Проект по экологическому воспитанию в старшей группе «Наш весёлый огород»
проект по окружающему миру (старшая группа)

Цель: формирование у детей интереса к опытнической и исследовательской деятельности по выращиванию культурных растений в комнатных условиях.

Задачи:

-Расширять знаний детей о культурных  растениях.

-Продолжать знакомить детей с особенностями выращивания культурных растений (перец, лук, огурцы, томат, бобовые, декоративные цветы и др.).

-Расширять представлений детей о необходимости почвы, света, тепла, влаги для благоприятного роста растений.

-Закреплять у детей умение ухаживать за растениями в комнатных условиях.

-Развивать чувство ответственности за благополучное состояние растений (полив, взрыхление, прополка сорняков).

-Развивать наблюдательность, умение замечать изменения в росте растений, связывать их с условиями, в которых они находятся, правильно отражать наблюдения в рисунке.

-Воспитывать уважение к  труду, бережное отношение к его результатам.

-Воспитывать у детей  чувство любви к природе и бережное отношение к ней. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon proekt_nash_vsyolyy_ogorod_v_starshey._gr_2023_g.doc80.5 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное Бюджетное Дошкольное Образовательное Учреждение

Детский сад «Золотая рыбка»

Проект по экологическому воспитанию

в старшей группе  «Наш весёлый огород»

Дадельцева А.М.

Николаенкова М.А.

Воспитатели

        

с.Печерск

2023 год                

       

Структура проекта

1.Пояснительная записка…………………………………………………………………….. ..  3

2.Содержание……………………………………………………………………………………. . 5

3.Список литературы……………………………………………………………………………  9

4.Приложения

4.1. «Коллекция семян»………………………………………………………………………......8

4.2.Консультация для родителей «Огород на окне»…………………………………………9

4.3.Картотека словесных игр по теме «Овощи»……………………………………………11


Пояснительная записка

Актуальность проекта:

Многие родители, имеющие свои огороды (дачи) не подозревают, что зеленое царство начнёт вызывать огромный интерес ребенка, если взрослые научат наблюдать за растением, видеть в зеленом ростке особое живое существо, жизнь которого целиком зависит от того, получает он уход или нет. Только с помощью взрослых, дошкольник может понять, что жизнь растения зависит от наличия тепла, света и хорошей почвы, научится отличать здоровое и сильное растение от слабого, хилого, требующего «лечения». Научившись понимать состояние растений, ребенок будет сочувствовать и ухаживать за растениями.

Дошкольный возраст самое время стать первооткрывателем и исследователем огромного мира природы. Взрослые на этом этапе главные помощники. Одной из форм познания окружающего мира является наблюдение. Это сложное познавательное занятие, так как требует устойчивого внимания и включает в работу одновременно восприятие, мышление и речь.

Участие дошкольника в проектной деятельности способствует систематическому усвоению ребёнком знаний, полученных в результате практической деятельности и включённого наблюдения. Деятельность по уходу за «огородом», позволяет заложить основы планирования, умения ставить перед собой цель и достигать результата. Создание «огорода на окне» способствует развитию любознательности и наблюдательности у детей, помогает лучше узнать растительную жизнь. Он способен расширять представления детей о растениях как о живых организмах, рассказать об условиях необходимых для роста и развития, развивать эстетические чувства, прививает желание трудиться и умение видеть результат своего труда.

Тема: «Наш весёлый огород»

Цель: формирование у детей интереса к опытнической и исследовательской деятельности по выращиванию культурных растений в комнатных условиях.

Задачи:

-Расширять знаний детей о культурных  растениях.

-Продолжать знакомить детей с особенностями выращивания культурных растений (перец, лук, огурцы, томат, бобовые, декоративные цветы и др.).

-Расширять представлений детей о необходимости почвы, света, тепла, влаги для благоприятного роста растений.

-Закреплять у детей умение ухаживать за растениями в комнатных условиях.

-Развивать чувство ответственности за благополучное состояние растений (полив, взрыхление, прополка сорняков).

-Развивать наблюдательность, умение замечать изменения в росте растений, связывать их с условиями, в которых они находятся, правильно отражать наблюдения в рисунке.

-Воспитывать уважение к  труду, бережное отношение к его результатам.

-Воспитывать у детей  чувство любви к природе и бережное отношение к ней.

Вид проекта: исследовательско-познавательный, среднесрочный (март-апрель), групповой

Участники проекта: воспитатель, дети подготовительной группы и родители воспитанников.

Объект исследования: огород на подоконнике.

Предмет изучения: процесс выращивания культурных растений в комнатных условиях.

Предполагаемый результат:

1. Дети познакомятся с культурными  растениями.

2. С помощью опытнической работы дети получат необходимые условия для роста растений.

3. С помощью исследовательской работы дети должны будут выявить разнообразие посевного материала.

4. Формирование у детей бережного отношения к растительному миру.

5. Формирование у детей уважительного отношения к труду.

6. Создание в группе огорода на подоконнике.

Методы проекта:

•игровые: дидактические игры, подвижные игры, игры-забавы, инсценировки;

•словесные: чтение и рассказывание стихов, потешек, сказок; разговор, беседа, рассматривание картинки, инсценировки;

•практические: наблюдение, уход за растениями, совместные действия воспитателя и ребенка,выполнение трудовых поручений;

•наглядные: показ предметов, игрушек, наблюдение явлений природы, труда взрослых, рассматривание живых объектов, рассматривание объекта для наблюдения, использование иллюстраций, картин, фотографий.

Материально – технические ресурсы необходимые для выполнения проекта:

•подбор методической и художественной литературы;

•подбор наглядного материала (иллюстрации, плакаты, фотографии);

•дидактические игры;

•выставка книг, рисунков, выставка творческих работ  детей.

Содержание проекта

Этапы работы по реализации проекта

        

1 этап – подготовительный (сбор информации)

1. Постановка цели и задач проекта;

2. Изучение методической и детской литературы;

3. Подбор художественной литературы, стихотворений, загадок, песен, сказок по теме;

4. Выставка книг, иллюстраций, альбомов о культурных растениях;

5. Подбор настольных, подвижных, пальчиковых, дидактических игр, интересных вопросов и упражнений по теме проекта.

6. Подготовка семян овощных культур и необходимого инвентаря для выращивания и посадки семян и рассады.

7. Поисковая деятельность – смогут ли культурные растения вырасти в комнатных условиях и сможем ли мы получить урожай?

2 этап – основной

1. Проведение с детьми бесед по теме проекта: «В мире растений», «Все начинается с семечка», «Посев семян», «Первые всходы», «Огород на окне», «Откуда берутся овощи?», «Как нужно ухаживать за овощными культурами».

Создать условия для уточнения знаний детей об овощных культурах, ввести и обосновать классификацию культурных растений.

2. Рассматривание тематических плакатов, фотографий и иллюстраций. Вызвать интерес к овощным культурам и природе в целом;

3. Слушание музыки: Ю. Антонов «Не рвите цветы», Б. Можжевелова «Огородная – хороводная». Прослушивание русской народной песни «Во саду ли в огороде». Способствовать развитию способности воспринимать музыку, чувствовать ее настроение, способствовать развитию творческого воображения и фантазии, совершенствовать навыки слуховой культуры;

4. Рассматривание схем, моделей строения  растений, составление схем их роста и развития. Способствовать развитию внимание, память, логическое мышление;

5. Чтение художественной литературы: Е. Благинина «Приходите в огород», В. Волина «Наша грядка», Е. Надёжкина «Огуречное семечко», Г. Юдина «Сказка о том, как овощи воевали, Г.Х.Андерсен «Пятеро из одного стручка», В. Сутеев «Бабушкин огород», «Дядя Миша».

Заучивание стихотворений: В. Коркина «Что растет на нашей грядке?», Чтение пословиц, поговорок, загадок об овощах и огороде.

Познакомить детей с произведениями русских и зарубежных поэтов, воспитывать уважение и бережное отношение к растениям. Вызвать интерес к овощным культурам, желание заботиться о них. Способствовать углублению и расширению знаний детей о культурных растениях.

6. Проведение дидактических игр по теме:  «Найди растение по описанию», «Угадай овощ по описанию», «Угадай овощ по загадке», «Угадай название овоща», «Угадай на ощупь», «Узнай на вкус», «Вершки-корешки, «Чудесный мешочек». Способствовать закреплять умение различать овощи, называть их быстро, находить нужный овощ среди других, называть его. Способствовать закреплению умения детей группировать растения по цвету, месту роста.

7. Рисование красками, карандашами, мелками, используя разные приемы: «Как растут овощи», «Мой огород на окне, каким он будет», «Овощные фантазии», «Дневник наблюдений». Организованна выставка рисунков. Упражнять детей в рисовании цветными карандашами и красками, передавая форму и внешний вид овощей, рассады, а так же закрепить знание овощных культур.

8.  Лепка: «Овощи», «Наш урожай». Способствовать закреплению умения детей передавать основной формы, характерных деталей, способствовать развитию творческих способностей.

9. Аппликация:  «Огород на окне». Способствовать закреплению умения вырезывания различными способы и располагать свою композицию в центре листа, подбирать цвета композиции.

10. Подвижные игры: «Урожай», «Картошка», «Огородники», «Зайцы в огороде», «Баба сеяла горох», «Кабачок», «Посади и собери картофель». Способствовать расширению знаний детей об овощных культурах; способствовать пополнению словарного запаса, развитию умения действовать по сигналу, согласовывать движения со словами, развитию ловкости.

11. Проведение сюжетно-ролевых игр: «Овощной магазин». Способствовать формированию умения распределять роли, развивать сюжет и действовать согласно принятой на себя роли.

12. Наблюдения: рассматривание семян через лупу,  наблюдение за ростом лука, редиса, картофеля, наблюдение за всходами и ростом растений, за ростом рассады, вытягиванием её к солнцу, за появлением плодов, за состоянием листьев в утреннее и полуденное время, за изменением состояния растений. Способствовать закреплению умения детей замечать изменения в росте и развитии растений, делать выводы, устанавливать причинно-следственные связи.

13. Труд в огороде на окошке: уход за рассадой – полив,  рыхление почвы, прореживание, пересаживание. Способствовать развитию интереса к выращиванию рассады, воспитывать бережное отношение к растениям и уходу за ними.

3 этап – заключительный

1. Оформление коллекции семян овощных культур.

2. Оформление огорода на подоконнике и уход за ним.

3. Консультация для родителей «Огород на окне».

Практическая значимость проекта:

Знание особенностей формирования познавательного интереса у детей, а также особенностей организации экспериментальной деятельности, позволяет целенаправленно строить обучающую и развивающую работу с детьми. Работа в данном направлении может быть адаптирована к любому дошкольному возрасту.

Список литературы

1.О.А.Воронкевич «Добро пожаловать в экологию». Комплексно-тематическое планирование образовательной деятельности в подготовительной к школе группе. — СПб: 2018.

2.Зенина Т.Н. «Циклы наблюдений за объектами природы» Старший дошкольный возраст. Учебно-методическое пособие. – М.: Центр педагогического образования, 2009

3.Лисина Т.В., Морозова Г.В. «Подвижные тематические игры для дошкольников», Издательство «ТЦ Сфера» 2014г.

4.Николаева С.Н. Методика экологического воспитания дошкольников. Учебное пособие. -М.: Издательский центр «Академия», 2001

5.Николаева С.Н. Система работы с детьми в подготовительной группе детского сада. –М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2010

6.Масленникова О.М., Филиппенко А.А. Экологические проекты в детском саду. — Волгоград: Учитель, 2011

7.Рыжова Н.А. «Экологическое образование в детском саду». – М.: Изд. Дом «Карапуз», 2001

Приложение 1

Консультация для родителей «Огород на окне»

Из всех видов трудовой деятельности, доступной ребенку – дошкольнику, наиболее ценной является работа в природе. Наряду с положительным влиянием солнца, свежего воздуха, большое значение имеет и сама близость с природой, которая всегда пробуждает эмоции, обостряет и активизирует деятельность анализаторов.

Особенно ценят дети свое участие в труде вместе со взрослыми. Родители, имеющие дачные участки или огороды, могли заметить, с каким увлечением их ребенок копает лопаткой землю, помогает сеять семена и, конечно же, с удовольствием поливает грядки из своей лейки.

Работая на участке, в огороде вместе с родителями, ребенок знакомится с выращиванием растений и правилами ухода за ними, узнает последовательность их развития, последовательность сельскохозяйственных работ, овладевает целым рядом практических навыков. Совместная, дружная и результативная работа доставляет ребенку много удовольствия и радости.

Однако не каждая семья имеет дачный участок или огород. Но есть выход: создать огород прямо в квартире, на окне! Такой собственный огород будет очень необычен тем, что подарит возможность любоваться и детям, и взрослым невероятной домашней обстановкой живых растений. Огород на окне в домашних условиях будет способствовать развитию любознательности и наблюдательности у ребенка, а это поможет ему лучше познать растительную жизнь; расширит представления ребенка о растениях, как живых организмах, об условиях, необходимых для роста и развития; научит радоваться результатам своего труда. Очень важно, чтобы ребенок активно участвовал в посадке и последующем уходе за растениями. Тем более что сам процесс ухода и выращивания огорода очень увлекательный и интересный.

Огород на окне - это своего рода «витаминный оазис». На самом деле, такая чудесная задумка реализуется очень просто и быстро.

Что лучше посадить в огороде на окне?

Выбор растений достаточно широкий: огурцы, лук, фасоль, горох, петрушка, чеснок, салат, укроп, специальные некрупные сорта моркови и т.п. Главное, выбрать для такого огорода неприхотливые растения. Прежде, чем приступать к созданию огорода, лучше провести с ребенком обучающую беседу и рассказать о пользе каждого растения и правильном уходе за ними.

Такие знания позволят маленькому огороднику еще с большим интересом ухаживать за растениями и любоваться огородом на окне.

Практические советы по обустройству огорода на окне.

  1. Помните, что окно, где будет размещен огород лучше, чтобы выходило на солнечную сторону и было большим.
  2. Размер ящиков для выращивания растений должен соответствовать подоконнику, то есть ящики не должны быть шире или длиннее подоконника (не должны выступать за пределы). Так как станут не безопасными для ребенка, который может зацепить их.
  3. Ящики можно покрасить в какой-нибудь яркий цвет. Такой вариант очень удачный для детской комнаты. Ярко оформленный огород будет смотреться весело и необычно, и будет радовать всех своим привлекательным видом.
  4. Кроме деревянных ящичков можно использовать горшки для растений или даже обычные пластиковые бутылки, которые обрезают до нужной высоты. Их можно красиво оформить, например, камнями, рисунками, разнообразными наклейками и т.д. То есть, можно бесконечно долго экспериментировать с оформлением.
  5. Очень важно предусмотреть правильное освещение огорода, оптимальную температуру и влажность воздуха. Если на подоконнике, где вы хотите установить огород недостаточно света, то можно создать искусственный свет с помощью лампы. Температура для растений должна быть выше 17 градусов, в противном случае растения будут гнить и не давать плоды.
  6. Также нужен хороший и качественный грунт, благодаря которому растения будут давать плоды. Такой грунт не сложно приобрести в специализирующих магазинах, где продают растения.

Такой «детский» огород прекрасно украсит интерьер, а экологически чистые и всегда свежие овощи будут не переставать радовать детишек круглый год.

Желаем удачи!

Приложение 2

Картотека словесных игр для старших дошкольников по теме «ОВОЩИ»

 Детские словесные игры способствуют развитию у детей речи, внимания, памяти, воображения, мышления, обогащению словарного запаса. Эти игры интенсивно развивают мышление: гибкость и динамичность представлений, умение привлекать и использовать имеющиеся знания, умение сравнивать и объединять предметы по самым различным признакам, развивают внимание, быстроту реакции.

Игра «Вершки-корешки»

Дети сидят в кругу. Воспитатель называет овощи, дети делают движения руками: если овощ растёт на земле, на грядке, дети поднимают кисти рук вверх. Если овощ растёт в земле – кисти рук опускают вниз.

Игра «Большой — маленький»

Цель: словообразование с помощью уменьшительно-ласкательных суффиксов:

огурец — огурчик, помидор — помидорчик...

Игра «Назови как можно больше признаков»

Цель: согласование существительных с прилагательными

Морковь (какая?) — оранжевая, длинная, сладкая, полезная, твердая

помидор (какой?) — красный, сочный, аппетитный, круглый

Огурец (какой?) — овальный, хрустящий, зеленый, длинный, ароматный

Игра «Узнай, о чем я говорю»

Цель: обогащать словарь детей прилагательными.

Ход игры. Воспитатель предлагает детям, глядя на карточки, догадаться о каком овоще говорит (овоще). Далее дети сами загадывают загадки.

Зеленый, вытянутый – огурец; красный, полезный – помидор; острый,

разноцветный – перец; большой, и т. д.

Игра «Интересные загадки»

Цель: Закреплять умение детей составлять описательный рассказ загадку на

тему «Овощи».

Ход игры. Ребенок сидя за ширмой, дает описание овощу, при этом его не называя. Остальные дети отгадывают о каком овоще идет речь и показывают карточку-отгадку.

План:

1. Как выглядит (форма, цвет, размер)

2. Где растет, как за ним ухаживают.

3. Что из него можно сделать.

Игра «Заготовки на зиму»

Цель: Пополнять и активизировать словарь детей на тему «Овощи».Продолжать учить детей образовывать прилагательные от существительных.

Ход игры. Сок из моркови – морковный, а из томатов, и т. д.

Салат из свеклы – свекольный, а из капусты, кабачков, чеснока, моркови и т.д.

Суп из картофеля – картофельный, а из гороха, и т. д.

Игра «Чудесный мешочек"

Цель: Закрепить названия овощей, их цвета.

Оборудование: мешочек, натуральные овощи или муляжи.

Ход игры. Перед игрой ребенка знакомят с овощами и их свойствами. Ребёнок по одному достает из «чудесного мешочка» овощи, называет их. Затем он отвечает на вопросы взрослого о цвете, форме, величине овощей. Если ребенок затрудняется, взрослый помогает ему.

Игра «Один — много»

Цель: Учить детей образовывать множественное число имен существительных.

Оборудование: мяч.

Ход. Педагог называет овощ в единственном числе и бросает мяч ребенку. Ребенок называет его во множественном числе и возвращает мяч взрослому.

Например: «Тыква-тыквы, кабачок-кабачки».

Игра «Назови ласково»

Цель: Учить образовывать существительные с уменьшительно-ласкательными суффиксами.

Оборудование: предметные картинки с изображением овощей большого и маленького размера.

Ход: Педагог показывает ребенку картинку с изображением какого-либо большого овоща, например, огурца и предлагает его назвать. Затем объясняет: «Этот огурец большой. А как ты назовешь ласково маленький такой же овощ?» Показывает картинку (огурчик) Аналогично

рассматриваются другие овощи (репа - репка, морковь - морковочка) .

Игра «Интересные загадки»

Цель: Учить детей отгадывать загадки, запоминать их.

Симпатичный красный нос

По макушку в землю врос.

И торчат на грядке

Зеленые пятки. (Морковь)

Лежали на грядке зеленые ребятки.

В рассол попали – солеными стали. (огурцы)

Круглый бок, желтый бок,

Сидит на грядке колобок.

К земле прирос крепко. Что это? (Репка)

Неказиста, шишковата,

А придет на стол она,

Скажут весело ребята:

«Ну, рассыпчата, вкусна!» (Картошка)

Щеки розовые, нос белый,

В темноте сижу день целый,

А рубашка зелена, вся на солнышке она. (Редис)

Голова на ножке, в голове — горошки. (Горох)

Я длинный и зеленый, вкусный и соленый,

Вкусный и сырой, кто же я такой? (Огурец)

Уродилась я на славу, голова бела, кудрява.

Кто любит щи — меня ищи. (Капуста)

Сидит дед, в шубу одет, кто его раздевает, тот слезы проливает. (Лук)

Растут на грядке зеленые ветки,

А на них красные детки. (помидоры)

Хотя и сахарной зовусь, но от дождей я не размокла.

Крупна, кругла, сладка на вкус, узнали вы?

Я... (свекла).

Летом в огороде — свежие, зеленые,

А зимою в бочке — желтые, соленые.

Отгадайте, молодцы, как зовут нас?.. (Огурцы)

Что копали из земли,

Жарили, варили?

Что в золе мы испекли,

Ели да хвалили? (картофель)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проект для детей старшей группы «Наш веселый огород на подоконнике» Проектная деятельность в детском саду. Старшая группа

Проект для детей старшей группы«Наш веселый огород на подоконнике»Проектная деятельность в детском саду. Старшая группаАвтор:Кукунина Ольга Сергеевна; Антонец Ирина Витальевна воспитатели МАДОУЦР...

Проект по экологическому воспитанию старшая группа «Земля — наш общий дом»

Планета Земля - наш общий дом. Человек и природа – одно целое, неделимое. Несмотря на все достижения современной цивилизации, человек не может без природы, в ней есть все необходимое для жизни. ...

Проект по экологическому воспитанию старших дошкольников "Огород на подоконнике"

Проект по экологическому воспитанию старших дошкольников "Огород на подоконнике"...

Краткосрочный проект в средней группе «Наш весёлый огород».

Привлечение детей к самостоятельной посадке лука, ухода за ним с дальнейшим представлением результата своей деятельности, расширение знаний, активизация инициативы, внимания, памяти. Обогащ...

Экологический творческий проект в подготовительной группе "Наш весёлый огород"

Проект направлен на расширение и обобщение знаний о культурных огородных растениях, на то, как ухаживать за растениями, на осознание значимости овощей в жизнедеятельности человека, Вся работа по проек...

Экологический проект с детьми старшей группы на тему «Огород на окне по дорогам сказок»

АктуальностьКак известно, «самое лучшее открытие то, которое ребенок делает сам».Вот и китайская пословица гласит: «Расскажи – и я забуду, покажи – и я запомню, дай попро...