Занятие по познавательному развитию Спасти амулет индейского племени
занимательные факты по окружающему миру (подготовительная группа)

Рудак Наталья Сергеевна

знакомство с обычаями и традициями индейцев

Скачать:


Предварительный просмотр:

Конспект

Занятия по познавательному развитию

в подготовительной группе

«Спасти амулет индейского племени»

Цель: закрепление у детей элементарных представлений о жителях  Северной Америки (индейцах)

Задачи:

Формировать навыки поисковой деятельности, самостоятельно находить решения поставленной задачи, обосновывать свои выводы

Познакомить детей с головным убором (повязкой) индейцев, его назначении.

Развивать: воображение, мышление, внимание, восприятие, логическое мышление;

 коммуникативные навыки: умение вступать в диалог, свободно высказывать свои предположения;

Воспитывать: культуру общения со сверстниками в проделанных совместных действиях;

нравственные качества: доброту, отзывчивость, желание помочь

Интеграция образовательных областей:

Познавательное развитие, речевое развитие, художественно-эстетическое развитее, физическое развитие, социально-коммуникативное развитие

Предварительная работа: знакомство с индейскими племенами Северной Америки, рассматривание фотографий жилища, предметов быта, оружия индейцев, разучивание физкультминуток, просмотр презентаций «Животный мир Северной Америки»  , «Праздники индейских племен», «Чем занимаются индейцы» , беседа «Откуда пришли в Америку индейцы», «Мифы и легенды индейцев».

Ход занятия

Воспитатель: Ребята нам сегодня пришла посылка с Северной Америки. Что там, я не знаю. Посмотрим?

                           (Открывают посылку. В ней сундучок и письмо).

Воспитатель: Как вы думаете, от кого могла прийти эта посылка?

 (ответы детей)

Воспитатель: Давайте прочитаем письмо?

Дорогие ребята! Пишет вам вождь индейского племени. Я прошу вас о помощи. Злой дух пещеры спрятал наш священный амулет в этом сундуке.  Нам нужно вернуть амулет, ведь в нем  заключена вся сила и мудрость нашего племени. Чтобы открыть сундук нужно выполнить 5 заданий. Помоги нам  ребята вернуть амулет! Мы посылаем Вам волшебные стрелы с заданиями.

Воспитатель: Поможем?

Дети: Да

Воспитатель: В начале, давайте поздороваемся как индейцы.

«Здороваясь,  здравствуйте вы говорите

А как у индейцев – вы посмотрите:

Вот так свою руку вы поднимите (поднять согнутую в локте руку ладонью вперед)

И «Хау» с улыбкой произнесите!

Давайте так поздороваемся друг с другом: «Хау!», с гостями «Хау!»

Воспитатель: Хорошо, а теперь мы должны узнать задания.

Возьмите стрелу с цифрой 1.

(ребенок берет стрелу, и воспитатель читает задание)

1задание  Викторина «Что мы знаем о индейцах» Слайд №1

(на столе разложены карточки.  Дети берут себе по одной карточке. На каждой карточке написана цифра. Цифра соответствует вопросу викторины)
1.Как называлось жильё индейцев, из чего оно сделано?

Дети: Вигвам. Вигвам сделан из тонких стволов деревьев, Шкур животных.
2.В какой части света живут индейцы, и когда отмечают свой праздник?

Дети: Индейцы живут в Северной Америке. Свой праздник отмечают 24 июня.
3.Как называлась обувь индейца?

Дети: мокасины. У женщин были мокасины с гетрами.
4. Чем занимались индейцы?

Дети: Индейцы занимались рыболовством, земледелием, охотой.
5. Как называлась лодка у индейцев?

Дети: пирога, каноэ
6. Что такое «тотем», «амулет»?

Дети:  символ рода,  священная вещь, которой покланялись индейцы.
7.Какое оружие было у индейцев?

Дети: томагавк, копьё, лук, боевая палица, нож)

8.Зачем индейцы раскрашивали лица?

Дети: При помощи раскраски индейцы защищали свою кожу от солнца, запах краски отгонял  от людей мух, к какому племени относился индеец и сколько подвигов совершил.

Воспитатель: Молодцы ребята с первым заданием вы справились.

Следующее задание нам подскажет стрела с цифрой, которая меньше трех, но больше одного. Цифра 2.

(дети подают стрелу воспитателю)

                                      Задание 2. «Охота»

Вы все знаете, что индейцы хорошие охотники. А зачем они охотятся?

Дети: чтобы прокормить свое племя.

Воспитатель: у нас с вами будет необычная охота. Убивать мы животных не будем, а только наблюдать. Слайд №2

( все подходят к интерактивно доске)

 Давайте вспомним какие животные обитают в Северной Америке?

Дети: олени, волки, лисы, гризли, койот, енот, орел, сова, утки и.т.д)

Воспитатель: Какие это животные? (дикие) Почему? (ответы детей)

На какие две группы можно распределить диких животных?

Дети: хищники, травоядные

Воспитатель: Правильно. Давайте теперь на интерактивной доске распределим животных, которых вы перечислили.

(На доске два поля. На одном клык – означает хищников, а на другом трава – означает  травоядных. Дети должны расположить картинки согласно питанию в природе).

Воспитатель: По каким признак мы можем определить, что это животные хищники (клыки, шерсть,  когти) а это травоядные ( копыта, питаются травой..)

Ответы детей

Вы все просто супер! С этим заданием тоже справились.

Воспитатель: Возьмите стрелу с цифрой, которая больше двух, но меньше четырех. Дети: Это цифра 3.

Воспитатель: Сейчас с вами мы будем настоящими индейцами. Надевайте индейские повязки.

                           Задание 3 Физкультминутка «Индеец»

                     Индеец с луком за спиной  охотник, следопыт

                              (дети по кругу идут, прижав руки к плечам)

                     Плывет дорогой он речной

                              (изображают греблю на каноэ)

                     Лесной тропой спешит

                    (идут, высоко поднимая ноги)

            Вот здесь обедал крокодил,

            Вот здесь козленок проход

                    (дети идут, поворачиваясь вправо влево)

            А здесь, сбивая пыль с дороги,

            Бежали стадом носороги

                    (дети бегут по кругу)

Воспитатель:  Как вы считаете, для чего индейцам нужны были такие головные уборы?

                                         (ответы детей)

Воспитатель: Возьмите стрелу с цифрой 4.

Вождь индейского племени поведал мне историю о их головных уборах. И я вам сейчас расскажу.  (слайд №3)

Практически все индейцы носили на голове украшение из перьев. Хотя это вовсе не считается у них украшением. Головной убор из перьев заключает невероятную силу и может творить чудеса. Для изготовления  (слайд №4) годились перья далеко не всех птиц. Предпочтение отдавалось перьям орла, потому что они олицетворяют Великий дух, дух Вселенной , лучи света. А так же существовали строгие правила как эти перья нужно добывать. Орла нужно  было поймать на приманку голыми руками.

(Слайд №5)Такая охота была тяжелой и опасной. Орлиное перо можно было обменять на лошадь.

Повязку с орлиными перьями надевали индейцы, вступившие на тропу войны. Если же вместо орлиных перьев вплеталось оперенье совы, вороны, утки, цветные перья водоплавающих птиц то эти головные уборы были предназначены для праздников.(Слайд 6)

Тем, кто отличался в боях, давали перо орла. Это перо называлось – куп. Чем больше подвигов совершал индеец, тем больше перьев у него было в повязке.

Знаменитые повязки с орлиными перьями – военный головной убор индейцев. (Слайд 7)

А как вы думаете у вас какие головные уборы?

Дети: Праздничные.

Воспитатель: Хорошо. А теперь возьмите стрелу с цифрой 5

Следующее задание называется  «Перо».  

Нам предлагается провести опыты с перьями.

Ребята как вы думаете, почему водоплавающие птицы целый день плавают, ныряют,  а выходят из воды сухими и  не тонут. Даже есть поговорка «Как с гуся вода»?

                                    (ответы детей)

Воспитатель: Рядом с хвостом есть специальная железа, из которой выделяется жир. Водоплавающие птицы клювом втирают его в перья.

(на столе в тарелочках перья : гусиные куриные)

Давайте рассмотрим перья в тарелочке. Возьмите гусиное перо

Воспитатель: скажите из чего состоит перо?

Дети: стержень, перьевые волоски.

Воспитатель: возьмите большое перо

Дети: Перо гусиное – маховое.

Воспитатель: Где расположены такие перья?

Дети: Такие перья расположены по краям крыльев.

Воспитатель: Потрогайте перо. Какое оно?

Дети: плотное, жесткое, твердое.

Воспитатель: А почему?

Дети: перьевые волоски плотно скреплены друг с другом крошечными крючками.

Воспитатель: А теперь рассмотрим куриное перо. Какое оно? Проведите по руке?

Дети: маленькое, легкое, пушистое, тоненький стержень, пуховое.

Воспитатель: Где такие перья расположены?

Дети:  Расположено на голове, груди, лапках.

Воспитатель: И как их называют?

Дети: Пуховое

Воспитатель: Давайте подбросим перо. Как оно падает?

Дети: падает медленно, плавно, кружится.

Воспитатель: Почему перо легкое?

Дети: потому что стержень пустой.

Воспитатель: Давайте теперь докажем почему водоплавающие птицы не тонут.

Опыт «Гусиное перо» на  гусиное перо капаем воду и убеждаемся, что оно не промокает

На что похожа капля воды на пере? На бусинки. Встряхните перо. Какое оно стало? изменилось? Почему перо сухое осталось?

Дети: перо не  намокло, форму не изменило, вода стекла с пера. Перо сухое, потому что покрыто жировым слоем.

Опыт 2 «Куриное перо» 

На куриное перо капаем воду. Что произошло с пером?

Дети: перо куриное намокло, стало не красивым, потеряло форму. Потому что перо курицы не пропитано жиром.

Воспитатель: Правильно ребята. У курицы перья обычные не защищены жиром.  И поэтому пропускают воду и перо намокает, становится тяжелым. И курица может утонуть в воде.

Воспитатель: Молодцы! Все задания мы выполнили. И  теперь сможем открыть сундук. (открываем сундук. Достаем амулет)                                

Воспитатель:  Ребята амулет здесь. Но что-то с ним не так. Как вы думаете, что не хватает  амулету?

Дети: нет перьев.

Воспитатель: Правильно. Ведь без перьев амулет теряет свою силу. Сейчас вы возьмете каждый по перу, будете прикреплять к амулету и оставлять свои пожелания индейцам. Я желаю индейцам быть отважными…

(дети берут перо прикрепляют к амулету и говорят пожелания: желаю индейцам быть: сильными, ловкими, быстрыми, мудрыми, храбрыми, добрыми и.т.д)

Воспитатель: Ребята, я очень рада, что сегодня мы смогли помочь индейскому племени. Мы смогли с вами выполнить все задания. Проявили смекалку, показали свои знания.

Если вам было интересно выполнять задания и было все понятно и легко, то с мольберта возьмите зеленую звездочку, если было что-то непонятно, то возьмите желтую звездочку, а если было трудно и вы не  могли справиться с заданиями, то возьмите красную звездочку.

(дети берут звездочки с мольберта и объясняют свой выбор).

Воспитатель: Мы сегодня отправим амулет индейцам. И пусть он их оберегает и охраняет.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Итоговое занятие по познавательному развитию для детей средней группы "Спасти весну"

Занятие для средней группыТема «Спасти весну»Цель:  Систематизация знаний детейИнтеграция образовательных областей:Познавательное развитие.  (Формирование элементарных математиче...

Познавательное занятие по познавательному развитию в старшей группе «Невидимка – воздух»

Подвести к пониманию того, что воздух есть вокруг и внутри нас.  Дать представление о том, что воздух занимает место и обладает свойствами (невидим, лёгкий ветер – это движение воздуха). Способст...

Конспект занятия по познавательному развитию ( развитие познавательно-исследовательской деятельности) в первой младшей группе «Рыбы»

Конспект занятия по познавательному развитию ( развитие познавательно-исследовательской деятельности) в первой младшей группе «Рыбы»...

Тема представленного опыта: «Мини-музей как средство развития  познавательной активности детей  дошкольного возраста» (открытый показ занятия по «Познавательному развитию» (ознакомление с окружающим миром) «В гостях у сказок»).

Вся образовательная  деятельность этого занятия  была построена на игровой технологии, а также я использовала элементы  музейной технологии(т.к. у каждого из нас в группе находится...

Конспект занятия по познавательному развитию "Поможем Двигуну спасти Вертуна"

Конспект занятия по познавательному развитию "Поможем Двигуну спасти Вертуна"...

Конспект итогового занятия по познавательному развитию (Развитие сенсорных эталонов, познавательных действий и математических представлений) в средней группе компенсирующей направленности

Конспект итогового занятия по познавательному развитию (Развитие  сенсорных эталонов, познавательных действий и математических представлений)в средней группе компенсирующей направленности  ...