Тема: "Здравствуй, Зимушка - зима"
план-конспект занятия по окружающему миру (подготовительная группа)
Конспект беседы, презентация
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_besedy_zdravstvuy_zimushka_-_zima.docx | 26.89 КБ |
zdravstvuy_zimushka_-_zima.pptx | 1.72 МБ |
Предварительный просмотр:
Конспект беседы по познавательному развитию в подготовительной группе тема: «Здравствуй Зимушка – зима»
Подготовила и провела воспитатель Баталова Елена Ивановна
Цель: Обобщить и систематизировать знания детей о зиме.
Задачи:
- Познакомить детей с природными особенностями зимних месяцев;
- Развивать у детей способность наблюдать, строить предложения, делать выводы;
- Уточнить признаки зимы; подбирать однокоренные слова, упражнять в подборе прилагательных, существительных;
- Активизировать словарь по данной теме;
- Развивать зрительное и тактильное восприятие; логическое мышление; зрительное внимание, слуховую память.
- Воспитывать эмоционально-положительное отношение к красоте окружающей природы;
- Формировать доброжелательное отношение друг к другу; воспитывать умение работать и играть в коллективе.
Ход беседы:
Воспитатель: Ребята, сейчас я загадаю загадку, слушайте внимательно.
1. Отгадывание загадки.
Наступили холода,
Обернулась в лед вода.
Длинноухий зайка серый
Обернулся зайкой белым.
Перестал медведь реветь,
В спячку впал в бору медведь.
Кто скажет, кто знает:
Когда это бывает?
Ответы детей: Зимой
Воспитатель: Зимушкой - зимой” в народе называли самое суровое время года. В народе издавна зимнее время года представлялось в образе сказочного персонажа Мороза или Морозко – волшебного богатыря – кузнеца, который сковывает холодами реки, ударяет по углам изб, так что трескаются брёвна. Не случайно в русских сказках Мороз носит имена – Трескун и Студенец. Живёт он в ледяных домах, глубоких колодцах, одаривая богатствами тех, кто умеет трудиться.
Какими еще словами можно сказать о зиме?
Ответы детей: Белоснежная, холодная, морозная, зимушка
Воспитатель: Давайте отгадаем ещё загадки:
Я белым покрывалом всю землю накрываю,
Белю поля, дома, зовут меня ….
Ответы детей: Зима.
Невидимкой, осторожно
Он является ко мне
И рисует, как художник,
Он узоры на окне…
Ответы детей: Мороз.
В белом бархате деревья –
И заборы и деревья.
А как ветер нападет,
Этот бархат опадет …
Ответы детей: Иней.
Бел, да не сахар
Ног нет, а идёт.
На всех садится,
Никого не боится…
Ответы детей: Снег.
Явилась вслед за осенью
Я по календарю.
Я самый лучший праздник вам
На радость подарю!
А землю белым снегом я
Укутала сама.
Ребята, отгадайте-ка,
Ну, кто же я?
Ответы детей: Зима
Воспитатель: Назовите, пожалуйста, зимние месяцы.
Ответы детей: Декабрь, январь, февраль.
Воспитатель: Правильно, Декабрь-первый зимний месяц. Летят с неба лёгкие белые снежинки и украшают землю пушистым белым ковром. Деревья и кустарники стоят без листьев, на голых ветках лежит снег, только ель и сосна остаются по-прежнему зелёными. Сквозь низкие серые облака редко поглядывает солнце, поэтому и называют декабрь в народе «хмурень» - хмурый, бессолнечный месяц, дни короткие, ночи длинные. По ночам в декабре трещит мороз - строит ледяные мосты на водоёмах. 22 декабря - самый короткий день в году. После 22 декабря день начинает понемногу прибавляться. А ещё в конце декабря мы встречаем Новый год!
Январь-второй месяц зимы. Лютует стужа, трещат морозы, а под ногами скрипит снег. В народе январь называют «лютень» или «лютовей». В январе тропинки в лесу белые, льды на реках синие, сугробы высокие, а звёзды ночью яркие. Рисует мороз на стёклах удивительные узоры. «Месяц январь - зимы государь» - так в народе говорят.
Февраль-последний месяц зимы. Метели и вьюги наметают высокие сугробы, а порывистые ветры гонят по земле снежную позёмку. В старину февраль называли «снеговеем», «ветродуем». С давних времен в народе существовало деление ветров на добрые и злые. Так, благоприятный, слабый ветерок называли «святым воздухом», а холодный ветер с севера называли «сиверкой». Когда становилось холодно, так и говорили: «Сиверка подул» В феврале, день становится длиннее, начинает пригревать солнышко, с крыш свисают длинные хрустальные сосульки, иногда звенит первая робкая капель, снег подтаивает, темнеет, а сугробы оседают. Люди приметили, что день 2 февраля показывает, какая будет весна. Если в этот день будет солнце, то весна будет тёплой. Если же день пасмурный, готовься к поздним заморозкам. Вот такая примета. Сейчас мы превратимся с вами в ветер. Физкультминутка:
Вот студеною зимой. Дети машут руками
Ветер дует ледяной
И вздымает снега тучу. Дети выполняют круговые
Он суровый и могучий. Движения руками.
Зайцы прячутся в кустах. Дети садятся в глубокий присед
Даже хитрая лиса на несколько секунд,
Притаилась и сидит, потом встают.
Ну а снег летит, летит. Дети машут руками.
Но утихла злая вьюга,
Солнце светит в небесах. Потягивания — руки в стороны.
Скачет по полю лиса. Прыжки.
Ну а мы чуть-чуть пройдемся Ходьба.
И домой к себе вернемся. Дети садятся за столы.
Воспитатель: Ребята, а откуда же берется снег?
Ответы детей: Он подает из тучи.
Воспитатель: Снежинки образуются из мелких ледяных кристалликов в облаках. Внутри облака ледяные кристаллики растут за счет перехода пара в твердые кристаллы льда. Во время очень сильных морозов ледяные кристаллики выпадают на землю в виде «сверкающей алмазной пыли». И на земле образуется слой очень пушистого снега, состоящего из тоненьких ледяных иголочек. Оказывается, двух одинаковых снежинок не бывает. Ребята, а что общего у всех снежинок?
Ответы детей: Они лёгкие с шестью уголками
Воспитатель: Совершенно верно, у всех снежинок шесть лучиков, но похожих нет, мороз постарался.
Все снежинки одинаковы на цвет –
Но близнецов, поверьте, нет.
Найти похожих здесь нельзя –
Мороз старался, и не зря.
Воспитатель: Ребята, а вы хотите знать, почему снег хрустит под ногами?
Ответы детей: Да
Воспитатель: Тогда я приглашаю вас в свою лабораторию «Снеговичок». Давайте проведём опыт «Почему снег хрустит?» Возьмем крупную соль. Её кристаллики очень напоминают снежинки. Насыпаем соль в тарелку. Берем столовую ложку и надавливаем несколько раз, ею на соль. Слышен скрипящий или хрустящий звук – это ломаются кристаллики соли. Такой же звук слышен, когда мы идём по снегу в морозный день. Делаем вывод: Снег состоит из, снежинок. Хотя эти кристаллики очень маленькие, когда они ломаются, слышен треск. Конечно, когда ломается одна снежинка звук услышать невозможно, но когда вы в морозный день идёте по заснеженной улице, под вашими ногами ломаются сотни тысяч снежинок. Тогда вы и замечаете, что снег скрипит.
Воспитатель: Зимой часто дует холодный ветер, а в небе летают весёлые снежинки.
Подул зимний ветерок, полетел снежок.
Снег, снег, белый снег, засыпает он нас всех.
Давайте я Вас превращу в холодный ветерок, и вы поможете мне подуть на снежинки. (Дыхательные упражнения).
Воспитатель: А вы умеете правильно дуть? Расскажите, пожалуйста, как это надо делать.
Ответы детей: Вдыхаем глубоко носом, а выдыхаем ртом
Воспитатель: А теперь согреем ручки.
Подуем тёплым воздухом. (Дети «греют ручки»).
Воспитатель: А сейчас давайте поиграть в игру «Какая погода может быть зимой?» я говорю вариант, а Вы отвечаете: Если на улице идёт снег, то погода…
Снег – (снежная);
Мороз – (морозная);
Ветер – (ветреная);
Стужа – (студёная);
Холод – (холодная).
Воспитатель: Молодцы и ещё одна игра – викторина «Что наделала зима?»
1. Зима пришла с морозами и всё…- (заморозила).
2. Метель мела и все тропинки…– (замела).
1. Река покрылась льдом и всё – (заледенела).
2. Зима позвала и вьюгу и всё – (завьюжила).
Воспитатель: Вы правильно ответили на все вопросы, теперь мы ответим на вопросы упражнение называется: «Назови действие» (со снежком)
- Зимой метель (метёт)
- Ночью ветер в трубах (воет, завывает)
- Из снеговой тучи снежинки (падают, летят, кружатся).
- В лесу зимой голодный волк (воет)
- На зиму медведь в берлоге (засыпает)
- Мороз щёки и нос (щиплет)
- Зимой вода в реке (замерзает)
- Зимой снег всё вокруг (накрывает)
- Деревья зимой (спят)
Воспитатель: Молодцы! Хорошо знаете зимние явления. Основное изменение в зимней погоде – это наступление холодов. Холод заставил людей надеть тёплые пальто, шубы, шапки, сапоги, варежки. Зачем же человек зимой надевает шубу?
Мы говорим: «Шуба греет». Но ведь шуба не горячая, как огонь или батарея. Почему же нам в ней тепло? Просто шуба не выпускает тепло тела человека на улицу, или не пускает к нему холод.
Воспитатель: Ребята, какие вы молодцы! Помогли мне ответить на все вопросы.
Предварительный просмотр:
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
конспект непосредственно-образовательной деятельности в подготовительной группе на тему "здравствуй зимушка-зима".
Нетрадиционная техника рисования, игровые, здоровьесберегающие технологии....
Тема: "Здравствуй зимушка-зима"
Предлагая свой вариант организации воспитательно-образовательного процесса с детьми раннего возраста вокруг конкретной темы на основании ФГТ, с учетом комплексно-тематического принципа и интергр...
Конспект НОД по теме "Здравствуй, зимушка-зима"
Занятие по познаваетльному развитию. Интеграция образоваетльнызх областей: познание, коммуникация....
проект- презентация на тему: "Здравствуй зимушка- зима"
Тема: проект « Здравствуй Зимушка-зима»Здравствуй, в белом сарафанеИз серебряной парчи.На тебе горят алмазыСловно яркие лучи.Здравствуй, русская молодка, Раскрасавица-душа.Белоснежная лебедка, З...
календарное планирование младшая группа по теме:«Здравствуй, Зимушка-Зима"
Младшая группа Тема: «Здравствуй, Зимушка-Зима!Программное содержание: 1.Расширение представлений о зиме (изменения в погоде, растения зимой, поведение зверей и птиц). Знакомство с зимними видам...
Календарный план по теме: "Здравствуй зимушка-зима. Как приходит зима?" - средняя группа
ТЕМА НЕДЕЛИ: «Здравствуй зимушка – зима. Как приходит зима?»Образовательные ситуации: ОС «Зимний пейзаж»События: общесадовский проект «Дерево добра» - с...
Календарно-тематическое планирование по теме: " Здравствуй, Зимушка Зима! (признаки зимы)" (2-я младшая группа)
Цель - продолжать знакомить детей с природными явлениями, дать понятие о признаках зимы....