему же она не улетает в теплые края? (Она делает запасы, а клювом-шильцем может доставать личинки насекомых из-под коры и расщеплять семена. В морозные зимние дни синицы прилетают ближе к жилью человека.)
  • Почему же воробьи так любят соседство с людьми? (Потому что, живя возле людей, птицы защищены от хищников, у них есть корм и укромные местечки, где можно свить гнездо.)
  • Приносят ли пользу эти птицы? (Синицы очень полезны нашим лесам. Даже в морозную стужу стайки синиц тщательно обследуют дерево за деревом в поисках зимующих насекомых. Недаром стайки синиц называют «крылатой милицией леса». Бывает, что воробьи приносят вред человеку, расклевывают фрукты, в садах, вредят посевам зерновых. Но пользы от них все же больше, чем вреда. Они поедают большое количество вредных насекомых, поэтому их надо охранять, а не преследовать.)

Трудовая деятельность

Укрепление снегом корней молодых деревьев.

 Цель: побуждать к природоохранной деятельности.

Подвижные игры «Птицы и кукушка».

Цели:

  • развивать ловкость, быстроту;
  • выполнять характерные движения по содержанию игры. «Лягушки и цапля».

Цель: упражнять в прыжках на двух ногах с продвижением вперед.

Индивидуальная работа Развитие движений.

Цель: упражнять в прыжках в длину с места.

Дидактическая игра «Кто больше?»

Какой снег зимой?(белый, пушистый, серебристый, мохнатый, махровый, молочный, чистый, воздушный, тяжелый, искристый, холодный, легкий, мокрый, блестящий, красивый, хрустящий, рассыпчатый, мягкий, рыхлый, глубокий, липкий, скрипучий).   

Наблюдение № 8

Наблюдение за долготой дня. Отметить в календаре самый короткий день – 22 декабря. Обсудить с детьми, что это по народному календарю день солнцеворота. С 9 декабря, по народным приметам, наступают сильные холода.

Загадка: Назовите-ка, ребятки, месяц в этой вот загадке:

               Дни его всех дней короче, всех ночей длиннее ночи,

               На поля и на луга до весны легли снега.

               Только месяц наш пройдет, мы встречаем Новый год.      (Декабрь)

Трудовая деятельность

Подметание дорожек на участке младших групп.

Цель: воспитывать желание трудиться.

Подвижные игры «Бездомный заяц».

Цель: учить действовать по сигналу воспитателя, соблюдая правила игры.

«Следопыт».

Цель: развивать внимание и наблюдательность.

Индивидуальная работа Развитие движений.

Цель: закреплять умение ориентироваться на участке детского сада, находить предмет по описанию.

Наблюдение № 9

Наблюдение за трудом дворника

Цели:

  • продолжать наблюдения за работой дворника;
  • способствовать обогащению словаря;
  • воспитывать любовь и уважение к работе дворника;
  • прививать любовь к природе, заботливое отношение к окружающей среде.

Ход наблюдения

Воспитатель задает детям вопросы.

  • Что делает дворник зимой на территории детского сада?
  • Какие орудия труда он использует для работы?

♦        Как может дворник помочь деревьям перенести холод и мороз?

♦        Нужна ли работа дворника людям и природе?

Трудовая деятельность

Строительство горки из снега для кукол.

Цели:

—        учить трудиться сообща;

—        воспитывать трудолюбие.

Подвижные игры

«Два мороза», «Горелки».

Цели:  упражнять в беге;

  • закреплять умение соблюдать правила игры.

Индивидуальная работа

Ходьба на лыжах.

Цели: упражнять в ходьбе по лыжне;

  • развивать ловкость, выносливость.

Наблюдение № 11

Наблюдение за следами на снегу: зверей, людей, птиц, лыж, санок, машин (учиться определять, свежий след или он оставлен давно). Сравнить следы птиц на рыхлом снегу и утоптанном.

Стихотворение Н.Голиновской «Письмо на снегу»:

      Вышит снег красивой строчкой,

      Словно белая сорочка.

      Папу я зову во двор:

      - Погляди, какой узор!

      Смотрит папа сверху вниз:

      - Тут письмо тебе, Денис!

      Пишут птицы и зверюшки:

      «Сделай нам, Денис, кормушки!»

Упражнение «Назови правильно» -развивать грамматический строй речи:

  • След зайца – заячий.
  • След лисы – лисий.
  • След птицы – птичий.
  • След от лыж – лыжный.
  • След от санок – санный.

Наблюдение № 12

Наблюдение за серой и черной вороной

Цели:

  • учить сравнивать серую и черную ворону;
  • находить отличительные признаки (внешний видголос, повадки).

Ход наблюдения

Голос ворона узнает каждый. «Кру-кру-кру...» — разносится по всему лесу. Сам ворон сидит где-нибудь на высоком дереве и смотрит вокруг, будто хозяин. Вороны — одиночки, и редко можно увидеть группу из шести и более птиц. Ворон очень гордится своими черными, глянцевыми перьями да крепким клювом. Вот и держится он важно, вышагивает по земле, словно князь какой, а полет его красив и плавен.

А вот в отношении еды ворон непривередлив. Он ест буквально все, что ему на глаза попадется: и плоды, и семена, и насекомых, и улиток с червями, и даже мелких животных и птиц. Ведь ворон — пернатый хищник.

Серая ворона предвещает своей песней скорый приход весны. Ее простая, тихая, мелодичная песенка совсем не похожа на карканье, а напоминает скорее мурлыканье котенка. Серая ворона зимует вместе с нами и, конечно же, с нетерпеньем ждет весну.

Трудовая деятельность

Уборка участка от снега.

Цель: воспитывать желание трудиться в коллективе.

Подвижная игра

«Раз, два, три — беги!».

Цель: развивать быстроту бега, ловкость, внимание.

Индивидуальная работа

Закрепление навыков ходьбы на лыжах.

Цель: развивать силу, выносливость

Опыт. Защитные свойства снега. Поместить баночки с одинаковым количеством воды:

  • На поверхности сугроба,
  • Зарыть неглубоко в снег,
  • Зарыть глубоко в снег.

Понаблюдать за состоянием воды в баночках.

Обсудить с детьми значение снежного покрова для жизни растений (в сугробе теплее, поэтому надо засыпать снегом корни деревьев и кустарников).

Наблюдение № 13

Наблюдение за сосной.

Стихотворение А.Блинова «Компас в лесу»:

   Вот на ветру упруго

   Качается сосна.

   Густою хвоей к югу

   Она обращена.

        А к северу – нет веток,

        Корявые сучки,

        Здесь маловато веток,

        Сплошные ветерки.

   В лесу, как компас, дерево

   Тебе укажет, друг,

   Дорогу точно к северу

   И верный путь на юг.

Предложить взять компас и исследовать дерево. Может ли оно служить своеобразным компасом? Если нет, то почему? (например, на открытом месте крона сосны бывает одинаково пышной).

Подвижные игры «Бездомный заяц».

Цель: учить действовать по сигналу воспитателя, соблюдая правила игры.

«Следопыт».

Цель: развивать внимание и наблюдательность.

Индивидуальная работа Развитие движений.

Цель: закреплять умение ориентироваться на участке детского сада, находить предмет по описанию.

Опыты зимой

Опыт №1 КРАСОЧНЫЕ "ЛЕДЕНЦЫ"

Как покрасить лед? Можно ли "запустить" краску внутрь ледяного кубика?

Материалы,которые Вам понадобятся:

- формочки для льда (или любые чашки и миски);

- поднос с бортиками;

- поваренная соль;

- жидкие пищевые красители или краски;

- пипетка или чайная ложка.

Порядок действий:

1) Заранее, перед опытом, замораживаем лед в больших и маленьких формочках.

2) Готовим в нескольких емкостях крепкие солевые растворы. Как сделать такой раствор - см. предыдущий опыт со снежинкой. Добавляем в растворы краску.

3) Раскладываем ледяные фигурки на подносе. Пипеткой или чайной ложкой капаем на них цветные солевые растворы. Соль будет плавить лед, «пробуривая» в нем ходы, а краска окрасит "ходы" причудливыми узорами.

Опыт №2 ЦВЕТНЫЕ КАПЛИ

Видели когда-нибудь "ледяные" капли? А они бывают на самом деле!

Материалы,которые Вам понадобятся:

- несколько кубиков цветного льда;

- стеклянная банка;

- растительное или детское масло.

Порядок действий:

1) Наполняем банку растительным маслом.

2) Опускаем в нее цветные кубики льда. По мере того, как лед будет таять, его цветные капельки будут опускаться на дно банки.

Опыт №3 КРУЖАЩИЕСЯ БЛЕСТКИ

Видели когда-нибудь новогодние шары? Обычно внутри таких шаров стоит домик или чья-то фигура. Встряхнешь такой шар, и в нем начинает кружиться вихрь снежинок. Попробуем добиться такого эффекта при помощи подручных средств!

Материалы,которые Вам понадобятся:

- стеклянная или пластиковая прозрачная банка с крышкой;

- блестки;

- глицерин.

Порядок действий:

1) Наливаем в банку кипяченую воду, добавляем в нее глицерин и блестки. Закрываем крышкой.

2) Встряхиваем банку. Блестки плавно кружатся в воде и не спешат падать.

А можно найти подходящий красивый сосуд, закрепить у него на дне фигурку или игрушечный домик. И сделать собственный волшебный зимний шар.

Опыт №4 ТЕМПЕРАТУРА ЗАМЕРЗАНИЯ РАЗЛИЧНЫХ ЖИДКОСТЕЙ

Материалы:

-Пластиковые стаканчики и различные жидкости:

-вода,

-молоко,

-растительное масло и т. д.

Порядок действия:

Мы налили в стаканчики воду, молоко и масло. Поставили их в морозилку (с температурой -15°C) на ночь. А утром проверили, что с ними произошло.

Оказалось, что вода и молоко замерзли, а масло так и осталось жидким, только помутнело. Сюрприз ждал нас и когда молоко стало таять - оно свернулось. В молоке вода отделилась от жира и мы получили нечто, похожее на творог.

Опыт № 5 ЛЕДЯНЫЕ САМОЦВЕТЫ

Материалы:

- Формочки для льда (подойдут также любые чашки и миски, поднос с бортиками,

- соль,

- жидкие пищевые красители или краски,

- пипетки или чайные ложки.

Порядок действия:

Заранее, с вечера, наморозьте побольше льда в больших и маленьких формочках. На следующий день приготовьте в нескольких емкостях крепкие солевые растворы и добавьте туда краски. Разложите ледяные фигурки на подносе, и пипеткой или чайной ложкой капайте на них солевые растворы. Соль будет плавить лед, «пробуривая» в нем ходы, а краска окрасит изнутри причудливыми узорам.

C:\Users\Сергей\Desktop\повая напка\archive\IMG_20230121_134406_232.jpg

Цветные льдинки

C:\Users\Сергей\Desktop\повая напка\archive\IMG_20230121_134346_315.jpg

C:\Users\Сергей\Desktop\повая напка\archive\IMG_20230121_134333_756.jpg


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Зимушка-зима, зима снежная была...

Конспект НОД в подготовительной группе...

Занятие для старшей группе "Зима, зимушка, зима"

Закрепление знаний детей о временах года....

Конспект педагогического мероприятия «Зимушка- зима» (итоговое мероприятие проекта «Русская зима») Подготовительная к школе группа.

Данное мероприятие является итоговым в ходе реализации проекта "Русская зима". В рамках мероприятия решались задачи: расширение, уточнение и конкретизация знаний о смене времён года, подготовки зверей...

Конспект комплексного занятия в подготовительной логопедической группе Разработан воспитателем логопедической группы – Шаламыгиной И.М. Тема: «Зимушка –Зима, Зима снежная была. Зимние узоры на окнах.»

Конспект комплексного занятия в подготовительной логопедической группеРазработан воспитателем логопедической группы – Шаламыгиной И.М.Тема: «Зимушка –Зима, Зима снежная была. Зимние узоры на окнах.»...

конспект занятия "Зима ,зимушка,зима"

Конспект занятия "Зима,зимушка,зима"...

Занятие для старшей группе "Зима, зимушка, зима"

Цель: Обобщить знания детей о зиме как времени года. Задачи: 1. Социально-коммуникативное развитие: развивать интерес к совместной со сверстниками и взрослыми деятельности, вежливо откликатьс...