Технологическая карта /конструкт/ организованной образовательной деятельности к конспекту "Украсим салфетку для Алдуни"
материал (средняя группа)
по ОО «Художественно-эстетическому развитию» (мордовский народный орнамент), средняя группа
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
tehnologicheskaya_karta_aldunya.docx | 32.79 КБ |
Предварительный просмотр:
Технологическая карта /конструкт/
организованной образовательной деятельности
по ОО «Художественно-эстетическому развитию»
Группа: средняя группа
Воспитатель: Замотаева Анастасия Владимировна
Тема: «Украсим салфетки для Алдуни»
Цель: создать условия для развития творческих способностей детей в ходе ознакомления с мордовской народной культурой.
Задачи:
Образовательные:
1. Способствовать закреплению умений слушать собеседника и понимать его, ясно выражать свои мысли.
2. Расширять знания детей о мордовском прикладном искусстве – вышивки через изобразительную деятельность.
3. Совершенствовать навыки детей по рисованию - украшение изделия мордовским орнаментом в технике примакивания, симметрично располагая элементы.
Развивающие:
1. Создать условия для развития самостоятельного речевого творчества, учитывая индивидуальные способности и возможности детей.
2. Обеспечить условия для побуждения детей к речевой активности, диалогической речи.
3. Развивать умение работать самостоятельно, повторять определённую последовательность работы, ипользуя тонкую кисть и краски.
4. Продолжать развивать у детей чувство цвета, ритма, формы.
Воспитательные:
1. Воспитывать познавательный интерес к произведениям мордовского декоративно-прикладного искусства и к родному краю.
2. Воспитывать стремление добиваться хорошего результата.
3. Создать положительный эмоциональный настрой.;
Доминирующая образовательная область: ОО «Художественно-эстетическое развитие» (рисование)
Интеграция образовательных областей:
ОО «Познавательное развитие»: продолжать знакомить с истоками мордовской народной культурой через народную вышивку.
ОО «Речевое развитие»: пополнять словарный запас детей новыми словами.
ОО «Социально – коммуникативное развитие»: обогащать игровой опыт
Методические приемы:
Словесные: организационный настрой, вводная беседа, беседа (рассматривание мордовского костюма), пояснение, показ, указание (т.е. повтори, сравнение).
Наглядные: показ техники примакивания.
Практический: д/и «Найди пару», рисование (украшение салфетки).
Материалы и оборудование:
Демонстрационный: кукла в мордовском костюме, карточки – салфетки с мордовским орнаментом для д/и «Найди пару», образец для рисования - салфетка.
Раздаточный: карточки – салфетки, украшенные мордовским орнаментом; тонкие кисти, вода, гуашь - красная, черная; листы квадратной формы (салфетки).
Словарная работа: мордовские слова (шумбрат, панар, икеля паця, пулай, панго), оберег.
Предварительная работа: беседы о традициях мордовского народа, чтение произведений, рассматривание фотографий и иллюстраций мордовского народного костюма, рассматривание народной вышивки.
Индивидуальная работа: по мере необходимости.
Этап, его продолжительность | Задачи этапа | Деятельность педагога | Деятельность воспитанников | Методы, формы, приемы, возможные виды деятельности | Результат | |
Dводно - организационный | Психологический настрой | Создание атмосферы психологической безопасности: эмоциональная поддержка ребенка. | - Дети, к нам на занятие пришла кукла Алдуня. Воспитатель от имени куклы: Здравствуйте, люди добрые! Низкий поклон вам! Шумбрат! Воспитатель: Кукла Алдуня – мордовочка и поздоровалась она с нами на мордовском языке. Давайте и мы с ней поздороваемся на мордовском языке. | Приветствие. - Шумбрат, Алдуня! Слушают, повторяют. | Сюрпризный момент. Настрой на занятие. | Психологическая готовность. |
Мотивация на деятельность. Постановка проблемы. | Формирование представлений о предстоящей деятельности. | - Сегодня Алдуня к нам пришла не просто так. Ей очень захотелось показать вам свой новый наряд. А еще Алдуня хочет с вами поиграть. У мордовочки в щечках- горит! Красотою, нарядом- богата! Как сорока, любит блестки она. - Давайте, рассмотрим костюм Алдуни. | Дети садятся на стульчики. Принимают поставленную задачу. | Создание проблемной ситуации. | Внутренняя мотивация на деятельность. | |
Основной этап. Открытие детьми новых знаний. | Актуализация | Актуализация имеющихся знаний, представлений. Создание ситуации, в которой возникает необходимость в получении новых представлений, умений. | Беседа «Мордовский костюм». - Посмотрите, она одета в мордовский национальный костюм! Это рубаха – панар. Как вы думаете, почему она кажется нам такой нарядной? - Да, она украшена узорами. По народному поверью узоры не только украшали одежду, но и служили оберегом, защитой от злых сил. Послушайте, как звучит слово «оберег» от слова «оберегать». Узоры – обереги располагались в определенных местах. Где мы видим узоры? - Да! Узоры на рукавах оберегали руки, сохраняли силу, ловкость. Узоры на горловине оберегали легкие и сердце, по низу – не давали злой силе подобраться снизу. Передник – икеля паця. Он украшен узорами мордовской вышивки. Набедренное украшение – пулай. Украшался вышивкой, бисером. Нагрудное украшение – сюлгам. Чаще всего украшался монетами, бисером, бусами. Головной убор – панго. Имел разную форму, украшен вышивкой, бисером. - Какие цвета присутствуют в вышивке? - Да, в вышивке очень много красного цвета разных оттенков с вкраплениями черного, зеленого, желтого и синего цветов. - Алдуня нам принесла игру и хочет поиграть с вами. Она называется «Найди пару». | Участвуют в диалоге, отвечают на вопросы. - Потому что рубаха украшена узорами. - На рукавах, на горловине, по низу. - Красный, черный. | Беседа. | Воспроизведение информации, необходимой для успешного усвоения нового |
Восприятие и усвоение нового (либо расширение имеющихся представлений) | Усвоение определенного объема знаний. | Д/и «Найди пару» На столе разложены карточки (салфетки) изображением вниз. - Назовите из каких элементов мордовского узора состоит ваша салфетка. (Спросить 2-3 ребёнка) Воспитатель от имени Алдуни: Дети, какие вы молодцы! Вы справились с такой трудной игрой! - Давным-давно все одевались в мордовский костюм, а сейчас в наше время люди одевают национальный костюм только по праздникам. Вот и Алдуня так одета не спроста – оказывается у нее сегодня День рождения. Давайте, мы ей сделаем подарок – украсим салфетку мордовским орнаментом. | Дети берут одну карточку и встают в круг. Рассматривают свою карточку и ищут похожую карточку у другого ребенка. Встают с ним в пару. Отвечают на вопросы. | Дидактическая игра. | Расширение словарного запаса. | |
Динамическая пауза | Динамическая пауза не проводится, так как у детей на протяжении всего занятия происходит смена деятельности (сидя, стоя) | |||||
Практическая работа (развивающая, познавательная, интеллектуальная, практическая, поисковая деятельность) | Овладение способами действия, применение знаний, навыков и умений | - Салфетку мы будем украшать техникой примакивания с помощью кисти. Воспитатель показывает технику примакивания: кисть, смоченная в краске, прикладывается всем ворсом к бумаге, получается отпечаток. - Прежде чем начать рисовать, нам нужно размять пальчики. Пальчиковая гимнастика «Друзья» В нашей группе все друзья (кулачками стучат по столу) Этот пальчик – это я (по очереди разгибают пальцы, начиная с мизинца) Этот – Маша, Этот – Саша, Этот – Юра, Этот – Даша. Самостоятельная работа детей. Воспитатель напоминает о правильной осанке, как нужно держать кисть, наносить на неё краску. По мере необходимости педагог помогает детям. | Дети садятся за столы. Внимательно слушают. Выполняют практическую работу. Взаимодействуют с педагогом и другими детьми. | Показ. Объяснение. Выполнение практической работы. | Овладение определенным объектом практических навыков и умение при обучении продуктивным видам деятельности. Овладение умениями работать по правилу и по образцу, слушать взрослого и выполнять его инструкции. | |
Рефлексивно - корригирующий | Формирование элементарных навыков самоконтроля. Корректирование при необходимости деятельности и результата в соответствии задачами | Проверка полученных результатов, исправление возможных ошибок. По необходимости воспитатель помогает детям. После окончания рисования все работы вывешиваются на доске или кладутся на один стол для рассматривания. - Посмотрите, какие красивые получились наши цветы! Молодцы! | Самопроверка (возможно с помощью взрослого) по образцу, исправление возможных ошибок. | Фронтальная, индивидуальная работа. | Сформированность элементарных навыков самоконтроля. | |
Заключительный этап. | Рефлексия | Подведение итогов ООД, обобщение полученного ребенком опыта. Формирование элементарных навыков самооценки. | - Какие все молодцы! У вас получились красивые, яркие салфетки. А какая салфетка больше всего вам понравилась? Почему? - Алдуня тебе нравятся салфетки, которые нарисовали тебе в подарок дети? Воспитатель от имени Алдуни: Конечно! Мне очень понравился ваш подарок! Вы большие молодцы! Я вам принесла угощение! (Конфеты в корзинке). Мне пора уходить. Ко мне спешат гости. До свидания! Вастомазанок! | Высказываются по поводу полученной информации, качества выполненной работы и воплощения собственного замысла. | Беседа, обсуждение. Сюрпризный момент. | Осознание себя как участника познавательного, творческого процесса. Сформированность элементарных навыков самооценки. |
Этап, его продолжительность | Задачи этапа | Деятельность педагога | Деятельность воспитанников | Методы, формы, приемы, возможные виды деятельности | Результат | |
Dводно - организационный | Психологический настрой | Создание атмосферы психологической безопасности: эмоциональная поддержка ребенка. | Приветствие, доброе пожелание, установление зрительного, тактильного контактов и т.д. | Приветствие, участие в игре и пр. | Психогимнастики, психологические этюды, игровые моменты и др. | Психологическая готовность |
Мотивация на деятельность. Постановка проблемы. | Формирование представлений о предстоящей деятельности, ее задачах | Знакомство детей с особенностями и задачами предстоящей деятельности либо создание проблемной ситуации, требующей разрешения | Осознают и принимают поставленную задачу | Создание проблемной ситуации. Придание личностной значимости предстоящей деятельности. Сюрпризный или соревновательный момент, прием «яркое пятно» и т. д. | Внутренняя мотивация на деятельность | |
Основной этап. Открытие детьми новых знаний. | Актуализация | Актуализация имеющихся знаний, представлений. Создание ситуации, в которой возникает необходимость в получении новых представлений, умений | Направление деятельности воспитанников наводящими и проблемными вопросами | Участвуют в диалоге, высказывают свое мнение, основываясь на имеющихся представлениях, вспоминают ранее усвоенное, задают и отвечают на вопросы | Беседа, игровые и занимательные приемы, упражнения, моделирование, наблюдение, и т.д. | Воспроизведение информации, необходимой для успешного усвоения нового |
Восприятие и усвоение нового (либо расширение имеющихся представлений) | Усвоение (закрепление, расширение, обобщение, систематизация) определенного объема знаний и представлений о свойствах и качествах объектов, их преобразовании, связях, способах действий и т.д. | Объяснение, рассказывание, организация поисковой деятельности. Подведение детей к разрешению проблемных ситуаций. Организация и проведение экспериментов и т.д. организация взаимодействия в достижении результата | Наблюдают, рассматривают, сравнивают. Участвуют в обсуждении, экспериментах. Отвечают и задают вопросы. Составляют связные высказывания, делают выводы (с помощью воспитателя), выполняют упражнения по образцу, если это необходимо, и т.д. | Приемы активизации самостоятельного приема детей. Фантазирование. Моделирование. Решение проблемной ситуации. Экспериментирование. Импровизация. Наглядный показ образца, способа действия. Беседа, рассказ воспитателя, объяснение с наглядной демонстрацией объектов. Наблюдение. Обсуждение. Разучивание. Дидактические игры. Чтение художественных произведений. Драматизация. демонстрация фильма. Заочная экскурсия. Игра и пр. | Осознания, освоение понятия, сформированные представления, закономерности, умения, навыки и т.д. Овладение способами познавательной деятельности. Способность самостоятельно действовать, решать интеллектуальные задачи, адекватные возрасту. Любознательность и активность. | |
Физминутка/ динамическая пауза | Смена вида деятельности, предупреждение утомляемости | Проведение физкультминутки, подвижной игры | Участвуют в игре, выполняют физические упражнения, исполняют танец и пр. | Игровые приемы | Снятие напряжения, эмоциональная и физическая разрядка. Получение нового игрового опыта | |
Практическая работа (развивающая, познавательная, интеллектуальная, практическая, поисковая деятельность) | Овладение способами действия, применение знаний, навыков и умений | Организация практической работы. Оказание необходимой помощи и эмоциональной поддержки. Организация взаимодействия в достижении результата | Выполняют практическую работу. Взаимодействуют с другими детьми и педагогом (задают вопросы, помогают, договариваются, обмениваются предметами, распределяют действия в сотрудничестве и т.д.) | Моделирование. Упражнение конструктивного, творческого характера. Выполнение практических творческих работ и др. Групповые, парные, индивидуальные формы организации деятельности | Овладение определенным объектом практических навыков и умение при обучении продуктивным видам деятельности. Овладение умениями работать по правилу и по образцу, слушать взрослого и выполнять его инструкции. Овладение конструктивными способами взаимодействия с детьми и взрослыми | |
Рефлексивно - корригирующий | Формирование элементарных навыков самоконтроля. Корректирование при необходимости деятельности и результата в соответствии задачами | Проверка полученных результатов, исправление возможных ошибок | Самопроверка (возможно с помощью взрослого) по образцу, исправление возможных ошибок | Фронтальная, индивидуальная работа | Сформированность элементарных навыков самоконтроля. Овладение универсальными предпосылками учебной деятельности – умениями работать по правилу и образцу, слушать взрослого и выполнять его инструкции (один из планируемых итоговых результатов освоения ООПДО) | |
Заключительный этап. | Рефлексия | Подведение итогов ООД, обобщение полученного ребенком опыта. Формирование элементарных навыков самооценки | Подведение итогов ООД с разных точек зрения: качества усвоения новых знаний, качество выполнений работы, эмоционального состояния, обсуждение особенностей индивидуальной и совместной работы. | Высказываются по поводу полученной информации, качества выполненной работы и воплощения собственного замысла, своего эмоционального состояния и т.д. | Беседа, обсуждение. Фронтальная работа, индивидуально – коллективная | Осознание себя как участника познавательного, творческого процесса. Сформированность элементарных навыков самооценки |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Технологическая карта проведения организованной образовательной деятельности, (физкультурного занятия) в средней группе «Весёлое путешествие»
физкультурное занятие в средней группе....
ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА (конструкт) непосредственно образовательной деятельности по физическому развитию с детьми 3-4 лет
конструкт НОД...
Технологическая карта непосредственно организованной образовательной деятельности.
Тема НООД: "Снегурочка в гостях у ребят"...
Технологическая карта совместной организованной образовательной деятельности с детьми (ФГОС) "Свойства муки и соли"
Данный материал будет полезен воспитателям, которые удепяют внимание познавательно исследовательской деятельности....
ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА непосредственно организованной образовательной деятельности с воспитанниками младшей группы общеразвивающей направленности Образовательная область «Познавательное развитие»
Тема непосредственно организованной образовательной деятельности: « Бумага и ее свойства» ( младшая группа)...
Технологическая карта (конструкт) интегрированной образовательной деятельности по Художественно – эстетическому развитию «Осенние листья » для средней группы
Цель: представление детей о разнообразии деревьев и их изменениях с наступлением осениЗадачи:Расширять представления детей об изменениях в природеПродолжать учить детей слушать расск...