Знакомство с кругами Эйлера
консультация по окружающему миру (младшая группа)

Гусева Галина Михайловна

консультация 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл консультация15.86 КБ

Предварительный просмотр:

Консультация для педагогов на тему:

«Использование кругов Эйлера

для развития связной речи дошкольников».

Круги Эйлера - это геометрическая схема, с помощью которой можно наглядно отобразить отношения между понятиями или множествами объектов. Они были изобретены Леонардом Эйлером в 18 веке и с тех пор широко используются в математике, логике и в различных прикладных направлениях.

         Круги Эйлера можно использовать как в непосредственно образовательной деятельности с детьми по развитию речи и по познавательному развитию, по ФЭМП, так и в самостоятельной деятельности детей.

         Используя круги Эйлера, ребенок овладевает следующими элементами логических действий:  

 > анализ объектов с целью выделения признаков (существенных, несущественных);  

> синтез — составление целого из частей, в том числе самостоятельное достраивание с восполнением недостающих компонентов;  

> выбор оснований и критериев для сравнения, классификации объектов;  

> подведение под понятие, выведение следствий;  

> установление причинно-следственных связей;

 >построение логической цепи рассуждений

         С помощью кругов Эйлера ребенок учится строить модели, отражающие обобщенные, существенные черты множеств объектов, овладевает действием наглядного моделирования.

         Работа по обучению разделения на множества и подмножества должна идти в несколько этапов, с постепенным усложнением. Начать применять данную технологию можно с детьми младшего возраста.

1. Для начала вы им объясняете, что означает «положить в круг», и что такое    «положить предмет вне круга?».

      Дети сравнивают по размеру мячи: большой мяч убирают из круга, знакомятся с правилами игры -  «положить предмет вне круга».

2. Затем можно приступать к распределению предметов на 2 круга по заданию: по образу жизни, по размеру, по среде обитания и т.д.

       Детям можно предложить выполнить задание: разложить птиц на две группы – зимующие и перелётные.

  3. Затем можно приступать к распределению предметов на 3 круга.

Дети выполняют задание: распределить фрукты по цвету на три группы – три круга

              Дети раскладывают палочки по цвету на три группы – на три круга.

Когда какие-либо объекты входят и в первое множество, и во второе – круги будут пересекаться, и упомянутые объекты будут лежать в пересечении кругов. Это возможно, например, если в первое множество входят все желтые предметы, а во второе – фрукты. Тогда в пересечении будут находиться бананы, желтые яблоки,… - все фрукты желтого цвета.

      Рассмотрим возможное взаимное расположение этих кругов.

 Если ни один объект из первого множества не входит во второе множество, то круги будут непересекающимися. Такая ситуация возникнет, например, если в первом круге будут находиться живые объекты, а во втором – неживые.

Используя круги Эйлера,  ребенок учится  сопоставлять, обобщать, группировать материал в целях запоминания.

Например: классификация "Животный мир

1.На большой круг (из ватмана, картона) кладут

картинки представителей животного мира: зверей, птиц,

насекомых, рыб  (вперемешку).

2. Дети берут в руки все картинки и раскладывают в

круги меньших размеров, которые располагаются в

большом круге: (цвет кругов определяете сами) в

коричневый – насекомых, зеленый - зверей,

 синий - рыб и определяете, кого в какой круг класть схематичным изображением. 

3. Вы определили группы животных. Зверей можно разделить на: животных леса, животных севера, животных жарких стран. А значит в круг, где находятся звери  - кладете 3 круга и размещаете животных.

4. Птиц можно разделить на две группы: зимующие и перелетные.

 А значит в круг, где расположены птицы - кладете 2 круга и группируете птиц.

      Когда  все объекты первого множества входят и во второе множество, то модель может ещё представлять собой вложенные круги. Такая ситуация возможна, если, например, большой круг представляет собой всех животных, а маленький – домашних животных.

ВЫВОД: используя в работе с детьми данную технологию, мы способствуем развитию у них умений анализировать объекты с целью выделения признаков, осуществлять анализ и синтез, то есть составлять целое из частей, в том числе самостоятельно достраивая множества недостающими компонентами,  обобщать,  строить логические цепочки,  которые необходимы ребенку при подготовке к обучению в школе.

"Учите ребёнка каким нибудь неизвестным ему 5 словам - он будет долго и напрасно мучится, но свяжите 12 таких слов с картинками, и он усвоит их на лету». ( К.Д.Ушинский)

    Эти игры можно предлагать детям даже 2-ой младшей группы, чтобы классифицировать  домашних и диких животных, птиц, овощи и фрукты.

      Развитие логического мышления у детей через дидактические игры имеет важное значение для успешности последующего школьного обучения.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Круги Эйлера

В статье описано использование кругов Эйлера на занятиях с дошкольниками....

Использование кругов Эйлера в развитии фонематических представлений дошкольников с нарушениями речи

В коррекционной работе по развитию фонематических представлений мною активно используется метод  наглядного моделирования. Одним из  средств повышения ум...

Конспект "Знакомство с кругами Эйлера - подчинение"

Конспектинтегрированной непосредственно образовательной деятельностидля детей 6– 7 лет на тему:« Знакомство с кругами Эйлера типа « подчи...

Конспект "Знакомство с кругами Эйлера - подчинение" Закрепление

Конспектинтегрированной непосредственно образовательной деятельностидля детей 6– 7 лет на тему:«Закрепление темы   «Круги Эйлера вид...

Методическая разработка - находка "Волшебные круги Эйлера". Использование "кругов Эйлера" в своей работе с детьми для развития логического мышления. Картотека игр с "кругами Эйлера".

Методическая разработка - находка "Волшебные круги Эйлера". Использование "кругов Эйлера" в своей работе с детьми для развития логического мышления. Картотека игр с "кругами Э...