Конспект Образовательной деятельности по направлению «Познавательное развитие» Тема: «Воздух вокруг нас: невидимый помощник»
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа)

Цель: сформировать у детей представление о воздухе как жизненно важном компоненте окружающей среды через опытно‑экспериментальную деятельность.

Задачи:

  • Образовательные: познакомить со свойствами воздуха (невидимость, отсутствие цвета и запаха, способность занимать пространство, лёгкость); показать способы обнаружения воздуха; уточнить, что ветер — это движение воздуха.
  • Развивающие: развивать наблюдательность, умение выдвигать гипотезы, проводить простые опыты, делать выводы; активизировать речь, обогащать словарь (воздух, невидимый, лёгкий, ветер, движение).
  • Воспитательные: воспитывать бережное отношение к природе, интерес к познанию окружающего мира; формировать навыки безопасного экспериментирования.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_vozduh.docx19.99 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 15 с. Кабанск»

.

Конспект

Образовательной деятельности по направлению «Познавательное развитие»

Тема: «Воздух вокруг нас: невидимый помощник»

Группа: старшая

        Кашина Е.А.

                                                                              Воспитатель высшей                          

                                                               квалификационной категории

с. Кабанск

2025 г.

Цель: сформировать у детей представление о воздухе как жизненно важном компоненте окружающей среды через опытно-экспериментальную деятельность.

Задачи:

  • Образовательные: познакомить со свойствами воздуха (невидимость, отсутствие цвета и запаха, способность занимать пространство, лёгкость); показать способы обнаружения воздуха; уточнить, что ветер — это движение воздуха.
  • Развивающие: развивать наблюдательность, умение выдвигать гипотезы, проводить простые опыты, делать выводы; активизировать речь, обогащать словарь (воздух, невидимый, лёгкий, ветер, движение).
  • Воспитательные: воспитывать бережное отношение к природе, интерес к познанию окружающего мира; формировать навыки безопасного экспериментирования.

Материалы и оборудование

  • прозрачные полиэтиленовые пакеты (по количеству детей);
  • воздушные шарики (надутые и ненадутые);
  • стаканчики с водой и трубочки для коктейля (по количеству детей);
  • резиновые игрушки (например, пищалки);
  • веер или лист бумаги;
  • корки апельсина или другие ароматные предметы;
  • салфетки;
  • белый халат и шапочка для воспитателя (имитация «учёного»);
  • фартуки для детей;
  • плакат «Правила поведения в лаборатории»;
  • картинки с изображением живых существ (человек, животное, растение).

Предварительная работа

  • наблюдения за ветром на прогулке;
  • беседы о дыхании человека и животных;
  • чтение познавательной литературы о воздухе;
  • игры с воздушными шарами и веером.

Ход занятия

1. Вводная часть (3–4 мин)
Мотивация. Воспитатель в халате и шапочке входит в группу.

— Здравствуйте, юные исследователи! Сегодня мы отправимся в научную лабораторию. Кто знает, что делают в лаборатории? (Ответы детей.) Правильно, проводят опыты и открывают тайны природы. А какую тайну мы будем раскрывать сегодня, вы узнаете из загадки:

Он нам нужен, чтоб дышать,
Чтобы шарик надувать.
Невидимка он, и всё же
Без него мы жить не можем.

Что это? (Воздух.)

— Верно! Тема нашего занятия — «Воздух вокруг нас: невидимый помощник». Давайте вспомним правила работы в лаборатории:

  • не шуметь;
  • аккуратно обращаться с оборудованием;
  • внимательно наблюдать;
  • делиться выводами.

2. Основная часть (18–20 мин)

Опыт 1. «Поймай воздух»

  • Дети берут пустые пакеты, взмахивают ими, ловят воздух и завязывают.
  • Вопросы: Что внутри пакета? Почему он стал упругим? Какого цвета воздух?
  • Вывод: воздух невидим, бесцветен, занимает пространство.

Опыт 2. «Пузырьки — это воздух»

  • Дети дуют через трубочку в стакан с водой.
  • Вопросы: Что появляется в воде? Откуда берутся пузырьки?
  • Вывод: мы выдыхаем воздух, он легче воды и поднимается вверх в виде пузырьков.

Опыт 3. «Воздух можно почувствовать»

  • Дети прокалывают пакет и подносят его к лицу, нажимая на него.
  • Вопросы: Что вы ощущаете? Как называется движение воздуха?
  • Демонстрация веера: Помашите веером — чувствуете ветерок? Это движение воздуха.
  • Вывод: воздух можно ощутить кожей; ветер — это движущийся воздух.

Опыт 4. «У воздуха есть запах?»

  • Дети нюхают воздух в комнате.
  • Затем мнут корку апельсина и снова нюхают.
  • Вопросы: Чем пахнет воздух? Почему мы чувствуем запах апельсина?
  • Вывод: воздух сам не имеет запаха, но переносит запахи.

Опыт 5. «Воздух звучит»

  • Дети дуют в горлышко пустой бутылки, сжимают резиновую игрушку (пищалку).
  • Вопросы: Что вы слышите? Как воздух издаёт звуки?
  • Вывод: воздух может создавать звуки при движении.

3. Заключительная часть (3–4 мин)

  • Рефлексия.  Задаю детям вопросы:
  • Что мы сегодня узнали о воздухе?
  • Как можно обнаружить воздух, если он невидим?
  • Зачем воздух нужен живым существам?
  • Подведение итогов.

— Молодцы, юные учёные! Вы доказали, что воздух:

  • невидим и бесцветен;
  • занимает пространство;
  • легче воды;
  • переносит запахи и звуки;
  • нужен всем живым существам для жизни.

Давайте поблагодарим воздух за то, что он помогает нам дышать и жить!

  • Ритуал завершения. Дети встают в круг, берутся за руки и говорят:

Мы узнали много тайн,
Воздух — друг наш неслучайный!
Будем беречь его всегда,
Ведь без воздуха — беда!

Список литературы

  1. Дыбина О. В., Рахманова Н. П., Щетинина В. В. Неизведанное рядом: опыты и эксперименты для дошкольников. — М.: Сфера, 2019.
  2. Тугушева Г. П., Чистякова А. Е. Экспериментальная деятельность детей среднего и старшего дошкольного возраста: методическое пособие. — СПб.: Детство-Пресс, 2009.
  3. Нищева Н. В. (сост.). Опытно-экспериментальная деятельность в ДОУ: конспекты занятий в разных возрастных группах. — СПб.: ИЗДАТЕЛЬСТВО-ПРЕСС, 2019.
  4. Костюченко М. П. Окружающий мир: интегрированные занятия с детьми 4–7 лет. — Волгоград: Учитель, 2020.
  5. Смирнов Ю. И. Воздух. — СПб.: Сова, 1998.
  6. Галимов О. Р. Физика для дошкольников. — М., 2001.
  7. Занимательные опыты и эксперименты для дошкольников. — М.: ТЦ «Сфера», 2001.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект Образовательной деятельности по направлению «Познавательное развитие» Тема: «Зимние забавы снеговика»

Цель: Развивать активность и любознательность детей младшего дошкольного возраста в процессе познавательной деятельности. Вызывать интерес к работе с крупой....

Конспект Образовательной деятельности по направлению «Познавательное развитие» Тема: «Все профессии важны»

Цель: Расширение и закрепление знаний детей о труде людей разных профессий....

Конспект Образовательной деятельности по направлению «Познавательное развитие» Тема: «Зимние узоры»

Цель: Расширение и закрепление знаний о времени года зиме , её характерных особенностях....

Конспект Образовательной деятельности по направлению «Познавательное развитие» Тема: «Город волшебства»

Цель: Создание условий, способствующих развитию у детей познавательной активности, любознательности, стремления к самостоятельному познанию и размышлению через экспериментирование....

Конспект Образовательной деятельности по направлению «Познавательное развитие» Тема: «Волшебный магнит»

Цель: развитие познавательных способностей детей через экспериментальную деятельность....