ООД с элементами опытно – экспериментальной деятельности «Невозможное возможно».
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа)

Шелковникова Ирина Юрьевна

Цель: развитие познавательной активности в процессе опытно - экспериментальной деятельности с полезными ископаемыми родного края.

Задачи:

Образовательные:

1. Познакомить детей с полезными ископаемыми Бутурлиновского края.

2. Формировать представления о свойствах мела, песка и глины.

3. Подводить детей к ответу полными предложениями.

4. Формировать навыки проведения лабораторных опытов.

Развивающие:

1. Создать условия для развития познавательного интереса, мышления, речи.

2. Развивать произвольную регуляцию и умение планировать свою деятельность.

3. Развивать умение делать умозаключения.

Воспитательные:

1. Воспитывать доброжелательное отношение к окружающим.

2. Формировать самостоятельность, трудолюбие, аккуратность.

3. Прививать любовь к природе.

Материалы и оборудование: презентация к занятию; 1 лаборатория: поднос, мел, стаканчики с водой, салфетки; 2 лаборатория: поднос, песок, лупы, стаканчик с водой, ложечка, салфетки; третья лаборатория: поднос, ком сухой глины, ком мокрой; гончарная мастерская: под каждого дощечки и   мокрая глина.

Ход деятельности

Организационный момент:

(Воспитатель приглашает детей в круг.)

- С чего начинается хорошее настроение? (С улыбки, с добрых дел, с прекрасных сюрпризов.)

Мы все за руки возьмемся

И друг другу улыбнемся.

Мы готовы поиграть –

Много нового узнать.

( В зал вносят посылку. Воспитатель вскрывает посылку. Внутри записка и небольшая коробочка. )

 «Здравствуйте, дорогие ребята группы «Светлячки».  Пишет вам Крот из сказки «Дюймовочка». На днях я подсчитывал свои богатства и наткнулся на коробку, которая мне досталась от прадедушки. На ней надпись «Богатства земли Бутурлиновской». Там внутри какие-то камушки, кулёчки, а на одном из них вообще надпись «волшебная глина», но как глина может быть волшебной?! Я уже хотел было выбросить их, но Дюймовочка мне посоветовала этого не делать, а сначала разобраться, что это. Она посоветовала обратиться к вам за помощью. Помогите, пожалуйста. С уважением, Крот.»

 

Поисковый этап:

- Поможем Кроту?

-Ребята, а как вы думаете, какие богатства могут быть у нашей земли Бутурлиновской? (Полезные ископаемые).Еще мы можем сказать  «природные богатства».

Наша, Бутурлиновская земля большая и богатств у неё много. В лесах много зверей, ягод, грибов; в прудах и реке много рыбы. Но есть ещё богатства и внутри земли, в её недрах. Эти богатства называются полезными ископаемыми. Давайте познакомимся с некоторыми из них .

1 Слайд с загадкой

Этот мастер белый-белый.

 В школе не лежит без дела.

Пробегает по доске —

Оставляет белый след.

 

- Откуда же он взялся?

 

Оказывается, давно там, где мы живём, было море, в котором было много улиток в раковинах. Время шло, улитки погибали, а их раковины падали на дно моря. Их заносило песком и илом, и раковина превращалась в мел. Люди научились добывать мел и использовать его. Очищенный мел врачи даже прописывают людям, чтобы у них были здоровые зубы и крепкие кости.

 

2 Слайд

 

-Еще наша земля богата многочисленными месторождениями песка. Его добывают из карьеров и применяют в строительстве. А что такое карьер? Посмотрите, это углубление, образованное при добыче полезного ископаемого открытым способом.

С помощью песка делают дороги, тротуары, бетон, кирпичи, блоки, цемент, стекла, керамику, бумагу, пластмассу и многие другие материалы.

 

3 Слайд

 

-Также, наша земля богата месторождениями глины. Её, так же добывают в карьерах.

 

4 Слайд.

 

- В старину глиной стирали, строили дома и делали посуду, сейчас глина используется в косметологии и медицине.

 

 5 Слайд

 

- Так же, наша земля богата такими горными породами, как охра – это естественные минеральные краски желтого и красного цвета.

 

6 Слайд

Известняк и мергель

   

 

-Вот так богата наша земля полезными ископаемыми.

 

 

Физминутка.

По дорожке шли, шли, (ходьба на месте)

Много камешков нашли.

Присели, собрали и дальше пошли (присели)

По дорожке, по дорожке

Прыгаем на левой ножке(3 прыжка на левой ноге)

И по этой же дорожке

Прыгаем на правой ножке.(3 прыжка на правой ноге)

По дорожке побежим, до лужайки добежим.(бег на месте)

На лужайке, на лужайке

Мы попрыгаем как зайки.(3 прыжка на обоих ногах)

Стоп! Немножко отдохнём!

И опять работать мы пойдём.

 

Практический этап:

- Ну что ж, давайте вернемся к нашему сундучку, и поможем кроту разобраться, что же в нем находится.

1.  Исследование мела.

(Достаю первый кулек.)

- Ребята, прежде, чем посмотреть, что лежит в этом кульке, предлагаю вам стать учеными-исследователями.

- Кто знает, чем занимаются ученые? (исследуют, наблюдают, проводят опыты.)

- Для проведения опытов ученым нужна лаборатория. Как вы думаете, какие правила надо соблюдать, работая в лаборатории? (быть аккуратными, не спешить, внимательно слушать, не толкаться и соблюдать тишину.)

- Давайте пройдем к столу, в нашу первую лабораторию.

Ученые часто советуются друг с другом, обсуждают свои исследования, поэтому мы будем также с вами договариваться о том, что делать, помогать друг другу.

- Что мы с вами видим? (Мел)

- Какого он цвета? Возьмем в руки кусочек мела, сожмем его в руке. Какой он на ощупь? (твёрдый, но он мягче камня)

- Давайте опустим его в стаканчик с водой, что же мы видим? (Из мела выходят пузырьки воздуха.)

- А что же это значит? (Значит в меле есть воздух)

- Посмотрите на свои руки, что мы видим? (Мел испачкал руки)

- Давайте сделаем вывод. Какие свойства мела вы знаете?

 ( Мел белый; твёрдый, но он мягче камня; мел оставляет след, и он пачкается. В меле есть воздух.)

-А сейчас возьмите салфетку и вытрите руки.

2. Исследование песка.

-Переходим с вами с следующую лабораторию, и достаём из сундука следующий предмет.(Песок из кулька высыпаем на поднос)

- Что мы видим? (Песок)

(Воспитатель предлагает детям насыпать немного песка на белый лист бумаги.)

- Рассмотрите его внимательно при помощи лупы. Из чего состоит песок?

 (Из песчинок).

- Похожи ли песчинки друг на друга?

Возьмите еще щепотку песка и насыпьте на лист. Хорошо ли он сыплется?

- Это значит , что песок какой? (Сыпучий.)

- Ребята, посмотрите внимательно. Я насыпаю песок в стаканчик, добавляю воду и перемешиваю.

- Что мы видим? (Песок не растворяется в воде, он осел на дно стакана.)

- Посмотрите, а что произойдёт, если песок полить водой? (Поливаю песок на подносе водой)

- Куда же  делась вода? Возьмите песок в ладошку, что  с ним произошло? Песок стал прилипать к ладошкам. Он стал мокрым.

- Итак, что мы можем сейчас сказать о нем?

 (Мокрый песок становится не сыпучим, липким.)

- Давайте сделаем вывод, какими же свойствами обладает песок?

 (Песок состоит из миллиона маленьких песчинок. Все они разного размера. Песок не растворяется в воде, он оседает на дно стакана. Мокрый песок не сыпучий)

-Давайте вытрем руки.

 

3. Исследования  глины.

- Переходим в следующую лабораторию.

-А вот и тот самый мешочек с надписью «Волшебная глина».

-Давайте посмотрим, почему же ее так назвали.

- Ребята, когда глина сухая, она крепкая, твердая, потрогайте...

 Но если ее намочить, она становится мягкой, пластичной.

(Разворачиваю комок из мокрой ткани.)

- Давайте вспомним, что после дождя по глине тяжело ходить: она прилипает к обуви, на глиняной дорожке легко поскользнуться. Глина плохо пропускает влагу, и удерживает ее.

 

7 Слайд

 

-Еще в древние времена люди узнали об этом свойстве глины и делали из нее игрушки, научились лепить посуду. 

 

8 Слайд

 

Посуду обжигали на огне, и она становилась твердой и не пропускала воду.

 

Разминка.

Привезли мы глину с дальнего бугра;
(едут на «лошадке», руки вперед, сжаты в кулачки, энергично сгибаем в локтях).
Быстро, за работу чудо мастера! 
(руки на пояс, наклоны влево – вправо).
Вылеплю тарелочку, хорошенько сглажу, 
(показываем пальцами рук, ладошками «сглаживаем»).
Высушу, узором я его украшу
(дуем, воображаемая кисточка, рисуем)

 

- А сейчас давайте пройдем в нашу мастерскую.

- Людей, которые делали глиняную посуду, называли – гончары. Повторите и запомните это слово. И мы с вами сейчас попробуем прикоснуться к этой профессии и побудем гончарами. Мы попробуем сделать глиняную посуду для наших кукол. А когда она высохнет, мы ее раскрасим. Вы согласны?

 

- Ребята, хорошо обдумайте последовательность своей работы. Сначала нужно хорошо промять глину. Не забывайте промазывать части, когда посуда высохнет, она будет гладкой, а не шершавой.

(Самостоятельная работа детей, помощь.)

(Подготовка работ к высушиванию.)

-Ребята, вы догадались, почему продедушка крота назвал глину волшебной?

(Потому что, издавна люди использовали глину в быту. Превращали, будто по волшебству, в различные предметы, игрушки, кувшины и другую посуду, т.к. глина обладает пластичностью.)

 

Итог.

- Ребята, мы помогли разобраться кроту с теми предметами, что лежали в сундуке. Хорошо, что он их не выкинул.

-  О чем было наше сегодняшнее занятие?

-Что вам понравилось больше всего на занятии?

(После занятия можно подготовить интеллекткарту «Полезные ископаемые родного края»)

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл shelkovnikova_konspekt_ood_s_elem._opyt.eksper.deyat_.docx1.16 МБ

Предварительный просмотр:

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Занятие с элементами опытно- экспериментальной деятельностью (старшая группа)

Занятие с элементами опытно- экспериментальной деятельностью(старшая группа)...

КОНСПЕКТ Непосредственно образовательной деятельности по познавательному развитию с элементами опытно – экспериментальной деятельности в старшей группе детского сада «Удивительные рыбки»

Конспект по познавательному  развитию с элементами опытно – экспериментальной деятельности в старшей группе «Удивительные рыбки»...

Конспект непосредственно - образовательной деятельности в области «Познание» (с элементами опытно – экспериментальной деятельности) для детей 6-7 лет " По четырем стихиям".

Занаятие было показано на дне отрытых дверей для родителей будущих воспитанников. Дети очень активно включились в поиски Василисы, с большим интересом выполняли предложенные задания и  добывали к...

Интегрированная НОД (познавательно – речевое развитие, художественно-эстетическое развитие) для детей второй младшей группы. «Стихотворение А. Барто «Кораблик». Элементы опытно-экспериментальной деятельность «Кораблик из бумаги».

Познакомить со стихотворением А. Барто «Кораблик». Совершенствовать выразительность речи. Формировать фонематический слух у детей младшего дошкольного возраста на основе правильного звукопроизношения....

НОД по основам пожарной безопасности с элементами опытно-экспериментальной деятельности в средней группе

В данной работе представлен материал по ознакомлению детей с правилами пожарной безопасности в лесу и основными знаками пожарной безопасности в лесу, правилами поведения во время возникновения пожара ...

конспект в первой младшей группе (дети раннего возраста) по теме «Волшебный снег» с элементами опытно-экспериментальной деятельности.

Конспект в первой младшей группе  по теме «Волшебный снег» с элементами опытно-экспериментальной деятельности....