Экологический проект "Синичкин день"
проект по окружающему миру (подготовительная группа)

Данный проект знакомит детей с экологическим праздником "Синичкин день", который с давних пор отмечается на Руси 12 ноября. Проект способствует расширению представлений детей о зимующих птицах, условиях их проживания зимой, воспитанию интереса к птицам, желанию помогать им в зимнее время.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Тип проекта: познавательно – практико – ориентированный. 

Участники: воспитанники подготовительной группы, педагоги, родители.

Продолжительность проекта: краткосрочный (две недели, итоговое мероприятие - 10 ноября 2023 г.)

Цель: познакомить детей с экологическим праздником « Синичкин день».

Актуальность проекта.

 Проблема экологического воспитания дошкольников приобретает особую остроту и актуальность. В дошкольном возрасте происходит формирование начал экологической культуры. Поэтому очень важно разбудить в детях интерес к живой природе, воспитывать любовь к ней, научить беречь окружающий мир. 

    Вот и отшумела золотая осень, поредели кроны деревьев, избавились от своего пестрого наряда. Откружил листопадом сентябрь, отшумел дождями октябрь, встретил нас первыми морозами ноябрь.

И как только, на улице похолодало, многие птички засуетились, как будто их кто- то напугал. Да нет, пугать никто не пугал. Вот только дождики да морозы не всем птицам по душе. Пришла пора некоторым из них улетать в теплые края.

    Раньше всех от нас улетают стрижи и ласточки, в сентябре отбывают грачи, скворцы, кукушки, а к ноябрю покидают нас все перелетные птицы. 
 С нами остаются зимующие  птицы.
     С давних пор на Руси 12 ноября отмечался Синичкин день, т. е., день встречи зимующих птиц. Люди готовили кормушки, читали стихи про птиц, загадывали загадки, играли и просто любовались зимними птахами.
Почему именно Синичкин день? Да потому что синица – для Руси божья птица. Раньше в старину на неё гадали: бросали крошки хлеба, кусочки сала и наблюдали: если синичка сначала станет клевать сало, то в доме будет вестись живность, если станет клевать крошки хлеба, то будет в доме достаток. В народе говорили: «Невелика птичка синичка, а свой праздник знает».

   Интеграция образовательных  направлений.

Познавательное развитие.

Задачи:

- формировать у детей представления о зимующих птицах, их внешнем виде, повадках, условиях проживания зимой;

- развивать наблюдательность, внимание, любознательность;

- воспитывать интерес к птицам, желание помогать им в зимнее время.

Социально – коммуникативное развитие.

Задачи:

- развивать инициативность;

-обогащать способы сотрудничества каждого ребёнка, опираясь на интеграцию разных  видов деятельности;

- учить проявлять инициативу в общении, стремление к получению новых знаний;

-формировать безопасное поведение и бережное отношение к природе;

-учить проявлять самостоятельность в высказываниях, стремление делиться

  впечатлениями.

Речевое развитие.

Задачи:

- продолжать расширять и пополнять у детей словарный запас;

развивать речь, используя малые формы фольклорного жанра;

- учить подбирать слова, обозначающие названия в уменьшительно ласкательной форме;

- умение вступать в разговор, подбирать слова и фразы в соответствии с ситуацией общения.

Художественно –  эстетическое развитие.

Задачи:

-упражнять в создании коллективной аппликации; учить рисовать синичку, используя нетрадиционные материалы (салфетки).

Физическое развитие.

Задачи:

- формировать положительную мотивацию к самовыражению в движении

и образном перевоплощении; развивать двигательное творчество детей.

Этапы реализации проекта

1 этап – подготовительный.

Предварительная работа с детьми:

  •  Чтение произведения В.Бианки «Синичкин календарь».
  •  Рассматривание иллюстраций зимующих птиц.
  •  Беседа на тему: «Зимующие птицы».
  •  дидактическая игра «Собери картинку».
  •  Чтение произведений о зимующих птицах.

Предварительная работа с родителями:

Проведение беседы с целью информирования родителей о теме проекта, его целях и задачах, формах и методах работы с детьми. Предложить родителям дома побеседовать с детьми о зимующих птицах. Изготовить дома кормушки для птиц.

Методы и приёмы работы:

- коллективное рассматривание;

- словесные: беседа, чтение загадок, стихотворений, объяснения, указания,  словесные инструкции;

- технология моделирования;

- прослушивание аудиозаписи.

Материалы:

- иллюстрации с изображением зимующих птиц; картинок с видами синиц;

- загадки о зимующих птицах;

- аудиозапись «Звуки леса»;

- изготовленные детьми с помощью родителей кормушки;

- материалы для  рисования, конструирования из бумаги.

2 этап - практический (реализация проекта).

Социально - коммуникативное развитие (приложение №1).

  • Беседа «Как живут синички».
  • Обсуждение проблемных ситуаций: «Почему синички и воробьи зимой поселяются рядом с человеком?» и «Чем питаются птицы зимой?»
  •  Настольно-печатные игры: «Собери картинку», «Найди такую же».
  •  Прослушивание аудиозаписи «Звуки леса (голоса птиц)».

 Познавательное развитие (приложение №2).

1. Просмотр презентации «Виды синиц».

2. Отгадывание загадок о зимующих птицах.

3. Дидактическая игра «Угадай по описанию».

Речевое развитие (приложение №3).

1. Н. Лучинина «Синичкин день».

2. И. Сельвинский «О синицах».
3. Е. Евсеева «Синица синица».

4. С.Михалков «Птичья столовая».

5. А.Яшин «Покормите птиц зимой».

6. В.Бианки «Синичкин календарь».

Художественно - эстетическое развитие.

1. Аппликация «Синички на ветке».

2. Конструирование из картона и бумажных салфеток «Кормушка для птиц».

3. Рисование «Птичка-невеличка – синичка».

Физическое развитие (приложение №4).

1. Игра - имитация движений птиц.

2. Подвижные игры «Совушка», «Птицы и кошка», «Перелет птиц».

3 этап – заключительный

 (представление результатов выполнения проекта).

1. Оформление выставки «Птичка -  синичка».

2. НОД «День рождения синички – 12 ноября».

3. Рекомендации родителям «Наблюдаем с детьми 5-7 лет зимой за природой. Тема «Зимующие птицы»» (Приложение №5)

Приложение.

1. Реализация проекта по образовательным областям.

2. Д/и, загадки, пословицы.

3. Художественные произведения.

4. Подвижные игры.

5. Рекомендации родителям.

6. Фотоматериалы.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Весенний экологический праздник «День Земли»

В апреле мы проводим экологический праздник "День Земли"...

Экологический праздник « День защиты природы»

Экологический праздник -- одна из форм экологического воспитания дошкольников....

Экологический праздник « День птиц »

Через экологическое развлечение расширить представление детей об окружающей среде и воспитывать у них заботливое отношение ко всему живому....

Сценарий детского экологического праздника "День земли"

Предлагаемый сценарий может быть использован в работе с детьми старшего возраста детского сада, при организации утренников посвящённых международному дню защиты Земли....

Экологический праздник "День птиц" (старший возраст)

Развивать познавательный интерес к объектам природы, закреплять правила экологического поведения в природе....

Конспект экологического праздника "День Земли"

В конспекте представлены стихи, песни, игры, картотека добрых дел, акция "Украсим Землю цветами". Материал предназначен для посвящения в "Юные экологи" детей подготовительной группы....

Экологический праздник "День Земли" (в рамках музыкально-экологического проекта)

Экологический праздник с элементами итгеграции (коллективная апликация),с использованием кукольного театра....