Проект лён
проект по окружающему миру (подготовительная группа)

...

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_len.docx27.29 КБ

Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДЕТСКИЙ САД №5 «ЗВЁЗДЧКА» Г.БОЛОГОЕ ТВЕРСКОЙ ОБЛАСТИ

ПРОЕКТ «РУССКИЙ ЛЁН»    

Подготовили:

Ткач С.А.

Силантьева О.С.

-2023-

Проект «Русский лён»

Тип проекта: познавательно - исследовательский.

Вид проекта: среднесрочный (с 20.10. 2023 г. по 29.11.2023 г.)

Участники проекта: воспитанники подготовительной группы и их родители, воспитатели, музыкальный руководитель.

Актуальность

Льняное дело в России переживало взлёты и падения, но спрос на экологически чистую льняную продукцию на внутреннем и внешнем рынке стремительно возрастает. Кроме того, сегодня мы уже говорим об инновационном производстве из льна так называемых угленов - углеродных волокон, которые являются важнейшим сырьём для различных композитных материалов, из которых можно делать суперсовременные ткани и обивки, обувь, стройматериалы, чехлы, корпуса, мебель, самолёты, суда. Поэтому считаю актуальной задачу познакомить детей, наших будущих технологов, химиков, агрономов, биологов, с таким перспективным, но незаслуженно забытым растением, развивать у них интерес к исследованиям в этой области, формировать навыки целенаправленного, творческого экспериментирования.

Гипотеза исследований:

Лён имеет уникальные свойства и используется во множестве сфер жизни и деятельности человека.

Цель: в увлекательной форме, используя, по большей мере, практические приёмы, познакомить детей с традиционной на нашей земле и перспективной сельскохозяйственной культурой - льном.

Задачи по образовательным областям:

ОО "Социально - коммуникативное развитие»:

- формировать положительное эмоциональное отношение к труду, адекватную мотивацию (своим трудом приносить пользу обществу, способствовать развитию родной страны),

воспитывать уважение к людям труда;

- формировать экологическую культуру, представление о значимости растений и бережном отношении к природе;

- развивать навыки взаимодействия со сверстниками и взрослыми в процессе познавательно - исследовательской деятельности;

- воспитывать любовь к истории своей Родины, к народной культуре.

ОО "Познавательное развитие»:

- познакомить со строением льна, его разновидностями ( кудряш, долгунец ) особенностями возделывания и переработки в старину и в наше время;

- исследовать свойства семян льна и его волокон, а также способы их практического применения;

- познакомить детей с историей льноводства и его перспективами;

- формировать представление детей о льне как символе трудовой России, познакомить с народными приметами, обрядами и традициями;

- формировать представление об огромном значении льна в самых разных сферах жизнедеятельности человека;

- развивать исследовательские навыки ( умение поставить задачу, добыть информацию, проанализировать данные, умение обосновать свою точку зрения, сделать вывод ),

- воспитывать интерес к изучению объектов природы и их свойств.

ОО "Речевое развитие":

- обогащать лексический состав речи введением новых слов и фразеологизмов ( кудель, сноп, коклюшки, костра, "Посеешь лён - пожнёшь золото", "Лён любит поклон и др.);

- развивать умение составлять рассказ - описание растения

- познакомить с произведениями устного народного творчества и детской художественной литературы о льне, учить наизусть тексты народных песен и стихи современных авторов.

- воспитывать любовь и интерес к устному народному творчеству.

ОО " Художественно - эстетическое развитие":

- учить изготавливать своими руками народных куколок - мотанок и куколок  крупяниц;

- познакомить с образцами русских народных ремесел с использованием льняной нити ( предметы одежды из льняной ткани с народной символической вышивкой, вологодские кружева и др.);

- познакомить с новым нетрадиционным способом изображения - аппликацией с использованием различных семян;

- воспитывать умение видеть красоту в обьектах природы на примерах произведений русских художников и фотографов, посвящённых льну;

- развивать умение создавать образ растения, используя различные изобразительные материалы и приёмы.

ОО " Физическое развитие":

- развивать двигательную активность, используя русские народные игры;

- развивать мелкую моторику в процессе работы детей на планшетах - тренажёрах "Куделины секреты" и др.;

- дать представление о пользе для здоровья экологических тканей из льна и льняного масла

- воспитывать заботливое отношение к своему здоровью, стремление к использованию экологически чистых и полезных продуктов питания и тканей для одежды.

Проблема проекта: Дети ничего не знают о растении, ценность и значение которого в жизни людей уникальны.

Предполагаемые итоги реализации проекта:

Дети свободно выделяют лён из других растений, могут составить небольшой рассказ - описание.

- Детям знакомы основы технологии выращивания и обработки льна в прошлом и на сегодняшний день.

- У детей сформированы представления об исключительных свойствах льна, об использовании льна в различных отраслях промышленности и сферах жизнедеятельности людей, об историческом значении культивирования льна в России.

- У воспитанников обогатился опыт исследовательской деятельности, в том числе совместной с родителями, сверстниками и педагогами.

- У многих воспитанников сформирован интерес к изучению необыкновенных свойств различных растений.

Практическая значимость проекта:

Организация мини - музея "Русский лён" позволит создать условия для глубокого ознакомления с этой темой не только ребят нашей группы, но и детей средней и старшей группы, посетивших его.

А исследовательские навыки и знания, полученные детьми в процессе работы по проекту, послужат фундаментом для создания устойчивого познавательного, деятельного интереса к окружающему миру.

Стратегия реализации проекта

Проект предполагает этапы работы:

Краткое содержание проекта:

1 этап. Подготовительный (с 16.10.2023 г. по 22.10.2023 г.)

1) Проведение опроса родителей на тему " Что мы знаем о льне?"

2) Введение детей и родителей в проблему проекта.

3) Формулировка цели и задач, ознакомление с ними участников проекта.

4) Объединение детей в рабочие группы с опорой на инициативу самих детей и с постановкой индивидуальных и групповых задач (распределение между детьми тем докладов).

5) Составление плана мероприятий по проекту.

6) Подборка литературы, методического и демонстрационного материала и оборудования для проведения мероприятий и организации мини - музея "Русский лён".

7) Изготовление альбома иллюстраций "Лён в художественном творчестве", дидактического пособия "Использование растения в жизни человека" и комплекта сенсорных планшетов - тренажёров "Куделины секреты".

Участники:

педагоги группы, воспитанники, родители.

2 этап. Организационный (с 23.10.2023 г. по 29.10.2023 г.)

1) Определение сроков реализации проекта.

2) Проведение консультаций с родителями по темам индивидуальных и групповых докладов.

3) Оформление чек -листа для родителей с использованием QR - кодов.

4) Разработка конспектов занятий и итогового мероприятия.

Участники:

педагоги группы, музыкальный руководитель.

3 этап. Практический (с 30.10.2023 г. по 20.11.2023 г.)

План - график мероприятий

29 октября - родительское собрание

Цель: привлечь родителей к организации и участию в мероприятиях проекта.

30 октября - работа в центре природы: рассказ воспитателя "Растение лён", рассматривание иллюстраций и семян льна, замачивание семян, посев семян.

Цель: дать основные знания о ботанических особенностях льна и его разновидностях.

1 ноября - аппликация с использованием семян льна "Ваза на столе"

Цель: познакомить детей с нетрадиционным способом использования льняных семян, в художественном творчестве.

2 ноября - рассказ воспитателя о пользе льняного масла, экспериментирование "Добывание масла из льняных семян холодным способом вручную"

Цель: дать представление о пользе льняного масла и о том, насколько трудоемкой была работа по отжиманию масла льна для наших предков.

3 ноября - просмотр онлайн - трансляции по отжиманию масла льна при помощи бытового маслопресса (проводит трансляцию папа одного из воспитанников группы)

Цель: показать, как современные технологии освободили человека от тяжёлого физического труда на бытовом уровне.

6 ноября - беседа "Мой кулинарный опыт"

Цель: предоставить детям возможность поделиться со своими сверстниками рассказом о совместном с родителями опыте приготовления блюда с использованием льняного масла, своими впечатлениями, вкусовыми ошущениями.

6 ноября - НОД по рисованию "Льняное поле"

Цель: развивать способность разглядеть красоту в объектах природы на примерах пейзажной живописи и фотографии.

9 ноября - НОД по познавательно - исследовательской деятельности "Как рубашка в поле выросла"

Цель: дать представление о выращивании льна и изготовлении льняного полотна как о трудном, кропотливом, многоступенчатом процессе, в который наши предки были погружены в течении всего года.

9 ноября - поход в Свято - Троицкий храм для освящения снопика льна к празднику Параскевы Льняницы

Цель: дать представление о традиционном православном празднике и народном обычае освящать урожай.

10 ноября - НОД по развитию речи " Лён в русском устном народном творчестве"

Цель: научить детей расшифровывать смысловую нагрузку фразеологизмов, посвященных льняному делу.

10 ноября - мастер - класс по изготовлению куколок-мотанок Параскева Льняница

Цель: дать представление о том, как в русской национальной культуре тесно переплелись языческие славянские верования и обряды, и церковные православные символы, и традиции.

13 ноября - угощение птиц в "птичьей столовой" семенами льна в честь прошедшего накануне Синичкина дня.

Цель: дать представление о рациональном использовании ценного природного материала, оставшегося после экспериментальной и изобразительной деятельности.

13 ноября - НОД по музыке "Лён в песнях и играх русского народа"

Цель: дать детям представление об особенном отношении ко льну, выразившимся в русском народном песенном творчестве.

14 ноября - НОД по рисованию "Натюрморт со льном"

Цель: познакомить детей с творчеством художницы Е.А.Петровой, автором множества натюрмортов со льном, развивать способность к эстетическому восприятию окружающего.

15 ноября - сюжетно - ролевая игра "Крестьянская семья"

Цель: в игровой форме закрепить полученные знания.

16 ноября - просмотр видеоролика "Льняная промышленность. Технологии будущего."

Цель: дать детям представление о современных и перспективных технологиях льноперерабатывающей промышленности.

17 ноября - экпериментирование "Свойства тканей"

Цель: выявить качественные свойства льняных тканей в сравнении с другими.

20 ноября - НОД по рисованию " Сказ льняного рушника"

Цель:

познакомить детей со значением некоторых символов, используемых в традиционных славянских орнаментах.

21 ноября - учим наизусть стихотворение Валентины Ментуз "Лён"

Цель: с помощью художественного слова закрепить в сознании детей образ растения.

22 ноября - оформление детьми с помощью воспитателей экспозиции мини - музея "Русский лён"

Цель: закрепление знаний в процессе трудовой деятельности.

23 ноября - организация художественной выставки "До чего ж красивый синий лён России!"

Цель: создать для детей условия, способствующие творческому самовыражению.

24 ноября - Итоговое мероприятие: проведение воспитанниками - участниками проекта экскурсии в мини - музее "Русский лён" для детей старшей группы.

Цель: создать условия для практического применения детьми знаний, полученных в ходе проекта, в том числе с помощью родителей дома (подготовка докладов)

25 ноября - повторный опрос ролителей совместно с детьми "Лён в нашем доме"

Цель: сделать вывод о практическом результате работы проекта

27 ноября - оформление стенда "Наш проект "Русский лён" в приёмной.

Цель: фотоотчёт для родителей о работе по проекту.

29 ноября - презентация проекта для коллег в соцсетях.

Цель: поделиться опытом работы

4 этап Заключительный (с 21.11.2023 г. по 29.11.2023 г.)

Продукты проекта:

Мини - музей "Русский лён", художественная выставка "До чего ж красивый синий лён России!";

дидактическое пособие "Использование растения";

Комплект сенсорных и дидактических планшетов - тренажеров "Куделины секреты".

Трудности проекта:

По объективным причинам не удалось организовать экскурсию в краеведческий музей.

Вследствие длительного перерыва в поливе во время выходных погибли всходы льна.

Общий вывод

В результате работы по проекту дети выяснили, что лён - действительно очень ценная сельскозозяйственная культура, обладающая уникальными свойствами, что делает его востребованным сегодня, как и тысячи лет назад.

Литература и интернет - ресурсы

1) Статья "Лён" ( россельхоз. рф/: ).

2) Рассказ "Про лён и не только". Вячеслав Кисляков 2 ( u.turbopages.org )

3) Игорь Апрельский "Легенда о льне" ( u. turbopages.ru/)

4) "История льна: от древности до наших дней" ( fabmall.ru/

5) " 11 фактов о льне, которые вы не знали" ( linoplanet.ru )

6) "Лён в натюрмортах" ( rosflaxhemp.ru/ f )

7) " Голубые цветы. Сказка про лён " ( madamelavie.ru/ )

8) " Символика льна в народных песнях - Краеведение и этнография " (kazEdu.com )

9) " Чудо иконы из льна художника Владимира Денщикова " (ruhki.mirtesen.ru )

                                                                                                           Приложение 4

Методы м приёмы, способствующие решению задач по образовательным областям:

Социально – коммуникативное развитие

Словесные:

рассказ воспитателя о художнике - иконописце Владимире Денщикове, авторе уникальной техники макраме - коллаж из льняных нитей ( об ответственном отношении к труду, ко взятым на себя обязательствам );

рассказ священнослужителя о празднике Параскева Пятница Льняница; беседы "Какие свойства льна ты считаешь наиболее ценными для человека и почему?", "Что мы можем сделать, чтобы больше людей узнали о том, какое ценное и полезное растение лён?", " У кого мы можем раздобыть информацию для своего доклада?", "Почему мы так говорим: "Лён любит поклон"? ".

Наглядные:

рассматривание иллюстраций, изображающих тяжелый крестьянский труд по производству и обработке льна, иллюстраций об использовании льна в разных сферах жизнедеятельности человека (воспитание ценностного отношения к объекту природы );

просмотр мультфильма "Как крот штанишки раздобыл" ( воспитание чувств взаимопомощи, целеустремленности )

Практические:

дидактическая игра "Зелёная карусель"( о пользе растений), "Собери последовательность работ со льном от семечка до рубашки";

сюжетно - ролевая игра " Крестьянская семья",

проведение детьми экскурсии́ в нашем мини - музее для детей старшей и средней групп.

Познавательное развитие

Словесные:

рассказы воспитателя "История льна в России", "Как возделывали лён в старину ", " О пользе льняного масла", "Почему льняное полотно так ценится во всём мире", "Будущее льняной промышленности"; рассказ музыкального руководителя "Лён в песнях и в русских народных играх"; рассказы - доклады воспитанников на выбранную тему.

Наглядные:

просмотр видеоролика "Современные технологии льняного производства",

просмотр онлайн - трансляции " Добывание масла из льняных семян в домашних условиях с помощью бытового маслопресса ",

рассматривание иллюстраций и альбомов " Прялка в русском быту", " Национальные костюмы народов России", "Сельское хозяйство России",

рассматривание сухого растения с коробочками и семенами,

наблюдение за ростом растений

Практические:

экспериментирование

" Посев семян льна", "Добывание масла из семян вручную", "Свойства тканей ( в том числе, льняной )"; кулинарный опыт "Использование льняного масла в холодных блюдах" (дома с родителями)

Речевое развитие

Словесные:

чтение сказки Е. Пермяка " Пропавшие нитки", сказки "Голубые цветы" (автор неизвестен), славянской сказки "Лён и василёк", русских народных сказок "Василиса Прекрасная" и "Крошечка Хаврошечка";

чтение стихотворений "Лён России" Ларисы Безбородовой - Аршиновой, " В поле, за деревней зацветает лён " Е. Залуженцева ;

разучивание наизусть стихотворения Валентины Ментуз "Лён "; обсуждение с детьми русских народных пословиц и поговорок про лён; загадывание загадок ( с обсуждением )

Наглядные:

рассматривание иллюстраций к книгам: К Ушинский "Как рубашка в поле выросла, М.В.Евсеева "Куделины секреты. Во что одевались на Руси?", "Русские народные сказки";

просмотр онлайн - сказки "Как рубашка в поле выросла"

Практические:

дидактическая игра "Старая сказка на новый лад"(изменяем сюжет сказки "Крошечка Хаврошечка");

народные игры в сопровождении произведений устного народного творчества: шуточные народные песни "Посеяли лён за рекою" и "Дуня - тонкопряха", хороводная "Уж мы сеяли, сеяли ленок..."

Художественно – эстетическое развитие

Словесные:

беседа " А может ли лён быть чьим-то самым любимым цветком? ", рассказ воспитателя "Как на Руси льном наряжали себя и свой дом."

Наглядные:

рассматривание иллюстраций картин художников, фотографий с изображением льна, образцов вышивки льняной нитью, предметов одежды, связанных из льняной пряжи, предметов быта или одежды, сшитых из льняного полотна с красивой традиционной вышивкой, предметов быта и украшений, выполненных в технике макраме из льняной нити.

Практические:

рисование " Пейзаж " Льняное поле" " (акварель, кисть); рисование " Натюрморт со льном" (нетрадиционная техника рисования отпечатками резиновых шариков); рисование "Украшаем русским орнаментом рушник для гостей", аппликация с использованием различных семян (в том числе и семян льна "Ваза на столе");

изготовление куклы - моталки "Параскева Пятница Льняница"; изготовление куклы - зерновушки, наполненной льном.

Физическое развитие

Словесные:

беседа " Почему люди так говорят: " Кто в лён одет - доживёт до ста лет"? "; рассказ воспитателя о пользе льняного масла; рассказы детей о своём домашнем кулинарном опыте "Использование льняного масла в холодных блюдах".

Наглядные:

рассматривание фотографий блюд, приготовленных в процессе кулинарного опыта; рассматривание предметов домашнего быта и одежды из льна.

Практические:

выявление в ходе экспериментирования полезных для здоровья свойств льняной ткани;

домашнее экспериментирование" Кулинарный опыт "Приготовление холодных блюд с использованием льняного масла";

пальчиковая гимнастика «Били лён»

Приложение 1

Опрос для родителей

"Лён в нашем доме"

1) Есть ли у вас дома предметы обихода или одежды, в производстве которых использовался лён?

2) Знаете ли вы о свойствах льняной ткани?

3) Могли бы вы поставить льняное масло на первое место по критерию "польза для здоровья" ?

4) Употребляете ли вы льняное масло в домашней кухне?

5) Хотели бы вы иметь в гардеробе и в качестве домашнего текстиля больше предметов из льняной ткани?

6) Считаете ли вы лён современной и перспективной культурой ?

Опрос родителей был проведён на собрании в начале проекта.

Положительно ответили на 1 вопрос - 14%

на 2 - 35%

на 3 - 49%

на 4 - 7 %

на 5 - 35%

на 6 - 42%

Родителям было предложено сохранить опросные листы и по окончании проекта вновь ответить на те же вопросы вместе с детьми. В результате,

на 1 - 100%

на 2 - 86 %

на 3 - 100%

на 4 - 54%

на 5 - 93%

на 6 - 100%

Вывод: новые знания, полученные детьми и их родителями позволили им убедиться, что во многих предметах домашнего обихода в той или иной степени присутсвует лён, о чём раньше многие даже не подозревали. Новые знания о пользе льняной продукции сформировали в семьях стремление к более активному её употреблению. Для многих

кардинально изменилось отношение к перспективности льняной промышленности. Родителям предоставлена убедительная иллюстрация эффективности работы по проекту.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Исследовательский проект «ВОЛШЕБНАЯ ВОДА» Участники проекта: педагоги и дети подготовительной группы. Руководитель проекта: воспитатель Тюленёва Т.А.

Большую роль в экологическом образовании дошкольниковиграет практическая, исследовательская деятельность вприродных условиях. К сожалению, современные дети, особенногородские, имеют весьма огран...

пед.проект "По страницам ВОВ" визитная карточка портфолио проекта, план реализации, проект текстовый вариант, презентация

педагогический проект по патриотическому воспитанию. цель, задачи план реализации содержание....

Социально-коммуникативное развитие младших дошкольников в рамках реализации ФГОС. Долгосрочный проект «Дорожная грамота». Паспорт проекта. Тип проекта- практико-ориентированный, коллективный. Вид проекта - долгосрочный, сентябрь 2018 года - май 2019 года

Актуальность проекта.Ежедневно в дорожно-транспортных происшествиях получают травмы, и гибнет много людей. Дошкольники составляют четвертую часть от общего числа пострадавших в ДТП дете...

Проект "Спортивная зима" Спортивно-познавательный проект «Спортивная зима» Цель проекта: Расширение представлений детей о зимних видах спорта. Задачи проекта: - создавать условия для сознательного изучения детьми здорового образа жизни; • ознакомление с

Спортивно-познавательный проект «Спортивная зима» Цель проекта: Расширение представлений детей о зимних видах спорта. Задачи проекта: - создавать условия для сознательного изучения детьми здоро...

Паспорт проекта «Пчёлкин огород». Тип проекта : среднесрочный, исследовательский. Участники проекта : дети, воспитатели, родители воспитанников. Возраст детей: 6 – 7 лет. Цель проекта: Создание условий в группе и на участке для развития познавательного и

Задачи проекта:Расширять знания детей и представления о культурных  растениях и цветах (их строении и полезных свойствах овощей).Знакомить детей с особенностями выращивания цветов и культурных ра...

МАДОУЦРР д/c «Теремок» Проект «Волшебница вода» " в средней группе «Почемучки» Воспитатель: Ганшу О.А.. 2022г. Проект: краткосрочный (с1.02 -20.02.22) Тип проекта: познавательно – исследовательский. Участники проекта: дети средней группы, воспитат

Проблема:  Отсутствие у детей представлений о значении воды в жизни всего живого на земле.Актуальность проекта: Экологическое воспитание, как никогда, является одной из актуальнейших проблем...

Проект в подготовительной группе на тему: «Зимующие птицы» Вид проекта: познавательно-исследовательский, информационно-творческий. Продолжительность проекта: краткосрочный (1 неделя. С 19.12.2022 – 23.12.2022) Авторы проекта: воспитатель Анисимова

Проект в подготовительной группе на тему:«Зимующие птицы»Вид проекта: познавательно-исследовательский, информационно-творческий. Продолжительность проекта: краткосрочны...