СОД в подготовительной группе с детьми с ТНР :«Мини – музей “Гончарная мастерская”.
план-конспект занятия по окружающему миру (подготовительная группа)

Смирнова Ирина Александровна

Познакомить детей с народным ремеслом – гончарством, с его историческими истоками и современным использованием, приобщать к культуре прошлого своего народа.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл mini_muzey_glina.docx18.08 КБ

Предварительный просмотр:

Тема СОД: «Мини – музей “Гончарная мастерская”.

Цель: познакомить детей с народным ремеслом – гончарством, с его историческими истоками и современным использованием, приобщать к культуре прошлого своего народа.

Задачи:

-закрепление знаний детей о народных промыслах;

-формировать "образ музея", углублять интерес к художественным музеям, прикладному искусству, закрепление правил поведения в музее;

-уточнение и расширение знаний детей по теме: «Посуда»; формировать бережное отношение к посуде;

расширение и активизация словаря по лексической теме «Посуда», “глиняная игрушка”,

- активизировать словарь: экскурсовод, экспонаты, коллекция, выставка; обогатить словарь детей словами: гончар, гончарство; совершенствовать умение отвечать на вопросы;

-формировать культуру эстетического восприятия художественного образа при просмотре произведения;

-продолжать развивать координацию речи и движений; зрительное восприятие

совершенствовать развитие общей и мелкой моторики.

Ход СОД.

1.Организационный момент.

-Ребята, я приглашаю вас сегодня в наш мини музей “Чудеса из глины”. В нашем музее, главная бабушка Федора. И как в любом музее у нее есть свои правила.

 (Показываю знаки,

- запрещающие использовать напитки и еду,

- громко разговаривать,

- использовать ролики, бегать,

-трогать музейные экспонаты руками).

Почему такие правила поведения в музее?

Музей – это место, где хранятся старинные, редкие вещи или предметы.  

В музее работает человек, который все знает о музее и предметах, которые в нем хранятся. Как называется эта профессия?

Д. - Экскурсовод.

В. - Совершенно верно.

В. - Вы сегодня пришли в музей глиняной посуды. Предметы, которые выставлены в музее называются экспонаты.

2. Основная часть.

Воспитатель: подойдите поближе, посмотрите, что здесь?(посуда)

-Посмотрите внимательно и скажите, чем похожи все эти изделия

(что у них может быть общего? (Ответы детей)

-Верно, все эти изделия сделаны из одного материала.

Отгадайте загадку:

Если встретишь на дороге,

То увязнут сильно ноги.

А сделать миску или вазу -

Она понадобится сразу. (Глина)

-А вы знаете, откуда берут глину? (Ответы)

-Глина — добывается из земли обычно в местах, где когда-то проходили реки. Она является продуктом земной коры, это остатки гор и образуется в результате их разрушения, и в процессе выветривания.

-Бывает она разного цвета: красная глина, белая глина, голубая глина.

- Эта посуда изготовлена из красной глины, поэтому имеет коричневый цвет.

Экспериментальная деятельность.

-Посмотрите, вот у меня кусочки глины возьмите их, потрогайте, обследуйте её, какая она? (твердая, шершавая, крошится, трескается, не пачкает руки) Давайте попробуем залить её водой (заливают) и через некоторое время посмотрим, что с ей стало.

-А в этой мисочке глина, которая уже постояла в воде. Какая она? (липкая, пластичная, пачкает руки, легко меняет форму, скользкая)

-Основным свойством глины, определяющим ее пригодность для

гончарных изделий, является пластичность. Глина — единственный в своем роде такой природный материал, имеющийся в большом количестве.

-А кто же их создал? (Ответы.)

ГОНЧАР

-Правильно, есть такая древняя профессия – гончар.

-Я хочу прочитать вам отрывок из стихотворения С. Я. Маршака о работе гончара.

(Чтение стихотворения «Гончар сидит за верстаком.)

В конце дороги у горы

Копают грунт машины.

А вот готовят гончары

Горшки из красной глины.

Гончар сидит за верстаком

И мнет руками мягкий ком,

Вертящийся на диске,

И ком становится горшком,

Кувшином или миской.

Чтоб глина сделалась тверда,

Чтоб из нее ушла вода,

Стоят горшки и кружки

На полках для просушки.

А для того, чтоб стал красив

Горшок из глины красной,

Его должны мы, просушив,

Покрыть глазурью ясной.

Теперь горшок пора обжечь,

И в первый раз идет он в печь.

Горшок выходит из огня

Румянее и краше,

Готовый с завтрашнего дня

Варить борщи и каши.

Один в другом стоят горшки,

И ждут они отправки.

Их повезут грузовики

К дверям посудной лавки.

В.- Гончар – это мастер по выделке глиняной посуды. (Показ иллюстрации с изображением гончара, работающим за гончарным кругом)

-Гончарный круг позволяет создавать симметричные, равномерно расширяющиеся или сужающиеся

сосуды разнообразной формы.

Изготовление настоящего глиняного изделия процесс достаточно долгий: сначала происходит приготовление тестообразной массы, формовка изделия, нанесение декора (рисунка, сушка на воздухе или обжиг в печи.

Это мастерство передавалось из поколения в поколение.

-Не все мастера могли изготовить такую посуду. Для этого требовалось большое умение и навык. Поэтому настоящих гончаров ценили и уважали среди народа.

- А вы как думаете, достойны эти мастера почета? (ответы)

Иногда глину раскрашивали. Во многих русских деревнях до сих пор пользуемся этой посудой. Это кувшин для кваса, это крынка для молока, это глиняные горшки и плошки, глиняная кондюшка, глиняная ваза. ( Рассматривание  и рассказ об экспонатах посуды мини-музея).

Ребята, посмотрите чем украшена посуда? Дети: Узорами.

Воспитатель: Какие узоры вы видите? Дети: точки, завиточки, волны Дети подходят, рассматривают, трогают, определяют, для чего нужен тот или иной предмет.

Давайте с вами украсим вазы и каждый сделает свою вазу неповторимой, непохожую на все остальные.

Пальчиковая гимнастика.

«Пальцы делают зарядку, чтобы меньше уставать.

Раз, два, три, четыре, пять.

Руки, руки потираем.

Руки, руки согреваем и к работе приступаем»

3. Заключительная часть.

Рефлексия.

Ребята, давайте с вами вспомним, что я организовала в нашей группе?

А какие экспонаты я разместила в музее?

Скажите, кто такой гончар и что он делает?

Как мы украшали глиняные вазы?  

Для чего мы их украсили? (Для нашего музея)

Ребята, я предлагаю спросить у своих родителей, бабушек и дедушек есть ли у них глиняные изделия и принести их в наш музей, узнать их историю и рассказать детям.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация «МИНИ – МУЗЕЙ В ДЕТСКОМ САДУ КАК ФОРМА РАБОТЫ С ДЕТЬМИ И РОДИТЕЛЯМИ. МИНИ – МУЗЕИ ПАТРИОТИЧЕСКОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ»

Цель: Обогащение воспитательно-образовательного  пространства новыми формами работы  с детьми и их родителями. Задачи:     ·...

Организация непрерывной непосредственно образовательной деятельности детей в 2 младшей группе по теме «Экскурсия в мини-музей детского сада «Русская изба»».

НОД проводилась в мини-музее детского сада «Петушок», использовались аудиозапись русской народной музыки, русские народные костюмы; демонстрационные материалы: экспонаты мини-музея....

Конспект проведения непосредственно образовательной деятельности образовательной области познавательное развитие в подготовительной к школе группе на тему: «Путешествие в мини музей Городца"

Дошкольное детство - это важный период в жизни ребенка, когда формируются ощущения собственных возможностей, потребность в самостоятельной деятельности, основные представления об окружающем мире, добр...

Конспект НОД по патриотическому воспитанию для детей подготовительной группы. Тема: «Я поведу тебя в музей!»

Конспект НОД  по патриотическомувоспитанию для детейподготовительной группы. Тема: «Я поведу тебяв музей!»                  ...

Конспект занятия в подготовительной группе по теме «Экскурсия в мини-музей «Сударыня ложка»

создание условий для формирования у дошкольников представлений о музее и его коллекциях....