Конспект занятия с детьми средней группы по познавательному развитию “Прогулка в зимний лес”.
план-конспект занятия по окружающему миру (средняя группа)

Санникова Алёна Сергеевна

Цель: расширить представления детей о жизни диких животных зимой через развивающие игры.

Образовательные задачи: уточнить знания детей о времени года зима, об особенностях жизни диких зверей в зимний период; упражнять в отгадывании загадок, закрепить умение ориентироваться в пространстве.

Развивающие задачи: развивать у детей связную речь, умение отвечать простым предложением; развивать наблюдательность, любознательность, мышление, память;

 Воспитательные задачи: воспитывать бережное отношение к животным, желание помочь.

Интеграция образовательных областей: Познавательное развитие, речевое развитие, художественно - эстетическое развитие, физическое развитие.

Предварительная работа: рассматривание картин серии «Зима», «Как зимуют звери в лесу» , чтение загадок о животных леса, беседа о диких животных.

Ход занятия:

Воспитатель: Ребята, посмотрите сколько гостей к нам пришло. Поздоровайтесь с гостями! По приветствуем друг друга!

Дети вместе с воспитателем встают  в круг        

Вместе: Собрались все дети в круг,

              Я - твой друг и ты - мой друг.

              Вместе за руки возьмемся

              И друг другу улыбнемся!

Воспитатель: Ребята, послушайте внимательно и отгадайте загадку:

Запорошила дорожки,

Разукрасила окошки.

Радость детям подарила

И на санках прокатила.

Дети: Зима.

Воспитатель: Что значит запорошила дорожки? (Зима намела много снега) Кто разукрасил окошки? (Мороз разукрасил дорожки) Зима какую радость подарила? (Зимой можно кататься на санках, лыжах. Зимой можно играть в снежки, лепить снеговика)

Воспитатель: Ребята, к нам приближается праздник. Как он называется? (Новый год) Как отмечают Новый год? (На Новый год ставят ёлку) Чем украшают елку? (Елку украшают елочными шарами, гирляндой, дождиком)

Воспитатель: Ребята, посмотрите на окно, нам голубь письмо принес! Оно адресовано нам «для детей группы «Почемучки»». Садитесь на стульчики. Сейчас я его прочитаю. Лесные жители просят о помощи. Они тоже хотят встретить Новый год с украшенной ёлкой. Но у них нет огоньков (гирлянды) на елке. Елка растет на поляне за большим сугробом. Как вы думаете, чем мы можем им помочь? (ответы детей)

Воспитатель: Мы с вами делали гирлянду из цветной бумаги. Поможем зверям украсить елку? Возьмем гирлянду с собой и отправляемся в лес. (Дети кладут гирлянду в рюкзак)

Воспитатель: На улице холодно, надо одеться. Давайте представим, что мы надеваем теплый свитер, штаны и куртку, обуваем ботинки, надеваем шапку, шарф и варежки.

Воспитатель: Ребята, я вам предлагаю отправиться в лес на саночках!

Воспитатель: Выберите себе пару. сделайте саночки и поедем в лес.

 ( Дети объединяются в пары, берутся за руки и имитируют езду на санках по музыку)

(Воспитатель с детьми подходит к картине зимнего леса)

Воспитатель: Вот мы и у зимнего леса. Посмотрите, как здесь красиво!

Ребята идем искать елку.

 Посмотрите, чьи-то следы на снегу. (На полу разложены картинки со следами.) Мы пойдем по следам и узнаем, кому они принадлежат.

(Дети с воспитателем идут по следам, останавливаются на знаке «?») Загадка.

Хитрая плутовка, рыжая головка.

Хвост пушистый – краса, кто же это?

Дети: Лиса.

(Воспитатель показывает изображение лисы).

Воспитатель: Значит следы чьи? (лисьи следы)

Воспитатель: Как вы догадались, что это лиса? (У лисы шерсть рыжего цвета, хвост пушистый.)

Воспитатель: . Зачем лисе такой пушистый хвост?

Дети: Хвост лису согревает. Хвост следы заметает.

Воспитатель: У лисы хороший слух и нюх. Лиса ловкий и осторожный зверь. Где живёт лиса?

Дети: Лиса живёт в норе.

Воспитатель: Посмотрите, здесь ещё следы. (Дети с воспитателем идут по следам, останавливаются у картины )

Воспитатель: Ребята, кто здесь спрятался?

Дети: Заяц.

Воспитатель: Следы чьи? (Следы зайчьи)

(Воспитатель показывает изображение зайца)

Воспитатель: Правильно. Где спрятался заяц? (Заяц спрятался за сугробом) Что находится справа от зайца? (Справа растет куст и дерево) Что находится слева от зайца? (Слева растет большая ель) Что находится за зайцем (За зайцем находится куст, елки).

 Какую шубу носит заяц зимой? (Заяц зимой носит белую шубу)

Воспитатель: Почему он сменил серую шубу на белую?

Дети: В белой шубе теплее. Она помогает ему прятаться от врагов

Воспитатель: Где живет заяц?

Дети: У зайца нет дома. Он спит под кустом.

Воспитатель: Чем питается заяц зимой?

Дети: Заяц ест кору деревьев.

Воспитатель: Что помогает зайцу заметить опасность?

Дети: Большие уши.

Воспитатель: Посмотрите, как заяц запутал свои следы. Для чего он это делает?

Дети: Чтоб лиса его не нашла. (Заяц спасается от хищника)

Воспитатель: Сейчас ребята, давайте немного погреемся, снимаем наши варежки.                                               (Пальчиковая гимнастика)

Вместе: Раз, два, три, четыре (загибаем пальцы, начиная с большого пальца)

Мы с тобой снежок лепили           (лепят, меняя положение ладоней)

Круглый, крепкий, очень гладкий (показать круг, сжимая ладони вместе ,гладить одной ладонью другую)

И совсем, совсем не сладкий                                     (грозить пальцем)

Раз-подбросим,   выполнять соответствующие словам действия)

Два-поймаем,

Три-уроним,

И-сломаем.

Надеваем рукавицы, идем дальше.

Воспитатель: Посмотрите, здесь еще чьи-то следы.

 (Дети с воспитателем идут по следам, останавливаются на знаке «?»). Загадка

Дружбу водит лишь с лисой,

Этот зверь сердитый, злой.

Он зубами щелк да щелк,

Очень страшный серый .........

Дети: Волк.

Воспитатель: Следы чьи? (Волчьи следы)

(Воспитатель показывает изображение волка)

Воспитатель: Как вы догадались? (Волк злой. У него острые зубы)

Воспитатель: Что согревает волка зимой?

Дети: У волка густая, теплая шерсть.

Воспитатель: Цвет шерсти у волка зимой не меняется, остается серой. У волка длинные сильные ноги и он долго может бежать.

Воспитатель: Ребята, а вы больше ничего не заметили? Посмотрите кто здесь побывал? (останавливаются перед елкой, под елкой лежат шишки)

Дети: Здесь была белка.

Воспитатель: Что она искала в шишках?

Дети: Белка искала в шишках семена.

(Воспитатель показывает изображение белки)

Воспитатель: А вот и сама белочка. В дупле у белки сухо, тепло. Она в дупле все щели мхом заложила. Белка – очень хорошая хозяйка, аккуратная и запасливая.

Воспитатель: Ребята, кто еще живет в лесу? (Медведь, лось, кабан)

Воспитатель: А почему следов медведя нет?

Дети: Он зимой спит в берлоге.

Воспитатель: Еще с осени медведь накапливает толстый слой жира и спит до самой весны.

(Воспитатель показывает демонстрационный материал из серии «Добро пожаловать в экологию»)

Смотрите, вот большой сугроб – это и есть берлога медведя. Мы шуметь не будем, пойдем дальше.

А вот на поляне елка. Только огоньков на ней нет. Достаньте из рюкзака гирлянду и украсьте елку. (Дети украшают елку гирляндой)

Елка стала нарядной. Помогли мы лесным зверям нарядить елку? (Да, помогли)

(Звучит аудиозапись вьюги)

Воспитатель: Ребята, прислушайтесь! Что вы слышите? Это завывает вьюга уууууууу. Давайте повторим за мной  уууууууууу. (Дети повторяют за воспитателем «уууууу»)

 Вьюга приближается, нам пора возвращаться в детский сад.

Возвращаться в детский сад мы тоже будем на саночках: Выберите себе пару, сделайте саночки,  будем возвращаться в детский сад.

 (Дети объединяются в пары , берутся за руки и имитируют езду на санках под музыку)

Воспитатель: Вот мы и оказались в детском саду.

Рефлексия:

Ребята, где мы с вами сегодня побывали?(ответы детей)

Кому мы помогли? 

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия НОД в средней группе по познавательному развитию на тему «Волшебное чудо зимы - снежинка»

Конспект занятия НОД в средней группе по познавательному развитию на тему «Волшебное чудо зимы - снежинка» Цель – продолжить знакомить детей со свойствами снега и льда. Развивать психические проц...

Конспект занятия для детей средней группы по познавательному развитию с использованием ИКТ «Путешествие с Жужей»

Конспект образовательной деятельности разработан для детей средней группы с применением современных цифровых технологий...

Конспект НОД с детьми средней группы по познавательному развитию (ФЦКМ) «Чудесные снежинки»

Конспект НОД с детьми средней группы по познавательному развитию (ФЦКМ) «Чудесные снежинки» с презентацией...

Технологическая карта образовательной деятельности в средней группе по познавательному развитию "Прогулка в зимний лес"

Цель: Создание условий для познавательного развития детей среднего дошкольного возраста через ознакомление с профессией лесничего...

Конспект НОД с детьми средней группы по познавательному развитию тема: «Зимующие птицы».

формировать опыт применения знаний детей о «зимующих» птицах, и о видах питания зимующих птиц....

Конспект занятия с детьми младшей группы по познавательному развитию. Тема: «Путешествие к солнышку»

Малыши учатся группировать предметы по цвету, устанавливать количественные связи между предметами (один – много)....

Конспект занятия НОД в средней группе по познавательному развитию "Золотая осень"

Расширять представления детей о характерных признаках осени и осенних явлениях (листья на деревьях желтеют и опадают с деревьев, становится холоднее, световой день становится короче и т.д- учить...