Конспект занятия по опытно-экспериментальной деятельности "Волшебные краски"
опыты и эксперименты по окружающему миру (старшая группа)

Денисова Ольга Александровна

Занятие представляет собой опытно-экспериментальную деятельность в старшей группе. Занятие направлено на расширение знаний детей об овощах и фруктах.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл volshebnye_kraski_.docx18.16 КБ

Предварительный просмотр:

Живые краски

(опытно-экспериментальная деятельность)

Цель: расширение знаний детей об овощах.

Задачи:

Образовательные: 

- дать представление детям о том, что в овощах содержатся красящиеся вещества.

Развивающие: 

- развивать познавательно-исследовательскую активность детей, наблюдательность, умение сравнивать, анализировать;

-  развивать творческие способности детей.

Воспитательные:

- воспитывать интерес к познавательной деятельности.

Аудитория: дети 4-7 лет.

Образовательные области: познавательное и художественно-эстетическое развитие.

Педагогические технологии и приемы: информационно-коммуникативные технологии, исследовательская деятельность. Методы и приемы: наблюдение, демонстрация, эксперимент, моделирование, вопросы, создание игровой проблемной ситуации, продуктивная деятельность.

Вос-ль: Здравствуйте, ребята. Сегодня к нам в гости пришла Маша, но не с пустыми руками. Смотрите, она зачем-то принесла овощи. Маша, зачем нам морковь и свекла? Слайд №1 (Кукла Маша и испачканные свеклой и морковью белый платок)

Маша: (аудиозапись) Здравствуйте, дети. Я пришла к вам за помощью. Я чем-то испачкала свой новый платочек, а чем не знаю. Рисовать не рисовала, только помогала маме готовить борщ: свеклу и морковь чистила и терла. Мама говорит, что это я красками испачкалась, которые живут в овощах. Только мне в это с трудом верится. Разве такое бывает, чтобы краски в овощах жили?

Вос-ль: Ребята, давайте поможем Маше узнать, правда, что в свекле и моркови есть краски. Маша, а ты садись и смотри.

     Если машина мама права, и красками свеклы и моркови можно так испачкать одежду, то нам сначала обязательно надо застелить стол клеенкой и надеть передник. (дети надевают передники, воспитатель застилает столы клеенкой.  Дети стоят вокруг столов.) Готовы? Тогда начинаем наш эксперимент.

     Нам понадобиться очищенная свекла и морковь. Натираем их на мелкой терке в тарелки.

Дети с помощью 2-3 терок, натирают по очереди свеклу и морковь.  

 Вос-ль: Молодцы! Дети, как вы думаете, что теперь нужно сделать? (ответ детей). Конечно, теперь необходимо отжать через марлю сок в стаканчики. Какой сок мы получили? Какого цвета? (Мы получили морковный сок – оранжевого цвета, а свекольный сок – темно-бордового). Уже на этом этапе мы видим, что наши руки окрасились. Теперь проверим, правда ли в этих соках есть краски, способные испачкать одежду. Как мы это сделаем? (ответы детей). Капнем на ткань морковным и свекольным соком.

Дети капают с помощью чайной ложечки сок моркови и свеклы на белую тряпочку.

Вос-ль: Смотри, Маша, на нашей тряпочке остались такие же пятна как на твоем платочке. Дети, скажите, была ли права Машина мама, в соке моркови и свеклы живут краски? (Ответы детей). Оказывается, в старину соком овощей, ягод и других растений люди красили пряжу, из которой затем изготавливали цветную одежду. Слайд №2 (окрашенная ткань)

     Краски, которые живут в наших овощах представляют собой смесь различных природных соединений с красящимися веществами, а также в них содержатся еще и много витаминов. Ребята, как вы думаете, где еще можно использовать краски, полученные из овощей? Слайд №3, №4 (картинка с изображением витамин, которые содержатся в свекле и моркови).

Маша: (аудиозапись) Раз они полезные, может их можно добавить в какие-нибудь продукты?

Вос-ль: Дети, в какие продукты можно добавить наши краски? Давайте попробуем. Возьмем сметану, йогурт, сливки так как они белые и добавим в них немного сока моркови и свеклы. Перемешаем. (Дети выполняют соответствующие действия в нескольких стаканчиках). Какого цвета получилась наша сметена? Сливки? Йогурт?  

Оказывается, натуральные красители из овощей и ягод широко используются для окрашивания молочных продуктов, кондитерских изделий, а также яиц к Пасхе. Слайд №5, №6, №7 (окрашенный крем, торт, яйца). 

Вос-ль: Давайте теперь немного разомнемся.

Если б все на свете было

Одинакового цвета, (Вращательные движения головой)

Вас бы это рассердило

Или радовало это? (Наклоны головы вперед-назад)

Видеть мир привыкли люди

Белым, желтым, синим, красным… (Руки на поясе, наклоны туловища влево-вправо.)

Пусть же все вокруг нас будет

Удивительным и разным! (Прыжки на месте на левой, правой, двух ногах).

Вос-ль: Красящие свойства свеклы использовали еще в старину в косметических целях. Девушки с помощью варенной или сырой свеклы делали себе румянец на щеках. Это мы можем видеть в сказке «Морозко». Видео отрывок из сказки «Морозко».

      А еще, дорогие ребята, оказывается красками, живущими в моркови и свекле можно рисовать. Давайте попробуем.

Дети садятся за столы и пробуют нарисовать что-либо сок свеклы и моркови. Воспитатель также рисует солнышко и цветочек.

Вос-ль: У меня получилось оранжевое солнышко и красный цветочек. А что у вас получилось? Молодцы! А дома, ребята, вместе с родителями вы сможете сделать из свекольного и морковного сока настоящие съедобные краски. Рецепт этих красок вы получите чуть позже.

 Вос-ль: Маша, видишь, оказывается краски, которые содержатся в моркови и свекле могут не только испачкать новый платочек, но применяться для чего дети? (ответы детей: окрашивания продуктов, рисования и в косметических целях.) Вот такие краски живые и волшебные. А чтобы не забыть, что мы делали, можно наши эксперименты схематически зарисовать. Слайд №8 (схематическое изображение всех этапов экспериментирования).

     А напоследок, я открою вам еще один секрет. Оказывается, краски живут не только в свекле и моркови. Они есть еще в вишне, ежевике, чернике, землянике и некоторых других ягодах и фруктах. Слайд №9 (картинки вишни, ежевики, черники, землянике, калины).

Вос-ль: Дети, попробуйте поэкспериментировать с этими красками дома и поделитесь потом своими результатами с Машей и другими ребятами. До свидания Маша, надеюсь мы тебе с ребятами помогли.

Маша: (аудиозапись) Большое спасибо ребята, вы мне очень помогли. Я узнала много нового и интересного, также теперь я буду намного аккуратней. До свидания.  Слайд №10 (Маша)

Воспитатель раздает детям рецепты изготовления красок из сока овощей.

     


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по опытно-экспериментальной деятельности "Три состояния воды"

Конспект занятия по опытно-экспериментальной деятельности "Три состояния воды" (старший дошкольный возраст)....

Конспект занятия по опытно-экспериментальной деятельности старших дошкольников

Конспект занятия по опытно-экспериментальной деятельности с детьми старшей возрастной группы на тему "Вода". На занятии закрепляются уже знакомые детям свойства воды, а также осуществляется знакомство...

Авторская разработка конспекта занятия по опытно-экспериментальной деятельности "Почему Земля - магнит?"

Формирование у детей старшего дошкольного возраста представления о физическом явлении - магнетизме, магните и его свойствах в опытно-экспериментальной деятельности....

Авторская разработка конспекта занятия по опытно-экспериментальной деятельности "Почему Земля - магнит?"

Формирование у детей старшего дошкольного возраста представления о физическом явлении - магнетизме, магните и его свойствах в опытно-экспериментальной деятельности....

Конспект занятия По опытно - экспериментальной деятельности во 2 младшей группе тема: «Водичка»

Программное содержание:                                                   ...

Конспект занятия по опытно - экспериментальной деятельности в подготовительной группе.

Развивать умение приобретать знания посредством практических опытов, делать выводы,  обобщение. Развивать любознательность, интерес, интеллект внимания, самостоятельность....