Тема: "Здравствуй, Зимушка - зима"
план-конспект занятия по окружающему миру (подготовительная группа)

Баталова Елена Ивановна

Конспект беседы, презентация

Скачать:


Предварительный просмотр:

Конспект беседы по познавательному развитию в подготовительной группе тема: «Здравствуй Зимушка – зима»

Подготовила и провела воспитатель Баталова Елена Ивановна

Цель: Обобщить и систематизировать знания детей о зиме.

Задачи:   

- Познакомить детей с природными особенностями зимних месяцев;

- Развивать у детей способность наблюдать, строить предложения, делать выводы;

- Уточнить признаки зимы; подбирать однокоренные слова, упражнять в подборе прилагательных, существительных;

- Активизировать словарь по данной теме;

 - Развивать зрительное и тактильное восприятие; логическое мышление; зрительное внимание, слуховую память.

- Воспитывать эмоционально-положительное отношение к красоте окружающей природы;

- Формировать доброжелательное отношение друг к другу; воспитывать умение работать и играть в коллективе.

Ход беседы:

Воспитатель: Ребята, сейчас я загадаю загадку, слушайте внимательно.

     1. Отгадывание загадки.

Наступили холода,

Обернулась в лед вода.

Длинноухий зайка серый

Обернулся зайкой белым.

Перестал медведь реветь,

В спячку впал в бору медведь.

Кто скажет, кто знает:

Когда это бывает?

Ответы детей: Зимой

Воспитатель: Зимушкой - зимой” в народе называли самое суровое время года. В народе издавна зимнее время года представлялось в образе сказочного персонажа Мороза или Морозко – волшебного богатыря – кузнеца, который сковывает холодами реки, ударяет по углам изб, так что трескаются брёвна. Не случайно в русских сказках Мороз носит имена – Трескун и Студенец. Живёт он в ледяных домах, глубоких колодцах, одаривая богатствами тех, кто умеет трудиться.

Какими еще словами можно сказать о зиме? 

Ответы детей: Белоснежная, холодная, морозная, зимушка

Воспитатель: Давайте отгадаем ещё загадки:

Я белым покрывалом всю землю накрываю,

Белю поля, дома, зовут меня …. 

Ответы детей: Зима.

Невидимкой, осторожно

Он является ко мне

И рисует, как художник,

Он узоры на окне… 

Ответы детей: Мороз.

В белом бархате деревья –

И заборы и деревья.

А как ветер нападет,

Этот бархат опадет … 

Ответы детей: Иней.

Бел, да не сахар

Ног нет, а идёт.

На всех садится,

Никого не боится… 

Ответы детей: Снег.

Явилась вслед за осенью

Я по календарю.

Я самый лучший праздник вам

На радость подарю!

А землю белым снегом я

Укутала сама.

Ребята, отгадайте-ка,

Ну, кто же я? 

Ответы детей: Зима

Воспитатель: Назовите, пожалуйста, зимние месяцы. 

Ответы детей: Декабрь, январь, февраль.

Воспитатель: Правильно, Декабрь-первый зимний месяц. Летят с неба лёгкие белые снежинки и украшают землю пушистым белым ковром. Деревья и кустарники стоят без листьев, на голых ветках лежит снег, только ель и сосна остаются по-прежнему зелёными. Сквозь низкие серые облака редко поглядывает солнце, поэтому и называют декабрь в народе «хмурень» - хмурый, бессолнечный месяц, дни короткие, ночи длинные. По ночам в декабре трещит мороз - строит ледяные мосты на водоёмах. 22 декабря - самый короткий день в году. После 22 декабря день начинает понемногу прибавляться. А ещё в конце декабря мы встречаем Новый год!

Январь-второй месяц зимы.  Лютует стужа, трещат морозы, а под ногами скрипит снег. В народе январь называют «лютень» или «лютовей». В январе тропинки в лесу белые, льды на реках синие, сугробы высокие, а звёзды ночью яркие. Рисует мороз на стёклах удивительные узоры. «Месяц январь - зимы государь» - так в народе говорят.

Февраль-последний месяц зимы. Метели и вьюги наметают высокие сугробы, а порывистые ветры гонят по земле снежную позёмку. В старину февраль называли «снеговеем», «ветродуем». С давних времен в народе существовало деление ветров на добрые и злые. Так, благоприятный, слабый ветерок называли «святым воздухом», а холодный ветер с севера называли «сиверкой». Когда становилось холодно, так и говорили: «Сиверка подул» В феврале, день становится длиннее, начинает пригревать солнышко, с крыш свисают длинные хрустальные сосульки, иногда звенит первая робкая капель, снег подтаивает, темнеет, а сугробы оседают. Люди приметили, что день 2 февраля показывает, какая будет весна. Если в этот день будет солнце, то весна будет тёплой. Если же день пасмурный, готовься к поздним заморозкам. Вот такая примета.  Сейчас мы превратимся с вами в ветер. Физкультминутка:

Вот студеною зимой.                            Дети машут руками

Ветер дует ледяной

И вздымает снега тучу.                         Дети выполняют круговые

Он суровый и могучий.                        Движения руками.

Зайцы прячутся в кустах.                     Дети садятся в глубокий присед 

Даже хитрая лиса                                  на несколько секунд,

Притаилась и сидит,                             потом встают.

Ну а снег летит, летит.                          Дети машут руками.

Но утихла злая вьюга,

Солнце светит в небесах.                     Потягивания — руки в стороны.

Скачет по полю лиса.                           Прыжки.

Ну а мы чуть-чуть пройдемся              Ходьба.

И домой к себе вернемся.                     Дети садятся за столы.

Воспитатель: Ребята, а откуда же берется снег?

Ответы детей: Он подает из тучи.

Воспитатель: Снежинки образуются из мелких ледяных кристалликов в облаках. Внутри облака ледяные кристаллики растут за счет перехода пара в твердые кристаллы льда. Во время очень сильных морозов ледяные кристаллики выпадают на землю в виде «сверкающей алмазной пыли». И на земле образуется слой очень пушистого снега, состоящего из тоненьких ледяных иголочек. Оказывается, двух одинаковых снежинок не бывает. Ребята, а что общего у всех снежинок? 

Ответы детей: Они лёгкие с шестью уголками

Воспитатель: Совершенно верно, у всех снежинок шесть лучиков, но похожих нет, мороз постарался.

Все снежинки одинаковы на цвет –

Но близнецов, поверьте, нет.

Найти похожих здесь нельзя –

Мороз старался, и не зря.

Воспитатель: Ребята, а вы хотите знать, почему снег хрустит под ногами? 

Ответы детей: Да

Воспитатель: Тогда я приглашаю вас в свою лабораторию «Снеговичок». Давайте проведём опыт «Почему снег хрустит?» Возьмем крупную соль. Её кристаллики очень напоминают снежинки. Насыпаем соль в тарелку. Берем столовую ложку и надавливаем несколько раз, ею на соль. Слышен скрипящий или хрустящий звук – это ломаются кристаллики соли. Такой же звук слышен, когда мы идём по снегу в морозный день. Делаем вывод: Снег состоит из, снежинок. Хотя эти кристаллики очень маленькие, когда они ломаются, слышен треск. Конечно, когда ломается одна снежинка звук услышать невозможно, но когда вы в морозный день идёте по заснеженной улице, под вашими ногами ломаются сотни тысяч снежинок. Тогда вы и замечаете, что снег скрипит.

Воспитатель: Зимой часто дует холодный ветер, а в небе летают весёлые снежинки.

Подул зимний ветерок, полетел снежок.

Снег, снег, белый снег, засыпает он нас всех.

Давайте я Вас превращу в холодный ветерок, и вы поможете мне подуть на снежинки. (Дыхательные упражнения).

Воспитатель:  А вы умеете правильно дуть? Расскажите, пожалуйста, как это надо делать.

Ответы детей: Вдыхаем глубоко носом, а выдыхаем ртом

Воспитатель:  А теперь согреем ручки.

Подуем тёплым воздухом. (Дети «греют ручки»).

Воспитатель: А сейчас давайте поиграть в игру «Какая погода может быть зимой?» я говорю вариант, а Вы отвечаете: Если на улице идёт снег, то погода…

Снег – (снежная);

Мороз – (морозная);

Ветер – (ветреная);

Стужа – (студёная);

Холод – (холодная).

Воспитатель: Молодцы и ещё одна игра – викторина «Что наделала зима?»

1. Зима пришла с морозами и всё…- (заморозила).

2. Метель мела и все тропинки…– (замела).

1. Река покрылась льдом и всё –  (заледенела).

2. Зима позвала и вьюгу и всё – (завьюжила).

Воспитатель: Вы правильно ответили на все вопросы, теперь мы ответим на вопросы упражнение называется: «Назови действие» (со снежком)

- Зимой метель (метёт)

- Ночью ветер в трубах (воет, завывает)

- Из снеговой тучи снежинки (падают, летят, кружатся).

- В лесу зимой голодный волк (воет)

- На зиму медведь в берлоге (засыпает)

- Мороз щёки и нос (щиплет)

- Зимой вода в реке (замерзает)

- Зимой снег всё вокруг (накрывает)

- Деревья зимой (спят)

Воспитатель:  Молодцы! Хорошо знаете зимние явления. Основное изменение в зимней погоде – это наступление холодов. Холод заставил людей надеть тёплые пальто, шубы, шапки, сапоги, варежки. Зачем же человек зимой надевает шубу?

Мы говорим: «Шуба греет». Но ведь шуба не горячая, как огонь или батарея. Почему же нам в ней тепло? Просто шуба не выпускает тепло тела человека на улицу, или не пускает к нему холод.

Воспитатель: Ребята, какие вы молодцы! Помогли мне ответить на все вопросы.  


Предварительный просмотр:

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

конспект непосредственно-образовательной деятельности в подготовительной группе на тему "здравствуй зимушка-зима".

Нетрадиционная техника рисования, игровые, здоровьесберегающие технологии....

Тема: "Здравствуй зимушка-зима"

Предлагая свой вариант организации воспитательно-образовательного процесса с детьми раннего возраста вокруг конкретной темы на основании ФГТ, с учетом комплексно-тематического принципа и интергр...

Конспект НОД по теме "Здравствуй, зимушка-зима"

Занятие по познаваетльному развитию. Интеграция образоваетльнызх областей: познание, коммуникация....

проект- презентация на тему: "Здравствуй зимушка- зима"

Тема: проект  « Здравствуй Зимушка-зима»Здравствуй, в белом сарафанеИз серебряной парчи.На тебе горят алмазыСловно яркие лучи.Здравствуй, русская молодка, Раскрасавица-душа.Белоснежная лебедка, З...

календарное планирование младшая группа по теме:«Здравствуй, Зимушка-Зима"

Младшая группа Тема: «Здравствуй, Зимушка-Зима!Программное содержание: 1.Расширение представлений о зиме (изменения в погоде, растения зимой, поведение зверей и птиц). Знакомство с зимними видам...

Календарный план по теме: "Здравствуй зимушка-зима. Как приходит зима?" - средняя группа

ТЕМА НЕДЕЛИ: «Здравствуй зимушка – зима. Как приходит зима?»Образовательные ситуации:  ОС «Зимний пейзаж»События: общесадовский проект «Дерево добра» - с...

Календарно-тематическое планирование по теме: " Здравствуй, Зимушка Зима! (признаки зимы)" (2-я младшая группа)

Цель -  продолжать знакомить детей с природными явлениями, дать понятие о признаках зимы....