Технологическая карта конспекта организованной образовательной деятельности по познавательному развитию "Почему не тонут корабли?"
план-конспект занятия по окружающему миру (подготовительная группа)

Микишева Инесса Владимировна

Технологическая карта поможет провести занятие по опытно - экспериментальной деятельности.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Технологическая карта конспекта организованной образовательной деятельности по познавательному  развитию

(в соответствии с технологией «Ситуация» Л.Г.Петерсон)

Тема: «Почему не тонут корабли?»

Возрастная группа: подготовительная группа

Цель: формировать познавательно – экспериментальную деятельность детей.

Задачи (обучающие, развивающие, воспитательные):

-выявить с детьми зависимость плавучести предметов от равновесия сил: соответствие размера, формы предмета с весом;

-закрепить правила при проведении опытов с водой;

-развивать умение устанавливать причинно – следственные связи, делать выводы;

-воспитывать любознательность, умение работать сообща, не мешать друг другу.

Активизация словаря:

Материалы и оборудование: таз с водой; предметы: деревянные, металлические, пластмассовые, резиновые, пробка, кусок пластелина, перья; спичечные коробки, фольга, бусинки, скрепки,  коктейльные трубочки, бумажные кораблики, карта – схема, таблица «Что плавает, что тонет?»

Этапы ОС

Деятельность педагога

Деятельность детей

Ожидаемые результаты

1. Введение в ситуацию (мотивация, постановка проблемы)

-Я сегодня принесла вам много разных предметов. Я бросала эти предметы  в воду. Одни из них плавают, другие тонут. А почему так происходит, не понимаю. Объясните мне, пожалуйста.

-Как вы думаете, какие предметы будут плавать, а какие утонут?

-Как узнать?

Дети рассматривают предметы.

Дети высказывают свои предположения.

2. Актуализация (повтор, закрепление) знаний и умений

-Ребята, давайте проверим плавучесть предметов. Но сначала вспомним правила проведения опытов с водой.

-Зарисуйте свои результаты в таблицу.

-Какие предметы плавают? Все ли они легкие? Одного ли они размера? -Все ли одинаково держаться на воде?

Вывод: предметы, которые тяжелее воды, тонут, а которые легче – плавают.

Дети опускают разные предметы(деревянные, металлические, пластмассовые и т.п.) в таз с водой.

Дети фиксируют свои результаты в таблице.

Дети отвечают на вопросы. Делают вывод.

3. Затруднение в ситуации

-Что произойдет, если соединить предмет, который плавает, с тем, который тонет?-Давайте узнаем?

Дети выдвигают свои предположения.

4. «Открытие» нового знания (способа действия)

Опыт: прикрепите небольшой кусочек пластелина к трубочке для коктейля, чтобы она плавала стоя Постепенно добавляйте пластелин, пока трубочка не утонет. Теперь наоборот, понемногу снимайте пластелин. Сможете ли вы сделать так, чтобы трубочка плавала у самой поверхности ?(трубочка плавает у поверхности, если пластелин расположен равномерно по всей длине соломинки)

-Плавает ли пластелиновый шарик в воде? Будет ли плавать пластелин, если из него слепить лодку? Почему так происходит?

Рассказ воспитателя: кусок пластелина тонет, потому что весит больше, чем вытесняемая им вода. Лодка плавает, потому что тяжесть  распределяется на большую поверхность воды. И настоящие лодки так хорошо держаться на поверхности воды, что в них перевозят не только людей, но и разные тяжелые грузы.

Дети выполняют действия.

Дети отвечают на вопросы, рассуждают, делают вывод на основе своего опыта.

Дети слушают рассказ воспитателя.

5. Включение  нового знания в систему знаний и умений

Попробуйте смастерить  лодку из разных материалов: из спичечной коробки, из коробки от плавленого сыра,из пластмассового поддона или блюдца.

-Какой груз  может перевезти ваша лодка? Как нужно распределять груз на поверхности лодки, чтобы она не утонула?(равномерно по всей поверхности)

-Почему же не тонут корабли? Они же больше лодок и тяжелее?

Вывод: предмет плавает на поверхности воды благодаря равновесию. Если вес предмета соответствует его размеру, то давление воды уравновешивают  его вес и предмет плавает. Форма предмета тоже имеет большое значение. Форма корабля удерживает его на воде. Это происходит потому, что внутри его много воздуха, благодаря этому он легкий, несмотря на огромные размеры. Он вытесняет больше воды, чем весит сам.

Дети самостоятельно делают лодки из предложенного материала(спичечные коробки, простые коробки, коробки из – под сыра и т. п.). Отвечают на вопросы.

Дети рассуждают. Делают ,совместно с воспитателем, вывод.

6. Осмысление

(итог, рефлексия)

- Понравилось?

-Чему вы научились? -Какие идеи вам пригодятся?

-Что получилось?-Что не получилось?

-Что было самым полезным, интересным, веселым?

Выражают собственные чувства. Оценивают результат своей работы. Анализируют успехи и неудачи.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологическая карта /конструкт/ организованной образовательной деятельности к конспекту "Украсим салфетку для Алдуни"

по ОО «Художественно-эстетическому развитию» (мордовский народный орнамент), средняя группа...

Технологическая карта конспекта организованной образовательной деятельности в форме квест – игры

Цель занятия :Повышение финансовой грамотности дошкольников посредством организации дидактических игр    Повышение финансовой грамотности дошкольников посредством ...

Технологическая карта непосредственной организованной образовательной деятельности с детьми. Конспект занятия по познавательному развитию в средней группе «На арене цирка».

Данная методическая разработка продолжает  знакомить детей с профессиями артистов цирка. В ходе занятия воспитывает у детей уважение к артистам цирка. Воспитатель помогает создавать  д...