Развитие познавательных компетенций детей дошкольного возраста с использованием интерактивной песочницы iSandBOX
статья по окружающему миру

Доронина Лилия Васильевна

 

Играя в песочнице, ребенок самостоятельно создает реальный мир, наблюдая демонстрацию смены сезонов, выпадение осадков, колебания температур, движение воздуха.  Функционал интерактивной песочницы в отличие от обычной песочницы дает возможность увидеть полноценный цикл сезонов с красочными этапами перехода природы из одного состояния в другое. Наличие дополнительного дидактического материала позволяет детям трансформировать этот мир и получать целостное представление об окружающей действительности.

 

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл doronina-sulim-raeva.doc.docx16.93 КБ

Предварительный просмотр:

Развитие познавательных компетенций детей дошкольного возраста с использованием интерактивной песочницы iSandBOX

Доронина Л.В., Сулим Ю.В., Раева А.В.

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад общеразвивающего вида № 25»

Каждый из нас, взрослых, прекрасно понимает как устроен этот мир, знает об основных закономерностях (чередование дней недели, месяцев, смене времен года, дня и ночи, временной продолжительности событий).

Как же донести маленькому ребенку в доступной для его мышления форме эти закономерности, ведь один день для него кажется таким долгим.

С помощью интерактивной песочницы isandBOX мы попробовали создать этот микромир, предоставив возможность его трансформировать. Песочница представляет собой резервуар с песком, сверху на который направлен проектор с задаваемыми темами (режимами). Для своих занятий мы используем стандартный набор режимов, расположенных на экране. К ним относятся: ландшафт, защита базы, циклопы и драконы, воздушные шары, день и ночь, топография, художник, времена года, ледниковый период, вулкан, акула, цвета и формы, раскраска «растения», раскраска «игрушки», сетка, динозавры. В зависимости от тематической недели мы выбираем режим и подбираем дидактический материал к нему, который изготавливаем самостоятельно.

Так, использование режима «Времена года», позволяет нам вместе с детьми увидеть чередующуюся последовательность осень-зима-весна-лето с присущими каждому времени года признаками (листопад, смена температур, гроза, гром, молния, выпадение осадков в виде снега и дождя, образование луж и проталин, прилет и пение птиц).

Данный заданный режим мы доработали дидактическими наглядными материалами по разделам: человек, растения, животные, птицы.

Демонстрационный материал по разделу «человек» мы представили в виде куклы с набором зимней, летней, демисезонной одежды, обуви, зонта, головных уборов, перчаток, варежек. Дети, наблюдая в «микромире» песочницы переход от осени к зиме, меняют кукле одежду, проговаривая названия, подробно рассказывая почему это необходимо. В разделе «человек» работает одна подгруппа детей.

Следуюшая подгруппа детей при использовании режима «Времена года», а именно переход от осени к зиме, играет с дидактическими материалами по разделу «Птицы». При этом дети произносят названия всех птиц, оставляя на макете дерева только зимующих и убирая перелетных птиц.

Раздел «Животные» актуален с позиции изменений, которые происходят в среде животных обитателей нашей полосы, а именно того, что такие животные как медведь, ёж, барсук, суслик, хомяк, бурундук, лягушка, летучая мышь и др. ложатся в спячку. Потому что зимой им уже трудно найти подходящий для себе корм. При этом также происходит пополнение словарного запаса названиями жилищ, где зимуют животные (берлога, хатка, нора, дупло). Дети обозначают, что это дикие животные, существующие независимо от человека.

Домашних же животных (птиц, лошадей, свиней, овец и др.) дети также размещают в свои домики с наступлением холодов и проговаривают правильные названия (птичник, конюшня, конура, свинарник, будка, хлев, голубятня). С наступлением весны в режиме «Времена года» в интерактивной песочнице происходит увеличение освещенности и светового дня, дети обозначают появление детенышей у животных: медведь- медвежата, ёж-ежата, заяц-зайчата, лиса-лисята).

Другая группа детей работает с дидактическим материалом по теме «Растения». Изменения, происходящие в растительном мире, очень легко отследить в интерактивной песочнице (это осенний листопад, появление почек на деревьях.) В работе с детьми мы изготовили лиственные и хвойные деревья. Дети знают, что лиственные деревья (береза, липа, осина, дуб, клён, ольха, ясень. вяз тополь) теряют свой покров с наступлением холодов, хвойные (сосна, ель, пихта, лиственница) же остаются зелеными в течение всего года.

Помимо познавательной сферы, дети, играя в песочнице, развивают мелкую моторику рук, которая непосредственно влияет на развитие речи и когнитивные процессы ребенка.

Использование режима «Времена года» позволяет нам, педагогам, создать многообразие форм и методов работы, использовать групповые, подгрупповые и индивидуальные форматы игры, интегрировать образовательные области.

Играя в песочнице, ребенок самостоятельно создает реальный мир, наблюдая демонстрацию смены сезонов, выпадение осадков, колебания температур, движение воздуха. Функционал интерактивной песочницы в отличие от обычной песочницы дает возможность увидеть полноценный цикл сезонов с красочными этапами перехода природы из одного состояния в другое. Наличие дополнительного дидактического материала позволяет детям трансформировать этот мир и получать целостное представление об окружающей действительности.

Литература:

1. Николаева С.Н. «Юный эколог». Программа экологического воспитания дошкольников. Москва, 2016г.;

2. Соломенникова О.А. «Экологическое воспитание в детском саду». Программа и методические рекомендации. Москва, 2005г.

3. Дыбина О.В. Занятия по ознакомлению с окружающим миром в детском саду. Конспекты занятий. – М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2012 .


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие познавательных способностей детей дошкольного возраста через использование современных информационных технологий.

Информационно- коммуникационные технологии прочно входят во все сферы жизни человека. В современном мире сложно стоять на месте, поэтому, хотим мы этого или не хотим, но ИКТ прочно входят в воспитател...

Тема: «Использование игровых технологий при знакомстве с ПДД как средство развитие познавательных способностей детей дошкольного возраста» Актуальность: Использование технологии обеспечения безопасного поведения человека в дорожном движении возникла однов

Данная работа посвящена обучению детей дошкольного возраста правилам дорожного движения. Ведь ситуация с детским дорожно-транспортным травматизмом была и остаѐтся очень тревожной. Улицы современных го...

РАЗВИТИЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ЧЕРЕЗ ИСПОЛЬЗОВАНИЕ МЕТОДОВ И ПРИЁМОВ ТЕХНОЛОГИИ ТРИЗ В ДОУ

Мастер – класс «РАЗВИТИЕ  ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА  ЧЕРЕЗ ИСПОЛЬЗОВАНИЕ МЕТОДОВ И ПРИЁМОВ ТЕХНОЛОГИИ ТРИЗ В ДО....

Развитие мелкой моторики у детей дошкольного возраста с использованием интерактивной песочницы.

в Статье рассказаны приемы как можно в игровой форме развивать мелкую моторику рук, используя самый интерсный и близкий детям материал, песок....

План по самообразованию «Познавательное развитие детей дошкольного возраста с использованием интерактивной песочницы в ДОУ»

План по самообразованию «Познавательное развитие детей дошкольного возраста с использованием интерактивной песочницы в ДОУ»  на 2022-2023 учебный год...