Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром в подготовительной группе « Деревья – наши друзья »
план-конспект занятия по окружающему миру (подготовительная группа)

Подшибаева Наталия Петровна

Уточнить с детьми  понятие «кора», для чего она служит дереву; учить узнавать по внешнему виду дерево, его возраст; закрепить названия профессий людей, занимающихся изучением и уходом за лесом, за птицами, за животными; расширить знания детей о пользе деревьев.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ekologicheskoe_zanyatie_v_podgotovitelnoy_gruppe.docx17.75 КБ

Предварительный просмотр:


                                       
Конспект
               по ознакомлению с окружающим миром

 в подготовительной группе

« Деревья – наши друзья »

Основная образовательная область: познавательное развитие

Возрастная категория: дети 6-7 лет

Интеграция образовательных областей: речевое развитие

Виды детской деятельности: коммуникативная, познавательно- исследовательская, игровая.

Интегративные цели и задачи.

ЦЕЛЬ: формировать у детей представление о необходимости бережного отношения к природе.

Образовательные: уточнить с детьми  понятие «кора», для чего она служит дереву; учить узнавать по внешнему виду дерево, его возраст; закрепить названия профессий людей, занимающихся изучением и уходом за лесом, за птицами, за животными; расширить знания детей о пользе деревьев.

Развивающие: развивать речь, воображение; развивать исследовательские умения детей.

Воспитательные: воспитывать любовь к деревьям, бережное и заботливое отношение к ним.


 

Условия реализации образовательной деятельности.

Техническое оборудование: ноутбук (презентация)

Дидактический материал: кусочки коры деревьев (березы, ели, липы, сосны); кусочки смолы, веточки тополя; лист бумаги коричневого цвета, бумажные зеленые листочки; схема сухого дерева, образцы предметов, сделанных из бересты, липы.

Предварительная работа:

1. Экскурсия по «экологической тропе» детского сада, с рассматриванием цвета коры у разных деревьев, обратив внимание на возраст дерева, его породу, величину.

2. Наблюдение за птицами, сидящими на деревьях.

3. Чтение художественной литературы (стихотворений) о деревьях.

4. Беседа о пользе деревьев.


 

Ход организованной образовательной деятельности.

Организационный момент.

Воспитатель: Дети, в выходные дни я была в лесу и встретила там лесника. Он мне передал для вас конверт со шкатулкой. Давайте почитаем письмо и узнаем, о чем в нем говорится (читает письмо, в котором загадка).

«Нам в дождь и зной поможет друг, зелёный и хороший.

Протянет нам десятки рук и тысячи ладошек» (Дерево)

Воспитатель: Как вы догадались, что это дерево? (ответы детей) Совершенно верно, это дерево (показывает картинку). Как дерево поможет и в дождь и зной? Что у дерева есть? (корни, ствол, ветки, листья) Какие деревья вы знаете, назовите? (Ответы детей) Как вы думаете, дерево живое или нет?

Воспитатель: Живое. Почему вы так думаете? (ответы детей) Правильно. Потому что оно также как люди, животные дышит, питается, растет и размножается.

Воспитатель: А как дышит дерево?

Воспитатель: Правильно, листьями. Дерево вдыхает в себя  грязный воздух, который выбрасывают заводы, фабрики, машины, а отдает кислород - это чистый воздух, необходимый для жизни людей.

Воспитатель: Откроем шкатулку и посмотрим, что там находится (показывает образцы коры, раскладывает их на столе). Дети, как вы думаете, что это?

Воспитатель: Правильно, это кора. Для чего дереву нужна кора? Как вы думаете?

Воспитатель: Кора защищает дерево. А от чего она его может защищать?

(От солнца, мороза, ветра, от того, чтобы сок не вытекал)

Воспитатель: А как вы думаете, кора защищает только ствол дерева?

Дети: Нет, и ветки.

Воспитатель: Давайте посмотрим, что же такое кора и что под ней находится. Древесина. На ветках кожица - тонкая, гибкая, мягкая. Мы можем легко отделить её от древесины. А ствол дерева покрыт корой. Она жесткая, толстая, а кожица тонкая, мягкая.

(Рассматривание с детьми спила дерева)

Воспитатель: Кожица - это тонкая кора, только молодая. Как вы думаете, как можно определить возраст дерева по коре? (Ответы) Верно, чем дерево старше, тем кора толще, тверже. А также по кольцам на спиле.

Воспитатель: Давайте посмотрим на кусочки коры на этом столе. Найдите кору молодого дерева. Объясните, почему вы так думаете? Какая она?

Воспитатель: Найдите кору старого дерева. Объясните, почему?

Воспитатель: Как вы думаете, зачем человеку нужно знать возраст дерева? (Чтобы спилить старые деревья на дрова, на строительство домов, на изготовление мебели, бумаги).

Воспитатель: А какие деревья нужно спиливать в лесу, кроме старых? (Больные)

Воспитатель: Как узнать, что дерево болеет? (Листья вянут, кора трескается).

Показ 2,3слайда презентации.

Воспитатель: А от чего болеют деревья?( Поселились вредные насекомые).

Воспитатель: Посмотрите на обратную сторону коры, найдите, где есть ходы, проделанные вредными насекомыми, и покажите другим (дети находят и показывают).

Воспитатель: Как вы думаете, кто лечит деревья?

Воспитатель: Правильно, дятел. У дятла язычок с зазубринками и липкий. Когда он продолбит носом дыру в стволе, то высовывает свой язычок, и насекомые накапливаются на языке или прилипают к нему, и дятел вытаскивает их из ствола. Кто знает, как называют дятла?

Дети: Лесной доктор.

Воспитатель: А ещё болеют деревья от того, что кто-то порезал кору, сломал ветку.

Воспитатель: Да, дети, кто так поступает приносит большой вред деревьям. Дерево плачет. Ранней весной многие люди собирают берёзовый сок: сделают надрез, и сок стекает, набирают нужное количество и уходят. А сок продолжает течь. Спустя некоторое время на этом месте образуется красная полоса. В народе говорят: «Береза плачет кровавыми слезами». Но мало кто знает, что после сбора сока необходимо замазать глиной ранку на стволе дерева, чтобы оно не погибло. Березовый сок, дети, очень полезен, богат витаминами. (презентация 4,5,6 слайды) А у сосны и ели сок на воздухе затвердевает, и получается смола. (слайд 7) Давайте понюхаем кусочки коры. (Береза, липа, вяз, ель, сосна)

Воспитатель: Как вы думаете, дети, наша кора с какого дерева снята? С живого или неживого? (Со спиленного).

Воспитатель: Конечно со спиленного дерева, которое приготовлено на дрова. Есть специальные люди, которые занимаются изучением и уходом за лесом, за птицами, за животными и деревьями. Кто знает, как называется эта профессия?

Дети: Лесник.

Воспитатель: Вот он и знает, какое дерево необходимо убрать и что из какого дерева можно сделать. (Презентация о пользе деревьев) Мы с вами говорили, что древесина идет на постройку домов, на изготовление мебели, бумаги. Почки и листья используют в косметологии и для изготовления лекарств. Что же еще можно сделать из коры деревьев? Посмотрите на эту выставку, она вам поможет найти ответы.

Дети называют изделия, сделанные из коры дерева.

Воспитатель: Верно, из коры дерева изготавливают различные художественные поделки. А еще в древние времена, когда не было бумаги, люди писали письма на обратной стороне коры березы, и называлось такое письмо «Берестяная грамота». Из коры липы плели лапти.

Включается запись с голосами птиц (встревоженных).

Воспитатель: Птичий переполох. Что-то случилось в лесу. Птицы кружатся над деревом (показывает схему сухого дерева). Как вы думаете, что случилось с этим деревом? ( Оно погибло).

Воспитатель: Почему вы решили, что оно погибло? (Нет коры, нет листьев)

Воспитатель: Давайте поможем дереву, «оденем» его.

(Один ребенок выходит и мнёт коричневую бумагу, потом приклеивает к стволу макета- дерева)

Воспитатель: Вот мы и подлечили дерево. А чем еще можем ему помочь? Каждый пусть вспомнит, как нам помогают деревья, и какими хорошими, добрыми поступками мы можем их отблагодарить. Каждый ваш правильный ответ будет превращаться в зеленый листочек дерева.

Дети называют: перечисляют чем полезны деревья и как человек может ухаживать за ними- поливать, зимой укутывать снегом, присыпать землей, сделать скворечники, чтобы прилетели птицы, собирать жуков, замазывать раны глиной…

Воспитатель вместе с каждым ребенком приклеивает листочек к дереву- макету.

Воспитатель: Посмотрите, дети, как наше дерево ожило. К нему прилетели птицы. (Прикрепляет к макету дятла, синицы) Может быть, они совьют гнезда и выведут птенцов. Послушайте, как они поют.

Воспитатель включает запись пения птиц.

Воспитатель: Весело, радостно поют птицы.

Итог:

Воспитатель: Вот видите, сколько интересного мы сегодня узнали. Деревья - это не только украшения нашей земли, но и наши друзья и помощники. Так давайте же будем беречь, и защищать их!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект по ознакомлению с окружающим миром в подготовительной группе. Тема: «Школа».

Цель занятий: Закрепить знания детей о школе, о тех, кто там работает; уметь ориентироваться в здании школы. Вызвать у детей интерес к школе, желание учиться, общаться с друзьями. Активизировать слова...

Конспект по ознакомлению с окружающим миром в подготовительной группе Тема: «Предметы – помощники»

Задачи: 1.     Формировать представления о предметах, облегающих труд человека на производстве;2.     Объяснять детям, что эти предметы могут улучшить качество,...

Конспект НОД ознакомление с окружающим миром в подготовительной группе "Птицы нашего края"

Конспект организации и проведения НОД: ОО "Познавательное развитие" ознакомление с окружающим миром в подготовительной группе. Тема "Птицы нашего края"...

Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром в подготовительной группе « Деревья нашего леса»

Занятие по ознакомлению с окружающим миром в подготовительной группе « Деревья нашего леса»...