экологический проект "Лекарственные растения"
проект по окружающему миру (старшая группа)

Экологический проект для старшего дошкольного возраста

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл проект лекарственные растения19.06 КБ

Предварительный просмотр:

Проект на тему: «Лекарственные растения нашего края»

            в старшей группе (дети 5-6 лет)

Воспитателя МБДОУ д/с №1 «Солнышко» Носковой О.А

Вид проекта: групповой.

Тип проекта: познавательно-поисковый, творческий.

Длительность проекта: краткосрочный (две недели). Участники проекта: дети средней группы, родители, воспитатель.
Цель проекта: создание условий для ознакомления детей с миром целебных растений.

Задачи: сформировать представления о роли растений в оздоровлении и сохранении здоровья человека.

• Расширять и формировать знания детей о лекарственных дикорастущих растениях, их ценности для здоровья, правил пользования.

  Развивать поисковую деятельность детей: - способность к определению задач на основе поставленной проблемы; - умение планировать этапы своих действий; - аргументировать свой выбор;

  Побуждать интерес к предлагаемой деятельности;  Развивать аналитическое мышление (поисковая деятельность в ходе решения проблемы);

• Развивать речь: обогащать словарь, побуждать задавать вопросы, составлять рассказы-описания, сказки, загадки; развивать игровое творчество, смекалку, навыки поведения в экстремальных ситуациях.

• Воспитывать у детей любознательность, бережное отношение к растениям, любовь к родному краю.

Методы исследования: вопросы проблемно-поискового характера, наблюдения;

 • Наглядные: рассматривание; тактильно–мышечная наглядность;

• Словесные: беседы, чтение литературы, консультации для родителей и педагогов, объяснения, указания, словесные инструкции.

 Актуальность: Экологическое воспитание - одно из основных направлений в системе образования, это способ воздействия на чувства детей, их сознание, взгляды и представления. Дети испытывают потребность в общении с природой. Они учатся любить природу, наблюдать, сопереживать, понимать, что наша Земля не сможет существовать без растений, так как они не только помогают нам дышать, но и лечат от болезней. Мы должны беречь и сохранять их, уметь правильно пользоваться их лечебными свойствами. Наблюдая и рассматривая растения в группе, на улице, и узнав, что обычные растения ближайшего окружения могут помочь здоровью человека, решили узнать об их значимости в жизни людей, их целебных свойствах. Поэтому вместе с воспитанниками и их родителями был разработан экологический проект «Лекарственные растения». Проблема: В чем заключается ценность лекарственных растений? Как ими лечиться? Что полезнее у них – кора, плоды, листья, корни или цветы? На территории нашего детского сада в естественных условиях произрастает очень мало лекарственных растений, поэтому мы с детьми решили, изучить лекарственные растения, которые произрастают на территории (привлекая родителей «По дороге в детский сад»).

Забота о здоровье ребёнка в настоящее время занимает приоритетные позиции в дошкольном образовании. Одним из средств сохранения и укрепления здоровья являются оздоровительные силы природы. Исследованиями отечественных и зарубежных учёных установлено, что здоровье человека лишь на 7-8% зависит от успехов здравоохранения и на 50% от образа жизни. Необходимо было вызвать интерес к оздоровлению собственного организма силами природы.

 Предполагаемый результат:

1. Проявление интереса детей и умение оперировать знаниями, работать в коллективе.

2. Получение элементарных представлений детей о видах и значении в жизни человека лекарственных растений.

3. Осознание многостороннего значения природы, приобретение детьми навыков бережного, созидательного отношения к окружающему миру.

4. Участие в проектной деятельности как способ удовлетворения познавательной активности, выражения и развития творческих способностей.

5. Освоение родителями некоторых педагогических приёмов, необходимых в семейном воспитании; умение объективно оценивать возможности своих детей и сотрудничать с ними как с равноправными партнёрами.

 Этапы проекта:

Подготовительный этап: Обсуждение цели, задачи с детьми и родителями. -Создание необходимых условий для реализации проекта. - Подборка стихов из художественной и энциклопедической литературы о лекарственных растениях. - Подборка иллюстраций лекарственных растений; - Подготовка необходимого материала и оборудования.

Основной этап: Решение проблемы через образовательно – воспитательный процесс.

Беседы: -«Зеленая аптека»; -«Доктора природы»; -«Великий путешественник»; -«Скромный одуванчик»; -«Полезная крапива»; -«Ландыш – «заячьи ушки»; -«Как хорош сегодня наш лопух!»; -«Чистотел – желтый цветок»; -«Календула - ноготки»; -«Незабудка – «мышиное ушко»; -«Ромашка – «белая рубашка»; -«Василек синий – медонос»;

Чтение загадок, стихов, пословиц, произведений: М.М. Пришвин «Золотой луг»; Н. Павлова «Хитрый одуванчик»; Г. В. Лебедева «Одуванчик»; «Легенды об одуванчике»; Н. Ю. Васильева «Растения России»; Т.А. Шорыгина «Цветы. Какие они?» и др. Заучивание загадок и стихов о лекарственных растениях.

Познавательно – исследовательская деятельность. Наблюдение за лекарственными растениями; Беседа «О безопасном поведении в природе».

Дидактические игры: «Собери целое из частей», «Чей листок?», «Четвертый лишний», «Узнай растение», «Вершки-корешки», «Съдобное-несъдобное» и др. Сюжетно – ролевая игра «Зеленый доктор» (лечебные свойства подорожника);

Аппликация «Одуванчики»; Рисование «Цветы», Летнее настроение», «Букет»; Коллаж «Васильки», «Ромашки в траве»; Аппликации из контуров детских ладошек: «Ромашка».Сбор и засушивание растений.

Заключительный этап: Подготовить дома с родителями небольшое сообщение о каком-либо лекарственном растении, произрастающем в нашем крае.

Результат: На итоговом занятии заслушали рассказы детей о лекарственном растении. Создали альбом с гербариями лекарственных растений.

Приложение:

Конспект занятия на тему: «Зелѐная аптека»

Цель: - Развивать познавательную активность детей в процессе формирования представлений о лекарственных растениях; о правилах их сбора, хранения и применения; - Развивать экологическое мышление в процессе исследовательской деятельности, творческое воображение. Ход. Экологическая игра «Узнай целебную траву». Цель: Развивать экологическое мышление в процессе мыслительной деятельности, творческое мышление. Развивающая среда: иллюстрации с изображением лекарственных растений: одуванчик, крапива, подорожник, тысячелистник, валериана, ромашка; засушенные растения; отвары трав, картинки зверей или игрушки. Воспитатель предлагает детям отправиться в царство растений, загадывает загадки, отгадав которые, дети узнают, какие это растения: Ах, не трогайте меня, Обожгу я без огня.(Крапива). Рос шар бел, дунул ветер – Шар улетел. (Одуванчик). Нарядные платьица, Жѐлтые брошки, Ни пятнышка нет На красной одѐжке. (Ромашка). Каждый лист мой любит тропки, У обочины дорог. Он однажды людям добрым Раны вылечить помог. (Подорожник). Ребята, как называются эти растения? Для чего они нужны человеку? Давайте побольше узнаем о лекарственных растениях. Издавна люди замечали, что больные животные уходят, чтобы найти какую-то траву, съев которую, они выздоравливали. Так и человек стал искать помощи у разных растений. Посмотрите на это растение (картинки или засушенные растения). Его можно встретить на лугах, лесных опушках, и называется оно – тысячелистник. Посмотрите на его листья. Подумайте, почему он так называется. (Каждый лист состоит из множества крохотных листков и у каждого листика – ажурные края). Тысячелистник – лекарственное растение. Его используют для остановки кровотечения, для улучшения аппетита. Воспитатель предлагает посмотреть на другое растение. Кто знает, как оно называется?(Подорожник). Почему оно так называется? Подорожник растѐт вдоль дорог. Листья его упругие, с прочными прожилками, густой пучок корней, который надѐжно укрепляется в почве, стебелѐк с соцветием. Они тоже жѐсткие и упругие. Вот и не боится подорожник вытаптывания, от которого страдают другие растения. Подорожник – великий путешественник. Приклеившись к ногам людей, он без труда перебирается в другие места. Подорожник называется зелѐным бинтом. Если разобьѐшь коленку, сорви лист подорожника, очисти от пыли, затем немного поцарапай поверхность листа, чтобы выделился сок, и приложи его к ране. О каком растении говорят, что оно жжѐт? Правильно, это крапива. Но почему же всѐ-таки крапива обжигает?На листьях и стеблях растения имеют особые волоски. Каждый волосок – как игла шприца. Внутри волосков – едкая жидкость. Дотронулся – получай уколы. Листья крапивы богаты разными полезными солями и витаминами. Из крапивы готовят щи. В крапиве содержаться вещества, убивающие микробы, она хорошо останавливает кровь. А ещѐ она укрепляет волосы. Из неѐ делают бумагу, мешковину. В стеблях этого растения очень прочные волоски. Все эти лекарственные растения произрастают во многих районах нашего края. Есть много трав полезных, На земле страны родной, Могут справиться с болезнью Ромашка, мята, крапива Подорожник, ландыш, зверобой. Физкультминутка «Дождик, лей веселей». Дождик, дождик, веселей! Тѐплых капель не жалей Для лесов, для полей. И для маленьких детей, И для мам, и для пап. Кап – кап! Кап – кап! Как вы думаете, где и когда собирают лекарственные травы? Как правильно их сушить? Цветки собирают, когда растение цветѐт. Корневища – поздней осенью, когда плоды уже осыпались. Собирают в сухую погоду. Воспитатель предлагает поиграть в больницу. Так как доктор Айболит занят на вызовах, то лечить зверей будете вы. 1. У нашего Мишки болит горло. (Дети советуют). Очень полезен отвар ромашки. 2. А у нашей Лисички простуда – очень полезен отвар мать-и-мачехи, чабреца. 3. У обезьянки нет сил. – Ей поможет отвар шиповника, зверобоя, боярышника. Подведение итогов занятия. Дидактическая игра «Вершки корешки». Цель: дать детям представления о том, какие части лекарственных растений используются для лечения. Укроп – листья и молодые стрелки; Одуванчик – листья, корень; Календула – цветы и семена; Ромашка – цветы; Мелисса – листья; Зверобой – цветы, листья; Мать-и-мачеха – листья; Пастушья сумка – цветы; Мята – листья; Лопух – листья и корни. Беседа-игра «Доктора природы».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Экологическая тревога и экологическая помощь растениям

Задачи:1.                  Развивать у детей представления о том, какие действия человека могут вызвать экологическ...

Проек образовательная область познание " экологическое воспитание" "Растения нашей группы и дома"

ПРОЕКТ«Комнатные растения нашей группы и дома»Срок реализации; 3 месяцаТип,  вид проекта: информационно-практико-ориентированный, фронтальный (с группой детей и их родителями)Актуальность на...

экологический проект: "Растения фитоогорода - календула".

Экологический проектознакомлениядошкольников среднего возраста с растениями фитоогорода:календула....

Семейный экологический проект. "Растения в моём дворе".

Семейный экологический проект:"Растения в моём дворе!"Работа выполнена коллективом семьи  Роганянпод руководствомСтаровойтовой Анны Сергеевны воспитателя МБДОУ№24"Радуга"г.Туапсе А...

Экологический проект "Растения, которые нас лечат" подготовительная группа.

Проект "Растения, которые нас лечат"  Проектная деятельность в детском саду по ознакомлению с лекарственными растениями....

Экологический праздник "Растения Туапсинского района"

Цель праздника:Создать радостное весёлое настроение у детей.Закреплять и расширять знания детей о растениях и месте их произрастания, насекомых, сезонных явлениях в природе.Развивать речь, умение разм...

Экологический проект "Растения нашего края" с детьми старшего дошкольного возраста

Цель проектной деятельности: формирование основ экологической культуры и обогащение представлений детей о растительном мире Самарской области...