Конспект занятия по познанию окружающего мира подготовительной группы
план-конспект занятия по окружающему миру (подготовительная группа)

Сценарий занятия

по образовательной области познание, окружающий мир

для детей подготовительного возраста

 

Тема: «Зима.  Сезонные наблюдения»

 

 

Воспитатель:

Косоварова Наталья Александровна

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл plan_zanyatiya.docx38.28 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное дошкольное образовательное

учреждение детский сад №55

Красногвардейского района

Санкт-Петербурга 

Сценарий занятия

по образовательной области познание, окружающий мир

для детей подготовительного возраста

Тема: «Зима.  Сезонные наблюдения»

Воспитатель:

Косоварова Наталья Александровна

Используемые технологии:

*Технология личностно-ориентированного взаимодействия педагога с детьми;

*Технология деятельностного подхода;

*Игровые технологии

*Здоровьесберегающие технологии

Санкт-Петербург

2023 год

Название «Зима.  Сезонные наблюдения»

Цель: Углубить представления детей о характерных явлениях природы в зимний сезон года. (изменение и колебании температуры воздуха, осадков в природе), изменениях в жизни животных, растений и человека.

Задачи:

Образовательные:

-  Закрепить знания детей сезонных зимних изменениях в природе.

- Развивать интерес детей к самостоятельному познанию объектов окружающего мира в его разнообразных проявлениях и простейших зависимостях.

- Формировать представления о том, как люди используют цифровые средства познания окружающего мира и какие правила необходимо соблюдать для их безопасного использования.

- Расширить понимания многообразия людей разных национальностей - особенностей их внешнего вида, одежды, традиций и стран проживания. Особенностей природы страны в которой они живут.

- Совершенствовать  умения сравнивать, выделять признаки, группировать объекты живой природы по их особенностям, месту обитания, образу жизни, питанию.

Развивающие:

- Развивать интерес детей к самостоятельному познанию объектов окружающего мира в его разнообразных проявлениях и простейших зависимостях

- Расширять самостоятельные действия различной направленности,

- Стимулировать интерес к познавательно-исследовательской деятельности,

-Закреплять позитивный опыт в самостоятельной и совместной со взрослым и сверстниками деятельности

- Развивать способы взаимодействия с людьми ближайшего окружения в познавательной деятельности,

Воспитательные:

- Воспитывать положительное отношение ко всем живым существам, желание их беречь и заботиться.

- Воспитывать бережное и ответственного отношения к природе родного края

-  Воспитывать уважение к людям - представителям разных народов мира.

Материал:

Активизация словаря: Индия, индус, национальность, сезонные изменения, метель, поземка, изморозь, лед, термометр, понижение и повышение температуры,


Ход Занятия

Деятельность педагога

Деятельность детей

Мотивация и проблематизация

Психологическая игра «Доброе утро»

Дети становятся в круг.

Воспитатель: Дорогие мои ребята, давайте поздороваемся и зарядимся бодростью и хорошим настроением.

 «Собрались все дети в круг, ты мой друг и я твой друг. Дружно за руки возьмемся и друг другу улыбнемся.»

Передаем мяч по кругу «доброе утро Соня, доброе утро Елисей, доброе утро Артем…и т д»

Звонит телефон включенный на громкую связь и выведенный на аудиоколонку, то бы дети слышали.

На экран выводится видео мальчика индийской национальности машущего рукой.

Внизу видеоряда текст титров

«Здравствуйте ребята! Меня зовут Ганешь. Я живу в Индии в городе Дели. Скоро пойду в школу, как и вы. Мой друг из России Витя, прислал мне письмо и в нем написал, про какое то удивительное время года зима! Я так расстроился, потому то совершенно не понимаю, то это такое. Ведь у нас в Индии никогда не бывает зимы! Я очень хочу узнать, что это такое! Помогите мне пожалуйста!»

Воспитатель: Ой, ребята, смотрите кто мне звонит! О! Это мой хороший знакомый мальчик. Ганешь. Это индийское имя. Вы запомнили где он живет?

А вы знаете, где находится Индия? Какой это материк? А знаете, кто еще жил в индии, персонажи какой сказки или мультика?

Вносится глобус. Дети ищут и показывают Индию.

Воспитатель: А, поему в Индии нет зимы, как вы думаете?

Воспитатель показывает северное и южное полушарие.

Воспитатель: А, где мы с вами живем?

А, у нас с вами есть зима?

И мы с вами можем любоваться и наслаждается зимой, ведь это так красиво!

А, у Ганеша не бывает зимы, и он очень расстроен. И просит у нас помощи! Мы можем ему помочь?

 

 

Да!

Дети: В Индии.

В Азии. Недалеко от экватора. Это южная далекая страна.

Маугли, Рики-тики-тави.

Потому то это южная страна. Там никогда не бывает морозов.

Дети показывают на глобусе.

Да!

Да!

Целеполагание

Воспитатель: А, как мы можем ему помочь?

А, вы точно знаете про зиму?

Все-Все?

Дети: Да!

Расскажем про зиму!

Да!

Да!

Планирование будущей деятельности

Хорошо, ребята.

Что мы можем рассказать Ганешу про зиму?

Правильно.

Расскажем ему про нашу снежную и красивую зиму, раз он ничего не знает о ней.

А как мы ему это все покажем?

Воспитатель показывает на штатив для телефона.

Как здорово мы придумали!

Мы заснимем все и я ему потом все отошлю.

Ставит телефон на штатив.

Дети:.

Про погоду, про снег, про мороз, про зимние игры и зимнюю одежду, про зверей и птиц зимой.

Запишем на камеру и телефон и отошлем.

Реализация плана

 Педагог:

Смотрите ребята, а я как раз хотела поговорить с вами о зиме.

Включается экран презентации.

(заставка зимний пейзаж). А знаете ли вы, то является символом зимы?

Я приготовила вам задания на зимнюю тему, вы их выполните, и за каждое задание получите снежинку! Так мы расскажем Ганешу о зиме и соберем удивительный пазл с загадкой! Договорились?

Зима чудесное время года! Очень красивое и не похожее ни на что. Однако у нее. Как у всего окружающего мира есть свои признаки.

А к ним загадки.

Воспитатель:

А отгадайте-ка ребята такую загадку?

«Двенадцать братьев друг за другом ходят, друг друга не обходят?»

Вот у меня тут таблички с названиями месяцев года, из них необходимо прочитать и выбрать зимние.

(воспитатель вносит таблички с названиями месяцев. Дети читают и выбирают зимние)

Воспитптель: А, как по порядку следуют зимние месяцы?

Выложите пожалуйста правильно названия.

(на экране в правильном порядке появляются названия месяцев, и прилетает первая снежинка)

Педагог: смотрите дети, а вот и первая снежинка к нам прилетела!

А, снежинка бывает летом?

А когда она бывает?

А, то такое снежинка?

Верно. Очень красивая состоящая из мельчайших кристаллов замерзшей воды.

1 снежинка (Педагог берет первый пазл и выкладывает его на столе.

Воспитатель: Раз уж мы заговорили с вами о снежинках, давайте перечислим все признаки зимы, которые мы с вами знаем!

(На экране зимняя картинка со снегопадом и льдом)

А Я вот сейчас буду загадывать загадки, а вы отгадывать.

«Вот какие чудеса:

Стали белыми леса,

Берега озер и рек.

Что случилось? Выпал...» (снег)

Воспитатель: А то такое снег?

«Наши окна — как картинки.

Кто художник-невидимка?

На стекле букеты роз

Нам нарисовал... «(мороз)

Воспитатель: А, то такое мороз?

«Кто все ночи напролет

Песни снежные поет?

Ветру — зимняя подруга,

Наметет сугробы... (вьюга)

Воспитатель: А что такое вьюга?

«Заметает в парке тропы,

Собирает снег в сугробы.

Кто же эта незнакомка,

Догадались вы?» (Поземка)

Воспитатель: А то такое поземка?

«Заморозил чародей

И озера, и ручей.

Холодом дышал, и вот —

Не вода в ручье, а...» (лед)

Воспитатель: А что такое лед?

Все совершенно верно!

Воспитатель:: Скажите пожалуйста. А без его не бывает зимы?

Педагог а послушайте загадку:

"И в жару, и в мороз

За окном стеклянный нос,

Чтоб в любое время года

Знали мы, что за погода". (Термометр)

А чем измеряется мороз?

Правильно ребята температура измеряется термометром.

(Картинка на экране. Термометр)

Термометр — это стеклянная трубка в которую залита специальная жидкость, которая показывает температуры воздуха.

Скажите, красный цвет означает что?

А синий цвет то обозначает?

Педагог: Давайте посмотрим. Как это работает. Смотрите у меня термометр для воды. Я принесла с улицы снег и он только что растаял. При какой температуре тает снег?

Давайте опустим термометр в воду комнатной температуры, а потом в ту, то недавно был снегом.

То происходит со столбиком?

Правильно, это значит, что температура опускается и становится холоднее!

А зимой где находится столбик термометра?

2 снежинка (На экране прилетает еще одна снежинка)

Ура! Нам прилетел второй кусочек пазла. Положим его к первому!

(На экране картинка с людьми, веселящимися в зимних забавах)

Воспитатель: Скажите пожалуйста, чем прекрасна зима, кроме снега, и тем, то это очень красиво?

Воспитатель: Совершенно верно!

А, давайте мы с вами поиграем в одну из этих замечательных игр!

(воспитатель выносит корзину со снежками)

Все знают правила игры? Включается музыка

Физминутка; Игра в снежки.

Воспитатель: чудесно, мы с вами порезвились, а теперь. Я предлагаю вам посмотреть эти картинки и разложить их в два контейнера. В одном будут зимние забавы, а в другом нет.

(воспитатель дает два подноса и картинки, дети выполняют задание)

3 снежинка (На экране прилетает еще одна снежинка)

Ура! Мы получили с вами еще один пазл! Положим его к тем, что у нас уже есть.

Воспитатель: Игры это хорошо! А ведь есть еще что-то, ем занимаются только зимой! Этим занимаются на Олимпиадах?

И это будет следующее наше задание! Смотрите, то это за приспособление такое?(на экране картинка коньков) картинку коньков)то это? Заем?

А, это, то за приспособление?(на экране картинка с лыжами)

Хорошо! У меня здесь картинки с зимними видами спорта! Я вас попрошу разложить их в две стопки. В одной те, где пользуются коньками, а в другой, где используют лыжи!

Какие вы молодцы!

4 снежинка (на экране прилетает четвертая снежинка)

(На экране появляется картинка зимнего леса)

Воспитатель: Посмотрите! А где это мы с вами оказались!?

Ох, что-то мне сразу холодно стало! А вам? А как вы думаете, растениям зимой холодно или нет?

Совершенно верно. Потому, на нашем участке, мы закапываем корни и основание деревьев и кустов снегом, для того. Что бы они не мерзли.

Скажите, а каких животные можно встретить в зимнем в лесу нашего с вами региона?

Совершенно верно! И вот новое задание для вас!

Посмотрите на экран и скажите мне, какой зверь здесь лишний? Какого зверя мы не можем увидеть в зимнем лесу?

(на экране картинки зверей. Жителей лесов нашего региона. Педагог щелкает на несоответствующих и они исчезают)

5 снежинка (прилетает еще одна снежинка)

Дети относят ее и складывают пазл дальше.

Скажите дети, а каких зимующих птиц вы знаете, тех, которых мы можем встретить с вами в зимнем лесу?

(на экране картинки птиц)

Ребята, надо убрать отсюда тех птиц, которые не могут оказаться в зимнем лесу!

А почему?

Совершенно верно! Какие вы молодцы!

6 снежинка(на экране прилетает последняя снежинка)

Ура! Ребята! Смотрите! Мы собрали весь пазл.

Воспитатель скрепляет пазлы между собой и переворачивает. На пазле нарисована новогодняя ель.

Ой, рябята. А то это?

А почему у нас сложилась елка?

Действительно, Новый год, самый чудесный праздник зимы.

А как мы его справляем?

А хотите узнать, как справляют Новый год в Индии? Ганеш с удовольствием вам расскажет!

(на экране маленькое видио о том, как празднуется новый год в Индии)

 

Дети: Снежинка!

Да!

Дети: 12 месяцев.

Дети: декабрь, январь, февраль

 

Дети:

Нет!

Только зимой!

Это замерзшая вода!

Дети:  Снег, мороз, метель, снегопад, гололед, иней, изморозь, поземка.

Это замерзшая вода!

Это когда очень-очень холодно!

Это сильный ветер со снегом.

Это ветер метет снег по земле!

Это замерзшая вода.

Без мороза.

Дети: термометр!

Термометром!

Что на улице плюс.

Что на улице минус!

При плюсовой.

Она опускается!

На синей части термометра!

Тем, что можно играть в снежки, строить снежную бабу и снежную крепость, кататься на лыжах и коньках. Ездить на санках, катятся с горы.

 

Зимние виды спорта!

Коньки. То бы скользить по льду!

Лыжи, то ы скользить по снегу!

В зимнем лесу!

Коньки: фигурное катание, конькобежный спорт, шорт-трек, хокей

Лыжи: фристайл, биатлон, горные лижи, лыжные гонки, прыжки с трамплина

Дети: Если есть снег, то он укрывает растения. Как одеялом и они не мерзнут.

Дети: Волка, лису, зайца, белку, рысь, лося и оленя, кабана.

Медведя! Потому то он спит в своей берлоге!

Ежика! Потому то он тоже спит в норке.

Змею, потому то земеи тоже уползли и спрятались глубоко, то бы не замерзнуть и спят!

Снегири, синички, свиристели, клест, глухари, тетерев, сова.

Дети убирают ласточку, лебедя и журавля.

Потому, то они улетели на юг в теплые страны.

Новогодняя елка!

Потому то главный праздник зимы это новый год!

Наряжаем елку, украшаем дом, накрываем на стол, дарим друг другу подарки, приходит дед Мороз и Снегурочка!

Да, конечно!

Рефлексия

 Воспитатель: Ну, то ребята, вам понравилось?

А, то мы с вами делали?

Смогли ли мы с вами помочь Ганешу?

Как вы думаете, он понял, то такое зима? Мы все ему рассказали?

Мы с вами молодцы!?

Да!

Помогали мальчику Ганешу. Рассказывали ему, то такое зима.

Да!

Да!

Да!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по познанию окружающего мира "Собаки друзья человека"

Цель данного конспекта познакомить детей с жизнью собак и их видами. Развивать познавательную активность. Воспитывать бережное отношение к животным....

Конспект занятия по познанию окружающего мира "Вода и её свойства"

Развивать познавательную активность детей в процессе ознакомлея с окружающим, обогащать знания детей о свойствах воды, развивать мышление, познавательный интерес в ходе выполнения опытов....

Конспект занятия по познанию окружающего мира на тему: "Улицы города"

Продолжать воспитывать любовь к Родине, к родной Москве, чувство гордости за людей, живущих в ней - москвичам. Закреплять умение отвечать на вопросы. Развивать внимание, память, мышление. Знакомить де...

Конспект занятия по познанию окружающего мира «Зимушка-зима» (младшая группа)

Программное содержание: - расширять представления детей о зиме, зимних явлениях, о состоянии живой и неживой природы, расширить кругозор детей, учить рассматривать сюжетную картинку, стимулировать по...