Образовательный проект "Покормите птиц зимой"
проект по окружающему миру (средняя группа)

Значимая для детей проблема.

Как выживают в зимнее время наши друзья-птицы, чем мы можем иь помочь в это трудное время?

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл "Покормите птиц зимой"40.35 КБ

Предварительный просмотр:

Образовательный проект

«Покормите птиц зимой»

 

Автор работы:

Калиновская Ольга Николаевна,

воспитатель ГБДОУ ДС №66

Фрунзенского района Санкт-Петербурга

СанктПетербург

2023г.

Экологический проект «Покормите птиц зимой»

Тип проекта: познавательно-исследовательский, средней продолжительности

Участники проекта: воспитатель, дети средней группы, родители воспитанников

Актуальность проекта

Нет на земле такого уголка, где бы нельзя было встретить птиц. Часто мы не замечаем этих маленьких пернатых, но, познакомившись с ними поближе, мы понимаем, что они делают очень много полезного. Значение птиц в природе и для человека велико и многообразно. К сожалению, с лица Земли полностью исчезло 94 вида птиц, а еще 187 видов птиц находится в Красной книге. Много птиц погибает во время зимней бескормицы, которая начинается с появлением устойчивого снежного покрова, от голода.Зима - суровое время года, а для птиц самая тяжелая пора. Холод птицам не страшен, им страшен голод. В поисках пищи многие птицы жмутся к человеческому жилью. Регулярная ежедневная зимняя подкормка птиц может спасти довольно много птичьих жизней, а помочь птицам выжить могут только люди. Привлечение детей к оказанию помощи зимующим птицам является мощным воспитательным фактором в развитии экологического сознания, таких человеческих качеств, как забота о братьях наших меньших, сопереживание, сочувствие.

Привлечение родителей к участию в проектной деятельности (изготовление кормушек, приобретение корма для птиц) способствует укреплению детско-взрослого сообщества (педагоги – дети – родители).

Значимая для детей проблема

Как же выживают в зимнее время наши друзья-птицы, чем мы можем помочь им в это трудное время?

Гипотеза проекта:

Если в течение зимних холодов постоянно подкармливать птиц, то выживет больше птиц, и они принесут больше пользы. Чаще будут радовать нас своей красотой и пением.  

Цель проекта: Сохранение популяции зимующих птиц (воробьи, синицы, голуби, снегири, дятлы, поползни) через совместное детско-взрослоесотворчество (родители-дети) - изготовление кормушек. Изучение образа жизни и поведения птиц зимой, о связи с окружающей средой и роли человека в жизни птиц.

Задачи:

  • расширять знания о зимующих птицах: воробей, синица, голубь, снегирь, дятел (беседы, дидактические игры);
  • поддерживать стремление ребенка активно вступать в общение, высказываться; (наблюдение на прогулке);
  • воспитывать заботливое отношение к птицам;  
  • помочь в создании определенного продукта (кормушки);
  • формировать умения и навыки наблюдения за птицами;  
  • вызывать стремление беречь их, помогать зимующим птицам в трудное время  
  • расширить представления о жизни зимующих птиц нашего края.
  • провести наблюдения за поведением и питанием зимующих птиц.
  • практическая работа (выполнение кормушек).
  • кормить птиц всю зиму

Местообитание птиц: участок детского сада

Методы и приёмы:

  1. Наблюдения.
  2. Сбор информации.
  3. Работа с литературой.
  4. Обработка собранной информации.
  5. Творческая работа.

Этапы реализации проекта:

Подготовительный: (целеполагание)

  • Создание необходимых условий для реализации проекта
  • История появления кормушки;
  • Определения уровня знаний детей о зимующих птицах;
  • Подбор необходимой литературы, материалов для реализации проекта;
  • Создание интереса у участников проекта (групповой сбор, родительское собрание)
  • Постановка задачи перед родителями: изготовление кормушек, сбор корма для птиц.

Основной: (практическая часть)

Реализация проекта через разные виды совместной деятельности педагога с детьми:

  • Беседа «Зимующие птицы».
  • Презентация «Зимующие птицы нашего края».
  • Заучивание стихов о птицах (Александр Яшин «Покормите птиц»).
  • Чтение рассказа Л. Толстой «Воробей на часах», стихов В. Звягиной «Воробышки», Н. Рубцов «Воробей».
  • Д/игры «Накорми птиц», «Верю-не верю», «Четвертый лишний».
  • Подвижные игры «Воробышки и автомобиль», «Птички и кот», «Воробышки и кот».
  • Наблюдение на прогулке «Какие птицы прилетают на кормушку?».
  • Прослушивание аудиозаписи голосов птиц (воробей, снегирь, голубь, синица), П.И. Чайковский «Времена года»
  • Памятка «Как подкармливать птиц».
  • Правила поведения возле кормушек.
  • Экспериментирование: «Рассматривание птичьих следов» - научить различать птичьи следы (голубя, воробья).
  • Художественное творчество: «Раскрашивание силуэтов птиц» Нетрадиционное рисование «Кисть рябины» - учить рисовать кисть рябины пальчиком, а листок приемом «примакиванием» ворсом кисточки.

Работа с родителями:

  • Консультация для родителей «Как и из чего можно сделать кормушку для птиц»  
  • Рекомендовать родителям почитать дома с детьми стихотворение А. Барто «Снегирь» и нарисовать снегиря.

Заключительный: (подведение итогов реализации проекта)

  • Размещение кормушек на территории детского сада
  • Подкормка птиц в течение зимнего периода.

Результаты проекта

  • Дети имеют представления о зимующих птицах: голуби, воробьи, синицы, снегири, дятлы.
  • Могут совместно со взрослыми изготовить кормушку из разного материала (из пластиковых бутылок, молочных пакетов, из фанеры, бросового материала).
  • Знают, каким кормом подкармливать птиц (семечки, хлебные крошки, крупа, несоленое сало).
  • Умеют наблюдать за поведением птиц зимой, анализировать и делать выводы.  
  • Родители знают, что возможно воспитать любовь и бережное отношение к птицам через совместное изготовление кормушек, ежедневное подкармливание птиц.

Список литературы:

  1. Воронкевич О. А. "Экология" М, «Просвещение», 2013г.
  2.  Соколов, Н.А. Любите и охраняйте птиц //М.: Просвещение – 2015г.
  3. Основная образовательная программа дошкольного образования МДОУ «Центр развития ребенка -детский сад №2»,
  4. 2. Алябьева Е.А. Тематические дни и недели в детском саду: Планирование и конспекты. – М.: ТЦ Сфера, 2014. – 160 с.
  5. А.И. Васильева Учите детей наблюдать природу. – Издательство «Народная асвета». Минск,2012. - 126 с.
  6. Веракса Н.Е., Н.А.Васильевой, Т.С.Комаровой. «От рождения до школы» Основная образовательная Программа дошкольного образования.М.,2016
  7. Веракса Н.Е., Веракса А.Н. Проектная деятельность дошкольников. Пособие для педагогов дошкольных учреждений. – М.: МОЗАИКА- Синтез, 2016. – 64с.
  8. Виноградова Н.А.Образовательные проекты в детском саду. Пособие для воспитателей и родителей / Н.А.Виноградова, Е.П.Панкова. - М.: Айрис-Пресс, 2008. - 208 с.
  9. Евдокимова Е.С. Технология проектирования в ДОУ / Е.С.Евдокимова. - М.: ТЦ Сфера, 2013.
  10. Журавлева В.Н. Проектная деятельность старших дошкольников. Пособие / В.Н.Журавлева. - Волгоград: Учитель, 2011. - 302 с.
  11. А.И. Педагогическое проектирование как метод управления инновационным процессом в ДОУ / Под общ. ред. Г.Д.Ахметовой // Проблемы и перспективы развития образования. - Пермь: Меркурий, 2011. - С.80-84.
  12. Марудова Е.В. Ознакомление дошкольников с окружающим миром. Экспериментирование. – СПб: ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО - ПРЕСС», 2013. – 128 с.
  13. Масленникова О.М. Экологические проекты в детском саду / О.М. Масленникова, Ф.Ф. Филиппенко. – Изд. 2-е – Волгоград: Учитель: ИП Гринин Л.Е., 2015 – 232 с.: ил.

Приложения

История кормушки

История появления кормушки связана с неблагоприятными климатическими условиями и желанием человека защитить птиц в те периоды, когда они не могут сами себя прокормить. Зима – самое трудное время года для птиц, не улетающих в тёплые края. Особенно сложно становится им добывать пищу в снежные дни. А ведь всем известно, что сытой птице и мороз не страшен. Поэтому птицам надо помогать пережить зиму - иначе они умрут. И здесь на помощь приходит человек, который мастерит кормушки (столовую для зимующих птиц) и подкармливают пернатых друзей. Трудно сказать, когда появилась первая кормушка (ящик, куда люди кладут корм для птиц), но есть интересная история – легенда, о том, почему люди сделали традицией вывешивать кормушки.Давным – давно …жил в селе человек по имени Сашко. Занимался он земледелием: пахал землю, сеял зерно, собирал урожай, молол муку и выпекал душистый хлеб. Сашко, достаточно преуспел в этом деле и прославился во всех соседних деревнях и сёлах. Со всей округи съезжались к нему люди за мягким хлебом. Но случилось у него однажды большое несчастье… Стояла в то время большая засуха. Пекло солнце и жара была невыносимая. Вспыхнул в селе пожар, и погорели все деревянные постройки. А у Сашка на земле сгорела почти вся пшеница, ноне много ему всё же удалось спасти. И набралось у него зерна всего мешок. Прошла осень и наступила зима. Зима была морозной, лютой; такой, какой ещё никогда не бывало. Надел Сашко тулуп и вышел во двор поглядеть, что там делается. Видит: кругом всё снегом занесено, а на белых от снега деревьях птицы сидят и не шевелятся, замерзают. Жалко ему стало бедных птиц. Пошёл он соорудил для них деревянные приспособления и насыпал в них зерна. Налетели птицы на пшеницу, стали клевать, да насыщаться. А когда птица не голодна, ей и тепло и не замёрзнет она. С этого дня стал Сашко каждый день в кормушки зерно сыпать, хоть и сам он обеднел, ведь всё своё зерно он отдавал птицам. Так и прошла зима, и в последний её день высыпал Сашко птицам последнюю пшеницу из своего мешка и только сейчас заметил, что весь свой запас птицам скормил. Сидит, пригорюнился, думает «Теперь и есть нечего, и сеять нечего на землю» Вот пришла пора сеять урожай. Сидит Сашко в доме и слышит шум, гам. Вышел во двор – глядит, а над его землёй стая разных птиц кружится. Среди них и голуби, и воробьи, и синицы, и каждая делом занята – бросает зёрнышко в землю, улетает куда – то и обратно прилетает с зерном и так много-много раз. Смотрят все жители, удивляются, никогда не видели, чтобы птицы кому-нибудь огород засаживали. И пошла молва по миру об этой истории. И стали люди во всём мире как Сашко сооружать кормушки для птиц зимой и заботится о них. А птицы взамен, на людскую доброту, помогают людям, уничтожая вредителей лесов, огородов, садов, сохраняя тем самым урожай.  

И стало это традицией, и передавалось из поколения в поколение. И превратили люди вывешивание кормушек в настоящий праздник, ритуал с песнями, конкурсами на лучшую кормушку. И дошла эта традиция до наших дней. 12 ноября - по народному календарю, отмечают праздник «Зиновий синичник».  

Именно в этот день люди собираются в садах, парках и вывешивают первые кормушки. Теперь, с этого момента, стартует международная акция «Покормите птиц зимой!» Длится она до весны. В этот период любой желающий, в любой точке мира, любого возраста, любой национальности может принять участие: самому сделать кормушку и ежедневно наполнять её кормом.

Художественная литература.

В.Звягиной «Воробышки»

На дворе морозище – Градусов под сорок.  

Плачутся воробышки,

Что весна не скоро,

Что в морозы лютые плохо греют шубки...  Я принес воробышкам На тарелке крупки:  

Кушайте, воробышки,

Я бы вам и валенки,

Я бы вам и валенки

Подарил с калошами.

Но сказала мама:

– Воробей ведь маленький,  Сразу как запрыгает –  Потеряет валенки...  Кушайте, хорошие.

Н. Рубцов  «ВОРОБЕЙ»

Чуть живой. Не чирикает даже.

Замерзает совсем воробей. Как заметит подводу с поклажей, Из-под крыши бросается к ней!

И дрожит он над зернышком бедным, И летит к чердаку своему.

А гляди, не становится вредным Оттого, что так трудно ему...

Толстой Лев Николаевич «Воробей на часах»  

В саду на дорожке прыгали молодые воробушки.

А старый воробей уселся высоко на ветке дерева и зорко глядит, не покажется ли где хищная птица.

Летит по задворкам ястреб-разбойник. Он лютый враг мелкой пташки. Летит ястреб тихо, без шума.

Но старый воробей заметил злодея и следит за ним.

Ястреб ближе и ближе.

Зачирикал громко и тревожно воробей, и все воробьята разом скрылись в кусты.

Все смолкло.

Только воробей-часовой сидит на ветке. Не шевелится, глаз с ястреба не спускает.

Заметил ястреб старого воробья, взмахнул крыльями, расправил когти и стрелой спустился вниз.

А воробей камнем упал в кусты.

Ястреб ни с чем и остался.

Озирается он вокруг. Зло взяло хищника. Огнем горят его желтые глаза.

Встрепенулся разбойник и полетел дальше. Опять уселся воробей на той же ветке. Сидит и весело чирикает.

С шумом высыпали из кустов воробьята, прыгают по дорожке.

Подвижные игры

 «СОВУШКА» Цель: упражнять в беге с выполнением ролевых движений; в умении быстро реагировать на звуковой сигнал, сохранять статичность позы некоторое время; развивать выдержку; организованность.

Ход: все дети - птички, бабочки и т.д., один - сова, которая находится в стороне площадки. По сигналу «день» птички разлетаются. На сигнал «ночь» все останавливаются и стоят неподвижно. Вылетает сова, высматривая тех, кто шевелится, и забирает в гнездо. Через 15-20 сек. Снова дается сигнал «день». Варианты: можно подавать такие сигналы «день наступает - все оживает», «ночь наступает - все замирает»; или сигналы могут быть музыкальные: день - громкая музыка, ночь - тихая.

«КОТ И ВОРОБЫШКИ» Цель: упражнять в умении сохранять направление движения и изменении его в зависимости от ситуации; развивать внимание; умение действовать только после произнесения условной фразы.  

Ход: кот - располагается на одной стороне зала, воробышки - на другой.

Воробышки приближаются к коту:

Котя, котенька, коток,

Котя - черненький хвосток,

Он на бревнышке лежит,

Притворился, будто спит.

После этих слов кот восклицает: «Мяу!» - и начинает ловить воробышков, которые убегают от него в домик, за черту

 «ВОРОБЫШКИ И АВТОМОБИЛЬ» Цель: развивать умение рассредоточиваться по всей площади зала; быстроту реакции; пространственную ориентацию; формировать потребность в двигательной активности

Ход: на одной стороне зала размещают скамейки, на них сидят воробышки. На другой обозначают место для гаража. «Воробышки вылетают из гнезда» - говорит воспитатель, и дети прыгают со скамейки (20см), бегают врассыпную, подняв руки в стороны. Раздается гудок, и появляется «автомобиль» - ребенок, в руках которого руль. Воробышки быстро улетают в свои гнезда. Автомобиль возвращается в гараж. Игра повторяется.

«ПТИЧКИ В ГНЕЗДЫШКАХ» Цель: упражнять в беге в разных направлениях с одновременным выполнением махов прямыми (согнутыми) руками; развивать пространственную ориентацию; реакцию.

Ход: дети делятся на 3-4 группы и становятся внутри гнезда (обручей или кругов из шнуров). По сигналу вос-ля «полетели» - вылетают из гнезда и разбегаются по всему залу, выполняя ролевые действия. По сигналу «птички, в гнезда» - убегают на свои места. Повторяется 3 раза.

 «ПОПРЫГАЙ, КАК…» Цель: упражнять в умении передавать образ животного в движении; развивать положительное отношение к самостоятельному выполнению движений; воображение в передаче образных движений.

Ход: дети изображают прыжки животных, птиц, насекомых, которых знают. Воспитатель проходит мимо и старается угадать, если она ошиблась, дети говорят: «Нет, не угадали», и сами называют животное. Если угадала:»Правильно, угадали».

Польза, приносимая птицами (беседа с детьми)

Цель: расширить знания детей о жизни птиц зимой: об их внешнем виде, о питании.  

Учить распознавать птиц по способам передвижения, издаваемым звукам.

 Словарная работа: зимующие, нахохлились, чирикают, щебечут, покрылись пухом, зимовать, корм. Воспитывать заботливое отношение, интерес. Развивать познавательные способности, интерес и любовь к родному краю.

Материалы и оборудование: иллюстрации с изображением птиц; модели с видами питания зимующих птиц; магнитофон, аудиозапись с голосами птиц, картина с изображением кормушки, картина леса.

Предварительная работа Наблюдения на прогулке, чтение сказки В.Зотова «Сова»; Г.Снегирев «Про птиц»; Н.Сладков «Еловая каша»; В.Бианки «Кто к кормушке прилетел», рассматривание иллюстраций с изображением птиц

Ход: Я хочу рассказать вам о незаменимых жителях нашего города.

Угадайте, о ком пойдет речь. Снится ночью пауку

Чудо-юдо на суку:

Длинный клюв и два крыла,

Прилетит – плохи дела.

А кого паук боится?

Угадали? Это … (птица).

Птицы везде – над нами, вокруг нас, вдали, рядом. Чтобы посмотреть на всех птиц, целой жизни не хватит. Но тех, которые живут в лесу или неподалёку от дома, надо знать.

А знаете ли вы, ребята, какую пользу приносят птицы человеку?

Дятлы, скворцы и синицы истребляют огромное количество насекомых. Синица за сутки съедает столько же насекомых, сколько весит сама. Ушастая сова способна съесть за день до 10 мышей-полёвок.  Многие птицы - санитары. Вороны, сороки, и некоторые другие, питаясь на свалках и помойках, способствуют оздоровлению местности. Нельзя не поражаться, какой колоссальный вклад вносят наши пернатые друзья в борьбу против вредителей сада и леса.  

Птицы дарят нам чарующие звуки трелей, мечту полёта. Ощущение свободы и красоты. Птицы, питаясь насекомыми, помогают природе поддерживать численность того или иного вида насекомых в определённой норме.  Мало кто знает, что голоса птиц целебны для нас. Птицы поют не только в слышимом диапазоне, но и в ультразвуковом. Их голоса стимулируют нашу активность в то время, как инфразвук, порождаемый городом, действует на наш организм разрушающе. Общение с птицами порождает нашу эмоциональность.

Птицам бывает иногда очень тяжело, и поэтому человек должен прийти к ним на помощь. Весной, например, люди готовятся к прилёту птиц: вешают им домики. А особенно тяжело птицам зимой. Им сложно бывает добывать корм. Поэтому в лесах, около домов люди развешивают кормушки.

Памятка "Как подкармливать птиц".

  1. Развешивайте кормушки в спокойных для птиц местах.
  2. Следите, чтобы корм в кормушке был постоянно.
  3. Кормушки нужно держать в чистоте.
  4. Следите, чтобы в кормушке не было снега.
  5. Помните, что основные зимние корма: семечки арбуза, дыни, тыквы, пшеничные отруби, овсяные хлопья, пшено, семена подсолнечника (не жаренные, не солёные, сушёные ягоды боярышника, шиповника, крошки белого хлеба, несолёное свиное сало, говяжий жир. Нельзя давать чёрный хлеб.

Консультация для родителей «Как и из чего можно сделать кормушку для птиц»

Очень необычные, интересные и простые кормушки получаются из плотного картона. Для этого произвольные фигурки из картона (колечки, сердечки, ромбики) нужно обмазать мучным клейстером, а затем густо обсыпать с двух сторон различными мелкими сухими зёрнышками. Когда такие фигурки просохнут, они легко развешиваются на веточках. Синицы и вездесущие воробьи держатся стайками и постоянно перелетают в поисках корма с места на место. Сегодня птицы наведаются к вашей кормушке, а завтра – к другой.  

Классическая кормушка.

Для изготовления самой популярной "модели" кормушки понадобятся березовая ветка длиной 10-15 см, достаточно крупная, 2 листа ДВП или доски, метла. Березовую ветвь следует разрезать на 4 ровных куска и прикрепить к ним ДВП или досточки. Наверх прикрепите метлу (нижнюю часть), чтобы кормушка была устойчивой, после чего можно вешать ее на дерево.

Из пластиковой бутылки.

Можно изготовить из пластиковой бутылка и простой вариант автокормушки. Подготовьте какую-нибудь прочную крышку – сюда будет постепенно высыпаться корм и садиться птицы. Бутылку закрепите вертикально так, чтобы ее горлышко касалось поверхности корма. Процесс высыпания будет зависеть от того, как быстро будут клевать птицы, они сами и будут его регулировать, вам нужно будет только время от времени наполнять кормушку.

Самая простая кормушка — из молочного пакета. Прорежьте леток, зацепите бумажную пирамидку за вершину и повесьте на дерево.  

Сложные конструкции.

Рассмотрите и более сложные модели кормушек, которые могут стать настоящим украшением любого двора или сада. На столбах укрепляются стационарные кормушки для птичек. Их кормовые столики и крыши можно изготавливать из тонкой фанеры или древесно-стружечных плит. Можно сделать и двухэтажную кормушку, использовав для невысокого первого этажа жестяную чашу с бортиками, а второй этаж делая деревянным. Крышки и боковые стенки позволяют сделать так, чтобы корм был недоступен для голубей, а синицы любят заскакивать в укрытия и быстро освоятся в своей новой столовой.  

Помочь пернатым друзьям, своевременно развесить кормушки станет доброй традицией в нашем детском саду.

Анкета для родителей.

«Вместе с детьми кормим зимующих птиц»

Уважаемые родители!

Просим вас ответить на наши вопросы.

  1. Регулярно ли Вы кормите зимой с вашим малышом птиц? Если нет, то когда?
  2. В какое время суток насыпаете корм?
  3. Где, в каком месте Вы проводите подкормку? (на кормушке, которую вывесили; около дома; в детском саду или другое)
  4. Чем кормите птиц?
  5. Кто является инициатором подкормки: Вы или ребенок?
  6. Какие птицы прилетают к Вам кормиться?
  7. Удаётся ли Вам с ребенком понаблюдать за поведением птиц у кормушки? Как часто?
  8. Если не наблюдаете за подкормкой птиц, что Вам мешает?
  9. Имеется ли интерес у ребенка к подкормке птиц, в чём это проявляется?
  10. Заметили ли Вы какие – либо изменения в поведении и характере ребенка после начала подкормки птиц?
  11. Используете ли Вы художественную литературу для поддержания интереса и воспитания любви к птицам?
  12. Смотрите ли Вы телевизионные передачи о природе вместе с ребенком? Если да, то какие?
  13. Делали ли Вы вместе с ребенком кормушки для птиц? Кто являлся инициатором: Вы или ребенок?
  14. Хотели бы Вы принять участие в конкурсе по изготовлению кормушек и включиться вместе с вашим ребенком в зимнюю подкормку птиц в рамках детского сада?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План - конспект непосредственно – образовательной деятельности с дошкольниками во 2 младшей группе «Трудно птицам зимовать – надо птицам помогать».

Конспект разработан в помощь воспитателям, по ознакомлению детей с окружаещем миром, на тему : "Птицы"....

План - конспект непосредственно – образовательной деятельности с дошкольниками во 2 младшей группе «Трудно птицам зимовать – надо птицам помогать».

Конспект разработан в помощь воспитателям, по ознакомлению детей с окружаещем миром, на тему : "Птицы"....

Конспект непосредственной образовательной деятельности на тему: "Трудно птицам зимовать, надо птицам помогать..."

конспект занятия был разработан с целью закрепить знания детей о зимних явлениях в природе, расширить представления о зимующих птицах....

Планирование воспитательно-образовательной деятельности "Птицы зимой"

Планирование воспитательно-образовательной деятельности "Птицы зимой" на неделю...

Методическая разработка непрерывной образовательной деятельности «Птицы зимой»

Формирование целостного представления у дошкольников о птицах зимой. Вызвать интерес к окружающему мируРасширять у детей понимания о том, где зимуют птицы, чем питаются.Обогатить словарный запас...

Планирование воспитательно-образовательной деятельности "Птицы зимой"

Планирование воспитательно-образовательной деятельности "Птицы зимой" на неделю...