Морские обитатели
проект по окружающему миру (старшая группа)

Сидоренко Светлана Викторовна

Паспортные данные мини – музея.

Профиль: познавательный, познавательно-исследовательский.

Цель: создать благоприятные эмоциональные условия для ознакомления с предметным миром природы.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл pasport_kollektsii.docx742.12 КБ

Предварительный просмотр:

Паспорт коллекции «Мир ракушек»

«Морские обитатели».

Содержание.

  1. Сведения об авторском коллективе.
  2. Паспортные данные мини – музея.
  3. Характеристика мини – музея.
  4. План работы по созданию мини – музея.

Сведения об авторском коллективе.

Участники процесса: - воспитатели - дети - родители.

Воспитатели: Сидоренко Светлана Викторовна.

        Качалина  Людмила Александровна.

Младший воспитатель: Барановская Екатерина Александровна.

Дети и родители группы № 4.

Паспортные данные мини – музея.

Профиль: познавательный, познавательно-исследовательский.

Цель: создать благоприятные эмоциональные условия для ознакомления с предметным миром природы.

Задачи: 

Образовательные:

- Познакомить с понятиями «коллекция», «коллекционер».

- Формировать систему элементарных экологических знаний о моллюсках.

- Познакомить с разнообразием ракушек по форме, цвету, величине, фактуре.

 - Знакомить с разнообразием подводного мира, с его значимостью для всего живого на планете;

- Формировать умение находить и видеть необычное, удивительное в окружающей действительности.

Развивающие:  

- Развивать творчество, индивидуальные способности ребенка.  

- Развивать речь-описание, речь-доказательство.

- Развивать познавательные интересы.

- Вызывать интерес к коллекционированию.

- Развивать эстетические чувства, способствовать отражению эстетические чувства в художественно-творческой деятельности.

- Обогащать словарный запас детей и их знания о подводном мире;

Воспитательные:

- Воспитание бережного отношения к объектам природы.

- Воспитывать интерес и бережное отношение к обитателям моря.

- Воспитывать умение видеть красоту ракушек, наслаждаться ею, выражать свои чувства в речи.

- Воспитывать эмоциональную отзывчивость, гуманные чувства.

В основу решения этих задач положены следующие принципы:

- принцип учета возрастных особенностей дошкольников;

- принцип опоры на интересы ребенка;

- принцип осуществления взаимодействия воспитателя с детьми при руководящей роли взрослого;

- принцип наглядности;

- принцип последовательности;

- принцип сотрудничества и взаимоуважения.

Предполагаемые результаты:

- у детей расширяются представления об обитателях подводного мира через музейную среду, будет развиваться уровень экологической культуры и бережное отношение к природе в целом;

- владеть понятиями «морские животные», «рыбы», «моллюски» ;

- иметь простейшие представления о некоторых особенностях строения тела в связи с их жизнью в воде, способах передвижения (плавает, ползает, способах маскировки, об уникальности каждого вида);

- знать о взаимосвязи с другими обитателями;

- иметь представление о взаимосвязи деятельности человека и окружающей среды;

- сформировать первоначальные навыки экологически грамотного поведения в природе.

Характеристика мини – музея.

Эта тема была выбрана не случайно. После летних отпусков, дети, которые с родителями отдыхали на море, приносили в группу ракушки как сувениры из поездок. Делились своими впечатлениями с другими детьми. Поскольку наш регион находиться далеко от морей и океанов было принято решение собрать коллекцию ракушек и других сувениров на морскую тему. Нами  были определены перспективы создания мини-музея и разработка алгоритма по созданию мини-музея:

1) выбор темы мини-музея, «Морские обитатели», «Мир ракушек».

2) определение места размещения мини-музея,

3) планирование экспозиций,

4) выбор дизайна оформления мини-музея,

5) подбор экспонатов совместно с детьми и родителями.

Место расположения мини-музея: групповая комната.

Площадь, занятая под экспозицию: 1 кв.м.

Совет мини-музея: 2 человека - воспитатели Сидоренко С.В. и Качалина Л.А.

Аспекты деятельности музея:

- музей предназначен для формирования первичных представлений о музеях, для познавательного развития детей, для развития художественно-изобразительных навыков.

Формы деятельности:

-поисковая;

-фондовая;

-игровая;

-экспозиционная;

-познавательная.

Оформление мини – музея: музейные экспонаты стоят на столах в целях безопасности и используются при работе с детьми только совместно с воспитателем. На полке представлена детская литература, подборка картинок, дидактические игры, раскраски, пазлы.

Сами своими руками. Сделали рамка под фото нашей группы, цветы из ракушек.

Разнообразные сувениры, из ракушек привезенные из отпусков.

Коллекция игрушек собранная детьми, родителями и воспитателями.

Разделы мини – музея, особенности использования:

«Мягкие игрушки-дельфин, осьминог», «Резиновые игрушки морская звезда, черепах, крабов», «Пластмассовые игрушки рыб».

Экспонаты данных коллекций находятся в свободном доступе у детей и используются ими для сюжетно-ролевых, дидактических игр. Игрушки могут быть использованы в процессе образовательной деятельности.

 «Галерея» оформлена в виде небольших полотен в рамках, где расположены детские рисунки, аппликации, которые потом переносятся с полотна в фотоальбом. Экспонаты галереи могут быть использованы в процессе образовательной деятельности.

«Библиотека». Здесь собраны загадки, стихи, рассказы и другие произведения о рыбах, морских обитателях которые могут быть использованы как в образовательной, так и в самостоятельной игровой деятельности детей.

«Игротека». Игры и атрибуты для игр расположены на  полке. Дети могут использовать их самостоятельно в процессе игровой деятельности или вместе с педагогом в процессе образовательной деятельности.

План работы по созданию мини – музея.

Подготовительный этап:

-  Консультации с родителями по созданию коллекции.

- Беседы с детьми.

- Рассматривание иллюстраций.

- Чтение художественно-познавательной литературы, энциклопедий

Деятельный этап:

- Помощь в подборе экспонатов.

- Сбор экспонатов.

- Создание коллекции.

- Пополнение коллекции экспонатами.

Последующая работа:

- Рассматривание ракушек, морских обитателей.

- Описание ракушек, морских обитателей.

- Опытно-экспериментальная деятельность («тяжёлая – лёгкая», «гладкая – шероховатая» т.д.)

- Составление секреционных рядов: от большой к маленькой; от светлой к темной; одностворчатая – двустворчатая; речная – морская.

- Изготовление поделок из ракушек.

Перспектива развития коллекции:

- Подбор новых экспонатов:

- Подбор наглядного материала, литературы, игр.

- Проведение экскурсий.

- Создание мини-музея

http://st.gde-fon.com/wallpapers_original/wallpapers/71784_(www.Gde-Fon.com).jpg

Загадки

про ракушку.

Этот домик я могу

Отыскать на берегу.

В нем укрытие моллюска,

И хозяин гордый:

"Домик выдержит нагрузку,

Известковый, твердый".

Ответ: Ракушка

 

Ветру, чайкам тихо вторя,

Волны шепчутся прибоя -

Приложи ее лишь к ушку!

Море спряталось в...

Ответ: Ракушке.

морские обитатели.

Вдруг со дна гора всплыла,

Вверх корабль подняла.

Это в море так шалит,

Великан веселый... (кит)

 

Эта рыба — хищник злой,

Всех проглотит с головой.

Зубы показав, зевнула

И ушла на дно... (акула)

 

Плавает прозрачный зонтик.

«Обожгу! — грозит. — Не троньте!»

Лапки у нее и пузо.

Как зовут ее? (Медуза)

 

Он клешнями щиплет больно

И кричит: «С меня довольно!

Я устал. Я вам не раб».

Распугал соседей... (краб)

На лошадку так похожа,

А живет-то в море тоже.

Вот так рыбка! Скок да скок —

Прыгает морской... (конек)

  

Ей не страшен зверь любой —

Панцирь носит за спиной.

Триста лет живет без страха.

Кто же это? (Черепаха)

Что за шар плывет с шипами,

Тихо машет плавниками?

Только в руки не возьмешь.

Этот шарик — ... (рыба-еж)

 

Симпатичный он на вид,
Хоть бывает ядовит!
У моллюска – восемь ног.
То придонный… 
(Осьминог)

По всем морям оставил след,
И лишь в Балтийском море – нет,
Имеет панцирь как футляр,
Десятиногий рак 
(Омар)

Головоногий то моллюск -
Десяток рук, присоски плюс.
Довольно крупный экземпляр.
А как зовут его?  (Кальмар)

Кит-гигант! Зубастый кит!
Своенравен и сердит.
Прирождённый эхолот.
Ест моллюсков. 
(Кашалот)

Глубоко на дне она 
Словно на небе видна. 
Но не светит и не греет, 
Потому что не умеет.
Морская звезда

Над водой взметнулась глыба -

Это очень злая рыба.

Показала свой плавник

И опять исчезла вмиг. Ответ: Акула

 

Я без моря - никуда,

В море - вся моя еда.

Сам живу на берегу,

Круг полярный стерегу.

Лапы - что-то вроде ласт.

Я как морж, но не клыкаст.  Ответ: Тюлень

Объясняю малышу,

Чтобы не было ошибок:

Зверь я, воздухом дышу,

Но похож на крупных рыбок.

В ватерполо я ловкач

И с детьми играю в мяч.  Ответ: Дельфин


Стихи.

А. Фрейфельд        
У морской Ракушки горе -
Унесли Ракушку с моря,
И на память шум морской
Унесла она с собой. 

С. Цапаева
Ветру, чайкам тихо вторя,
Волны шепчутся прибоя -
Приложи её лишь к ушку!
Море спряталось в ракушку!

Ю. Верамей
Чихает ракушка 
простуженно:
- Пора удалить мне 
жемчужину!

Ю. Симбирская
На песке лежит ракушка
Перламутровое ушко.
Я смеюсь, а море дышит
И она всё это слышит.

Тетушка Ау
Нет у моря-океана
Специального кармана!
А куда же тайны класть,
Чтобы тайнам не пропасть?!
Знаю! Знаю! Тайны, значит,
Океан в ракушки прячет!

Стихотворение про ската.

В море ската называют
Все Его Величеством.
Ну, а тех, кто забывает,
Бьет он электричеством!

Стихотворение про медузу.

Плывет прозрачная медуза,
На привидение похожа.
Она таинственна, как муза,
И от нее мороз по коже.

Стихотворение про устриц.

Крепко-крепко сжали створки
Маленькие устрицы.
Эй, ракушки-черноморки!
Доброе вам утреце!
Но молчат жильцы в ракушках
И не отпираются,
Будто их на завтрак скушать
Кто-то собирается.

Краб в отчаянном бою 
Потерял клешню 
Свою.
Потерял и не нашёл, 
Без клешни 
Домой пришёл.
Целый год, врагов ругая, 
Он не трогал никого: 
Ждал, пока клешня другая 
Отрастала у него.

Кит работает фонтаном. 
Как-то утром рано-рано. 
Он крадется тихо в бухту, 
Притворяется, как будто. 
Просто так сюда заплыл, 
Может, здесь чего забыл.

О дельфинах  всем известно — 
Нет животных интересней: 
Острый ум, движенья ловки 
И легки для дрессировки.

В самом центре океана
Бьет струя, как из фонтана!
Фантастичный, чудный вид
Дарит нам огромный кит!

Морская азбука

Акула рыщет по морям,
Пугая всех и там и сям.
Разинет пасть зубастую:
– Я всех вас заграбастаю!

Барашки белые бегут,
На гребнях волн они живут.
Стремится к берегу волна,
К нам пенный вал несёт она.

Вода морская солона,
Горька вода, горька волна.
Её не могут люди пить.
А где киту воды купить?

Гора сверкающего льда
Плывёт неведомо куда…
То айсберг кличет: – Эй, сюда!
Мой лёд – чистейшая вода!

Дельфин – приветливый дружок,
Без человека одинок.
Над волнами взлетает,
В воде людей спасает.

Ершится окунь-пучеглаз,
Костлявый хвастался не раз:
– Коль ухвачусь я за крючок,
Так рухнет в воду рыбачок!

Ёж на дне вам ранит ноги –
На морской лежит дороге.
Босиком ходить опасно:
Станет сине море красным!

Жемчуг в глубине блистает,
Раковины раскрывает –
Солнцу красному навстречу!
Красотой небес засвечен!

Звезда пятиконечная –
Морей подруга вечная,
Загадочно красивая,
Живёт на дне, счастливая…

Игла – рыбёшку так зовут.
Полно их в море там и тут.

И в тишь, и в непогоду
Прокалывают воду!

Касатка – хищница морей,
Опасна для морских зверей.
Тюленя – хвать! Пингвина!
А может – и дельфина!

Летучая рыбка брюшком
Шуршит по волнам с ветерком,
Наверх вылетает в прыжке,
Чтоб снова нырнуть вдалеке.

Марлин сверкает чешуёй, –
Небесных стрел голубизной.
В изумрудных струях чистых
Много рыбин этих быстрых.

Небо купается в море
В синем огромном просторе,–
Плещет в воде облаками,
Как рыбий бог – плавниками.

Осьминог на вид противен,
Но зато он реактивен:
Удирая, всех марает –
Он чернилами стреляет!

Путассу – скромняга-рыба,
Ну, а кит – живая глыба!
Айсберг – глыба ледяная,
Есть и рыба – «ледяная».

Рыба-меч и рыба-молот
Еле сдерживают голод.
С ними рыба, что с пилою –
Острозубой мордой злою.

Скат – таинственный бродяга,
Только вовсе не бедняга.
Вместе с ним из ниоткуда
Выплывает – барракуда!

Треска беспечна, как и сельдь:
Рыбак закинет в море сеть –
И с тяжким вытянет трудом
Улов с холодным серебром.

Устрицы в ракушках узких –
Это живые моллюски.
Прячутся в жёлтых кораллах
И среди звёзд ярко-алых.

Фрегат – такая птица есть, –
Спешит в моря, чтоб рыбу есть.
Чёрнопёрый, длиннохвостый, –
К рыбакам летает в гости.

Хамса помельче, чем бычок,
Потоньше у неё бочок,
Смеётся килька, эх, над ней –
Сама малявка всех морей.

Царь морской – не злой безумец.
Твёрд в руках его трезубец!
Он – хозяин океанов!
Любит смелых капитанов!

Чавыча к берегу скорей
На нерест мчится из морей,
Спешат горбуша и лосось
К реке, где пьют медведь и лось.

Шторма взрывают мёртвый штиль,
На рифы налетает киль…
Корабль волны разобьют –
На шлюпках все – спасенья ждут.

Щепка штормов не боится,
В водоворотах кружится.
А тот, кто плавать не умеет, –
Только чудом уцелеет.

Экватор – полоса жары.
Вас остановят для игры –
Нептун с зелёной бородой
Пропустит, окатив водой.

Юг и север плещут мне.
Есть моря по всей Земле.
Всюду рыбы есть и раки
И морские есть собаки.

Я гляжу на водный праздник.
Выползает краб-проказник.
Распустил клешни пошире;
– Ну, станцуем! Три-четыре!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Экологический проект "Морские обитатели"

Актуальность: Формирование экологической культуры детей в условиях ДОУ; Расширение и дополнение знаний у детей об обитателях Чёрного моря, чем питаются, как живут под водой;Участие детей в проек...

Интегрированное занятие в старшей логопедической группе «Морские обитатели".

Использование в работе педагога психолога здоровьесберегающих технологий посредством интегративной деятельности....

Проект "Морские обитатели"

Экологический проект для детей подготовительной к школе группы, интеграция всх образовательных областей....

«Морские обитатели»

Конспект интегрированного занятия для детей   старшей группы по ознакомлению с окружающем и ручному труду....

Проект "Морские обитатели. Тематическое планирование воспитательно-образовательной работы на один день.

Проект поможет воспитателям выстроить очень интересный и познавательный    день в группе, на природе. Совместно с родителями и педагогическим персоналом   систематизировать , обобщать...

конспект "Морские обитатели"

нетрадиционная техника "пластилинография"...

занятие "морские обитатели" (раскрашиваем гипсовые фигурки морских животных"

Продолжать знакомить детей с обитателями морских глубин, знать их названия, учить раскрашивать гипсовые фигурки цветной  гуашью.Развивать фантазию и воображение у детей....