Открытое занятие по познавательно – исследовательской деятельности на тему: «Воздух вокруг нас» (эксперименты)
план-конспект занятия по окружающему миру (средняя группа)

Белоусова Елена Владимировна

Обобщить знания детей о свойствах воздуха с помощью опытов.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл otkrytoe_zanyatie.docx35.75 КБ
Файл otkrytoe_zanyatie.docx35.75 КБ

Предварительный просмотр:

Открытое занятие  по познавательно – исследовательской деятельности  на тему: «Воздух вокруг нас» (эксперименты)

Средняя группа «Знайки»

Цель: Обобщить знания детей о свойствах воздуха с помощью опытов.

Задачи:

Образовательные:

- формировать умение выполнять ряд последовательных действий в соответствии с задачей и предполагаемым алгоритмом деятельности;

- продолжать знакомить детей с обобщенными способами исследования разных объектов с помощью специально разработанных систем сенсорных эталонов;

- продолжать формировать  представление о том, что воздух невидим, легче воды, не имеет запаха, движется;

- познакомить детей с некоторыми способами обнаружения воздуха.

Развивающие:

- развивать любознательность, наблюдательность, мыслительную деятельность;

- развивать  интерес к познавательной деятельности.

Воспитательные:

- воспитывать интерес и желание расширять свой кругозор;

- воспитывать позитивное отношение к окружающему миру, желание исследовать его всеми доступными способами.

Предварительная работа:

- наблюдения за ветром;

- проведение экспериментов, доказывающих лёгкость воздуха.

Материалы и оборудование:

- полиэтиленовые мешочки (по количеству детей);

- баночки (пустые внутри и наполненные водой по количеству детей);

 - стаканчик с водой, коктейльная трубочка;

- мыльные пузыри;

- вертушки (по количеству детей);

- воздушные шары (по количеству детей).

Ход занятия

Звучит мелодия (шум ветра). Дети надевают фартуки, шапочки.

Воспитатель: Ребята, вы любите отгадывать загадки? Послушайте, я приготовила для вас новую загадку:

Он нам нужен, чтоб дышать,

Чтобы шарик надувать.

С нами рядом каждый час,

Но невидим он для нас!

Что это?

Дети: Воздух!

Воспитатель: Правильно, это воздух! Сегодня мы с вами поговорим о воздухе и его свойствах. А изучать эти свойства будем в лаборатории и каждое свойство воздуха будем обозначать карточками. А теперь давайте пройдем в нашу лабораторию,  превратимся в настоящих ученых и проведем опыты. Мы готовы, ребята? (Ответ детей).

Воспитатель: Посмотрите, во что мы одеты? (в фартуки, в шапочки). А как вы думаете, зачем они нам нужны?

Воспитатель: Да, чтобы одежда не испачкалась, волосы не мешали во время опытов.

Домовёнок Кузя: (появившись из-за печки): Здравствуйте, ребята!

Воспитатель: Здравствуй, а кто ты?

Кузя:  Я - домовенок, меня зовут Кузя, я живу в детском саду. А что это вы собираетесь тут делать?

Воспитатель: Мы с ребятами будем проводить опыты с воздухом. Хочешь с нами? Тогда присоединяйся! Только для этого тебе нужно надеть фартук и шапочку.

Кузя: Опыты с воздухом? А кто его видел, этот воздух? Может, его и нет вовсе? Лично я никогда не видел воздух! А вы, ребята?

Дети: Нет, не видим.

Воспитатель: Раз мы его не видим, значит, какой воздух?

Дети: Невидимый.

Кузя: Вот-вот! Невидимый! Значит, его и нет вовсе!

Воспитатель: Погоди, погоди, Кузя! Я вот тоже воздух не вижу, но знаю, что он всегда вокруг нас!

Кузя: Ой, всё-то вы знаете! А я вам не верю! Вот докажите, что этот самый воздух есть!

Воспитатель: Ребята, давайте докажем Кузе, что воздух всё-таки есть! Чтобы воздух увидеть, его надо поймать. Хотите, я научу его ловить?

Дети: Да.

Дети проходят в лабораторию.

Опыт № 1 « С полиэтиленовым пакетом»

Воспитатель: Возьмите пакет. Что в нём?

Дети: Он пуст.

Воспитатель: Его можно сложить в несколько раз. Смотрите, какой он тоненький. Теперь мы набираем в пакет воздух и закручиваем его. Пакет полон воздуха, на что он похож, ребята?

Ответы детей ( подушка)

Воспитатель: Да, он похож на подушку. Воздух занял всё место в пакете. Теперь раскрутим пакет и выпустим из него воздух. Пакет снова стал тоненьким. Почему?

Дети: Из пакета воздух вышел.

Воспитатель: Смотри, Кузя! Какой вывод мы делаем:  воздух нельзя увидеть, но его можно почувствовать.  И мы смогли это сделать! Мы поймали воздух и заперли его в пакете, а потом выпустили его. Чтобы не забыть первое свойство  воздуха, мы его обозначим вот такой карточкой «Воздух невидим»

 Посмотрите, ребята, карточка необычная, на ней изображен  глаз. Мы глазами воздух не видим, поэтому глаз закрыт красным крестиком. Давайте прикрепим к доске эту карточку.

Воспитатель: Молодцы, ребята! Пойдемте немного подвигаемся.

 Физкультминутка

Дует ветер с высоты.

Гнутся травы и цветы.

Вправо – влево, влево – вправо

Клонятся цветы и травы. (Наклоны в стороны)

А давайте вместе

Все попрыгаем на месте. (Прыжки)

Выше! Веселей! Вот так.

Переходим все на шаг. (Ходьба на месте)

Вот и кончилась игра, к опытам вернуться нам пора.

Воспитатель: Ребята, вернемся в нашу лабораторию, нас ждут новые открытия. Кузя пойдем с нами!

Опыт № 2 «С пустой и наполненной водой бутылочками»

Воспитатель: Ребята, посмотрите на баночки. Они одинаковые? Чем отличаются друг от друга?

 (Рассадить детей вокруг стола на стульчики.)

 Возьмите баночки в руки, какая из баночек легче?

Дети: Баночка с воздухом  легче  баночки с водой.

Воспитатель: Молодцы, ребята. А я хочу показать вам еще один эксперимент.

Опыт № 3 «Подуть в трубочку, опущенную в стакан с водой».

Воспитатель: Я подую в трубочку, опущенную в стакан с водой. Что происходит, ребята?

Дети: Выходят пузырьки.

Воспитатель: Да, ребята, я  дую в трубочку, и воздух поднимается вверх. А почему пузырьки поднимаются на поверхность?

Дети: Потому что воздух легче воды.

 Воспитатель: Значит, следующее свойство воздуха, какое?

 Дети:  «Воздух легче воды».

Воспитатель: Молодцы, ребята! Посмотрите на карточку: Вот мой стакан, вот трубочка, я дую, и воздух поднимается вверх, прикрепите эту карточку к доске.

 Воспитатель: Ребята, а какие пузыри еще бывают?

Дети: Мыльные.

Кузя:  Ребята! Подойдите ко мне, у меня для вас есть небольшой сюрприз.

(Достает мыльные пузыри). Что это? Давайте немножко поиграем, попускаем мыльные пузыри.

Кузя пускает пузыри, а дети ловят.

Физ.минутка «Мыльные пузыри» (под музыку)

Воспитатель: А теперь пройдем в нашу лабораторию. Нас ждут новые открытия!

Интересно, имеет ли воздух запах? Как вы думаете ребята?

Воспитатель: Попробуйте втянуть воздух носом.

Дыхательная гимнастика «Насос»

Воспитатель: Пахнет воздух, ребята? Да, действительно, не имеет запаха. Значит, какое следующее свойство воздуха? Ответ детей.

Прикрепим к доске следующую карточку «Воздух не имеет запаха»

Кузя:  Ну да! Как же это не имеет запаха? Вот вчера в саду пекли булочки, ароматные, запах до сих пор остался.

Воспитатель: Погоди, не спеши. Я попробую тебе объяснить. Для этого пройдем к следующему столу в нашей лаборатории.

Воспитатель: Воздух не имеет запаха, но двигаясь, может доносить его до наших носов.

Кузя: Он еще и двигаться умеет?

Воспитатель берет лист бумаги.

Воспитатель: Ветер - это и есть движение воздуха. С помощью листа я могу создать ветер (машет), а еще ветер переносит запахи. Я сейчас нанесу на лист капельку масла, помашу листом, а вы угадаете, чем запахнет в воздухе? (капля апельсинового масла)

Дети: Апельсином.

Воспитатель: Ребята, это доказывает, что воздух не имеет запаха, но переносит их, в данном случае воздух перенес по группе запах апельсина.

Кузя, а тебе понятно?

Воспитатель: На прогулке мы часто наблюдаем движение воздуха. Что помогает нам увидеть это движение?

Дети: Качаются деревья, бегут облака, крутится вертушка.

(Если не отвечают, то воспитатель помогает:  « Я вам помогу. Качание деревьев - тоже движение…»)

Воспитатель: А  можем ли мы создать движение воздуха в группе? (Ответ детей.)

Воспитатель: Тогда  пройдем к следующему столу в нашей лаборатории.

Опыт № 4 «Движение воздуха»

На столе стоят вертушки.

Воспитатель: Посмотрите, ребята, что у нас на столе? (Ответ детей). Они сейчас крутятся? (Ответ детей). А почему не крутятся? (Ответ детей).

Что нужно сделать, чтобы закрутились? (Ответ детей). Подуйте на вертушку, посмотрите, что происходит? (Ответ детей).

Молодцы! Итак, делаем вывод, что воздух - движется и прикрепим новую карточку-обозначение свойства воздуха: «Воздух движется».

Итог:

Воспитатель:  Ребята, а для чего мы проводили сегодня опыты и эксперименты? Дети: Знакомились со свойствами воздуха.

Воспитатель: Давайте посмотрим на карточки и вспомним все свойства воздуха, о которых  мы говорили:  (Дети рассказывают)

1. Воздух невидим.

2. Воздух легче воды.

3. Воздух не имеет запаха.

4. Воздух движется.

Кузя: Вот спасибо! Как много я сегодня узнал о воздухе!

Воспитатель: А карточки-обозначения мы положим в наш экспериментальный уголок, и вы их можете взять, чтобы вспомнить свойства воздуха.

Воспитатель: Кузя, куда ты исчез? Что ты там делаешь?

Кузя: Я тут! Я хочу подарить эти шарики всем ребятам, ведь в шариках находится воздух! Спасибо, ребята! Пойду теперь расскажу своим друзьям всё, что узнал сегодня. До свидания!

Воспитатель: Кузя, ты куда? Ведь покидая лабораторию, нужно снять форму. Давай я подержу твой шарик!

Кузя:  До встречи, ребята!

Воспитатель: Кузя ушел, вот и нам, ребята, пора возвращаться из лаборатории в детский сад. Теперь и ваши шарики я подержу, пока вы снимите форму.

Давайте привяжем наши шарики к шкафчикам, скорей оденемся и пойдём на улицу – дышать свежим воздухом! 



Предварительный просмотр:

Открытое занятие  по познавательно – исследовательской деятельности  на тему: «Воздух вокруг нас» (эксперименты)

Средняя группа «Знайки»

Цель: Обобщить знания детей о свойствах воздуха с помощью опытов.

Задачи:

Образовательные:

- формировать умение выполнять ряд последовательных действий в соответствии с задачей и предполагаемым алгоритмом деятельности;

- продолжать знакомить детей с обобщенными способами исследования разных объектов с помощью специально разработанных систем сенсорных эталонов;

- продолжать формировать  представление о том, что воздух невидим, легче воды, не имеет запаха, движется;

- познакомить детей с некоторыми способами обнаружения воздуха.

Развивающие:

- развивать любознательность, наблюдательность, мыслительную деятельность;

- развивать  интерес к познавательной деятельности.

Воспитательные:

- воспитывать интерес и желание расширять свой кругозор;

- воспитывать позитивное отношение к окружающему миру, желание исследовать его всеми доступными способами.

Предварительная работа:

- наблюдения за ветром;

- проведение экспериментов, доказывающих лёгкость воздуха.

Материалы и оборудование:

- полиэтиленовые мешочки (по количеству детей);

- баночки (пустые внутри и наполненные водой по количеству детей);

 - стаканчик с водой, коктейльная трубочка;

- мыльные пузыри;

- вертушки (по количеству детей);

- воздушные шары (по количеству детей).

Ход занятия

Звучит мелодия (шум ветра). Дети надевают фартуки, шапочки.

Воспитатель: Ребята, вы любите отгадывать загадки? Послушайте, я приготовила для вас новую загадку:

Он нам нужен, чтоб дышать,

Чтобы шарик надувать.

С нами рядом каждый час,

Но невидим он для нас!

Что это?

Дети: Воздух!

Воспитатель: Правильно, это воздух! Сегодня мы с вами поговорим о воздухе и его свойствах. А изучать эти свойства будем в лаборатории и каждое свойство воздуха будем обозначать карточками. А теперь давайте пройдем в нашу лабораторию,  превратимся в настоящих ученых и проведем опыты. Мы готовы, ребята? (Ответ детей).

Воспитатель: Посмотрите, во что мы одеты? (в фартуки, в шапочки). А как вы думаете, зачем они нам нужны?

Воспитатель: Да, чтобы одежда не испачкалась, волосы не мешали во время опытов.

Домовёнок Кузя: (появившись из-за печки): Здравствуйте, ребята!

Воспитатель: Здравствуй, а кто ты?

Кузя:  Я - домовенок, меня зовут Кузя, я живу в детском саду. А что это вы собираетесь тут делать?

Воспитатель: Мы с ребятами будем проводить опыты с воздухом. Хочешь с нами? Тогда присоединяйся! Только для этого тебе нужно надеть фартук и шапочку.

Кузя: Опыты с воздухом? А кто его видел, этот воздух? Может, его и нет вовсе? Лично я никогда не видел воздух! А вы, ребята?

Дети: Нет, не видим.

Воспитатель: Раз мы его не видим, значит, какой воздух?

Дети: Невидимый.

Кузя: Вот-вот! Невидимый! Значит, его и нет вовсе!

Воспитатель: Погоди, погоди, Кузя! Я вот тоже воздух не вижу, но знаю, что он всегда вокруг нас!

Кузя: Ой, всё-то вы знаете! А я вам не верю! Вот докажите, что этот самый воздух есть!

Воспитатель: Ребята, давайте докажем Кузе, что воздух всё-таки есть! Чтобы воздух увидеть, его надо поймать. Хотите, я научу его ловить?

Дети: Да.

Дети проходят в лабораторию.

Опыт № 1 « С полиэтиленовым пакетом»

Воспитатель: Возьмите пакет. Что в нём?

Дети: Он пуст.

Воспитатель: Его можно сложить в несколько раз. Смотрите, какой он тоненький. Теперь мы набираем в пакет воздух и закручиваем его. Пакет полон воздуха, на что он похож, ребята?

Ответы детей ( подушка)

Воспитатель: Да, он похож на подушку. Воздух занял всё место в пакете. Теперь раскрутим пакет и выпустим из него воздух. Пакет снова стал тоненьким. Почему?

Дети: Из пакета воздух вышел.

Воспитатель: Смотри, Кузя! Какой вывод мы делаем:  воздух нельзя увидеть, но его можно почувствовать.  И мы смогли это сделать! Мы поймали воздух и заперли его в пакете, а потом выпустили его. Чтобы не забыть первое свойство  воздуха, мы его обозначим вот такой карточкой «Воздух невидим»

 Посмотрите, ребята, карточка необычная, на ней изображен  глаз. Мы глазами воздух не видим, поэтому глаз закрыт красным крестиком. Давайте прикрепим к доске эту карточку.

Воспитатель: Молодцы, ребята! Пойдемте немного подвигаемся.

 Физкультминутка

Дует ветер с высоты.

Гнутся травы и цветы.

Вправо – влево, влево – вправо

Клонятся цветы и травы. (Наклоны в стороны)

А давайте вместе

Все попрыгаем на месте. (Прыжки)

Выше! Веселей! Вот так.

Переходим все на шаг. (Ходьба на месте)

Вот и кончилась игра, к опытам вернуться нам пора.

Воспитатель: Ребята, вернемся в нашу лабораторию, нас ждут новые открытия. Кузя пойдем с нами!

Опыт № 2 «С пустой и наполненной водой бутылочками»

Воспитатель: Ребята, посмотрите на баночки. Они одинаковые? Чем отличаются друг от друга?

 (Рассадить детей вокруг стола на стульчики.)

 Возьмите баночки в руки, какая из баночек легче?

Дети: Баночка с воздухом  легче  баночки с водой.

Воспитатель: Молодцы, ребята. А я хочу показать вам еще один эксперимент.

Опыт № 3 «Подуть в трубочку, опущенную в стакан с водой».

Воспитатель: Я подую в трубочку, опущенную в стакан с водой. Что происходит, ребята?

Дети: Выходят пузырьки.

Воспитатель: Да, ребята, я  дую в трубочку, и воздух поднимается вверх. А почему пузырьки поднимаются на поверхность?

Дети: Потому что воздух легче воды.

 Воспитатель: Значит, следующее свойство воздуха, какое?

 Дети:  «Воздух легче воды».

Воспитатель: Молодцы, ребята! Посмотрите на карточку: Вот мой стакан, вот трубочка, я дую, и воздух поднимается вверх, прикрепите эту карточку к доске.

 Воспитатель: Ребята, а какие пузыри еще бывают?

Дети: Мыльные.

Кузя:  Ребята! Подойдите ко мне, у меня для вас есть небольшой сюрприз.

(Достает мыльные пузыри). Что это? Давайте немножко поиграем, попускаем мыльные пузыри.

Кузя пускает пузыри, а дети ловят.

Физ.минутка «Мыльные пузыри» (под музыку)

Воспитатель: А теперь пройдем в нашу лабораторию. Нас ждут новые открытия!

Интересно, имеет ли воздух запах? Как вы думаете ребята?

Воспитатель: Попробуйте втянуть воздух носом.

Дыхательная гимнастика «Насос»

Воспитатель: Пахнет воздух, ребята? Да, действительно, не имеет запаха. Значит, какое следующее свойство воздуха? Ответ детей.

Прикрепим к доске следующую карточку «Воздух не имеет запаха»

Кузя:  Ну да! Как же это не имеет запаха? Вот вчера в саду пекли булочки, ароматные, запах до сих пор остался.

Воспитатель: Погоди, не спеши. Я попробую тебе объяснить. Для этого пройдем к следующему столу в нашей лаборатории.

Воспитатель: Воздух не имеет запаха, но двигаясь, может доносить его до наших носов.

Кузя: Он еще и двигаться умеет?

Воспитатель берет лист бумаги.

Воспитатель: Ветер - это и есть движение воздуха. С помощью листа я могу создать ветер (машет), а еще ветер переносит запахи. Я сейчас нанесу на лист капельку масла, помашу листом, а вы угадаете, чем запахнет в воздухе? (капля апельсинового масла)

Дети: Апельсином.

Воспитатель: Ребята, это доказывает, что воздух не имеет запаха, но переносит их, в данном случае воздух перенес по группе запах апельсина.

Кузя, а тебе понятно?

Воспитатель: На прогулке мы часто наблюдаем движение воздуха. Что помогает нам увидеть это движение?

Дети: Качаются деревья, бегут облака, крутится вертушка.

(Если не отвечают, то воспитатель помогает:  « Я вам помогу. Качание деревьев - тоже движение…»)

Воспитатель: А  можем ли мы создать движение воздуха в группе? (Ответ детей.)

Воспитатель: Тогда  пройдем к следующему столу в нашей лаборатории.

Опыт № 4 «Движение воздуха»

На столе стоят вертушки.

Воспитатель: Посмотрите, ребята, что у нас на столе? (Ответ детей). Они сейчас крутятся? (Ответ детей). А почему не крутятся? (Ответ детей).

Что нужно сделать, чтобы закрутились? (Ответ детей). Подуйте на вертушку, посмотрите, что происходит? (Ответ детей).

Молодцы! Итак, делаем вывод, что воздух - движется и прикрепим новую карточку-обозначение свойства воздуха: «Воздух движется».

Итог:

Воспитатель:  Ребята, а для чего мы проводили сегодня опыты и эксперименты? Дети: Знакомились со свойствами воздуха.

Воспитатель: Давайте посмотрим на карточки и вспомним все свойства воздуха, о которых  мы говорили:  (Дети рассказывают)

1. Воздух невидим.

2. Воздух легче воды.

3. Воздух не имеет запаха.

4. Воздух движется.

Кузя: Вот спасибо! Как много я сегодня узнал о воздухе!

Воспитатель: А карточки-обозначения мы положим в наш экспериментальный уголок, и вы их можете взять, чтобы вспомнить свойства воздуха.

Воспитатель: Кузя, куда ты исчез? Что ты там делаешь?

Кузя: Я тут! Я хочу подарить эти шарики всем ребятам, ведь в шариках находится воздух! Спасибо, ребята! Пойду теперь расскажу своим друзьям всё, что узнал сегодня. До свидания!

Воспитатель: Кузя, ты куда? Ведь покидая лабораторию, нужно снять форму. Давай я подержу твой шарик!

Кузя:  До встречи, ребята!

Воспитатель: Кузя ушел, вот и нам, ребята, пора возвращаться из лаборатории в детский сад. Теперь и ваши шарики я подержу, пока вы снимите форму.

Давайте привяжем наши шарики к шкафчикам, скорей оденемся и пойдём на улицу – дышать свежим воздухом! 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект НОД для детей старшей группы по познавательно-исследовательской деятельности. Тема: «Воздух-невидимка?»

Уважаемые коллеги, буду рада, если этот конспект поможет вам в изучении с детьми свойств воздуха (на основе опытов и игр)....

Конспект НОД в подготовительной группе по познавательно – исследовательской деятельности. Тема: «Воздух – волшебник»

Цель: Формировать у детей желание принимать познавательные задачи  и решать их через поисковую деятельность....

Конспект НОД по познавательному развитию на тему: «Воздух вокруг нас»

Цель: Развитие познавательной активности в процессе опытно - экспериментальной деятельности с воздухом.Задачи:- Закреплять представление детей о свойствах воздуха (прозрачный, бесцветный, не имеет зап...

Конспект по познавательно-исследовательской деятельности для детей средней группы Тема «Воздух вокруг нас»

Цель:развивать познавательную активность детей в процессе экспериментирования.Задачи: Образовательные:-дать представление о том, что воздух есть вокруг нас, что ветер – это движение воздуха...

Конспект ООД по познавательному развитию на тему "Воздух вокруг нас" в подготовительной к школе группе

Данная Организованная образовательная деятельность знакомит детей со свойствами воздуха, ее значимостью в жизни человека, животных и растений, развивает внимание, память и мышление....

Картотека опытов по познавательно - исследовательской деятельности. Тема: "Воздух"

Картотека проведения опытов на занятиях в детском саду, с целью показать детям свойства воздуха....