Дополнительная образовательная общеразвивающая программа "Волшебная лаборатория"
рабочая программа по окружающему миру (средняя группа)

Шкундина Валентина

 Актуальность программы в том, что в основе ее лежит метод обучения дошкольников - экспериментирование, который дает детям реальные представления о различных сторонах изучаемого объекта, о его взаимоотношениях с другими объектами. В процессе экспериментирования идет обогащение памяти ребенка, активизируются его мыслительные процессы, так как постоянно возникает необходимость совершать операции анализа, сравнения и классификации, обобщения.

Эксперименты позволяют объединить все виды деятельности, все стороны воспитания. Инициатива по их проведению распределяются равномерно между воспитателем и детьми. Роль педагога возрастает, он не навязывает своих советов и рекомендаций, а ждет, когда ребенок, испробовав все варианты, сам обратиться за помощью. Необходимо способствовать пробуждению самостоятельной мысли детей, с помощью наводящих вопросов направлять рассуждения в нужное русло.

В процессе экспериментирования обогащается словарь детей за счет слов, обозначающих свойства объектов и явлений.

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Содержание

1

Целевой раздел

3

Пояснительная записка

Актуальность программы

3

4

Цели и задачи программы

4

Планируемые результаты освоения Программы

5

2

Содержательный раздел

5

Характеристика возрастных особенностей детей

5

Учебно- тематический план

7

Учебный план

7

Перспективное планирование работы

9

Задачи работы руководителя кружка «Волшебная лаборатория» по взаимодействию с родителями

18

3.

Организационный раздел

18

Организация занятий

18

Оборудование, материалы

20

Мониторинг освоения результатов

20

4

Список литературы

Приложение

22

23

1. Целевой раздел

Пояснительная записка

«Дети любят искать, сами находить. В этом их сила».

А. Энштейн.

Педагоги образовательных учреждений считают, что задача подготовки ребенка к школе не сводится только к приобретению знаний и учебных умений. Намного важнее развить у дошкольника внимание, мышление, речь, пробудить интерес к окружающему миру, сформировать умения делать открытия и удивляться им.

С самого рождения детей окружают различные явления неживой природы: солнце, ветер, звездное небо, хруст снега под ногами. Дети с интересом собирают камни, ракушки, играют с песком и водой, предметы и явления неживой природы входят в их жизнедеятельность, являются объектами наблюдения и игры. Это обстоятельство делает возможным систематическое и целенаправленное ознакомление детей с явлениями окружающего мира.

Психологами доказано, что мышление детей дошкольного возраста является наглядно-действенным и наглядно-образным. Следовательно, процесс обучения и воспитания в детском саду в основном должен строиться на методах наглядных и практических. Этот принцип особенно важно соблюдать при осуществлении естественнонаучного и экологического образования.

На сегодняшний день особую популярность приобретает детское экспериментирование. Главное его достоинство в том, что оно дает ребенку реальные представления о различных сторонах изучаемого объекта, о его взаимоотношениях с другими объектами и со средой обитания. Эксперименты положительно влияют на эмоциональную сферу ребенка, на развитие творческих способностей, на формирование трудовых навыков и укрепление здоровья за счет повышения общего уровня двигательной активности. В процессе эксперимента идет обогащение памяти ребенка, активизируются его мыслительные процессы, так как постоянно возникает необходимость совершать операции анализа и синтеза, сравнения и классификации, обобщения. Необходимость давать отчет об увиденном, формулировать обнаруженные закономерности и выводы стимулирует развитие речи. Задача педагога в процессе экспериментальной деятельности – связать результаты исследовательской работы с практическим опытом детей, уже имеющимися у них знаниями и подвести их к пониманию природных закономерностей, основ экологически грамотного, безопасного поведения в окружающей среде.

Понимая значение экспериментирования для развития ребенка, в детском саду разработана программа кружка «Маленькие почемучки» для детей дошкольного возраста (4-5 лет). Ведущая идея программы заключается в организации посильной, интересной и адекватной возрасту экспериментально-исследовательской деятельности для формирования естественнонаучных представлений дошкольников.

Актуальность программы

Актуальность программы в том, что в основе ее лежит метод обучения дошкольников - экспериментирование, который дает детям реальные представления о различных сторонах изучаемого объекта, о его взаимоотношениях с другими объектами. В процессе экспериментирования идет обогащение памяти ребенка, активизируются его мыслительные процессы, так как постоянно возникает необходимость совершать операции анализа, сравнения и классификации, обобщения.

Эксперименты позволяют объединить все виды деятельности, все стороны воспитания. Инициатива по их проведению распределяются равномерно между воспитателем и детьми. Роль педагога возрастает, он не навязывает своих советов и рекомендаций, а ждет, когда ребенок, испробовав все варианты, сам обратиться за помощью. Необходимо способствовать пробуждению самостоятельной мысли детей, с помощью наводящих вопросов направлять рассуждения в нужное русло.

В процессе экспериментирования обогащается словарь детей за счет слов, обозначающих свойства объектов и явлений.

Таким образом, экспериментальная деятельность дает детям дошкольного возраста возможность самостоятельного нахождения решения, подтверждения или опровержения собственных представлений, управления теми или иными явлениями и предметами. При этом ребенок выступает как исследователь, самостоятельно воздействующий различными способами на окружающие его предметы и явления с целью более полного их познания и освоения.

Цели и задачи программы

Цель: развитие у детей дошкольного возраста познавательного интереса, наблюдательности, любознательности в процессе экспериментирования.

Задачи:

Образовательные:

• Формировать умение детей видеть и выделять проблему эксперимента.

• Формировать умение принимать и ставить перед собой цель эксперимента.

• Формировать умение отбирать средства и материалы для самостоятельной деятельности.

• Формировать умение детей устанавливать причинно-следственные связи

• Знакомить ребенка с различными свойствами веществ (твердость, мягкость, сыпучесть, вязкость, плавучесть и т. д.).

Знакомить с основными видами и характеристиками движения: скорость, направления.

Развивающие:

• Развивать познавательную активность в процессе экспериментирования.

• Формировать интерес к поисковой деятельности.

Развивать личностные свойства: целеустремленность, настойчивость, решительность, любознательность, активность.

Развивать представления об основных физических явлениях: магнитное и земное притяжение, электричество, отражение и преломление света и др.

Воспитательные:

• Воспитывать самостоятельность в повседневной жизни, в различных видах детской деятельности.

• Воспитывать умение четко соблюдать необходимую последовательность действий.

• Воспитывать умение организовать свое рабочее место, убирать за собой.

• Воспитывать бережное отношение к природе.

• Формировать опыт выполнения правил техники безопасности при проведении экспериментов.

Планируемые результаты освоения Программы Предполагаемый результат (возраст 4-5 лет)

Восприятие в этом возрасте характеризуется анализом сложных форм объектов; развитие мышления сопровождается освоением мыслительных средств (схематизированные представления, комплексные представления, представления о цикличности изменений); развиваются умение обобщать, причинное мышление, воображение, произвольное внимание.

- Интересуется новым, неизвестным в окружающем мире (мире предметов и вещей, мире отношений и своем внутреннем мире);

- в случаях затруднений обращается за помощью к взрослому;

- любит экспериментировать;

- способен самостоятельно действовать (в повседневной жизни, в различных видах детской деятельности);

- принимает живое, заинтересованное участие в образовательном процессе.

2. Содержательный раздел

Характеристика возрастных особенностей детей 4-5 лет

Дошкольный возраст является периодом интенсивного формирования психики на основе тех предпосылок, которые сложились в раннем детстве. По всем линиям психического развития возникают новообразования различной степени выраженности, характеризующиеся новыми свойствами и структурными особенностями. Происходят они благодаря таким факторам как речь и общение со взрослыми и сверстниками, различным формам познания и включению в различные виды деятельности (игровые, продуктивные, бытовые).

Наряду с новообразованиями, в развитии психофизиологических функций возникают сложные социальные формы психики, такие, как личность и ее структурные элементы (характер, интересы и др.), субъекты общения, познания и деятельности и их основные компоненты — способности и склонности. Одновременно происходит дальнейшее развитие и социализация ребенка, в наибольшей степени выраженные на психофизиологическом уровне, в познавательных функциях и психомоторике. Формируются новые уровни психических функций, которым становятся присущи новые свойства, позволяющие ребенку адаптироваться к социальным условиям и требованиям жизни. При участии взрослых, которые организуют, контролируют и оценивают поведение и деятельность ребенка, выступают в роли источника многообразной информации происходит включение ребенка в социальные формы жизнедеятельности, в процессы познания и общения, в различные виды деятельности, включая игру и начальные формы труда. Взрослые, родители, воспитатели во многом определяют своеобразие и сложность психического развития дошкольника, поскольку они включают ребенка в разные сферы жизнедеятельности, корректируя процесс его развития. Развитие психической организации дошкольника в целом на всех ее уровнях и в ее различных формах создает психологическую готовность к последующему — школьному — периоду развития.

В этом возрасте происходит развитие инициативности и самостоятельности ребенка в общении со взрослыми и сверстниками. У детей наблюдается потребность в уважении взрослых, их похвале, поэтому на замечания взрослых ребёнок реагирует повышенной обидчивостью. Общение со сверстниками по-прежнему тесно переплетено с другими видами детской деятельности (игрой, трудом и т.п.), однако уже отмечаются и ситуации чистого общения.

На четвертом-пятом году жизни ребенок не просто активно овладевает речью - он творчески осваивает язык, он, по существу, занимается словотворчеством. Такое словотворчество позволяет ребенку к концу этого возрастного периода перейти к отвлеченной речи, пересказать сказку, рассказ, поделиться своими впечатлениями, переживаниями. В этом возрастном периоде характерной особенностью речи ребенка является использование ее для общения со сверстниками. А общение, в свою очередь, развивает речь. Ребенок задает вопросы, рассказывает сказки, рассуждает, фантазирует, пересказывает, обменивается впечатлениями и т. д. Теперь он может назвать качества предметов, их признаки, отношения и т. д. Его восприятие становится осмысленным, целенаправленным, анализирующим.

Между четвертым и пятым годами ребенок может целенаправленно запоминать. Ни до, ни после этого периода ребенок не запоминает с такой легкостью самый разнообразный материал. Но память ребенка четвертого года жизни и начала пятого носит в основном характер непроизвольного запоминания. Все интересное для ребенка запоминается само собой. Трудно запоминаются отвлеченные понятия: дни недели, месяцы, времена года и т. д.

4-5 лет - важный период для развития детской любознательности. Дети активно стремятся к интеллектуальному общению со взрослыми, что проявляется в многочисленных вопросах (почему? зачем? для чего?), стремятся получить новую информацию познавательного характера. Не «отмахивайтесь» от детских вопросов, ведь любознательный малыш активно осваивает окружающий его мир предметов и вещей, мир человеческих отношений.

Он чрезвычайно вынослив и может совершать довольно длительные прогулки, во время которых получает много новых, интересных впечатлений, и таким образом его знания об окружающем мире значительно расширяются.

Психологические особенности детей 4-5 лет

Возраст от 4 до 5 лет - время наиболее бурного развития ребенка. Совершенствуется техническая сторона изобразительной деятельности. Дети проявляют интерес к экспериментированию. Активная любознательность, которая заставляет детей постоянно задавать вопросы обо всем, что они видят.

4-5 лет - важный период для развития детской любознательности. Дети активно стремятся к интеллектуальному общению со взрослыми, что проявляется в многочисленных вопросах (почему? зачем? для чего?), стремятся получить новую информацию познавательного характера. Не «отмахивайтесь» от детских вопросов, ведь любознательный малыш активно осваивает окружающий его мир предметов и вещей, мир человеческих отношений.

Он чрезвычайно вынослив и может совершать довольно длительные прогулки, во время которых получает много новых, интересных впечатлений, и таким образом его знания об окружающем мире значительно расширяются.

Они готовы все время говорить, обсуждать различные вопросы. Но у них еще недостаточно развита произвольность, то есть способность заниматься тем, что им неинтересно, и поэтому их познавательный интерес лучше всего утоляется в увлекательном разговоре или занимательной игре. Занятия с детьми экспериментированием способствуют разностороннему развитию ребёнка, раскрывает творческий потенциал, способность применять освоенные знания и умения для решения нестандартных задач, появляется уверенность в правильности принятия обоснованного решения и их реализации.

Учебно-тематический план

Учебно-тематический план (возраст 4-5 лет)

Количество занятий в неделю

1

Количество занятий в месяц

4

Количество занятий в год

36ч, из них

теория

практика

3 часа

9 часов

  1. Учебный план

Учебный план (возраст 4-5 лет)

Месяц

занятия

Тема занятия

Кол-во занятий

Часы (мин)

Теория

Практика

Сентябрь

1

Диагностика

1

5

15

2

«Где вода?»

1

5

15

3

«Что любят растения?»

1

5

15

4

«Где живут зернышки?»

1

5

15

Октябрь

5

«Где прячутся детки?»

1

5

15

6

«Что есть в почве»

1

5

15

7

«Знакомство с микроскопом.»

1

5

15

8

«Поиск воздуха»

1

5

15

Ноябрь

9

«Как проткнуть воздушный шарик без вреда для него?»

1

5

15

10

«Подводная лодка из винограда»

1

5

15

11

«Делаем облако»

1

5

15

12

«Как добыть воду для питья»

1

5

15

Декабрь

13

«Волшебная рукавичка»

1

5

15

14

«Действие магнита на металл»

1

5

15

15

«Фокусы магнита»

1

5

15

16

«Игра «Рыбалка»

1

5

15

Январь

17

«Как снег становиться водой».

1

5

15

18

«Свойства снега и льда»

1

5

15

19

«Таяние льда в воде»

1

5

15

20

«Цветные льдинки»

1

5

15

Февраль

21

«Бумажный вихрь»

1

5

15

22

«Ткань сминаем-разминаем»

1

5

15

23

«В мире стекла»

1

5

15

24

«Знакомство с пластмассой»

1

5

15

Март

25

«В маленьком семени прячется растение»

1

5

15

26

«Что нужно растениям для жизни?»

1

5

15

27

«Лабиринт»

1

5

15

28

«Чудеса растений»

1

5

15

Апрель

29

«Свет повсюду»

1

5

15

30

«Мишка косолапый»

1

5

15

31

«Свет и тень»

1

5

15

32

«Поймаем солнечного зайчика»

1

5

15

Май

33

«Волшебный шарик»

1

5

15

34

«Тайный похититель варенья»

1

5

15

35

«Естественная лупа»

1

5

15

36

Диагностика

1

5

15

Всего

36

36

3 часа

9 часов

  1. Перспективное планирование работы

Календарно-тематическое планирование 4-5 лет

(средняя группа 4-5 лет)

№ п/п

Тема

Цель занятия

Используемый материал

1.

Диагностика

Узнать отношение детей к экспериментальной деятельности; узнать уровни сформированности экспериментальной деятельностью.

2.

Где вода?

Волшебный материал.

Помочь определить, что песок и глина по – разному впитывают воду. Выявить, какие свойства приобретают песок и глина при смачивании.

Сухой песок, сухая глина, вода. Прозрачные емкости, мерные стаканчики. Емкости с песком, глиной, дощечки, палочки, изделия из керамики, клеенка.

3.

Что любят растения?

Какие цветы сохраняются дольше: срезанные или оставшиеся на растении?

Помочь установить зависимость роста и состояния растений от ухода за ними.

Помочь определить, что срезанные растения раскрываются позже, чем оставшиеся с корнем.

2-3 одинаковых растения. Предметы ухода, дневник наблюдений, алгоритм деятельности.

Растение с бутонами.

4.

Где живут зернышки?

Познакомить со строением колоска.

Колоски, подносы.

1.

1. Где прячутся детки?

2. Хитрые семена.

1. Помочь выделить ту часть растения, из которой могут появиться новые растения.

2. Познакомить со способом проращивания семян.

1. Почва, лист и семена клена (или другого растения), овощи.

2. Семена бобов, кабачков, земля.

2.

#1057;оревнование.

2. Что есть в почве.

1. Познакомить с состоянием почвы; развивать наблюдательность, любознательность.

2. Помочь установить зависимость факторов неживой природы от живой (богатство почвы от гниения растений)

1. Почва (рыхлая и уплотненная), черенок традесканции. Две стеклянные банки, палочка, лист бумаги, карандаши (на каждого ребенка).

2. Комочек земли, остатки сухих листочков, металлическая тарелочка, спиртовка, лупа, пинцет.

3.

1. Знакомство с микроскопом.

#1059;величительное стекло, бинокль, очки.

1. Познакомить детей с микроскопом, вызвать интерес к рассматриванию предмета через микроскоп, сравнивать увеличение предмета через микроскоп и через лупу.

2. Выявить особенности увеличительных приборов, познакомить детей с результатом взаимодействия увеличительного стекла с солнечными лучами.

1. Микроскоп, лупа, листочек, скальпель или бритва, предметные стекла, клеенка, игрушка Незнайка.

2. Увеличительные стекла по количеству детей, бинокль, очки с увеличением, спички, пучок сухой травы, настольная лампа.

4.

1. Танец горошин.

2. Поиск воздуха.

1. Познакомить с понятием «сила движения»; развивать наблюдательность, любознательность, смекалку.

2. Помочь детям обнаружить воздух вокруг себя.

1. Вода, горошины. Баночка, трубочка, салфетка, лист бумаги, карандаши (для каждого ребенка).

2. Вода. Султанчики, ленточки, флажки, пакет, воздушные шары, трубочки для коктейля, емкость.

5.

1. Как проткнуть воздушный шарик без вреда для него?

2. Веселая полоска.

1. Показать способ, при котором можно проткнуть воздушный шарик так, чтобы он не лопнул.

2. Познакомить со свойствами бумаги и действием на нее воздуха; развивать наблюдательность.

1. Воздушный шарик, скотч, игла.

2. Полоска мягкой бумаги, лист бумаги, карандаши (для каждого ребенка).

1.

Подводная лодка из винограда.

Показать, как всплывают и поднимаются подводная лодка, рыба.

Свежая газированная вода (лимонад), виноградинка, стакан.

2.

Делаем облако.

Продемонстрировать, как получаются облака; дать понять, как образуется дождь.

Горячая вода, кусочки льда, трехлитровая банка, противень.

3.

1. Свойства и признаки воды.

2. Откуда берется вода.

1. Познакомить со свойствами воды; помочь понять особенности организмов, обитающих в воде, их приспособленность к водной среде обитания.

2. Познакомить детей с процессом конденсации.

1. Вода, молоко, песок, сахарный песок, кусочки льда, комочки снега. Горячая вода, стекло (зеркальце), акварельные краски. 2. Стаканчики, палочки (чайные ложки), соломинки для коктейля, термос (кипятильник), охлажденная металлическая крышка.

4.

1. Пар – это тоже вода.

2. Вода бывает теплой, холодной, горячей.

1. Познакомить детей с одним из состояний – паром.

2. Дать понять, что в водоемах вода бывает разной температуры, в зависимости от температуры воды в водоемах живут разные растения и животные.

1. Термос (емкость с кипятильником.

2. Вода – холодная, теплая, горячая, три кусочка льда. Три стаканчика, водный термометр.

1.

1. Замерзание жидкостей.

#1056;азноцветные сосульки.

1. Познакомить с различными жидкостями, помочь выявить различия в процессе замерзания различных жидкостей.

2. Помочь детям реализовать представления о свойствах воды (прозрачность, растворимость, замерзание при низкой температуре).

1. Одинаковое количество обычной и соленой воды, молоко, сок, растительное масло. Емкости, алгоритм деятельности.

2. Краски, формы для замораживания льда, нитки.

2.

#1054;крашивание воды.

2. Играем красками.

1. Помочь выявить свойства воды.

2. Познакомить с процессом растворения краски в воде (произвольно и при помешивании); развивать наблюдательность, сообразительность, любознательность, усидчивость.

1. Вода (холодная и теплая), кристаллический ароматизированный краситель. Емкость, палочки для размешивания, мерные стаканчики.

2. Прозрачная вода, краски, две баночки, лопаточка, салфетка из ткани, лист бумаги, карандаши (на каждого ребенка).

3.

1. Водяные весы.

2. Реактивный кораблик.

3. Друзья.

1. Познакомить с изготовлением и работой водяных весов; закрепить знания о том, что при погружении в воду предметов, уровень воды поднимается.

2. Помочь определить, как с помощью воды можно придать ускорение кораблику.

3. Познакомить с составом воды (кислород); развивать смекалку, наблюдательность, любознательность.

1. Высокая стеклянная банка, круглая палка длиной 20-30 см из легкого дерева (сосны, липы, осины), гайка, картон.

2. Вода, дощечка в форме кораблика, пустая жестяная банка с отверстием в дне.

3. Вода, стакан, бутылка, закрытая пробкой, салфетка из ткани, лист бумаги, карандаши (на каждого ребенка).

1.

1. Наши помощники – органы чувств.

2. Потеря воды во время дыхания.

1. Познакомить с органами чувств и их назначением, воспитывать потребность в уходе за органами чувств.

2. Дать понятие о том, что человек теряет воду во время дыхания.

1. Лимон, яблоко, сахар, вода. «Чудесная» коробочка (с дырочками), коробочка с бубном, «чудесный» мешочек, непрозрачный чайник.

2. Холодное стекло.

2.

1. Язычок – наш помощник.

2. Вкусовые зоны языка.

3. Отгадай на вкус.

1. Познакомить со строением и значением языка, выполнить упражнения в определении вкуса продуктов.

2. Помочь определить вкусовые зоны языка; поупражнять в определении вкусовых ощущений; доказать необходимость слюны для ощущения вкуса.

3. Помочь определить пищу на вкус (не глядя на нее).

1. Набор разнообразных продуктов питания (горький, сладкий, кислый, соленый вкус), схематичное изображение языка с вкусовыми зонами.

2. Сахар, соль, горчица, кусочки лимона, вода. Зеркала, 4 блюдца, деревянные палочки (с ваткой на конце), стаканы (для смачивания палочек) по количеству детей.

3. От 3-5 до 10-12 контрастных по вкусу продуктов.

3.

1. Носарий.

2. Угадай по запаху.

1. Познакомить с функцией носа, его строением.

2. Показать взаимосвязь органов вкуса и запаха.

1. Рисунки (контурные) профилей, изображающих разную форму носа (орлиный, пуговкой, курносый и др.), схематичное изображение носа.

2. Продукты – лимон, шоколад, хлеб и т.д.

1.

1. Ухо – орган слуха.

2. Значение расположения ушей.

3. Откуда берется голос?

1. Познакомить с органом чувства (ухом), его назначением, с охраной органов чувств.

2. Помочь определить значимость расположения ушей на противоположных сторонах головы человека.

3. Помочь понять причины возникновения звуков речи, дать понятие об охране органов речи.

1. Коробочка с бубном, музыкальные инструменты, знаки, запрещающие действия, которые могут привести к опасности для ушей.

2.

1. Глаза – орган зрения.

2. Поверка зрения.

1. Познакомить с органом чувств – глазами, их назначением, правилами ухода и охраной глаз.

2. Выявить зависимость видения объекта от расстояния до него.

1. Вода, непрозрачный чайник.

2. Картинки с изображением предметов.

3.

1. Рукам своим не верю.

2. Ящик ощущений.

3. Тайный похититель варенья.

1. Показать разницу в ощущениях рук при опускании в воду разной температуры.

2. Развивать тактильную чувствительность.

3. Познакомить с понятием «отпечатки пальцев», показать способ их получения.

1. Вода – холодная, комнатная и горячая. Три миски.

2. Коробка, закрывающаяся со всех сторон. Разнообразные предметы природного происхождения.

3. Измельченный ножом карандашный грифель.

4.

1. Черное и белое.

2. Солнечные зайчики.

3. Радуга.

1. Познакомить с влиянием солнечных лучей на черный и белый цвет; развивать наблюдательность, смекалку.

2. Познакомить с происхождением солнечных зайчиков, их движением, предметами, от которых они отражаются; развивать смекалку, любознательность.

3. Показать способ, как можно увидеть радугу в комнате.

1. Салфетки из ткани черного и белого цвета, лист бумаги, карандаши (на каждого ребенка).

2. Вода, зеркало, баночка, пластина из нержавеющей стали (для каждого ребенка).

3. Вода, миска, зеркало, белый лист бумаги.

1.

1. На свету и в темноте.

2. В тепле и в холоде.

3. Может ли растение дышать?

1. Определить факторы внешней среды, необходимые для роста и развития растений.

2. Выделить благоприятные условия для роста и развития растений.

3. Выявить потребность растения в воздухе, дыхании; помочь понять, как происходит процесс дыхания у растений.

1. Лук, земля, коробка из прочного картона. 2 емкости.

2. Модель зависимости растений от тепла.

3. Комнатное растение, вазелин, трубочки для коктейля, лупа.

2.

1. Что внутри? 2. Как увидеть движение воды через корни?

1. Помочь установить, почему стебель может проводить воду к листьям; подтвердить, что строение стебля обусловлено его функциями.

2. Доказать, что корень растения всасывает воду, уточнить функцию корней растений, установить взаимосвязь строения и функции.

1. Стебель петрушки, вода, растение, деревянные бруски, лупа, емкость, алгоритм деятельности.

2. Черенок бальзамина (герани) с корнями, вода с пищевым красителем.

3.

Бумага, ее качества и свойства.

Научить узнавать вещи, сделанные из бумаги, вычленять ее качества (цвет, белизна, гладкость, степень прочности, толщина, впитывающая способность) и свойства (мнется, рвется, режется, горит).

Вода, писчая бумага, ножницы, спиртовка, спички, емкости. Алгоритм описания свойств материала.

4.

Ткань, ее качества и свойства.

Научить узнавать вещи, сделанные из ткани, определять ее качества (толщина, структура поверхности, степень прочности, мягкость) и свойства (мнется, рвется, режется, намокает, горит).

Образцы хлопчатобумажной ткани 2-3 цветов, вода. Ножницы, спиртовка, спички, емкости, алгоритм описания свойств материала.

1.

Пластмасса, ее качества и свойства.

Научить узнавать вещи из пластмассы, определять ее качества (толщина, структура поверхности, цвет) и свойства (плотность, гибкость, плавление, теплопроводность).

Вода, пластмассовые стаканчики, спиртовка, спички, алгоритм описания свойств материала.

2.

1. Резина, ее качества свойства.

2. Узнай все о себе, шарик.

1. Учить узнавать вещи, изготовленные из резины, определять ее качества (структура поверхности, толщина) и свойства (плотность, упругость, эластичность).

2. Познакомить с резиной, ее качествами и свойствами; научить устанавливать связи между материалом и способом его употребления.

1. Резиновые предметы: ленты, игрушки, трубки. Спиртовка, спички, алгоритм описания свойств материала.

2. Воздушные шары (2 надутых. 1 сдутый), резиновые перчатки, резинка для волос.

3.

1. В мире стекла.

2. Необычные кораблики.

3. Естественная лупа.

1. Помочь выявить свойства стекла (прочное, светлое, цветное, гладкое); воспитывать бережное отношение к вещам; развивать любознательность.

2. Познакомить со свойствами стеклянных предметов; развивать наблюдательность, любознательность, смекалку; учить соблюдать правила безопасности при обращении с предметами из стекла.

3. Показать способ увеличения насекомых без помощи лупы.

1. Небольшие стеклянные предметы (бутылочки от духов, шарики, камешки разной формы), палочки для проверки звонкости стекла, стеклянный стакан.

2. Вода, 2 стеклянные бутылочки, пробка, ванночка, салфетка, лист бумаги, карандаши (на каждого ребенка).

3. Насекомое, трехлитровая банка, пищевая пленка.

4.

1. Мой веселый, звонкий мяч.

2. На чем полетят человечки?

1. Дать понятие о том, что легкие предметы не только плавают, но и могут «выпрыгивать» из воды; развивать смекалку, внимание, наблюдательность.

2. Научить вычленять общие признаки резины на основе структуры поверхности, прочности, проводимости воздуха и воды, эластичности, сравнивать резину с тканью, доказывать зависимость пользы предметов от материала, из которого они сделаны.

1. Вода, ванночка, маленький резиновый мячик, салфетка, карандаши, лист бумаги (для каждого ребенка).

2. Вода, резиновые шары и маленькие резиновые мячи по числу детей; шар, сшитый из ткани, набор резиновых предметов (игрушки, коврик, автомобильные покрышки, обувь); емкость; набивные мячи из ткани по числу детей.

5.

1. Чудесные спички.

3. Секрет сосновой шишки.

1. Показать, что дерево впитывает воду; познакомить с понятием капиллярности.

2. Познакомить с изменением формы предметов под воздействием воды; развивать наблюдательность, смекалку.

1. Вода, 5 спичек, пипетка.

2. Две сосновые шишки, теплая вода, ванночка, салфетка из ткани, лист бумаги, карандаши (для каждого ребенка).

1.

1. Мыло – фокусник.

2. Умывальников начальник.

1. Познакомить со свойствами и назначением мыла; развивать наблюдательность, любознательность, смекалку; закрепить правила безопасности при работе с мылом.

2. Показать способ изготовления умывальника.

1. Кусочек мыла туалетного или хозяйственного, ванночка, губка, трубочка, салфетка из ткани, лист бумаги, карандаши (для каждого ребенка).

2. Пластиковая бутылка, гвоздь или шило.

2.

1. Волшебная рукавичка.

2. Волшебные зеркала.

1. Выяснить способность магнита притягивать некоторые предметы.

2. Познакомить со свойством зеркала.

1. Мелкие предметы из разных материалов. Магнит, рукавичка с вшитым внутри магнитом.

2. Яблоко, два зеркала.

3.

#1055;очему все звучит?

2. Угадай – ка (опыты № 1, 2).

#1055;омочь выявить причины возникновения звука.

2. Наглядно показать детям, что предметы имеют вес, который зависит от материала и размера. Установить зависимость веса предмета от его размера. Помочь детям понять зависимость веса предмета от материала.

1. Длинная деревянная линейка, лист бумаги, металлофон, пустой аквариум, стеклянная палочка, струна, натянутая на гриф (гитара, балалайка), детская металлическая посуда, стеклянный стакан.

2. Предметы из одного материала разных размеров: большие и маленькие машины, матрешки, мячи, мешочек, непрозрачные коробки разных размеров. Предметы одинаковых формы и размера из разных материалов: дерева (без пустот внутри), металла, поролона, пластмассы, емкость с водой, емкость с песком. Шарики одинакового цвета из разных материалов.

4.

Необычное рисование.

Показать возможность использования для создания картины различных природных материалов.

Кусочек чистой светлой однотонной ткани – белой, голубой, розовой, светло – зеленой (для каждого ребенка); лепестки цветков разных растений: желтые, оранжевые, красные, синие, голубые, а также зеленые листья разного оттенка.

План перспективный, поэтому темы занятий могут меняться.

  1. Задачи работы руководителя кружка «Волшебная лаборатория», по взаимодействию с родителями

Родители принимают активное участие в обогащении предметно-развивающей среды, вовлекаются в выполнение творческих заданий.

Для достижения поставленной цели имеет место взаимодействие с родителями:

изготовление, сбор материала, оборудования для уголка экспериментирования.

открытый показ кружковой работы.

консультация «Как организовать детское экспериментирование в домашних условиях».

консультация «Занимательные опыты и эксперименты для дошкольников».

фотоотчеты кружковой работы.

организация тематических выставок совместного с детьми творчества. Вместе с родителями организовать и провести творческие конкурсы,

экскурсии в библиотеку. На этих встречах дети узнают много интересного и занимательного: растительный и животный мир.

Такие экскурсии помогают поддерживать связь поколений, обогащают детей новыми знаниями и несут положительный эмоциональный настрой.

3. Организационный раздел

Организация занятий

Занятия кружка организуются в форме партнерской деятельности с взрослым, где он демонстрирует образцы исследовательской деятельности, а дети получают возможность проявить собственную исследовательскую активность. Партнер - всегда равноправный участник дела, его позиция связана с взаимным уважением, способствует развитию у ребенка активности, самостоятельности, умения принять решение, пробовать делать что-то не боясь, что получится неправильно, вызывает стремление к достижению, способствует эмоциональному комфорту, развитию социальной и познавательной активности. Партнерская позиция требует определенной организации пространства: взрослый всегда вместе (рядом) с детьми, в круге; добровольное (без психологического принуждения) включения детей в предлагаемую деятельность с подбором интересного привлекательного для дошкольников содержания. Организуя с детьми опыты и эксперименты, воспитатель привлекает внимание «интригующим» материалом или демонстрацией необычного эффекта. Все это происходит в ситуации свободного размещения детей и взрослого вокруг предмета исследования. Детям предоставляется возможность поэкспериментировать самостоятельно. Обсудив полученные эффекты, можно несколько раз поменять условия опыта, посмотреть, что из этого получается. Результатом опыта явится формулирование причинно- следственных связей.

Занятия кружка проводятся один раз в неделю. Поисково-исследовательская деятельность с взрослыми должна придать импульс свободной самостоятельной деятельности детей, активизировать их собственные «изыскания» за пределами занятия (в детском саду – уголок опытов, детская лаборатория и дома).

Продолжительность занятий с детьми 4 - 5 лет не более 20 минут. Гибкая форма организации экспериментальной деятельности позволяет учитывать индивидуальные особенности каждого ребенка, здоровье, настроение, уровень установления причинно-следственных связей, выявления закономерностей и другие факторы. Состав группы одновременно работающих детей может меняться в зависимости от вышеуказанных причин.

В работе кружка применяются исследовательские методы обучения:

1. Метод наблюдения

• распознающего характера, в ходе которых формируются знания о свойствах и качествах предметов и явлений;

• за изменением и преобразованием объектов;

2. Игровой метод

3. Словесные методы

Рассказы воспитателя. Основная задача этого метода – создать у детей яркие и точные представления о событиях или явлениях.

• Рассказ воздействует на ум, чувства и воображение детей, побуждает их к обмену впечатлениями.

• Рассказы детей. Этот метод направлен на совершенствование знаний и умственно—речевых умений детей.

• Художественное слово

• Загадки

• Напоминание о последовательности работы

• Совет

• Беседы. Беседы применяются для уточнения, коррекции знаний, их обобщения и систематизации.

4.Информационно-коммуникативные технологии:

• Компьютер

• мультимедийный проектор

Формы работы с детьми:

• фронтальные;

групповые;

• индивидуальные.

Формы реализации программы:

• целевые экскурсии;

• тематическая неделя с использованием опытов или экспериментов;

• чтение художественной литературы;

• конкурсы и викторины;

• сбор материала для занятий вместе с родителями, воспитателями.

Возраст

Максимально допустимый объём занятий в неделю/месяц

4-5 лет

средняя группа

20 минут

80 минут

Объем нагрузки занятия

Учебный план

Общий объем учебной нагрузки деятельности детей соответствует требованиям действующих СанПиН

Количество занятий в неделю

1

Количество занятий в месяц

4

Количество занятий в год

36ч

  1. Оборудование, материалы

1. Микроскопы, лупы, зеркала, термометры, бинокли, весы, веревки, пипетки, линейки, фонарики, венчики, щетки, губки, пищевые красители, песочные часы, ножницы, лоскутки ткани, соль, клей, колесики, дерево, металл, мел, пластмасса и т. д.

2.Емкости: пластиковые пробирки; пластиковые банки, бутылки, стаканы разной формы, величины, мерки, воронки, сита, лопатки, формочки.

3.Материалы: природные (желуди, шишки, семена, спилы дерева и т. д., бросовые (пробки, палочки, резиновые шланги, трубочки и т. д.)

4.Неструктурированные материалы: песок, глина, вода, опилки, листья, пенопласт и т. д.

5. Семена бобов, фасоли, гороха, косточки, скорлупа орехов

  1. Мониторинг освоения результатов

Данный мониторинг используется исключительно для решения следующих образовательных задач:

1) индивидуализации образования (в том числе поддержки ребёнка, построения его образовательной траектории или профессиональной коррекции особенностей его развития);

2) оптимизации работы с группой детей.

При необходимости используется психологическая диагностика развития детей (выявление и изучение индивидуально-психологических особенностей детей), которую проводят квалифицированные специалисты (педагоги-психологи, психологи).

Участие ребёнка в психологической диагностике допускается только с согласия его родителей (законных представителей).

Основные методы сбора информации о ребёнке

  • Систематическое наблюдение;
  • Сохранение продуктов детской деятельности;
  • Беседы с родителями, анкеты, опросники;
  • Общение со специалистами (психолог, врач, логопед);
  • Беседы и интервью с ребёнком с использованием открытых вопросов, получение ответов от детей;
  • Рассказы детей;
  • Фотографии;
  • Аудиозаписи и видеозаписи,
  • Портфолио, или «Папки достижений»
  • Описание случаев и регистрация эпизодов – короткие описания конкретных случаев;
  • Дневниковые заметки. Это краткие описания конкретных случаев, высказываний, поведения детей, на которые обратил внимание педагог, наблюдая за детьми. Эти заметки дают фактическую информацию о том, что случилось, когда и где, при каких обстоятельствах, и свидетельствуют об успехах, достижениях и проблемах детей, подгруппы или группы в целом. Дневниковые записи педагоги могут делать в специальных блокнотах, на бланках и карточках.

Воспитатель начинает со сбора информации о развитии ребёнка, его интересах, склонностях, увлечениях, стиле общения и мышления и т.д. Чтобы получить полную и объективную оценку развития и актуального состояния ребёнка, необходимо использовать

  • разные методы сбора информации;
  • различные источники информации;
  • различные ситуации для повторения процедуры сбора информации.

Педагоги используют разные методы и техники сбора информации о ребёнке.

Отчетность

Для родителей проводится ознакомительная беседа (представление программы), ведется табель по данной дополнительной услуге, открытое мероприятие, консультация, организуются фотовыставки.

  1. Список литературы

1. Волшебный мир открытий: методические рекомендации для родителей к комплекту «Эксперименты для самых маленьких» - сост. Л. А. Маслова.

2. Дыбина О. В., Рахманова Н. П., Щетинина В. В. «Неизведанное рядом. Опыты и эксперименты для дошкольников». – М.: ТЦ Сфера, 2015.

3. Дыбина О. В., Рахманова Н. П., Щетинина В. В. «Из чего сделаны предметы. Игры – занятия для дошкольников». – М.: ТЦ Сфера, 2015

4. Тугушева Г. П., Чистякова А. Е. Экспериментальная деятельность детей среднегои старшего дошкольного возраста: Методическое пособие. - СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2016.

5. Организация опытно – экспериментальной деятельности детей 2 – 7 лет: тематическое планирование, рекомендации, конспекты занятий / авт. – сост. Е. А. Мартынова, И. М. Сучкова. –Волгоград: Учитель, 2012 г.

6. «От рождения до школы» под редакцией Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой, соответствующей Федеральным государственным требованиям;

7. Прохорова. Л. Н. Организация экспериментальной деятельности дошкольников. Методические рекомендации. —Издательство: Аркти, 2005

Приложение

Памятка и анкета для родителей

по организации познавательно – исследовательской деятельности

Для этого необходимо наличие обязательных условий: желание самого ребёнка;

благоприятная среда;

грамотный доброжелательный помощник - взрослый (родитель). Уважаемые родители! ПОМНИТЕ: вы играете роль источника информации наравне с прочими – такими, как книги, фильмы, Интернет и др. Главное слово для родителей "ПОМОЧЬ", но не "СДЕЛАТЬ ВМЕСТО".

Как работать с ребенком:

помочь ребёнку выдвинуть как можно больше идей;

записать их на листе бумаги или помочь ребенку их зарисовать; помочь выбрать лучшую идею и обосновать выбор

Правила для родителей:

1. Покажите пример детям в своем стремлении к новому, неизвестному, в желании решать различные проблемы, задачи с удовольствием, радостью. 2. Присматривайтесь, прислушивайтесь к детям, постарайтесь ответить на все их вопросы.

3. Помогайте детям осваивать новые знания, но не старайтесь все сделать за них, постарайтесь поддержать, если что-то не получается.

4. Меньше наставлений, прямых инструкций, поддерживайте инициативу, будьте терпеливы, учите доводить дело до конца.

#1042;ыделите время на работу с ребенком в библиотеке, дома с книгой

Анкета для родителей:

#1055;роявляется ли исследовательская активность Вашего ребенка? В чем?

#1057; какими предметами и материалами любит экспериментировать Ваш ребенок?

#1055;родолжает ли ребенок экспериментирование, начатое в детском саду дома? Если да, то как часто?

#1055;ринимаете ли Вы участие в экспериментальной деятельности Вашего ребенка? Если да, то какое?

#1045;сли ребенок достигает какого-либо результата эксперимента, делится ли он с вами своими открытиями?

Спасибо!

Анкета для родителей включает в себя 5 вопросов. Первая группа вопросов (1,2 и 3) изучает мотивацию и особенности детского экспериментирования в семье. Вторая группа вопросов (4 и 5) исследовала условия совместного детско-родительского эксперимента.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Дополнительная образовательная общеразвивающая программа по математике «Игралочка» для средней группы.

                     Дополнительная образовательная общеразвивающая программа:- ориентирована на светский характер образования, на общечел...

Дополнительная образовательная общеразвивающая программа социально - педагогического направления "Школа юного пешехода"

Данная  программа  является модифицированной, реализует социально-педагогическую направленность, предусматривает дополнительное обучение и воспитание  детей с ОВЗ во внеурочное  вр...

Дополнительная образовательная общеразвивающая программа спортивной направленности «ФИТНЕС - АЭРОБИКА» для детей школьного возраста

1.Пояснительная записка2.Цели и задачи3.Учебно-тематический план4.Содержание.5.Планируемые результаты.6.Комплекс организационно-педагогических условий....

Дополнительная образовательная общеразвивающая программа кружка эстетической направленности «Фантазеры».

Программа направлена на формирование у детей творческих способностей, эмоционально-эстетического восприятия окружающей действительности....

Дополнительная образовательная программа "Умная лаборатория"

Техническое образование является одним из важнейших компонентов подготовки подрастающего поколения к самостоятельной жизни. Деятельностный характер технологического образования, направленность содержа...

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «ЛАБОРАТОРИЯ ЮНОГО ЭКОЛОГА»

Современная ситуация в стране предъявляет видеть, обращать внимание на разнообразие, уникальность, красоту природы, развивать познавательный интерес к природе, разгадывать ее тайны основной принцип пр...