Методическая разработка на тему: " Осень"
методическая разработка по окружающему миру (подготовительная группа)

Крюкова Елена Сергеевна

Тема: « Осень  »


Цель: Обобщить и систематизировать знания детей об времени года осень.

Образовательные:

  1. Расширять знания детей об осенних изменениях в природе.
  2. Учить детей отвечать на вопросы полным предложением.

Развивающие:

  1. Развивать у детей память и мыслительные способности.
  2. Расширять словарный запас и развивать связную речь, при помощи русских слов из народного календаря.
  3. Развивать логическое мышление.

Воспитательные:

  1. Воспитывать умение работать в команде, проявлять инициативу и творчество.
  2. Воспитывать любовь к природе, заботливое отношение к животным.   

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл metodicheskaya_razrabotka.docx26.02 КБ

Предварительный просмотр:

Методическая разработка

Тема: « Осень »


Цель:
Обобщить и систематизировать знания детей об времени года осень.

Образовательные:

  1. Расширять знания детей об осенних изменениях в природе.
  2. Учить детей отвечать на вопросы полным предложением.

Развивающие:

  1. Развивать у детей память и мыслительные способности.
  2. Расширять словарный запас и развивать связную речь, при помощи русских слов из народного календаря.
  3. Развивать логическое мышление.

Воспитательные:

  1. Воспитывать умение работать в команде, проявлять инициативу и творчество.
  2. Воспитывать любовь к природе, заботливое отношение к животным.   

Приветствие.

Звучит колокольчик.  

«Раз, два, три, четыре, пять -
Становитесь в круг опять »
Встанем рядышком, по кругу,
Скажем  "Здравствуйте!" друг другу.
Нам здороваться не лень:
Всем "Привет!" и "Добрый день!";
Если каждый улыбнётся –
Утро доброе начнётся.
Воспитатель: Ребята давайте друг другу улыбнемся и скажем Доброе утро и Добрый день.
Воспитатель: Ребята, послушайте стихотворение.

«Утром мы во двор идем —
Листья сыплются дождём,
Под ногами шелестят
И летят… летят… летят…
Воспитатель: Ребята, а как вы думаете, о каком времени года идет речь в этом стихотворении?
Ответы детей:  
Воспитатель: Почему вы так решили? Что вы услышали?
Ответы детей:
Воспитатель: Правильно, в этом стихотворении идет речь об очень красивом и прекрасном времени года осень.
Воспитатель: Ребята скажите мне, сколько месяцев длится осень?
Ответы детей:
Воспитатель: Правильно. Все согласны? А кто мне скажет, какое время года было до осени?
Ответы детей:
Воспитатель: Конечно, лето. А кто из вас сможет назвать признаки лета?
Ответы детей:
Воспитатель: Хорошо, а теперь я Вам буду задавать вопросы, а вы попробуйте ответить на них.
Воспитатель: Что  происходит осенью с  деревьями?
Ответы детей:
Воспитатель: Почему листья желтеют, вы знаете?
Ответы детей:
Воспитатель: Совершенно верно,  меняется обмен полезных веществ и деревья готовятся ко сну.
Воспитатель: Ребята, а какие у осени бывают периоды?
Ответы детей:
Осень бывает ранняя, осень золотая и осень поздняя
Воспитатель: Правильно. А первый период осени, это какой месяц?
Ответы детей:
Воспитатель: Ребята, а какие Вы ещё знаете признаки сентября?
Ответы детей:
Воспитатель: Верно. Ребята, а какой  период осени называют золотая осень?
Ответы детей:
Воспитатель: А что вы ещё можете рассказать про октябрь?
Ответы детей: Воспитатель: Правильно.
Воспитатель: Ребята, назовите, в каком периоде у нас поздняя осень?
Ответы детей: Ноябрь — последний месяц осени.
Воспитатель: Что происходит поздней осенью?
Ответы детей:
Воспитатель: А вы знаете, давным – давно на Руси ноябрь называли « ЧЕРНОТРОПОМ ». Вы внимательно послушайте это слово. « ЧЕРНОТРОП ». Давайте вместе попробуем разобрать это слово. Начало слова ЧЕРНО – это значит черная, а ТРОП – это тропа. Вот так из двух слов и появилось слово ЧЕРНОТРОП. А значение этого слова черная тропа под ногами не покрытая снегом.
Воспитатель: Ребята, вставайте в круг, мы немного отдохнём.
Физ.минутка
Мы все встали, улыбнулись
Выше – выше потянулись.
Ну ка  плечи распрямите,
Поднимите, опустите
Вправо, влево повернитесь
Рук коленями коснитесь
Сели, встали, сели встали
И на месте пошагали.
Воспитатель: Мы с вами отдохнули, а теперь присаживайтесь на стульчики.
Воспитатель: Вы  мне много рассказали про осенние периоды. А я Вам сейчас хочу рассказать про старинный осенний праздник Осенины, который праздновали в сентябре, аж 3 раза.
Первый раз - древний обряд прощание с мухами и тараканами. К этому обряду народ сочинял разные пословицы и поговорки, а также стихи-дразнилки. 
Воспитатель: Хотите послушать?
Воспитатель:
Таракан дрова рубил,

Комар водушку носил,
В грязи ножки увязил. 
Вошка парилася
Да ударилася
Ненароком –
Правым боком:
Второй раз осенины справляли, когда женщины выходили к берегам рек и озер встречая Матушку Осень с овсяным хлебом. Ну, а 3 раз осенины отмечали, когда
 рубили и засаливали капусту, а рубили капусту в деревянных корытах. В каждом доме стоял необыкновенный хруст капусты, капуста хрустела так, как снег хрустит зимой под ногами.
Воспитатель: Вы узнали про старинный праздник Осенины , а теперь давайте поиграем со словами. Деревья  бывают разными, у каждого дерева есть своё название и у каждого листа от этого дерева тоже своё название.  Я Вам назову название дерево, а  вы мне скажите как называется лист этого дерева.
У   березы - лист березовый
У  рябины - лист рябиновый
У  тополя - лист тополиный
У  клена - лист кленовый,
У  ивы – лист ивовый
У   дуба – лист дубовый
У каштана  - лист каштановый
У   липы – лист липовый
Воспитатель: Совершенно верно. Вы все назвали правильно. А теперь мы с вами, на доске разложим листья к дереву, на котором они росли.
 
Воспитатель: Ребята давайте  внимательно посмотрим, всё ли вы правильно сделали? Никто не ошибся?
Воспитатель: Проговорить на каком дереве, какой лист.
Воспитатель: Вы все молодцы, у нас глазки немного устали, надо глазкам отдохнуть.
Гимнастика для глаз.
Поморгали глазками,
Закрываем глазки, открываем глазки
Посмотрели глазками налево, а теперь направо
Теперь посмотрим мы наверх и вниз.
Опять глазками поморгали

Закрыли глазки и открыли глазки.
Воспитатель: Наши глазки отдохнули, а мы с вами давайте поиграем в игру с пальчиками.
Пальчиковая гимнастика  "Осень"
Разбросала осень листья ( раскрывать и закрывать кулочки)
Разукрасила их кистью ( делать плавные взмахи ладонями вверх – вниз )
Мы в осенний парк пойдём ( шагают пальцами обеих рук )
Букеты листьев соберём ( скрещивают ладони с растопыриваем пальцев )
Лист кленовый,
Лист осинки,
Лист дубовый,
Лист рябинки,
Рыжий тополиный лист
На дорожку спрыгнул вниз ( спрыгнуть со стульчика и приземлиться на корточки )
Воспитатель: А сейчас, я Вас приглашаю на свои места.
Воспитатель: Вы очень много рассказали, о деревьях, об осенних месяцах. Но что-то мы ничего не сказали о птицах. Что делают птицы осенью?
Ответы детей:
Воспитатель: Кто – нибудь знает, почему птицы улетаю, почему они с нами не остаются?
Ответы детей:
Воспитатель: Ребята, а как называются птицы, которые улетают на юг?
Ответы детей:
Воспитатель: Верно. Ребята, а как мы называем птиц, которые остаются зимовать?
Ответы детей:
Воспитатель: Молодцы. Ну и наверно, вы знаете, какое время года приходит после осени?
Ответы детей:
Воспитатель: Совершенно верно. После осени приходит зима. Мы с вами знаем птиц, которые остаются зимовать и знаем птиц, которые улетают в теплые края.
Задание: К нам прилетели птицы ( детям раздаются птицы ). Вы внимательно посмотрите и хорошо подумайте какая птица к вам прилетела, перелетная или зимующая. Если у Вас перелетная птица, вы её сажаете на доску, где изображено солнце. Если у Вас птица, которая остается с нами зимовать, вы её сажаете на доску,  где изображена кормушка.  
Воспитатель: Ребята, посмотрите внимательно, всё ли правильно у вас получилось? Назвать птиц которые улетают на юг и назвать птиц, которые остаются зимовать.
Воспитатель: Вы все большие молодцы, справились с заданием, я вам предлагаю немного отдохнуть.
Физ.минутка «Птицы ».
Воспитатель: Ребята, вот что странно, я сегодня пришла и и обнаружила в группе, какой-то предмет. Давайте посмотрим. Тут какой то ящик. Пронести ящик перед детьми и покрутить.
Воспитатель: Это ящик ощущений. Он большой, красивый. В нем есть что-то из осеннего леса, что-то из осеннего парка. Я предлагаю Вам самим на ощупь угадать, что  там находится. Готовы,  поиграть в такую игру?
( желуди, шишка еловая, шишка сосновая, веточка еловая, каштан ).
Воспитатель: Ребята по очереди отгадывают, что находится в ящике ощущений.

Воспитатель: Вы молодцы. Давайте с Вами ещё раз посмотрим, что мы  достали из нашего ящика ощущений.
Наше занятие подходит к концу,

1) Воспитатель: Давайте вспомним о каком времени года мы с вами сегодня говорили?
Ответы детей:
2)
Воспитатель: Что вы нового сегодня узнали? 
Ответы детей:
3) Воспитатель: Ребята, а что вам понравилось больше всего в нашем занятии?
 
4) А с чем вам было сложно справится на нашем занятии?
Ответы детей:
Итог:  Ребята, вы сегодня все большие молодцы. Наше занятие подошло к концу. Мы ещё не раз будем возвращаться к временам года, наблюдать за изменениями в природе и узнавать что- новое и интересное.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка на тему "Осень"

В данной методической разработке рассматривается занятие по окружающему миру на тему " Осень". Занятие рекомендовано для детей среднего возраста....

Методическая разработка по теме "Осенняя ярмарка"(сценарий праздника для детей старшего дошкольного возраста и родителей)

Яркий совместный праздник детей и родителей,во время которого зрители становятся активными участниками процесса.Это мероприятие направлено на патриотическое воспитание детей через приобщение их к трад...

Методическая разработка по теме "Осень. Признаки осени"

Конспект для детей подготовительной группы проводится в виде игры с использованием разнообразного наглядного материала.Видео о занятии можно найти здесь:https://yadi.sk/i/43tutLoTkCN7m...

Методическая разработка на тему: «Осень золотая в гости к нам пришла» в форме перспективно-календарного планирования в младшей группе по курсу «Актуальные проблемы дошкольного образования в условиях внедрения ФГОС»

Методическая разработка напралена на создание условий для формирования у ребёнка элементов экологической культуры, экологически грамотного поведения в природе, гуманного отношения к объектам фауны....

Методическая разработка по теме:"Осеннее дерево"(рисование пальцем)

Рисование осеннего дерева нетрадиционным способом ,с помощью красок и пальцев....

Методическая разработка по теме "Осень" подготовительная группа

Цель: Уточнить и расширить знания детей об осени.Задачи: углубить представления об изменениях в природе осенью; пополнить и обогатить знания детей по лексической теме: «Осень»; развивать у...