Юные исследователи
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа)

Екатерина Юрьевна Тонкошкурова

Юные исследователи 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл yunye_issledovateli.docx22.51 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект занятия для старшей группы на тему «Юные исследователи»

Цель: Закрепление  знаний у детей дошкольного возраста о свойствах воздуха.

Задачи:

1.Образовательная

Закреплять представление у детей о свойствах воздуха (невидим, бесцветен, не имеет запаха, при нагревании расширяется, а при охлаждении сжимается); о способах обнаружения;

2.Развивающая

Способствовать развитию памяти, мышления, речи,  познавательной активности детей в процессе экспериментирования;

3.Воспитательная

Воспитывать дружеские взаимоотношения.

Оборудование

Демонстрационный материал: коробочка с апельсином,  долька чеснока, синий и зелёный шарик.

Раздаточный материал: воздушные шары,  полоски бумаги,  вертушка, кораблик с парусом,  ёмкость с холодной и горячей водой,  трубочки,  пакеты,  мяч,  пластмассовая бутылка, синий и зелёный шарик  по количеству детей.

Виды деятельности: игровая, коммуникативная, познавательная, двигательная.

Ход занятия:

1.     Организационный момент.

Дети сидят за столами.

2.Игровой приём.

Воспитатель: Дети, вы находитесь в научной лаборатории. Вы хотите побывать в роли исследователей?

Дети: Да!

Воспитатель: Уважаемые исследователи! Я приглашаю вас в путешествие по дороге, которая ведёт к открытиям. Вам предстоит показать свои знания о свойствах воздуха, показать опыты, сделать выводы. В лаборатории есть всё необходимое для этого.

3.Актуализация опорных знаний.

Воспитатель:  Что вы знаете о воздухе? Какие свойства имеет воздух?

Дети: Воздух бесцветен, не имеет запаха. При нагревании расширяется.

4.Формирование новых знаний.

 Воздух - невидимка. Воздух мы не видим, но без него не можем обойтись. Воздухом дышат люди, животные и растения.

Воздух прозрачен, потому что мы через него видим другие предметы. Вот, например, мы через воздух видим дверь, а что за дверью мы не видим.

Воздух бесцветен. Мы видим, что окно белого цвета, а пианино коричневого, а у воздуха цвета нет.

Воздух не имеет запаха. В каждом помещении пахнет по – разному. В аптеке, парикмахерской, столовой разные запахи, а воздух не имеет запаха.

При нагревании воздух расширяется, а при охлаждении сжимается.

Физминутка

Раз, два, три, четыре, пять,

Начинаем отдыхать! (потянуться)

Спинку бодро разогнули,

Ручки кверху потянули!

Раз и два, присесть и встать,

Чтобы отдохнуть опять.

Раз и два вперед нагнуться,

Раз и два назад прогнуться. (движения стишка)

Вот и стали мы сильней, (показать «силу»)

Здоровей и веселей! (улыбнуться друг другу)

5.Закрепление полученных знаний.

Воспитатель: Вам предстоит показать свои знания о свойствах воздуха, показать опыты, сделать выводы. В лаборатории есть всё необходимое для этого. Распределитесь, кто, где будет работать и займите свои места (дети распределяются, подходят к столам с оборудованием, начинают проводить опыты с воздухом).

Воспитатель:  Готовы исследователи сделать выводы о свойствах воздуха? (подхожу к первому столику)

Воспитатель:  Готовы исследователи сделать выводы о свойствах воздуха? (подхожу к первому столику)

Воспитатель: Слушаю вас.

Ребёнок: Воздух невидим, но его можно обнаружить:

- надуть воздушный шарик (показ)

- подуть на полоску бумаги (показ)

-подуть на парус кораблика (сильно или слабо)

Воспитатель: Хорошо, вы доказали нам, что воздух невидим. Спасибо вам!  (подхожу к другому столику). Слушаем ваши открытия.

Ребёнок: Воздух есть внутри людей и это можно доказать!

- возьмём трубочку и подуем в стакан с водой (показ), посмотрите, что происходит. Пузырьки поднимаются наверх. Это и есть воздух.

Воспитатель: Откуда он взялся?

Ребёнок: Он находился внутри нас!

Ребёнок: Воздух находится и вокруг нас, его можно поймать (показ)

Ребёнок: Воздух бесцветный, но его можно почувствовать.

Воспитатель: Как?

Ребёнок: Если сжимать пакет руками, то мы почувствуем, что воздух упругий (показ). Можно определить упругость воздуха с помощью мяча (показ).

Воспитатель: Спасибо, вы доказали, что воздух бесцветный, находится внутри и вокруг нас (подхожу к третьему столу).

Воспитатель: Что ещё о воздухе вы можете рассказать?

Дети: Можно опустить бумагу в воду и не намочить её.

Воспитатель: Докажите.

Дети: Нужно на дно стакана приклеить полоску бумаги, стакан перевернуть горлышком вниз и резко опустить в воду (показ). Потрогайте бумагу.

Воспитатель: Она сухая, а почему?

Дети: Воздух остался в стакане и не дал воде подняться и намочить бумагу.

Дети: А ещё воздух при нагревании расширяется, а при охлаждении сжимается. Я вам сейчас покажу. Воздушный шарик надеть на горлышко пластиковой бутылки и опустить бутылку в горячую воду. Что вы видите?

Воспитатель: Шарик надулся, а почему?

Дети: В бутылке находится воздух, он нагревается, расширяется и наполняет шарик. Ставим бутылку в холодную воду, что вы видите?

Воспитатель: Шарик сдулся, почему?

Дети: При охлаждении воздух сжимается и шарик сдулся.

Воспитатель: Ребята, вы доказали, что воздух при нагревании расширяется, а при охлаждении сжимается.

Ребята: А я вам докажу, что у воздуха нет запаха! Вы сейчас чувствуете какой-нибудь запах?

Воспитатель: Нет.

Дети: Возьму корочку апельсина и помну её. Чем пахнет?

Воспитатель: Апельсином.

Дети: А сейчас я раздавлю дольку чеснока. Чем пахнет?

Воспитатель: Чесноком.

Дети: Запах передаётся по воздуху.

Воспитатель: Спасибо. Это свойство воздуха тоже доказано.

6.Рефлексия

Воспитатель: А теперь вам нужно оценить себя. У вас на столе лежит зелёный и синий шарик. Поднимите,  зелёный шарик  кто внимательно слушал воспитателя, активно работал в команде, отвечал на вопросы, не отвлекался, не отвлекал других ребят.

Поднимите, синий шарик кто не слушал воспитателя, не мог договориться с ребятами в команде, не выполнял задания, отвлекался сам и отвлекал других ребят.

7.Итог занятия

Воспитатель:

Уважаемые исследователи! Ваши опыты показали, что такое воздух и доказали, что с ним происходит в разных ситуациях. За ваши открытия я хочу присвоить вам звание « Юный исследователь» и вручить медали.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическое обеспечение. Рабочая программа для детей старшего дошкольного возраста "Юные исследователи"

Данная программа направлена  на формирование исследовательской деятельности старших дошкольников. Программа приведена в соответствии с ФГОС ДО в 2017 году....

Юнный исследователь

Муниципальное дошкольное образовательное учреждениедетский сад  № 12 «Василёк» с.Раздольное. Конспект занятия по исследовательской  деятельностив старшей разновозрастной группе.«Юные исследователи».Во...

Проект "Юные исследователи"

Тип проекта:  Информационно – практико – ориентированный.Вид проекта:  Групповой.Цель проекта:   Развитие познавательных способностей детей, посредством опытно-эксперименталь...

Проект "Юный исследователь"

Цель проекта:развитие у детей познавательной активности, наблюдательности, любознательности и способности к самостоятельному экспериментированию....

Конспект совместной деятельности с детьми «Юные исследователи». Игра - конкурс.

Игра - конкурс с детьми подготовительного к школе возраста....

ПРОЕКТ «ЮНЫЙ ИССЛЕДОВАТЕЛЬ» Опытно – исследовательская деятельность В старшей группе

Целью  проекта является развитие у детей познавательного интереса, наблюдательности, любознательности и способности к самостоятельному экспериментированию.   Задачи:Расширение пре...