Конспект занятия по познавательному развитию по экологии «Спасение насекомых» с элементами квест-игры.
план-конспект занятия по окружающему миру (подготовительная группа)

Корнилова Светлана Ивановна

Конспект занятия по экологии в подготовительной группе

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon Конспект занятия по экологии57.5 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

« Детский сад №8 Колокольчик»

Конспект занятия по познавательному развитию по экологии

«Спасение насекомых»

с элементами квест-игры.

                                                      Составила :

                                                                      воспитатель высшей

                                                                    квалификационной            

                                                    категории

                                                               Корнилова С.И.

2023г

Конспект занятия по познавательному развитию по экологии

«Спасение насекомых» с элементами квест-игры.

Программное содержание:

Расширять и закреплять представление о насекомых, их строении и пользе для природы.

Формировать умения рассказывать о насекомых, используя как простые, так и сложноподчиненные предложения.

Развивать умение подбирать к словам существительным слова  прилагательные.

Развивать внимание, логическое мышление, память.

Продолжать развивать творческие способности детей, используя разный материал.

Воспитывать бережное отношение к объектам природы, закрепить правила поведения в природ.

Ход занятия

Давайте, друзья, улыбнемся друг другу,

                                     Улыбки подарим гостям.

                                     У вас все готово? Тогда за работу.

                                     Удачи желаю всем нам!

 (Дети подходят к столу, на столе лежат картинки с изображением живой и неживой природой).

Восп-ль: - Ребята, что такое природа?(ответы детей)

-Природа бывает живая и неживая, выберите картинки, что относится к  неживой природе (дети показывают картинки, а теперь выберите картинки, что относится к живой природе  (дети показывают картинки насекомых)

- Как назвать их одним словом? (насекомые)

-Я вам сегодня  предлагаю больше узнать о насекомых.

- А вы знаете, почему их так называют?

(   на теле насекомых есть поперечные полоски, похожие на насечки. От слов «Насечки», « насекать» и произошло название « Насекомые)

- Из каких частей состоит тело насекомых?

(Тело насекомых состоит из трёх частей (отделов) : головы, груди и брюшка (показывает картинку).

 На голове располагаются : глаза, рот, усы. На туловище имеются  6 лапок, у некоторых есть  крылья.  

 - А как вы думаете, чем питаются насекомые?

(   нектаром,  листьями и стеблями  растений, травой, хищные насекомые, которые поедают других насекомых, остатками пищи человека)

- Ребята, представьте, что бы было , если бы все насекомые на планете Земля исчезли?

(если бы насекомых  не стало, тогда бы птицы погибли от голода. Без насекомых-опылителей начнут исчезать растения, которые являются кормом и домом для всего живого. А вслед за ними исчезнут животные, рыбы, птицы, земноводные, которые питаются насекомыми)

Вывод: в природе все взаимосвязано, ничего лишнего нет.

Воспт-ль - А где мы можем встретить насекомых? ( на полянке, на лугу)

- Я предлагаю вам отправиться на цветочную  поляну и увидеть там насекомых. Поэтому, мы должны вспомнить правила поведения в природе (дети перечисляют правила)

- А как мы попадем туда?( рассуждение детей)

(воспитатель предлагает взять из коробки «шапки- невидимки», надеть их и  , отправиться на полянку.

Они помогут нам стать незаметными и поближе подойти к насекомым.

-  Я скажу волшебные слова:

Ну- ка, глазки закрывайте

В невидимок превращайтесь

1.2.3.4.5 будем глазки открывать

                           

- Ребята, вот мы и очутились на цветочной полянке, смотрите, как здесь красиво.  Я что- то ничего не вижу, а  вы  кого-нибудь видите?  (Ответы детей).В это время кто-то из детей замечает письмо, которое висит на дереве).

- Посмотрите, здесь какое-то письмо. Давайте его прочитаем.

                                          Письмо от насекомых

                             «Дорогие ребята! Мы попали в беду.

                              Злой паук похитил нас, запутал в

                              своей паутине и хочет съесть!

- Как им помочь?

Голос паука:

Если вы  выполните все мои  задания, которые находятся на  моих паутинах,то отпущу их.

(воспитатель и дети обращают внимание на паутину с пауком и насекомыми)

     - Ребята, вы готовы помочь насекомым?

- Посмотрите, паук разбросал свои паутины с заданиями  по всей полянке.

Дети и воспитатель находят «паутину» № 1

Задание 1) отгадать загадку

---Он работник настоящий. Очень, очень работящий.

Под сосной в лесу густом из хвоинок строит дом. (муравей)

Молодцы, отгадали загадку, а кто расскажет о муравьях?

               2) рассказать о муравье

                                         Рассказ о муравьях

Ребенок: Муравьи постоянно заняты делом, они никогда не сидят на месте, у каждого муравья свое занятие.. Одни муравьи ищут пищу, другие охраняют жилище, третьи воспитывают потомство, четвертые заняты поиском строительного материала для муравейника

Строительство муравейника большой труд, разорять его нельзя. Муравьи надежные помощники человека. Они хищники и уничтожают многих вредных насекомых и их личинок.

( дети освобождают муравья с паутины и кладут его на полянку)

Дети и воспитатель находят «паутину»  № 2

Задание  1) «Сложи картинку»

Сложив картинки, мы узнаем, какого насекомого заколдовал паук.

(дети складывают картинку пчелы)

Молодцы , это насекомое пчела. А кто может рассказать о пчеле?

                 2) рассказать о пчеле

                                          Рассказ о пчеле

Ребенок: Пчела - трудолюбивое насекомое, приносит пользу человеку. Живёт  в улье вместе с большой пчелиной семьей. 

Она опыляет растения,  собирает нектар с цветов, это ее пища,  из которого потом готовят мед. Не будет пчел, не будет растений.

У любой пчелы есть жало, которое находится в задней части туловища, служит оно для защиты.

Молодцы, ребята. выполнили задание, теперь пчелка свободна.

(кладут пчелу на цветок)

Дети и воспитатель находят «паутину»№ 3

Задание: 1) посмотреть картинку с помощью фонарика и назвать насекомого(божья коровка)

                 2) рассказать  о божьей коровке

                                       Рассказ о божьей коровке

Ребенок: Божья коровка не так безобидна. Она хищник, питается тлей, сверчками, паучками и другими насекомыми, которые приносят вред растениям. Этот вид жука приносит большую пользу нашей природе.

Ребята, божьи коровки испугались паука и растеряли все свои пятнышки.

                 3) нарисовать пятнышки божьей коровке

(дети отпечатками рисуют пятнышки)

- Задание выполнено, божья коровка свободна

Дети и воспитатель находят «паутину» 4

Задание: 1)прослушать музыку и отгадать, о каком насекомом эта песня

                 2) рассказать о кузнечике

                                          Рассказ о кузнечике)

Ребенок: Кузнечики - это зеленые насекомые, которые прячутся в густой траве. У них есть большие лапки, которые позволяют им высоко прыгать, на лапках кузнечика находится орган слуха. Питаются кузнечики травой и фруктами. Но есть виды кузнечиков, которые поедают мелких насекомых.

« Поют» кузнечики, благодаря крыльям, потирая их друг о друга, получается знаменитое стрекотанье.

 - Задание мы выполнили и кузнечика освободили

Дети и воспитатель находят «паутину» № 5

Задание  1) рассказать о бабочках

                                  Рассказ о бабочке

Ребенок: Бабочка летом  откладывает яйца в земле или же на растениях, из них вылупляется гусеница, спустя время, гусеница переходит в стадию куколки (это маленький кокон в котором развивается будущая бабочка). Кокон висит без движения, пока не созреет плод, и после вылупляется прекрасная бабочка. Нектар бабочки собирают при помощи хоботка, порхая с цветка на цветок. Перелетая с цветка на цветок, бабочки собирают нектар и опыляют растения. Если же бабочка проснулась ранней весной, когда цветы еще не раскрылись, она может полакомиться сладким березовым или кленовым соком.

         2) «Укрась бабочку»

( дети украшают бабочек геометрическими фигурами)

Ребята, какие чудесные бабочки , придумайте и назовите, какие они у нас получились.

          3) Упражнение «Бабочки- красавицы»

(Красивая, прекрасная, изумительная, волшебная, нежная, воздушная, порхающая, разноцветная. добрая.)

Воспт-ль: - Как вы много приятных слов сказали бабочкам. Молодцы.

- Посмотрите, есть ли еще паутины с заданиями?(нет)

- Ребята, мы выполнили все задания и спасли насекомых

Вот они наши спасённые друзья ( бабочка, , пчела, муравей, божья коровка, кузнечик)

Восп-ль: Спасибо вам, ребята, благодаря вашей смелости и находчивости  все насекомые  спасены.

Голос паука: 

- Ребята, простите меня, я был такой злой.. Говорят, что я не насекомое. А разве это так?

Восп-ль: - Ребята, как вы думаете, паук – это насекомое? (дети проводят сравнительный анализ иллюстраций и приходят к выводу, что паук насекомым не является.) Тело разделено на 2 части: головогрудь и брюшко, 8 лапок, усиков нет.

Пауки, внешне очень похожи на насекомых. Но относятся к паукообразным. Их ближайшие родственники – скорпионы и клещи.

Голос паука: - Спасибо, ребята, что объяснили мне кто я такой.

Восп-ль: А нам пора отправляться в детский сад, надевайте шапки -невидимки.

- Ну- ка,  глазки закрывайте

В невидимок превращайтесь

1.2.3.4.5 будем глазки открывать

Итог

Воспт-ль: - Ну, вот мы и в детском саду. Где мы были, кого спасали?

Какие задания выполняли? (ответы детей)

-  Пусть ползают по земле муравьи и жуки, пусть прыгают по траве кузнечики, пусть летают бабочки и стрекозы и пусть мир, в котором мы живем, всегда остается голубым и зеленым!

- А что мы можем для этого сделать?(ответы детей)

Ребенок читает стихотворение

В лесу летают мотыльки,

Ползут козявки и жуки…

Природа-мать им жизнь дала.

У них у всех свои дела.

Ты их увидишь на пути –

Не обижай, а отойди!

Без насекомых лес, друг мой,

И одинокий, и пустой…


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по познавательному развитию в средней группе "Насекомые"

Конспект занятия в средней группе «Насекомые» Цель:1. Задачи на развитие познавательных способностей:обобщить представления детей о многообразии насекомых (в лесу, в поле, вокруг озер...

Конспект занятия по познавательному развитию в средней группе " Насекомые"

Конспект  занятия по познавательному развитию в средней группе  " Насекомые"...

Конспект ОД ОО «Познавательное развитие» /Ознакомление с миром природы/ в форме квест - игры в подготовительной к школе группе. Тема: «Следы осени»

Цель: закрепить представления детей о характерных признаках осени и осенних явлениях. Учить устанавливать причинно-следственные связи....

Конспект занятия по познавательному развитию дошкольников среднего возраста с использованием элементов ТРИЗ-технологии «ВСТРЕЧА. МАЛЕНЬКИЕ ЧЕЛОВЕЧКИ».

Задачи:- Создать эмоционально теплую творческую атмосферу встречи для раскрепощения детей.- Познакомить с игрой «Маленькие человечки», подводящей к осознанию изменения агрегатных состояний...

Конспект занятия по познавательному развитию дошкольников старшего возраста с использованием элементов ТРИЗ-технологии «Увлекательное путешествие капельки. Круговорот воды в природе».

Программные задачи:Закрепить представления о твердых, жидких и газообразных веществах. Продолжать знакомить детей с состоянием воды (твердая, жидкая, газообразная).  Закрепить представления ...

Конспект ОД ОО «Познавательное развитие» /Ознакомление с миром природы/ в форме квест - игры в подготовительной к школе группе. Тема: «Следы осени»

Цель: закрепить представления детей о характерных признаках осени и осенних явлениях. Учить устанавливать причинно-следственные связи....