Методическая разработка «Путешествие в прошлое. История осветительных приборов»
методическая разработка по окружающему миру (средняя группа)

Москвичева Наталья Юрьевна

Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 15 Красносельского района Санкт-Петербурга

 

 Методическая разработка на тему: "Путешествие в прошлое. История осветительных приборов"

 

                                                                                            Разработала воспитатель: Москвичева Наталья Юрьевна

 

Цель:

— познакомить детей с разнообразием осветительных приборов, их устройством, историческими вехами развития;

— формировать умение подбирать однокоренные слова, умение использовать в речи сложные предложения, умение строить разные типы высказываний.

Словарь: канделябр, керосиновая лампа, светец, подставка с разветвлением для нескольких свечей, электрическая лампочка.

Материалы и оборудование:

— иллюстрации (канделябр, костер, факел, свеча, керосиновая лампа, электрическая лампочка, светец, костер в пещере);

— фломастеры, карандаши;

— электрическая лампочка;

— свеча;

— подсвечники из разного материала.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon puteshestvie_v_proshloe.doc34 КБ

Предварительный просмотр:

Методическая разработка

«Путешествие в прошлое -  история осветительных приборов»

Цель:

— познакомить детей с разнообразием осветительных приборов, их устройством, историческими вехами развития;

— формировать умение подбирать однокоренные слова, умение использовать в речи сложные предложения, умение строить разные типы высказываний.

Словарь: канделябр, керосиновая лампа, светец, подставка с разветвлением для нескольких свечей, электрическая лампочка.

Материалы и оборудование:

— иллюстрации (канделябр, костер, факел, свеча, керосиновая лампа, электрическая лампочка, светец, костер в пещере);

— фломастеры, карандаши;

— электрическая лампочка;

— свеча;

— подсвечники из разного материала.

ХОД ЗАНЯТИЯ

Дети входят в группу, садятся кружком. Темно. Электричества нет. Воспитатель спрашивает:

— Как же нам быть? Что же делать без света?

Дети предлагают свои варианты (можно зажечь костер, свечу, лучину...).

— Ребята, а вам было бы интересно узнать, как раньше люди обходились без электрической лампочки? Тогда давайте попросим машину времени перенести нас в прошлое.

Включается свет, и воспитатель находит на столе листок бумаги, на котором хаотично изображены картинки: канделябр, костер, электрическая лампочка, светец, керосиновая лампа.

— Ребята, посмотрите, это карта нашего путешествия. Давайте стрелками покажем, в каком порядке мы будем делать остановки в нашем путешествии.

Дети пронумеровывают осветительные приборы и проводят линии от самого древнего до современного.

— Итак, машина времени переместила нас в пещеру. Чем освещалось жилище древнего человека? (Огнем костра; показать картинку.)

— Что костер давал людям, кроме света? (Тепло.  Можно предложить детям попробовать самим высечь огонь).

— Ребята, теперь машина времени привела нас в крестьянскую избу. Чем здесь освещалось жилище? (Ответы детей: когда наступал вечер, избу освещали лучинами, тонкими деревянными щепками.)

— Правильно, а лучины вставлялись в специальные приспособления, которые назывались «светцы». Благодаря светцам лучины можно было переносить в любое место.

Как вы думаете, чем был плох такой способ освещения? (Лучина быстро сгорает, пожароопасна.)

Представьте, что вы сидите около горящей лучины, от которой падают искорки на пол, и он вдруг загорается. Что бы вы сделали для того, чтобы этого не произошло? (Ответы детей.)

Наши прадедушки и прабабушки нашли такой выход: под лучину они ставили корыто с водой, искры попадали туда и гасли.

Ребята, а чем вы пользуетесь дома, когда у вас гаснет свет?

— Правильно, свечами. А ведь этому предмету уже около 2 тысяч лет. Как вы думаете, из чего делали первые свечи?

— Оказывается, из камыша, обмакивая его в растопленное сало. Интересно, что свечи использовали как часы. Люди подсчитали, насколько сгорает свеча за час, и делали на ней отметины. Получались своеобразные часы.

— Ребята, попробуйте подобрать похожие (родственные) слова к слову «свеча». (Свечечка, подсвечник, свечка, подсвечивать.)

— И к слову «свет» (светить, светлячок, освещение, подсветка, светильник, светцы).

Воспитатель обращает внимание детей на подсвечники, сделанные из разного материала.

— Ребята, вы слышите, кто-то шуршит в углу? (Приносит домовенка Кузю.)

— Ребята, оказывается, Кузя все это время нас очень внимательно слушал и ждал, когда машина времени приведет нас к остановке, где мы будем говорить о канделябрах. Он говорит, что про костер и свечи он и раньше знал.

Рассказ воспитателя о канделябре — подставке с разветвлением для нескольких свечей (двух, трех, четырех и более).

— Это слово французского происхождения. Раньше в богатых семьях любили говорить на французском языке. По количеству свечей можно было определить, насколько богата семья.

— Ребята, а что пришло на смену свечке? Кто догадался? Правильно, керосиновая лампа. Почему она так называется? (Они горели при помощи керосина.)

— Эти лампы были разными: подвесную лампу использовали для освещения обеденного стола или просто как люстру; возле настольной лампы можно было шить, вязать.

— Следующей остановкой в нашем путешествии является... отгадайте сами:

Дом — стеклянный пузырек,

А живет в нем огонек.

Днем он спит, а как проснется,

Ярким пламенем зажжется.

А вот еще загадка:

Чудеса на потолке — повисло солнце на шнурке.

Висит без дела днем, а ночью — освещает дом.

— Давайте рассмотрим, как устроена лампочка и что в ней горит:

стеклянный баллончик;

за стеклом дрожит тоненькая как волосок серебристая спиралька. Когда включают лампочку, спиралька нагревается и ярко светит.

— Ребята, где используют электрические лампочки?

Дети передают по кругу мячик, называя: настольная лампа, бра, люстра, фонарик, елочная гирлянда, фонарный столб, телевизор, в автомобилях, автобусах, духовке.

Игра «Дорисуй»

На листочках бумаги детям предлагаются нарисованные пещера, изба, дворец, кирпичный дом. Надо дорисовать источники света: костер, светец, свечи, канделябр, лампочку.

— Ребята, давайте подарим на память Кузе наши рисунки и карту по которой проходило наше путешествие, чтобы Кузя запомнил их как следует.

Дети дарят Кузе рисунки, карту путешествия, прощаются.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

методическая разработка "Путешествие с Фантазией"

конспект образовательной деятельности в старшей группе...

Методическая разработка "Путешествие по сказке Колобок"

Уважаемые коллеги!! Эта методическая разработка поможет Вам в дальнейшей работе с детьми 2-й младшей группы....

Методическая разработка "Путешествие в Город Дорожных знаков".

Это конспект совместной деятельности с детьми в старшей группе по ознакомлению детей с правилами дорожного движения....

Методическая разработка Путешествие в мир растений

Для детей старшего дошкольного возраста. О.О. Познание. Формирование целостной картины мира....

Методическая разработка "Путешествие в прошлое денег. Деньги всякие нужны"

создание условий для формирования основ финансовой грамотности у детей старшего дошкольного возраста....

Методическая разработка "Путешествие в прошлое..."

quot;Путешествие в прошлое Красносельского района"Формирование у детей устойчивого интереса к многобразию окружающего мира....

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА "ПУТЕШЕСТВИЕ В ПРОШЛОЕ ЛАМПОЧКИ"

Дом – стеклянный пузырек, а живет в нем огонек. Днем он спит, а как проснется, ярким пламенем зажжется. Что было до эры электричества? Чем  люди в древности освещали свои пещеры?...