Конспект занятия "Путешествие в мир леса"
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа)

Концевая Надежда Николаевна

Конспект занятия

Скачать:


Предварительный просмотр:

Конспект занятия в старшей группе

«Путешествие в мир леса»

(разработано на основе технологии «Дом радости», автор Н.М. Крылова)

Концевая Н.Н., воспитатель

Цель:

Закрепить знания детей о лесе и его животных, путем понимания взаимоотношений живых организмов с окружающей его средой.

Задачи:

- Показать значение леса в жизни животных и человека, познакомить с видами леса.

-  Развивать познавательный интерес, желание активно изучать природный мир.

- Сформировать чувства бережного отношения к природе.

В спальне висят картины с изображением леса.

Воспитатель:

Ребята, как мы уже знаем- Лес — это гармоничное образование. Каждый кто живет и растет здесь зависит от других, и в то же время дает возможность жить другим.

Старые деревья рубят, чтобы использовать в хозяйстве, на их месте делаются новые посадки., что бы лес не погиб, собирают грибы и ягоды, но так чтобы не испортить грибницу и не сломать кустик. И уж ежели что-то берешь в лесу, делать это нужно так, чтобы взаимосвязи не нарушались.

Незнайка:

Что это вы развесили столько разных картинок? (это лес). Развесили всякие картинки про лес, любуетесь? А я был в лесу, там столько птиц всяких: Кричат, стучат, щелкают. Голова заболит. Вот если их всех убрать, тогда и лес будет хорошим.

Воспитатель: Ребята, а вы с ним согласны? Разве птицы не нужны лесу?

Как бы нам об этом узнать?

(Дети предлагают отправиться в лес.)

На чем поедим?

На чем поедим? На Машине:

Качайте шины (движение двумя руками наклоны вниз) ш-ш-шш….

Открывайте бак (движение открывания) чик чик…

Наливайте бензин (рукой движение со звуком) с-с-с….

Заводите мотор (руки перед грудью, круговые движения) д-д-д-

Поехала машина, идет гудит,

В машине шофер сидит…би-би-би.

Вот поле, вот речка, вот лес густой.

Приехали дети машина стой!

 (Дети оказываются в игровой и подходят к экрану, где изображен смешенный лес)

Воспитатель:

Давайте послушаем звуки леса.

 (дети присаживаются на стульчики и прислушиваются) (в лесу-запись)

Воспитатель:

-Ребята давайте посмотрим и скажем, какой -же мы видим лес?

(Дети смотрят на изображение и говорят свои мысли), приходят к выводу, что лес смешанный.

- Посмотрите внимательно и скажите, какие деревья вы видите здесь?

(Дети называют названия деревьев, которые они узнают)-

Воспитатель:

- А какие еще виды лесов вы знаете?

(Дети рассказывают о хвойных и лиственных лесах, поясняют чем же они отличаются).

После высказываний детей на экран выносится фото хвойного леса и лиственного.

Воспитатель:

- А еще в лесу можно встретить кустарники, подскажите какую пользу несут кустарники

(Дети Нужны, чтобы ягодку собирать, задерживают влагу в почве, дом для птиц и зверей (зайца, лисы, ежей))

(Воспитатель на экране показывает несколько кустарников, дети их угадывают)

- Ребята, вы же знаете, что лес одаряет нас весной, летом и осенью разными дарами,

Подумайте и скажите, чем угощает нас лес?

(Дети рассказывают, чем богат лес: ягода, грибы,)-

-Вот и сейчас я вас приглашаю сыграть со мной в одну игру, «Съедобный –несъедобный», перед вами лежат карточки с изображениями съедобных и несъедобных ягод и грибов, те, что взяли съедобные несут их за столы, на которых корзинки для полезных грибов и ягод, а, которым достанутся не съедобные, несут свои дары на противоположные столы.

(Воспитатель переворачивает картинки вниз, дети вытягивают, и по сигналу делятся на команды.)

(проводим беседу правильно ли они сделали свой выбор.)

Присаживаются на стульчики

Воспитатель: Вижу, что с лесными растениями вы знакомы

- Ребята, а знаем ли мы лесные порядки?

-Знаете ли вы кто живет в лесу?

(Дети называют, животных, птиц и насекомых)

Воспитатель:

- Перед вами находятся виды животных, птиц, и насекомых леса.  У каждого вида имеются хищники и растительноядные и имеются всеядные выберите их и объясните почему.

Назвать тех, кто считается санитарами леса  

(Дети распределяют их по группам)

Давайте посмотрим на экран и посмотрим удивительную жизнь одних из самых маленьких жителей леса.

(на экране виде презентация о муравьях)

Воспитатель:

- Ребята, вот мы и побывали в лесу, и теперь скажите, можем ли мы убрать животных, птиц, насекомых, деревья из леса?

(Дети дают ответы)

- Давайте вернемся, и объясним незнайке, почему он не прав

На чем поедим?

На чем поедим? На Машине:

Качайте шины (движение двумя руками наклоны вниз) ш-ш-шш….

Открывайте бак (движение открывания) чик чик…

Наливайте бензин (рукой движение со звуком) с-с-с….

Заводите мотор (руки перед грудью, круговые движения) д-д-д-

Поехала машина, идет гудит,

В машине шофер сидит…би-би-би.

Вот поле, вот речка, вот лес густой.

Приехали дети в группу машина стой!

Воспитатель:

Незнайка, вот мы и вернулись из леса. И теперь ребята с уверенностью могут тебе рассказать почему не нужно убирать животных из леса, и сам лес нам необходим.

(один ребенок рассказывает)

(Потому что они уничтожают насекомых, личинок, комаров, а хищные птицы уничтожают еще и грызунов.

Все животные не могут существовать сами по себе, они часть природной цепочки. Мыши чистят лес от сорной травы, и насекомых, но при этом являются пищей для хищных животных и птиц, так и птицы могут стать добычей для волков и лис, и т.д. Так и происходит естественный отбор в природе.

Незнайка:

Понял!!! Пускай птицы остаются в лесу! Раз уж помогают убрать из леса вредных насекомых.

Да и животные пускай остаются), но вот кустарники там зачем, о них только цепляются и заблудиться можно.

Воспитатель: Дети расскажите Незнайке о пользе кустарников в лесу.

(дети рассказывают о том, что кустарники, это дом для животных, в них они прячутся от врагов, кукушка делает гнездо., на многих кустарниках, растет полезная ягода., и когда мы идем в лес за ягодной мы должны бережно срывать ее с ветвей, чтобы не поломать. И тогда на следующий год на ней вновь будет богатый урожай. Так же надо и поступать при сборе грибов….

Незнайка: Ладно пусть растут.

Ну плохо ведь солнца нет в лесу, вот деревья надо убрать, а особенно елки!

(Дети говорят Нельзя., если елку убрать, то болото высохнет, а если оно высохнет, то клюква, брусника, черника где будут расти. А мох от солнышка погибнет, лягушкам негде будет жить и комаров не станет, опять птицам нечего будет есть и лягушкам тоже.)

Незнайка: Ясно, ничего нельзя убирать из вашего леса, все в нем нужное и полезное.  Ягоды соберешь, то кто-то голодный будет, а кого-то поймаешь ягоды останутся не съеденными.  И животные должны жить в нем. И птицы, и насекомые. Все они находятся между собой в тесной взаимосвязи. Нет, нельзя в ваш лес ходить человеку,

Дети смеются (Можно, ведь человеку также нужна ягода, орехи, травы, грибы.

Лес нужен всем!

Воспитатель:

Ребята — вот Незнайка сказал, что в лес ходить не нужно, так может нам и на прогулку ходить нельзя, там тоже деревья растут, птицы летают, насекомые бегают, червячки ползают?

Можно конечно же гулять, но нужно всегда хорошо подумать, что можно, и что нельзя.

 А вот когда пойдем гулять и дышать свежим воздухом, то и поговорим почему он свежий….

-  Ребята вы сегодня были очень дружные и внимательные.  Вы объяснили Незнайке почему нельзя убирать животных из леса, и сам лес тоже.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия "Прогулка по лесу"

непосредственно-образовательная деятельность из цикла интегрированные занятия "Окружающий мир " и "Конструирование"...

Презентация к конспекту "Кто заблудился в лесу?"

Иллюстративный материал к  учебно-познавательной деятельности "Кто заблудился в лесу?"...

Конспект занятия "Пожар в лесу"

Конспект занятия для детей старшего дошкольного возраста....

конспект занятия "Зима в лесу"

Учить составлять описательный рассказ по картинке, соблюдая последовательность, точность и выразительность.Развивать связную монологическую речь.Закреплять знания детей о сезонных изменениях зим...

Конспект занятия "Что в лесу опасно"

Название конспекта: « Что в лесу опасно».Тема: Безопасность в лесу.Время на занятие: 25 минутВозраст: старшая группаОбласть ФГТ: Безопасность.Программа, в рамках которой проводится занятие:  Прог...

Конспект занятия "В заколдованном лесу".

Расширять  представления  детей  об  осенних  изменениях  в  природе.   Показать  детям,  что  природа  прекрасна  во  все  в...

Конспект НОД "Прогулка по лесу"

Конспект комплексного логопедического занятия в старшей группе для детей с ОНР...