НОД по познавательному развитию "Елочки, сосеночки"
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа)

Стулова Юлия Владимировна

Познакомить детей с особенностями хвойных деревьев: ели и сосны. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл НОД по познавательному развитию28.13 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное дошкольное учреждение «Детский сад №74»

Энгельсского муниципального района Саратовской области

413124, Саратовская обл., г. Энгельс, ул. Колотилова, 12а   т. 8(8455)-56-36-88

 Конспект НОД

по познавательному  развитию

«Елочки, сосёночки»

Старшая группа

Стулова  Юлия Владимировна, воспитатель, 20 лет

 

г. Энгельс 2023 г

Конспект НОД  по познавательному  развитию «Елочки, сосёночки»

Старшая группа

Цель: Познакомить детей с особенностями хвойных деревьев: ели и сосны.

Задачи: Познакомить с изменением формы шишки  под воздействием воды. Содействовать воспитанию интереса к изучению природных явлений;

Совершенствовать связную диалогическую речь, умение отвечать на вопросы полным предложением;

Воспитывать любознательность, интерес детей к объектам живой и неживой природы;

Способствовать расширению и углублению экологических знаний.

Виды деятельности: игровая, коммуникативная, познавательно исследовательская,  трудовая.

Предварительная работа:

Чтение художественной литературы: С.Михалков «Ёлочка»; рассказа К. Д. Ушинского «Спор деревьев»; А. Твардовский «Лес осенью»; В. Лескова «Лечебница под сосной»; И. СоколовМикитов «У старой сосны»; Г. Скребицкий "Маленький лесовод» Прививать бережное и заботливое отношение к деревьям посредством художественного слова.

 Чтение пословиц и поговорок: - Всякая сосна лишь своему дереву шумит. - Нам что ни дуб, то тулуп, что ни сосенка, то избенка. - От яблони – яблочки, а от сосны – шишки

Материал: Картинки с изображением хвойных деревьев: сосны,ели.

Натуральные шишки хвойных деревьев: сосны и ели,семена крылатки, хвоинки и веточки хвойных деревьев; лупы,

Салфетка из ткани, баночка с водой (сосновая шишка  и еловая шишка)

ХОД НОД

I

- Сегодня у нас будет необыкновенно интересное путешествие в  осенний лес.

- Ребята, а вы можете объяснить, что означает слово лес? «Лес – это место, где растет много разных деревьев: березы, ели, дубы и другие. В лесу  живут  дикие животные, птицы, растут грибы и ягоды.

- Лес – это дом для трав, грибов, кустарников и деревьев, зверей, птиц, насекомых и человека.

- Ребята, к нам пришло загадочное письмо. «Здравствуйте, ребята. Вам пишет  зеленая, пушистая красавица. К нам приходят много детей. Долго любуются  мной и говорят, что я сосна. Другие называют   меня елью. Теперь я не знаю, кто я?  Помогите мне и скажите кто я?» Подпись: Зеленая красавица.

На экране картинка леса.

Ответы детей

II

- Ребята  посмотрите на экран. Можно ли  по кроне дерева определить  что это за зеленая красавица??

Вывод: У ели ветки опущены вниз, закрывая ствол. 

У сосны  ветви подняты вверх и начинаются выше, чем с середины ствола, полностью открывая его.

- Посмотрите, ребята с какого дерева эти  веточки?  Давайте с вами рассмотрим и подтвердим ваши  ответы.

- Что вы видите на веточках?  

- Правильно хвоинки, а вся  листва дерева называется  хвоей. А  деревья с хвоей называют хвойными.

- Посмотрите на хвоинки ели и сосны, как они растут? Правильно, у ели  хвоинки на веточке сидят по одной, у сосны – по две или парами.

Ответы детей

Ответы детей

- Давайте сравним хвоинки по цвету, длине, твердости.

- Приложите  друг  к другу хвоинки ели и сосны. Что мы с вами узнали: у ели хвоинки  - короткие, у сосны – длинные. У сосны хвоинки  зелёного цвета, а ели темно-зеленые.

 - А теперь  покатайте и попробуйте  скрутить хвоинки. Что можно сказать? У ели хвоинки твердые и колючие, при прокатывании между пальцами, можно ощутить твердые грани. У сосны хвоинки мягкие, они легко скручиваются.

В народе говорят: “Ёлка колет, сосна гладит”.

Практическая  деятельность детей.

Физминутка

В хвойный лес сейчас  пошли

Шишки там в лесу нашли

Наклонялись, собирали

Ни одной не растеряли.

Ребята ходят по ковру и собирают по одной  шишке

-  Ребята, что вы собирали?  ( Имя ребенка) с какого дерева у тебя шишка? А у  тебя?  Сейчас мы узнаем правильно ли вы назвали.

Практическая часть. Сравнение формы шишки  у ели и сосны.

Вывод: у елки шишка - удлиненная, овальная, мягкая , светло-коричневая, чешуйки расположены плотно.

У сосны - округлая, жесткая, темно-коричневая, чешуйки расположены неплотно.

- Давайте поиграем с шишками.

 Работа детей с шишками.

Самомассаж шишками.

Шишку в руки мы возьмём и ладошки потрём.

Берут шишку между ладоней и катают

А потом будем играть по спине её катать.

Поворачиваемся друг за другом

Катим вверх, потом вниз. Шишка, шишечка держись

По спине друга катись.

прокатываем по спине товарища вверх-вниз

А потом ко мне вернись.

Поворачиваемся с шишкой в двух руках

В руку правую возьмём.

Берут в правую руку

В руку левую возьмём

Берут в левую руку

И опять в руках потрём.

Берут шишку между ладоней и катают

«Шишки сосновые, шишки  еловые.
Дайте всем ребятам:
Силу и здоровье,
Ловкость, красоту, 
Ум и доброту.»

Все вместе говорят

  • Ребята, а вы знали, что шишки имеют свойство закрываться и открываться в зависимости от влажности воздуха.
  • Когда на улице сухо, шишка «распускается», чтобы ветер подхватил ее семена и рассеял как можно дальше от материнской особи.
  • Накануне дождя или снега, когда влажность воздуха повышается, шишка обычно закрывается, чтобы сохранить семена до лучших времен, поскольку ветер переносит только сухие семена улице сухо, шишка «распускается», чтобы ветер подхватил ее семена и рассеял как можно дальше от материнской особи.

Мы с вами сейчас проверим наш опыт, который провели вчера. Расскажи, что мы делали с сосновой шишкой? (Оставили шишку в воде: Шишка сначала плавала на поверхности, потому, что лёгкая.)

- Посмотрим, что же произошло?

- Почему?  Правильно: Пропиталась водой, пластинки сомкнулись, приняли прежний вид и опустилась на дно.

- Почему?

- У вас на столе лежат семена- крылатки. вы хотели бы вырастить дерево из семян? Попробуем? Рассмотрите их через лупу. Какие они мелкие, правда? Обращаться нужно с ними очень осторожно, чтоб не потерять. Вы хотели бы вырастить дерево из семян? Попробуем?

- Для того, чтобы любое семечко взошло нам нужно...что ?

- Я приготовила стаканчики с землёй, сделала углубление - вам осталось только положить семечко в углубление и засыпать землёй. Что надо сделать дальше? Правильно  полить  водой, поставить на свет и ...будем ждать когда появятся зелёные листочки.

Взяли стакан с тёплой водой, опустили в воду шишки: сосновые и еловые.

Ответы детей

Она стала тяжёлой, воды в баночке стало меньше

Земля, вода, свет, тепло.

III

- Ребята, где мы с вами  были?

- Давайте вспомним, что мы узнали о хвойных деревьях?

- Почему эти деревья стоят зеленые?

- Даже елки мы вначале

От сосны не отличали:

Раз растут иголочки,

Значит, это елочки.

А когда на ветку ели

Мы поближе поглядели,

Оказалось, что она

Не такая как сосна.

В осеннем лесу.

(Они не сбрасывают свои хвоинки, как лиственные деревья листву


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формы и методы педагогической работы по развитию речи, познавательного опыта детей и коррекции недостатков в познавательной деятельности.

В данной работе предлагаются игры и игровые упражнения , направленные на развитие лексико-грамматического строя  дошкольников с целью профилактики речевых нарушений. материал предназначен для вос...

Конспект познавательного занятия для детей 4 - 5 лет Тема: История предметов. Семья Мойдодыра. Конспект познавательного занятия для детей 4 - 5 лет Тема: История предметов. Семья Мойдодыра.

Программные задачи занятия:   - Продолжить  закреплять представления детей о целевом назначении и функциях предметов домашнего обихода. - Развивать внимание, логическое мышление п...

познавательно -поисковая деятельность в развитии познавательного интереса в детском саду

материал готовился к педсовету, освещает основные принципы и проблемы по этому вопросу....

ПРОГРАММА проведения тематического контроля на тему: «Обеспечение познавательного развития личности ребенка, через формирование первичных элементарных представлений из области математики (любознательность и познавательная мотивация; познавательные

ПРОГРАММАпроведения тематического контроля Тема: «Обеспечение познавательного развития личности ребенка, через формирование первичных элементарных представлений из области математики (любознатель...

Конспект непосредственно образовательной деятельности ОО «Познавательное развитие» по теме МОП: «Развитие познавательной активности и познавательного интереса дошкольников средствами игровых технологий» Тема: «Время суток»

Уточнить временные представления:утро, день, вечер, ночь, их последовательность. Развивать творческое мышление, воображение с помощью технологии ТРИЗ....