Методическая разработка "Игра - путешествие «Песочные истории»"
методическая разработка по окружающему миру (средняя группа)

Успенская Лидия Геннадьевна

ИГРА-ПУТЕШЕСТВИЕ

«Песочные истории»

Образовательные области: социально-коммуникативная, речевая, познавательная.

Цель: Развитие познавательной активности в процессе опытно - экспериментальной деятельности с песком.

Задачи:

-формировать познавательный интерес и познавательные действия ребенка в различных видах деятельности через экспериментирование  с песком

- знакомить детей со свойствами песка: сыпучесть, способность двигаться, способность мокрого песка принимать любую форму;
- расширить знания детей о назначении песка в нашей жизни;
-развивать познавательную активность детей в процессе знакомства со свойствами песка;
- воспитывать аккуратность в работе с песком, соблюдение правил техники безопасности.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл igra_-_puteshestvie.docx29.41 КБ

Предварительный просмотр:

ИГРА-ПУТЕШЕСТВИЕ

«Песочные истории»

Образовательные области: социально-коммуникативная, речевая, познавательная.

Цель: Развитие познавательной активности в процессе опытно - экспериментальной деятельности с песком.

Задачи:

-формировать познавательный интерес и познавательные действия ребенка в различных видах деятельности через экспериментирование  с песком

- знакомить детей со свойствами песка: сыпучесть, способность двигаться, способность мокрого песка принимать любую форму;
- расширить знания детей о назначении песка в нашей жизни;
-развивать познавательную активность детей в процессе знакомства со свойствами песка;
- воспитывать аккуратность в работе с песком, соблюдение правил техники безопасности;

Оборудование:  6 контейнеров с песком,  песочный стол с подсветкой, интерактивная песочница,  игрушка – Черепаха, фигурки обитателей жарких стран, иллюстрации использования песка человеком (песочные часы, строительство  домов, дорог, гололедица, рисование картин)

Ход ЗАНЯТИЯ:

  1. Приветствие

Воспитатель:  Станем рядышком, по кругу,

                       Скажем "Здравствуйте!" друг другу.

                       Нам здороваться не лень:

                       Всем "Привет!" и "Добрый день!";

                       Если каждый улыбнётся –

                       Утро доброе начнётся.

                       Всем гостям мы скажем дружно:

                       Доброе утро! (все хором дети здороваются с гостями)

А теперь давайте присядем на стулья.

  1. Ситуация успеха

Сегодня ребята, необычный день. Послушайте загадку:

С каждым днем все холодней

Греет солнце все слабее

Всюду снег, как бахрома,

Значит к нам пришла …. ( зима)

Правильно! Сегодня 1 декабря – первый день зимы. Как мы можем определить,  что наступила зима? (Стало очень холодно, выпал снег, люди надели теплые шапки и шубы….)

Воспитатель: Да, дети, за окном зима, она принесла с собой холод, снег, длинные ночи, короткие дни.

  1. Мотивация на деятельность

А у нас с вами  в группе тепло и светло! И  я хочу вас пригласить в волшебную страну. Угадайте, что есть в этой стране?

В нем дети любят все играть,                     Его в ведерко засыпаешь
Любят строить и копать,                             И куличик получаешь,
Любят сыпать, зарывать                             И это вовсе не снежок,
И из лейки поливать.                                  Он называется... песок

 

Мы сегодня с вами  отправимся в волшебную страну, в чудесный и загадочный мир песка.

Воспитатель: Встанем в круг, закройте глаза, а я произнесу волшебные слова (под спокойную музыку воспитатель произносит слова):

В страну волшебства отправимся мы,

Где будем смеяться, грустить, удивляться,

Нас ждут приключения,

Ну что, вы готовы? Тогда нам пора! (предлагает открыть глаза детям)

  1. Правила работы с песком

Под негромкую, спокойную музыку воспитатель демонстрирует детям фигурку черепахи со словами: «Ребята, давайте знакомиться с хозяйкой Песочной страны – Черепашкой. Послушаем, что она нам скажет…

«Добро пожаловать друзья в Песочную страну! Ребята, в любой стране есть свои правила, и в Песочной стране тоже есть свои правила. Все гости Песочной страны должны их знать и обязательно соблюдать»

-Давайте подумаем, какие правила могут быть в Песочной стране?(ответы детей сопровождаются мнемотаблицами «Правила обращения с песком»)
- Песочек не любит, когда его берут в рот.
- Песочек не любит, когда бросаются им в других детей и  выбрасывают его из песочницы.
- Но песок любит, когда у детей чистые ручки, носик и голова. Поэтому, ребята мы должны после игры с песком вымыть руки или вытереть их влажной салфеткой.
- Сможем мы выполнить правила Песочной страны?
Давайте пойдем за Черепашкой  следом по волшебной дорожке

5. Игра с песком «Приветствие песка»

Песок в контейнерах

Воспитатель: У песка  есть свой домик-песочница и он хочет  жить только в своем домике..

Давайте подойдем к песочнице, рассмотрим ее, поздороваемся с песком. Я вам покажу как это делать.

1. Закатаем, поднимем рукава, чтобы песок не остался у вас в одежде. Постараемся, чтобы песчинки не покидали свою страну, не падали на пол, ведь им будет от этого очень грустно и одиноко!

2. Здравствуй песочек. Дотронемся до песка одной стороной ладошки, другой стороной ладошки. Если долго держать ладошку, то  какой станет песок - теплый или холодный?  Мы отдаем ему частичку своего тепла!  Почему песчинки прилипают? (потому что руки влажные) Мы их стряхнем над песочницей.

 3. Возьмем песочек в кулачок и сделаем ручеек, посыплем из кулачка. Песок сыпется, он какой? Песок сыпучий

4. Перетирайте песок между пальцами, ладошками. Какой песок на ощупь (Дети отвечают, что песок холодный, гладкий, шершавый, теплый, приятный или неприятный, мягкий, сухой, сыпучий, мокрый и т. д.)

6. Игра с песком «Кто спрятался в песке!»

Воспитатель: Но, вы ведь не думаете, что Черепашка живет в своей стране одна? У неё тут много друзей. Вам интересно узнать кто её друзья? Тогда, я предлагаю вам их найти на дне нашей песочницы.

Воспитатель: Алина, кого из друзей Черепашки нашла ты? (ответы детей). Черепашкины друзья рады что вы их отыскали в песке, давайте их посадим в кружок, пусть они поиграют друг с другом, а нам надо идти дальше!

  1. Игра с интерактивной песочницей «Вода в пустыне»

 (включается режим «Сафари»)

Воспитатель: В песочной стране много песка, тепла, солнца, но нет растительности - деревьев, кустарников, цветов. (Иллюстрация пустыни).  Подумайте, почему в пустыне нет деревьев, кустарников, цветов? (Там нет воды)

Посмотрите как много песка. На ней совсем нет воды. Где вода? Куда она делась? Вода есть под песком, давайте попробуем найти воду. Чтобы не мешать друг другу, мы будем искать воду по очереди. Алина, (называю детей) вы будете искать воду, а Гриша , (называю детей) и…вы поищете волшебные капельки с Юлией Александровной в пустыне, а потом поменяемся.  Дети произвольно передвигают песок руками делая ямку, наблюдают за меняющимся ландшафтом. Дети наблюдают за происходящим в песочнице, выполняют игровые действия, самостоятельно создают источники воды.

Молодцы, Черепашке очень понравилось как вы справились. Она вам предлагает проверить, как песок дружит с водой? Подойдемте к столу.

  1. Опыт «Песок с водой» Вывод:  от воды песок склеивается

Посмотрите, у вас в стаканчиках песок и вода, нужно вылить воду в песок, помешать  палочкой. Какой стал песок? Что с ним можно делать? (от воды песок склеивается). Вот оказывается, как песок дружит с водой, он склеивается и из него можно лепить. Давайте слепим Черепашке угощенье, печенки. Вот как здорово у вас получается,  положите их на поднос, она их попробует. Ей очень понравилось угощенье. Давайте вытрем  ручки салфеткой и продолжим путешествие.

Воспитатель: А хотите превратиться в песчинок?

  1. Физминутка «Песчинки» под релаксационную музыку

Давайте представим, что мы с вами - песчинки.
"Вокруг себя повернитесь и в песчинки превратитесь.

 Присели на корточки. Сколько у нас песка!

 Но вот подул ветер, поднял песчинки и они полетели в разные стороны (звучит вальс и дети имитируют полет)

 Ветер стих и песчинки прилетели, опустились на землю.

Ветер снова вдруг подул и песчинки с места сдул.

Перестал дуть ветерок, закапал дождик и все песчинки от воды склеились (дети становятся в круг и обнимают друг друга за плечи.) 

Вокруг себя обернись и в детишек превратись». Продолжим путешествие.

  1. Игры на с песком на столе с подсветкой «Рисуем на песке»

Воспитатель: Нашей Черепашке очень грустно, потому что ей хочется, чтобы в Песочной стране выросло хоть одно деревце. Ведь так приятно пережидать жару под ветвями в прохладной тени! Давайте подарим такое дерево нашей замечательной хозяйке - на песке нарисуем дерево. Вот ствол (воспитатель пальцем рисует контур ствола), а листья вы сделаете пальчиками (дети создают крону дерева, прикладывая ладони).

Каким получилось наше дерево? (Дети отвечают).

Черепашка хвалит, благодарит детей за проделанную работу: «Вы очень постарались и подарили ей такое красивое дерево! Теперь она сможет отдыхать в его листве от жары и набираться сил для новых путешествий и встреч с друзьями!» 

  1. «Для чего нужен песок?»

У Черепашки есть очень интересные картинки, она  нам предлагает  рассмотреть их и узнать, зачем нужен песок и где его применяют?  (иллюстрации на мольберте)  Оказывается песок нам помогает….. строить дома, строить дороги, из песка делают песочные часы, на песке можно рисовать,  а еще зимой песком наш дворник посыпает дорожки, чтобы мы не поскользнулись!

  1. Итог

Воспитатель: Ну а нам с вами пора возвращаться, покидать мир Песочной страны…Давайте попрощаемся с Черепашкой. А нас ждет наша группа. Закрывайте глазки! (звучит красивая мелодия):

В песочной стране побывали мы с вами,

Полна она сказками и чудесами…

За руки друг друга мы крепко возьмем,

Из сказки домой мы в наш сад попадем!

Открывайте глаза, дети! Вот мы и дома, в нашем саду! Вам понравилось наше путешествие в Песочную страну? Что мы делали с песком? А теперь нам пора идти  мыть ручки после песка теплой водичкой с мылом. Попрощаемся с гостями.  До свидания!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект открытого урока "Песочные истории" с использованием элементов сказкотерапии .

Тема: «Песочные истории» Цель: развитие  познавательной активности, творчества и навыков межличностного взаимодействия со сверстниками. Программное содержание: 1 .Познакомить детей...

Программа «Песочные истории» или "Хорошее настроение"

Программа          «Песочные истории» по развитию у детей игровой деятельности, творческого мышления и коммуникативных    навыков с исп...

Образовательный проект "Песочные истории".

Предлагаемый проект раскрывает тему "Развитие связной речи детей через игры с песком"....

Методическая разработка НОД Путешествие в историю театра

Знакомство детей с предметным миром театра. История возникновения и развития. Разнообразие театральных  кукол....

Методическая разработка «Путешествие в прошлое. История осветительных приборов»

Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 15 Красносельского района Санкт-Петербурга  Методическая разработка на тему: "Путешествие в прошл...

Методическая разработка. Технологическая карта (конспект) занятия на тему «Путешествие в историю родного города».

Тема: Путешествие в историю родного города.Возрастная группа: старшая.Цель: ознакомление с историей появления города Зеленогорска Красноярского края.Задачи:Образовательная: узнать историю возник...