План по самообразованию «Познавательное развитие детей дошкольного возраста с использованием интерактивной песочницы в ДОУ»
методическая разработка

Пронина Маргарита Олеговна

План по самообразованию «Познавательное развитие детей дошкольного возраста с использованием интерактивной песочницы в ДОУ»  на 2022-2023 учебный год

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл plan_po_samoobrazova-niyu_na_2022-2023_uch.god_.docx23.77 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

« Детский сад №55»

План

по самообразованию

Тема: «Познавательное развитие детей дошкольного возраста с использованием интерактивной песочницы в ДОУ»

Подготовила:

воспитатель

Пронина Маргарита Олеговна

ЗАТО Северск 2022-2023 уч.год

Цель: повысить уровень собственной компетентности в применении интерактивной песочницы с детьми старшего дошкольного возраста.

Задачи:

  1. Рассмотреть важность и актуальность проблемы выбранной темы самообразования
  2. Провести самоанализ и самооценку собственных занятий
  3. Организовать и провести практико-ориентировочный проект с детьми подготовительной к школе группы «Песочная страна-страна волшебства»
  4. Систематизировать работу по реализации песочной терапии с детьми дошкольного возраста
  5. Уметь применять, обобщать и распространять полученный опыт по данной теме

Ожидаемые результаты

  • Развитие высших психических функций(памяти, внимания, мышления, восприятия, воображения)
  • Стабилизация эмоционального состояния детей и их физическое оздоровление
  • Развитие познавательной активности дошкольников
  • Личностное развитие ребенка и развитие его индивидуальных особенностей
  • Формирование коммуникативных навыков сотрудничества в общении со сверстниками, необходимых для успешного протекания процесса обучения
  • Формирование самосознания и адекватной самооценки
  • Совершенствование игровой деятельности (песочная терапия)
  • Установление сотрудничества с родителями
  • Приобретение мною опыта самостоятельного выбора исследовательско-творческой деятельности, оценки и самооценки полученных результатов
  • Распространение психолого- педагогического опыта: выступление на методических объединениях воспитателей, участие в конференциях, конкурсах, открытых показов разного уровня по теме самообразования.

Пояснительная записка

Метод sandplay (дословно - песочная игра) – это необычная техника, благодаря которой ребенок строит собственный мир в миниатюре из песка и небольших фигурок. Он с удовольствием использует миниатюрные фигуры людей, животных, деревьев, зданий, автомобилей, мостов. В процессе игры ребенок может смешивать песок с водой, формировать холмы, горы, создавать влажные ландшавты. При этом ребенок выражает на песке то, что спонтанно возникает в его сознании. Другими словами, ребенку на время предоставляется неведомая вселенная, внутри которой он может создавать свой индивидуальный мир, с помощью песочной терапии ребенок может расслабиться и успокоиться.

Почему именно песок? Потому что игры на песке одна из форм естественной деятельности ребенка. Песок развивает творческие способности ребенка и воображение. Созданная ребенком картина из песка является творческим продуктом. Игры в песке развивают фантазию детей. Основной аспект делается на творческом самовыражении ребенка, благодаря этому происходит выход внутреннего напряжения и поиск путей развития.

Проблема эмоционально-волевой сферы в развитии дошкольника сегодня весьма актуальна, именно эмоциональное развитие и воспитание является фундаментом, на котором закладывается и всю жизнь реконструируется здание человеческой личности. Ни для кого не секрет, что лучший друг для современного ребенка-это телевизор или компьютер, а любимое занятие – просмотр мультиков или компьютерные игры. Дети стали общаться меньше не только со взрослыми, но и друг с другом. Современные дети стали менее отзывчивыми к чувствам других. Они не способны осознавать и контролировать свои эмоции. С каждым годом детей «в группе риска» становится все больше, а также увеличивается количество воспитанников, имеющих ограниченные возможности здоровья.

Наблюдения и опыт показывают, что игра с песком позитивно влияет на эмоциональное самочувствие детей, снимает психическое напряжение ребенка. Трогая руками песчинки, ребенок развивает мелкую моторику рук. Все это делает его прекрасным средством для развития и саморазвития человека. Игры на песке - одна из форм естественной деятельности ребенка. Именно поэтому можно использовать песочницу а развивающих и обучающих занятиях. Строя картины из песка, придумывая различные истории, мы в наиболее органичной для ребенка форме передаем ему наши знания и жизненный опыт, события и законы окружающего мира.

Многие психологи видят в песчинках символическое отражение автономности человека, а в песочной массе воплощение жизни во вселенной. Незатейливые упражнения обладают колоссальным значением для развития психики и речи ребенка.

Во- первых они стабилизируют эмоциональное состояние детей. Во-вторых, наряду с развитием тактильно кинестетической чувствительности и мелкой моторики рук, учат ребенка прислушиваться к себе и проговаривать свои ощущения. А это способствует развитию речи, произвольного внимания и памяти, что очень важно для детей с нарушениями речи. Но главное ребенок получает первый опыт от рефлексии(самоанализа), учится понимать себя и других. Так закладывается база для дальнейшего формирования навыков позитивной коммуникации.

Поскольку игра происходит в контексте сказочного мира, ребенку предоставляется возможность творческого изменения беспокоящей его в данный момент ситуации или состояния. Преобразуя ситуацию в песочнице , ребенок получает опыт самостоятельного разрешения трудностей и внутреннего и внешнего плана. Накопленный опыт самостоятельных конструктивных изменений он переносит в реальность.

Итак, центральная психическая функция дошкольников- эмоциональная. С одной стороны, им необходимы яркие эмоциональные впечатления, а с другой стороны – игры, упражнения, которые помогают детям научиться управлять эмоциями, исправлять и осознавать их. Если это магистральная линия развития – линия развития эмоций – нарушается, нарушается и нормальный процесс личностного развития в целом. Поэтому формирование и коррекцию недостатков эмоционально-волевой сферы необходимо рассматривать в качестве одной из наиболее важных, приоритетных задач развития, развития ребенка. Реализация специфических возрастных возможностей психического развития происходит благодаря участию дошкольников в соответствующих возрасту видах деятельности. В се выше сказанное объясняет актуальность выбранной темы.

Этапы работы

  1. Теоретический этап

Изучение литературы по проблеме и имеющегося опыта (приложение №1)

Сентябрь-Октябрь 2022г.

Изучение образовательных технологий.

Апробация новых методов и приемов на занятиях и внеурочной деятельности

Ноябрь-Декабрь 2022г

Ознакомление с основными теоретическими положениями

Январь-Февраль 2023г.

Изучение опыта работы сетевых сообществ для обмена опытом с другими регионами (социальные сети педагогических работников)

В течении года

Прогнозирование результатов

Март-Апрель

2023г

  1. Практический этап

Подбор дидактических игр

В течении года

Занятие на развитие умственных и творческих способностей ребенка, осуществляемых в процессе игры с использованием интерактивной песочницы

В течении года

Ознакомительное занятие с кинетическим песком

Сентябрь 2022г

Занятие «Здравствуй, Песочная страна!»

Октябрь 2022г

Занятие «У Песочной Феи»

Ноябрь 2022г

Самостоятельные игры детей с песком

«Я- песочный волшебник»

Декабрь 2022г

Индивидуальные занятия «Графический диктант»

Январь 2022г

Занятие «Песочные приключения со Смайликом»

Февраль 2022г

Занятие «Геометрические фигуры Песочной страны»

Март 2022г

Занятие родителей и детей, посвященное Дню Космонавтики. Изготовление космических макетов из кинетического песка.

Апрель 2022г

Итоговое занятие «До свидания, Песочная страна!»

Май 2022г

  1. Взаимодействие с родителями

Участие родителей в изготовлении игр и демонстрационного материала и дидактических игр (дома)

Сентябрь-

Ноябрь 2022г

Проведение индивидуальных консультаций и бесед с родителями

В течении года

Подготовить консультацию для родителей «Как изготовить песочницу своими руками»

Декабрь 2022г

Консультация для родителей «Развивающие игры с использованием интерактивной песочницы»

Март 2022г

Рекомендации для родителей «Развивающие игры с использованием песочницы дома»

Май 2022г

Приложение №1

Литература по профессиональной самоподготовке

название

автор

Издательство

1.

Игры с песком или песочная терапия

Т.М. Грабенко

Москва, 2014

2.

Технология игры в песок. Игры на мосту

Н.А. Сакович

Санкт-Петербург, 2010

3.

Использование песочной терапии в коррекционном образовании дошкольников

О.А. Тинникова,

М.Е. Хакимова

Москва, 2016

4.

Песочная терапия

О.И. Логинова

Москва, 2010

5.

Чудеса на песке. Песочная терапия

Т.М. Грабенко,

Т.Д. Зинкевич-

Евстигнеева

Санкт-Петербург, 1998

6.

Практикум при песочной терапии

Т.М. Грабенко,

Т.Д. Зинкевич-

Евстигнеева

Санкт-Петербург, 2002

7.

Роль песочной терапии в развитии эмоциональной сферы детей дошкольного возраста

О.Ю. Епанчинцева

Москва, 2006

8.

Элементы песочной терапии

Н.В. Зеленцова

Москва, 1999

9.

Песочная терапии в развитии дошкольников

О.Б. Сапожникова,

Е.В. Гарнова

Москва, 2008

10.

Познавательно-речевое развитие дошкольников в игровой деятельности с песком «Сказка в песочнице»

О.Н. Каушкаль,

И.Н. Чернышова

Москва, 2008