Конспект НОД по познавательному развитию на тему: «Воздух вокруг нас»
план-конспект занятия по окружающему миру

Дунаева Надежда Валерьевна

Цель: Развитие познавательной активности в процессе опытно - экспериментальной деятельности с воздухом.

Задачи:

- Закреплять представление детей о свойствах воздуха (прозрачный, бесцветный, не имеет запаха, вкуса) и способами его обнаружения;

- Закрепить правила безопасного  поведения во время работы в лаборатории;

- Развивать познавательный интерес, активность детей в процессе экспериментирования, умение видеть удивительное в окружающем мире;

- Развивать способность анализировать, умение рассуждать, делать выводы;

- Развивать связную речь, закреплять в речи новые слова;

- Воспитывать интерес к экспериментированию, стремление добиваться хорошего результата, умение работать в группе, договариваться.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_ood_vozduh_vokrug_nas.docx46.12 КБ

Предварительный просмотр:

Департамент образования администрации города Нижнего Новгорода      Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение  «Детский сад № 63 «Яблонька»

Конспект ООД по познавательному развитию

на тему: «Воздух вокруг нас»

(для детей старшего дошкольного возраста)

Разработал воспитатель:

                                                                                                               Дунаева Н.В.

г. Нижний Новгород

2021 г.

Цель: Развитие познавательной активности в процессе опытно - экспериментальной деятельности с воздухом.

Задачи:

- Закреплять представление детей о свойствах воздуха (прозрачный, бесцветный, не имеет запаха, вкуса) и способами его обнаружения;

- Закрепить правила безопасного  поведения во время работы в лаборатории;

- Развивать познавательный интерес, активность детей в процессе экспериментирования, умение видеть удивительное в окружающем мире;

- Развивать способность анализировать, умение рассуждать, делать выводы;

- Развивать связную речь, закреплять в речи новые слова;

- Воспитывать интерес к экспериментированию, стремление добиваться хорошего результата, умение работать в группе, договариваться. 

Словарная работа: лаборатория, воздух, невидимый, прозрачный, бесцветный.

Оборудование и материалы: схематическое изображение свойств воздуха, воздушные шары, полиэтиленовые пакеты, фонарики, стаканчики с водой, трубочки, яблоки, чеснок, лимон, фартуки.

Предварительная работа:                                                                                                                   - Беседы: «Носы нужны не только для красы», «Для чего нужен воздух человеку и животным»

- Игры с воздушным шариком                                                                                                              - Просмотр мультфильма из серии «Формула Ума» - «Что такое воздух?»

Методы и приёмы:                                                                                                                      1.Игровой: сюрпризные момент, дид/игра «Где спрятался воздух?», физкультминутка

2.Практический: опыты                                                                                                            3.Наглядный: схемы, показ воспитателя
4.Словесный: вопросы поискового характера, беседа с детьми, рассказ воспитателя, художественное  слово.

Ход ООД:

I.Вводная часть (мотивационный этап)

Воспитатель: Ребята! Посмотрите, какие красивые шары я принесла для вас: красный, зелёный (цвет не имеет значение), а что это случилось с синим шариком? Он стал не красивым, маленьким, сморщенным.

Дети:  Он сдулся.

Воспитатель: А что нужно сделать, чтобы шарик стал круглым и упругим?

Дети:  Его надо надуть, чтобы он стал большим.

Воспитатель: Правда? Сейчас я его надую. Вот какой он красивый получился! Интересно, а что же у него внутри, посмотрите?

Дети думают.

Воспитатель: Ребята, чтобы вам было легче ответить на этот вопрос, внимательно послушайте и отгадайте загадку:

Он нам нужен, чтоб дышать,

Чтобы шарик надувать.

С нами рядом каждый час,

Но невидим он для нас!

Что это?

Дети:  Воздух.

Воспитатель: Но я ничего не вижу! Я вижу синий шарик, круглый. (Отмечаю форму предмета)

Дети: Он невидимый

Воспитатель: А вы видите воздух? А почему, как вы думаете?

Ответы детей

Воспитатель: Получается, что воздух прозрачный, бесцветный и невидимый. Но как же нам это проверить?

Я предлагаю вам отправиться в нашу лабораторию, может быть, мы там найдём ответ на этот вопрос и узнаем ещё много всего интересного про воздух. Пошагали.

Нарядили ножки в новые сапожки,                 

Вы шагайте, ножки, прямо по дорожке.            

Вы шагайте, топайте, по лужам не шлепайте,  

В грязь не заходите, сапожки не рвите.              

II.Основная часть (деятельностный этап) 

Воспитатель: Вот мы и пришли в нашу лабораторию,  для работы нам необходимо надеть специальную одежду (дети надевают халаты) и вспомнить правила поведения в лаборатории:

Дети: Вести себя тихо, работать аккуратно, быть внимательными, не торопиться, не мешать друг другу

Воспитатель: 

Чтоб природе другом стать,
Тайны все её узнать,
Все загадки разгадать,
Научиться наблюдать,
Будем вместе развивать качество – внимательность,
А поможет всё узнать,
Наша наблюдательность.

Воспитатель: Для того чтобы проверить, правда ли, что воздух прозрачный, бесцветный, что он вокруг нас, предлагаю провести несколько опытов! Чтобы воздух увидеть, его надо поймать. Хотите, я научу вас ловить воздух?

Дети:  Да.

Опыт 1. «Поймай невидимку» (С полиэтиленовым пакетом и фонариком)

Воспитатель:  Возьмите полиэтиленовый пакет. Что в нём? 
Дети: Он пуст. 
Воспитатель: Да, он пустой, его можно сложить в несколько раз. Смотрите, какой он тоненький. А теперь мы набираем в пакет воздух и закручиваем пакет.  Молодцы, какие вы быстрые!  Что произошло с пакетом?

Дети: Пакет надулся, стал круглым, как шарик.

Воспитатель:  Действительно пакет изменил форму, он полон воздуха. Воздух занял всё место в пакете. Теперь развяжем пакет и выпустим из него воздух. Что изменилось? Пакет опять стал пустым. Интересно, почему?
Дети: Пакет опять стал тоненьким, потому что из него вышел воздух.
Воспитатель:  Да, ребята, вы правы, воздух прозрачный, а чтобы его увидеть, его надо поймать. И мы смогли это сделать! Мы поймали воздух и заперли его в пакет, а потом выпустили его. Значит, воздух есть вокруг нас.

Вывод: чтобы увидеть воздух, его надо поймать. Воздух есть вокруг нас.

И мы смогли это сделать! Мы поймали воздух и заперли его в пакете, а потом выпустили его.

Воспитатель:  Какого цвета воздух? 
Ответы детей. 

Воспитатель:  На столах у нас фонарики. Ребята, давайте посветим на пакет. Что вы увидели? 
Дети: Свет фонарика проходит через пакет. 
Воспитатель: А почему, как вы думаете?

Дети: (Варианты ответов) Потому что пакет прозрачный, воздух прозрачный.

Вывод: Свет проходит через пакет с воздухом, потому что воздух не имеет цвета, т.е. прозрачный. Вот вам и первое свойство воздуха – прозрачный, бесцветный. (прикрепить к доске картинку- схему с условным изображением свойства)

Воспитатель: Ребята, мы с вами проделали очень серьезный опыт!
Воздух с вами мы искали
И в пакет его поймали!
Посмотрели, посветили
И на волю отпустили!
Давайте теперь немножко отдохнем и поиграем. Вспомните, какой был пакет. Когда мы в него поймали воздух? А какой когда воздух мы выпустили? Давайте мы с вами найдём где же прячется воздух. 
Дидактическая игра «Где спрятался воздух?»

Артикуляционная гимнастика «Воздушный шарик» - максимально надуть щеки, удерживать 5 сек, «шарик лопнул» - втянуть щеки, удерживать 5 сек.

Опыт 2. «Воздух не имеет вкуса»

Воспитатель: Ребята, закройте, пожалуйста, глазки и угадайте, чем я вас угощу (Предложить кусочки яблок).

Дети: Это яблоко.

Воспитатель: Правильно, даже с закрытыми глазами вы узнали его вкус. А теперь я предлагаю вам "съесть" воздух, чтобы определить, имеет ли воздух вкус.

Дети: Воздух не имеет вкуса

Воспитатель: Правильно, и это второе свойство воздуха.

Вывод: Воздух не имеет вкуса (прикрепить к доске картинку - схему с условным изображением свойства).

Воспитатель: Вы отлично работали, а теперь немного отдохнем и поиграем с воздушным шариком.

Физминутка « Воздушный шарик»
Я с утра сегодня встал
С полки шар воздушный взял.
Начал дуть я и смотреть
Стал мой шарик вдруг толстеть.
Я все дую – шар все толще,
Дую – толще, дую – толще.
Вдруг услышал я хлопок,
Лопнул шарик, мой дружок!

Опыт 3.»Воздух не имеет запаха»

Воспитатель: Закройте, пожалуйста, еще раз глаза и определите по запаху. Что у меня на тарелке (Предложить кусочки чеснока и лимона).

Дети: Это лимон и чеснок.

Воспитатель: Правильно, даже с закрытыми глазами вы угадали запахи. А теперь я предлагаю вам "понюхать" воздух, чтобы определить, имеет ли воздух запах.

Дети: Воздух не имеет запаха.

Воспитатель: Правильно, сам воздух не имеет запаха, но переносит их. По запаху, перенесенному из кухни, мы догадываемся, что нам приготовили повара. Или мы можем почувствовать запах духов или др. пахучих веществ. И это — еще одно свойство воздуха — он не имеет запаха (прикрепить к доске картинку-схему с условным изображением свойства).

Вывод: Воздух не имеет запаха, но переносит запахи.

Воспитатель: А вот интересно, а есть ли воздух внутри нас, как вы думаете?

Ответы детей

А давайте проверим!

Опыт 4. «Вдох-выдох»

Воспитатель:  Дети положите руку на грудную клетку. Сделайте глубокий вдох. Вы почувствовали, что ваша грудь приподнялась. Это воздух вошел в ваши легкие. А теперь выдохните. Ваша грудная клетка опустилась - воздух вышел из легких. Попробуйте еще раз.

А теперь крепко сомкните губы, не открывайте рот, зажмите пальцами нос. Долго мы сможем так продержаться? (Ответы детей) Нет, нам не хватает воздуха

Опыт 5. «Есть ли воздух внутри нас»

На столах у каждого ребенка стаканчик с водой, коктейльные палочки.

Воспитатель: Ребята, давайте подуем в трубочку, опущенную в стакан с водой тихо, тихо. И посмотрим, что произойдёт. Что это происходит с водой?

Дети: Вода пузырится.

Воспитатель: Пузырьки? Как они там оказались? В стакане же только вода была.

Ответы детей (это воздух, который внутри нас)

Воспитатель: Правильно, пузырьки — это воздух, который внутри нас. Мы снова его увидели. Мы дуем в трубочку, и он выходит в виде пузырьков. Но чтобы подуть ещё, мы сначала вдыхаем новый воздух, а потом выдыхаем через трубочку и получаются пузырьки.

Вывод: Сейчас мы убедились, что в человеке есть воздух! Мы им дышим!

Воспитатель: А сейчас я вам загадаю загадку, послушайте:

Через нос проходит в грудь,
И обратный держит путь.
Он не видимый, и всё же
Без него мы жить не можем /воздух/.

Воспитатель: Ребята, а вы умеете правильно дышать?
Дети: Умеем!
Воспитатель: Покажите! Молодцы! Но чтобы лучше дышать, нужно знать некоторые правила: дышите носом, не поднимайте плечи при вдохе, в дыхании должен активно участвовать живот.

А сейчас я предлагаю поиграть в игру, которая называется «Лови, лови шарик». Подвижная игра «Лови, лови шарик».

III.Заключительная часть (рефлексивный этап)

Воздух, он объект особый,
Его руками не потрогать.
Чтоб его увидеть глазом
Фонариком светили разом.
Затем на радость всем ребятам,
Его мы проглотили сразу,
Всю эту так сказать работу,
Назвали умным словом 
«опыт».

Воспитатель: Скажите, ребята, о каких свойствах удивительного, необходимого нам всем воздуха мы сегодня узнали с помощью опытов, исследований и экспериментов?

(обращает внимание детей на опорные картинки.)

Дети: Воздух невидим, бесцветен, не имеет вкуса и запаха. Он находится внутри нас и вокруг нас.

Воспитатель: Предлагаю вам зафиксировать - зарисовать в своих альбомах свойства, которыми обладает  воздуха.

Воспитатель: Молодцы, ребята, вы отлично поработали и многое узнали. Надеюсь, что то, в чем вы убедились с помощью эксперимента, вы не забудете никогда.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ ПО ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНО-ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В СТАРШЕЙ ГРУППЕ Тема: «Воздух вокруг нас»

Задачи:1. Образовательные: Уточнить представление о свойстве воздуха, учить обнаруживать воздух, познакомить, что ветер это – движение воздуха, расширить представление, о значимос...

Конспект по познавательно-исследовательской деятельности для детей средней группы Тема «Воздух вокруг нас»

Цель:развивать познавательную активность детей в процессе экспериментирования.Задачи: Образовательные:-дать представление о том, что воздух есть вокруг нас, что ветер – это движение воздуха...

План-конспект открытого занятия. Познавательное развитие. Тема: «Воздух»

План-конспект открытого занятия в средней группе. Познавательное развитие.Тема: «Воздух»...

Конспект организованной образовательной деятельности по познавательному развитию с детьми подготовительной группы на тему: «Воздух вокруг нас»

Цель: формирование элементарных знаний о воздухе.Задачи: Образовательные: расширять представления о значимости воздуха в жизни человека. Создавать условия для расширения представлений детей об ок...

Конспект совместной познавательно-исследовательской деятельности педагога с детьми старшей группы Тема: «Воздух вокруг нас»

   Цель: развитие поисково-познавательной активности детей при проведении опытов и           исследований с воздухом....

Конспект ООД по познавательному развитию на тему "Воздух вокруг нас" в подготовительной к школе группе

Данная Организованная образовательная деятельность знакомит детей со свойствами воздуха, ее значимостью в жизни человека, животных и растений, развивает внимание, память и мышление....