Агроэкологическое воспитание детей ОВЗ дошкольного возраста
статья по окружающему миру

ЕпифанцеваИрина Николаевна

Природа это целостный организм, который развивается по своим законам и закономерностям, нарушение которых, может вызвать необратимые изменения в окружающей природе.  Воспитание ответственного отношения к законам природы надо начинать с детских лет .               

Скачать:


Предварительный просмотр:

Агроэкологическое воспитание детей ОВЗ дошкольного возраста.

      Необходимость экологического воспитания дошкольников продиктована самой жизнью. В течении многих десятков лет наше общество было нацелено на преобразование природы, человек считал  себя   главным действующим лицом, покорителем и победителем природы.   Но жизнь расставляет  свои приоритеты. Со временем возникло понимание  необходимости изменить сознание человека, привить ему экологическую культуру, а это очень сложный и длительный процесс. Поэтому начинать эту работу лучше с самого детства, когда закладываются основы нравственности и общей культуры личности человека.

Проговаривая   и наблюдая на прогулках, на занятиях, тематических беседах тесную взаимосвязь  и взаимозависимость  явлений неживой природы , дети учатся прослеживать причинно-следственные связи ,  существующие в природе: животных с животными, растений с животными, животных и растений с неживой природой, а так же с   человека со всей природой.

Раскрытие этих связей, способствует формированию у детей представлений о приспособлении животных и растений к условиям окружающей среды в зависимости от времени года. Подводят к осознанию того, что в природе все нужны, ничего лишнего нет. Это целостный организм, который развивается по своим законам и закономерностям, нарушение которых, может вызвать необратимые изменения в окружающей природе.                

        В нашем ДО разработаны  парциальные программы  «Юный эколог»  и «Хотим все знать» для детей от 4 до 7 лет  общеразвивающих групп без патологии в развитии, для воспитанников групп компенсирующей направленности с тяжёлыми нарушениями речи, для воспитанников компенсирующей группы с задержкой психического развития. Работая по этим программам,  мы подводим детей  к понятию необходимости беречь, и активно помогать природе.  

Агроэкологическое образование детей ОВЗ -  одно из направлений  экологического воспитания,   соединяет в себе познавательную, экспериментальную , трудовую деятельность. В нашем ДО  ведется  регулярная  работа по экологическому воспитанию  проводятся тематические беседы, просмотры видиофильмов, презентаций, дидактические игры, викторины, музыкальные игры, театрализации.

   В соответствии с тематическими неделями, в течении дня  тесно переплетаются  речевые подвижные  и дидактические игры, театрализации,  изобразительная деятельность, лепка, аппликация, ручной труд, что помогает детям с разных сторон усваивать знания о овощных, злаковых и фруктово-ягодных растениях. расширяет кругозор, развиваем память, внимание, образное мышление у наших воспитанников.

             Дети учатся составлять описательные рассказы про овощи, фрукты, про животных, птиц, о сезоне в целом («Расскажи о осени, о весне,») с помощью графических схем, опорных картинок. Описательные рассказы о природе, основанные на познании природы, являются важным приёмом развития  логического мышления,  связной речи детей дошкольного возраста.

           Одна из форм экологического воспитания явилось проведение  игры - путешествия, в которой участвуют команды всех групп корпуса. Была проведена предварительная работа с детьми : игры экологической направленности, беседы о заповедных местах Самарской области, разнообразии  растений и животных Самарского края, различных уникальных природных местах родного края, рассматривание альбомов по теме, просмотр презентаций. Дети  вместе с родителями  участвовали в областных  творческих  конкурсах «Животные Самарской области», организованной  станцией Юннатов Самары, конкурсе рисунков, «Знай , береги, охраняй» ( Природоохранительный центр  г.Самары) и других.

Сценарий игры-  путешествия «Уникальные природные места Самарского края!»   составлен с учетом особых потребностей  детей старшего дошкольного возраста с ОВЗ.

        На территории нашего  детского сада  есть «Сказочный огород», где ежегодно высаживается около 20 овощных и сельскохозяйственных культур, каждая культура отмечена именной табличкой. Вместе с детьми сажаем овощные и зерновые культуры, ухаживаем за ними , наблюдаем , закрепляем  названия и особенности растений , собираем урожай. Эти учебно-опытные участки способствуют развитию агроэкологического направления в детском саду.

Так же воспитанники активно участвуют в экологических акциях, трудовых десантах, субботниках. С удовольствием помогают в высадке саженцев, ухаживают за ними поливают и рыхлят. Изготовление кормушек и скворечников с родителями и вывешивание на территории д\с, в зимний период приносят корм для птиц. Дети  усваивают знания о том, что  птицы  помогают в борьбе с вредителями  культурных плодовых и овощных растений.

     Результатом ежедневной, последовательной работы является формирование у детей с ОВЗ представлений о приспособлении животных и растений к условиям окружающей среды в зависимости от времени года, осознание того, что в природе все нужны, ничего лишнего нет.

           


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для родителей детей среднего дошкольного возраста на тему: Аппликация из бумаги как средство эстетического воспитания детей среднего дошкольного возраста.

Консультация для родителей детей среднего дошкольного возрастана тему: Аппликация из бумаги как средство эстетического воспитаниядетей среднего дошкольного возраста  поможет софрмировать пре...

ЦЕННОСТНЫЙ ПОДХОД В ВОСПИТАНИИ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА через реализацию проекта по патриотическому воспитанию детей старшего дошкольного возраста

Реализация долгосрочного проекта по патриотическому воспитанию, посвященного 70-летию Победы в Великой Отечественной войне "Никто не забыт, ничто не забыто"...

Образовательный проект для детей старшего дошкольного возраста «Дорогами войны». (военно-патриотическое воспитание детей старшего дошкольного возраста)

Авторский образовательный проект по нравственно-патриотическому воспитанию для детей старшего дошкольного возраста. С использованием стихотворений, песен, сцен на военную тему.Данный проект способству...

План работы по самообразованию на 2018-2019 уч. год Воспитателя группы дошкольного возраста (3-4 года) Крошкиной Л.В. Тема: «Патриотическое воспитание детей младшего дошкольного возраста»

Цель: Повысить уровень педагогической компетенции по данной теме, изучить пути, средства и методы нравственно-патриотического воспитания дошкольников....

«Психолого-педагогические основы нравственного развития в дошкольном возрасте» на тему:«Нравственное воспитание детей младшего дошкольного возраста."

Формирование основ моральных качеств человека начинается ещё в дошкольном детстве. В дошкольные годы под руководством взрослых ребёнок приобретает первоначальный опыт поведения, отношения к близким, с...