Конспект занятия «Путешествие к планетам Солнечной системы»
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа)

Шнякина Олеся Сергеевна

Конспект занятия по познавательному развитию детей старшего дошкольного возраста. Цель: создание условий для познавательной деятельности и формирования представления детей о строении Солнечной системы.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл puteshestvie_k_planetam_solnechnoy_sistemy.docx30.37 КБ

Предварительный просмотр:

Цель: создание условий для познавательной деятельности и формирования представления детей о строении Солнечной системы.

Задачи: Расширять представления детей о космосе, Солнечной системе, о расположении планет солнечной системы. Закреплять умение составлять геометрические фигуры (круг, квадрат) из  4 частей. Упражнять в порядковом и обратном счете в пределах 10. Закреплять представления детей о полезной и вредной пище. Развивать умение логически мыслить, рассуждать, анализировать. Воспитывать взаимопомощь, дружеские отношения, умение работать в команде.

Предварительная работа: беседы о космосе, чтение книг о космосе, рассматривание энциклопедий, оформление выставки.

Оборудование: ПК, экран, презентация «Солнечная система»  звезды красного, жёлтого и голубого цвета, посылка с картой Солнечной системы, письмо, строительные модули, разрезные геометрические фигуры,  корзинки, шаблоны тюбиков с изображением полезной и вредной пищи, обручи, картинки с изображением предметов (палатка, шлем, перчатки, скафандр, автомобиль, велосипед и др.)

Ход НОД.

1. Вводная часть.

Дети заходят в группу, здороваются с педагогами. Младший воспитатель вносит в группу посылку.

Воспитатель: Ребята, посмотрите, нам пришла посылка. Вам интересно узнать, что в посылке?  Ответы детей.  Давайте откроем и узнаем. В посылке дети находят карту солнечной системы.

Воспитатель: Ребята, что это такое? Ответы детей. 

Воспитатель: Здесь ещё есть  письмо.

«Здравствуйте. Пишет вам юный астроном. Я очень люблю  наблюдать за планетами и звёздами с помощью телескопа. И даже начал составлять карту нашей Солнечной системы. Но, к сожалению, мой телескоп вышел из строя, и я не могу закончить свою работу.  Помогите мне составить полную карту Солнечной системы.  

Воспитатель. Ребята, поможем астроному? Как мы можем помочь?

Ответы детей. 

Воспитатель: Чтобы помочь астроному, надо отправиться в космическое путешествие. Согласны?  Кем мы с вами будем? (дети: космонавтами) Да, мы станем космонавтами.  А кто был первым космонавтом, совершившим полёт вокруг Земли. Кто же он? Ответы детей. 

Воспитатель. Юрий Гагарин (Фото). Да, именно Ю. А. Гагарин 12 апреля 1961 года совершил первый полет в открытый космос на корабле «Восток-1».

2. Основная часть.

Воспитатель: На каком виде транспорта мы можем отправиться в космос? Ответы детей.  У нас нет ракеты, но мы сможем её построить.  Дети из строительных модулей строят ракету.

Воспитатель: Молодцы, ребята.

Ракету вы смастерили,

А багаж собрать забыли.

Нам нужно собрать вещи, необходимые в космосе. Я буду показывать предметы, если данный предмет пригодится нам в путешествии, хлопайте в ладоши, а если нет - топайте ногами.  Будьте внимательны.

Воспитатель показывает  картинки с изображением предметов (космическая еда в тюбиках, шлем, скафандр, аптечка  и др.)

Воспитатель: А так же мы возьмём с собой карту Солнечной системы, которую нам прислал астроном. Рассмотрим её:  в центре Солнечной системы находится Солнце, вокруг него движутся восемь планет, в том числе наша Земля. Все они разные по составу, величине, каждая движется по своему пути - он называется  орбитой - на разном расстоянии от Солнца.

Некоторые планеты астроном уже отметил на своей карте. Ребята, может быть, кто-то из вас знает названия этих планет?   Ответы детей. Воспитатель: Всё верно. На карте отмечена планета  Земля, и ближайшие к ней планеты Венера, Марс и Юпитер.  Мы отправимся в космическое путешествие к планетам, не отмеченным на карте. Посмотрите на карту, на каких по счёту орбитах нет планет? Ответы детей. Введём координаты первой планеты в бортовой компьютер и отправляемся в полёт.  Начинаем отсчёт: 10,9,8,7,6,5,4,3,2,1 пуск). Звук запуска ракеты.

Слайд №1 Планета Меркурий.

Воспитатель: Ребята, внимание, мы приближаемся к первой планете Солнечной системы - это Меркурий. Ребята, а почему Меркурий первая планета? Предположения детей. 

Воспитатель: Первая планета, потому что ближайшая к солнцу.  Меркурий самая маленькая планета - здесь очень жарко днем и невероятно холодно ночью.  Чтобы нам не замёрзнуть предлагаю немного потренироваться.

Физкультминутка. Подвижная игра «Надень скафандр»

В группе раскладываются обручи-скафандры, по количеству меньше, чем играющих детей. Дети свободно перемещаются по группе по музыку. Как только музыка затихает, дети как можно быстрее должны встать в обруч, и поднять его вверх (как бы, надевая свой скафандр). Тот, кто не успел надеть скафандр, выходит из игры.

Воспитатель: Чтобы закончить карту астронома, нам необходим снимок планеты Меркурий. (На бортовом компьютере нажимаем кнопку фотоаппарат).

Воспитатель: Посмотрите на карту и определите,  на какой по счёту орбите нет планеты? Итак, вводим координаты планеты и отправляемся дальше.

Слайд №2 Планета Сатурн.

Воспитатель: Сатурн - это газовая планета-гигант, не имеет твёрдой поверхности, состоит из газа. Сатурн примечателен своими кольцами, состоящими из пыли, камней, льда. По кольцам  его легко узнать среди других планет. Сатурн это наиболее удалённая  от Земли планета, которую ещё можно увидеть без специальной аппаратуры.

Слайд №3.

Воспитатель: Ребята, чтобы нам приблизиться к планете, и не повредить ракету о кольца Сатурна надо избавиться от лишнего груза.

Слайды 4-7   Дидактическая игра «Четвёртый лишний»

Предполагаемые наборы картинок (слов):

1. Ракета, спутник, лодка, луноход

2. Солнце, Юпитер, Венера, Земля

3. Комета, метеорит, звезда, глобус  

4. Кислород, скафандр, обувь и перчатки, шлем  

Слайд № 8

Воспитатель: Мы приблизились к планете и можем её сфотографировать. Нажмите кнопку на бортовом компьютере (Дети нажимают кнопку -фотоаппарат).

Воспитатель: Посмотрите на карту и определите,  на какой по счёту орбите нет планеты? Вводите  координаты планеты, и отправляемся дальше.  

Слайд №9  Планета Уран 

Планета Уран - это самая холодная планета Солнечной системы.  Относится к планетам гигантам, состоит из газа и льда. У Урана очень «невыразительный облик» - он однотонный, потому что атмосфера планеты необычайно спокойная. А ещё Уран единственная планета, которая  движется лёжа как бы на боку.

Воспитатель: А теперь сделаем фотографию планеты.  Нажмите кнопку на бортовом компьютере (Дети нажимают кнопку - фотоаппарат). Какую следующую по счёту планету мы посетим? Ответы детей. Вводите координаты следующей планеты.

Воспитатель: Ребята, как вы думаете, какими качествами должны обладать космонавты? Ответы детей. Всё верно, а ещё космонавты должны быть здоровыми и питаться полезными продуктами. На борту ракеты много еды, нам необходимо выбрать только полезную пищу.

Задание «Полезная и вредная еда»

Дети получают тюбики с «космической едой», к которым приклеены картинки с вредной и полезной пищей. Сортируют тюбики и объясняют свой выбор.

Слайд №10  Планета Нептун.

Воспитатель: А мы приближаемся к самой дальней планете Солнечной системы - планете Нептун. Он вместе с Ураном относится к ледяным гигантам.  Его поверхность голубого цвета, что делает Нептун особенно красивым и притягательным. На планете бушуют сильные ветры, самые сильные в Солнечной системе. Ветер разметал космический мусор. Предлагаю высадиться на планету и навести порядок.

Работа в парах.

Детям предлагают собрать космический мусор (Найти части геометрической фигуры и собрать из частей целую фигуру).

Воспитатель: Молодцы, потрудились на славу. А теперь фотографируйте планету и отправляемся в обратный путь. (Дети на бортовом компьютере нажимают кнопку - фотоаппарат). Посчитайте, на какой по счёту орбите находится планета Земля. Вводите координаты.

Вот и заканчивается наш полет.

Возвращение на Землю нас ждет.

Что такое космодром?

Это для ракеты ...дом. !

Пристегнем скорей ремни,

Будем вмиг мы у Земли.

1,2,3 ракета к дому лети.

3. Заключительная часть.

Воспитатель: Вот мы и дома.  Пока мы возвращались на Землю, бортовой компьютер распечатал фотографии  планет. Давайте вспомним, на каких планетах мы побывали и расставим планеты по орбитам. Дети составляют карту Солнечной системы. Все планеты заняли свои места. Ребята, кто запомнил названия планет и как они выглядят? Ответы детей. У нас получилась замечательная карта, но чего-то здесь не хватает. Предположения детей.

Воспитатель: Я предлагаю вам наклеить звёзды, если вам очень понравилось наше путешествие наклейте красные звёзды, если не всё понравилось, наклейте жёлтые  звёзды, а если совсем ничего не понравилось, тогда наклейте голубые  звёзды.

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад комбинированного вида «Елочка»

г. Балашова Саратовской области»

Самоанализ  НОД

по образовательной области «Познавательное  развитие»

(ознакомление с предметным и социальным окружением)

в старшей группе «Одуванчик» (5-6 лет)

на тему: «Путешествие к планетам Солнечной системы»

                                                                                                  Воспитатель:  

Шнякина О.С.                                            

г. Балашов 2023 г.

Тема НОД выбрана в соответствии с лексической темой календарно-тематического планирования старшей группы.

Цель и задачи соответствуют возрасту и уровню развития детей, построены с учетом содержания психолого-педагогической работы детей старшего дошкольного возраста.

Цель:  создание условий для познавательной деятельности и формирования представления детей о строении Солнечной системы.

Были поставлены следующие задачи:  Расширять представления детей о космосе, Солнечной системе, о расположении планет солнечной системы. Закреплять умение составлять геометрические фигуры (круг, квадрат) из  4 частей. Упражнять в порядковом и обратном счете в пределах 10. Закреплять представления детей о полезной и вредной пище. Развивать умение логически мыслить, рассуждать, анализировать. Воспитывать взаимопомощь, дружеские отношения, умение работать в команде.

Проведению НОД предшествовала предварительная работа: беседы  и чтение книг о космосе, рассматривание энциклопедий, оформление выставки творческих работ.

Виды деятельности: познавательная, игровая, двигательная, коммуникативная, музыкальная.

Формы организации: фронтальная, групповая, индивидуальная.

Разрабатывая конспект НОД по образовательной области «Познавательное развитие» в  старшей группе  я опиралась на рекомендации, соответствующие ФГОС ДОУ.

Продолжительность НОД соответствует санитарным гигиеническим требованиям: длительность 25 минут.

Форма проведения: игра - путешествие.

Непрерывная образовательная деятельность была построена в едином игровом сюжете.

Смена видов деятельности способствовала поддержанию внимания и работоспособности детей на протяжении всей НОД.

По своей структуре непрерывная образовательная деятельность построена таким образом, чтобы вызывать и поддерживать познавательный интерес детей.

Вводная часть НОД включала в себя организационный момент и  предполагала организацию детей: переключение внимания на предстоящую деятельность, стимуляцию интереса к ней, создание эмоционального настроя, установку на предстоящую деятельность. НОД была направлена на решение проблемно — игровой ситуации. Детям было предложено отправиться в космическое путешествие, чтобы помочь астроному составить карту нашей Солнечной системы.

Основная часть НОД представляла собой специально организованную деятельность детей, направленную на решение поставленных задач. Дети путешествовали и знакомились с планетами Солнечной системы, выполняли задания.

В заключительной части НОД подвели итог деятельности: вспомнили названия всех планет Солнечной системы, с которыми познакомились, составили карту Солнечной системы и выразили своё отношение к НОД, приклеив цветные звёзды.

В процессе проведения НОД мною  использовались следующие методы, обеспечивающие передачу информации  и восприятие ее детьми:

Словесные  методы  были использованы неоднократно:

  • при создании игровой мотивации.
  • бесед,
  • анализа проделанной  работы.

Работа по данному методу была построена по принципу диалога воспитатель-ребенок. На протяжении всей НОД следила за ответами детей.

Наглядные методы. Осуществлялся показ картинок и  слайдов презентации.

Данный метод способствовал улучшению усвоения программного материала.

Практический метод. Выполнение  упражнений и заданий воспитателя.

Для акцентирования внимания детей я использовала такие приемы как  сюрпризный момент, голосовая и эмоциональная модуляции, модуляция темпа речи, жестикуляция, вопросы.

В целях сохранения и укрепления здоровья детей  я старалась избегать статичности положения тела, следила за осанкой детей во время проведения непрерывной образовательной деятельности.

Анализируя проведенную НОД,  можно сказать, что поставленные задачи были достигнуты.  Считаю, что НОД построена логически, а этапы  взаимосвязаны. Материал для НОД был подобран на доступном для детей уровне, соответствовал их психологическим особенностям и был рационален для решения поставленных целей и задач. Дети были активны, внимательны, чувствовали себя комфортно. Все это подтверждают результаты деятельности.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект открытой НОД в старшей группе «Путешествие по планетам солнечной системы».

Рассказать детям о Солнечной системе, дать характеристику Солнцу как огромному светилу (звезде), назвать и показать (на слайдах) все планеты нашей Солнечной системы, особо остановиться на планете Земл...

Конспект совместной деятельности "Путешествие по планетам солнечной системы"

Развивать умение решать задачи, на основе слухового восприятия, выделять главные свойства....

«Путешествие по планетам солнечной системы» Конспект совместной деятельности с детьми подготовительной группы

Развивать умение решать задачи, на основе слухового восприятия, выделять главные свойства. Способствовать  развитию навыков вычислительной деятельности (решение цепочки примеров в пределах 2...

Методическая разработка занятия для детей подготовительной группы по теме "Путешествие по планетам Солнечной системы"

Методическая разработка занятия для детей подготовительной группы по теме "Путешествие по планетам Солнечной системы"Цель: формирование у детей представлений о космосе, Солнечной систем...

.Конспект открытого занятия по познавательно-речевому развитию на тему: «Путешествие по планетам Солнечной системы». Возрастная группа: подготовительная к школе группа

Конспект очень интересный, насыщенный. Использованы разнообразные методы и приёмы, способствующие развитию интереса детей к данной теме. Детям очень понравилось, они активно работали.Занятие прошло пл...

Конспект занятия "Путешествие к планетам солнечной системы".

Материал помогает детям изучить планеты солнечной системы в игровой с форме и в стихах. С яркими картинками....