Конспект Образовательной деятельности по направлению «Познавательное развитие» Тема: «Воздух вокруг нас: невидимый помощник»
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа)
Цель: сформировать у детей представление о воздухе как жизненно важном компоненте окружающей среды через опытно‑экспериментальную деятельность.
Задачи:
- Образовательные: познакомить со свойствами воздуха (невидимость, отсутствие цвета и запаха, способность занимать пространство, лёгкость); показать способы обнаружения воздуха; уточнить, что ветер — это движение воздуха.
- Развивающие: развивать наблюдательность, умение выдвигать гипотезы, проводить простые опыты, делать выводы; активизировать речь, обогащать словарь (воздух, невидимый, лёгкий, ветер, движение).
- Воспитательные: воспитывать бережное отношение к природе, интерес к познанию окружающего мира; формировать навыки безопасного экспериментирования.
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 19.99 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 15 с. Кабанск»
.
Конспект
Образовательной деятельности по направлению «Познавательное развитие»
Тема: «Воздух вокруг нас: невидимый помощник»
Группа: старшая
Кашина Е.А.
Воспитатель высшей
квалификационной категории
с. Кабанск
2025 г.
Цель: сформировать у детей представление о воздухе как жизненно важном компоненте окружающей среды через опытно-экспериментальную деятельность.
Задачи:
- Образовательные: познакомить со свойствами воздуха (невидимость, отсутствие цвета и запаха, способность занимать пространство, лёгкость); показать способы обнаружения воздуха; уточнить, что ветер — это движение воздуха.
- Развивающие: развивать наблюдательность, умение выдвигать гипотезы, проводить простые опыты, делать выводы; активизировать речь, обогащать словарь (воздух, невидимый, лёгкий, ветер, движение).
- Воспитательные: воспитывать бережное отношение к природе, интерес к познанию окружающего мира; формировать навыки безопасного экспериментирования.
Материалы и оборудование
- прозрачные полиэтиленовые пакеты (по количеству детей);
- воздушные шарики (надутые и ненадутые);
- стаканчики с водой и трубочки для коктейля (по количеству детей);
- резиновые игрушки (например, пищалки);
- веер или лист бумаги;
- корки апельсина или другие ароматные предметы;
- салфетки;
- белый халат и шапочка для воспитателя (имитация «учёного»);
- фартуки для детей;
- плакат «Правила поведения в лаборатории»;
- картинки с изображением живых существ (человек, животное, растение).
Предварительная работа
- наблюдения за ветром на прогулке;
- беседы о дыхании человека и животных;
- чтение познавательной литературы о воздухе;
- игры с воздушными шарами и веером.
Ход занятия
1. Вводная часть (3–4 мин)
Мотивация. Воспитатель в халате и шапочке входит в группу.
— Здравствуйте, юные исследователи! Сегодня мы отправимся в научную лабораторию. Кто знает, что делают в лаборатории? (Ответы детей.) Правильно, проводят опыты и открывают тайны природы. А какую тайну мы будем раскрывать сегодня, вы узнаете из загадки:
Он нам нужен, чтоб дышать,
Чтобы шарик надувать.
Невидимка он, и всё же
Без него мы жить не можем.
Что это? (Воздух.)
— Верно! Тема нашего занятия — «Воздух вокруг нас: невидимый помощник». Давайте вспомним правила работы в лаборатории:
- не шуметь;
- аккуратно обращаться с оборудованием;
- внимательно наблюдать;
- делиться выводами.
2. Основная часть (18–20 мин)
Опыт 1. «Поймай воздух»
- Дети берут пустые пакеты, взмахивают ими, ловят воздух и завязывают.
- Вопросы: Что внутри пакета? Почему он стал упругим? Какого цвета воздух?
- Вывод: воздух невидим, бесцветен, занимает пространство.
Опыт 2. «Пузырьки — это воздух»
- Дети дуют через трубочку в стакан с водой.
- Вопросы: Что появляется в воде? Откуда берутся пузырьки?
- Вывод: мы выдыхаем воздух, он легче воды и поднимается вверх в виде пузырьков.
Опыт 3. «Воздух можно почувствовать»
- Дети прокалывают пакет и подносят его к лицу, нажимая на него.
- Вопросы: Что вы ощущаете? Как называется движение воздуха?
- Демонстрация веера: Помашите веером — чувствуете ветерок? Это движение воздуха.
- Вывод: воздух можно ощутить кожей; ветер — это движущийся воздух.
Опыт 4. «У воздуха есть запах?»
- Дети нюхают воздух в комнате.
- Затем мнут корку апельсина и снова нюхают.
- Вопросы: Чем пахнет воздух? Почему мы чувствуем запах апельсина?
- Вывод: воздух сам не имеет запаха, но переносит запахи.
Опыт 5. «Воздух звучит»
- Дети дуют в горлышко пустой бутылки, сжимают резиновую игрушку (пищалку).
- Вопросы: Что вы слышите? Как воздух издаёт звуки?
- Вывод: воздух может создавать звуки при движении.
3. Заключительная часть (3–4 мин)
- Рефлексия. Задаю детям вопросы:
- Что мы сегодня узнали о воздухе?
- Как можно обнаружить воздух, если он невидим?
- Зачем воздух нужен живым существам?
- Подведение итогов.
— Молодцы, юные учёные! Вы доказали, что воздух:
- невидим и бесцветен;
- занимает пространство;
- легче воды;
- переносит запахи и звуки;
- нужен всем живым существам для жизни.
Давайте поблагодарим воздух за то, что он помогает нам дышать и жить!
- Ритуал завершения. Дети встают в круг, берутся за руки и говорят:
Мы узнали много тайн,
Воздух — друг наш неслучайный!
Будем беречь его всегда,
Ведь без воздуха — беда!
Список литературы
- Дыбина О. В., Рахманова Н. П., Щетинина В. В. Неизведанное рядом: опыты и эксперименты для дошкольников. — М.: Сфера, 2019.
- Тугушева Г. П., Чистякова А. Е. Экспериментальная деятельность детей среднего и старшего дошкольного возраста: методическое пособие. — СПб.: Детство-Пресс, 2009.
- Нищева Н. В. (сост.). Опытно-экспериментальная деятельность в ДОУ: конспекты занятий в разных возрастных группах. — СПб.: ИЗДАТЕЛЬСТВО-ПРЕСС, 2019.
- Костюченко М. П. Окружающий мир: интегрированные занятия с детьми 4–7 лет. — Волгоград: Учитель, 2020.
- Смирнов Ю. И. Воздух. — СПб.: Сова, 1998.
- Галимов О. Р. Физика для дошкольников. — М., 2001.
- Занимательные опыты и эксперименты для дошкольников. — М.: ТЦ «Сфера», 2001.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект Образовательной деятельности по направлению «Познавательное развитие» Тема: «Путешествие капельки»
Цель: Расширение и закрепление представлений о свойствах воды...
Конспект Образовательной деятельности по направлению «Познавательное развитие» Тема: «Зимние забавы снеговика»
Цель: Развивать активность и любознательность детей младшего дошкольного возраста в процессе познавательной деятельности. Вызывать интерес к работе с крупой....
Конспект Образовательной деятельности по направлению «Познавательное развитие» Тема: «Все профессии важны»
Цель: Расширение и закрепление знаний детей о труде людей разных профессий....
Конспект Образовательной деятельности по направлению «Познавательное развитие» Тема: «Зимние узоры»
Цель: Расширение и закрепление знаний о времени года зиме , её характерных особенностях....
Конспект Образовательной деятельности по направлению «Познавательное развитие» Тема: «Моя малая Родина»
Цель: Закрепить знания о родном селе, о своей малой Родине ....
Конспект Образовательной деятельности по направлению «Познавательное развитие» Тема: «Город волшебства»
Цель: Создание условий, способствующих развитию у детей познавательной активности, любознательности, стремления к самостоятельному познанию и размышлению через экспериментирование....
Конспект Образовательной деятельности по направлению «Познавательное развитие» Тема: «Волшебный магнит»
Цель: развитие познавательных способностей детей через экспериментальную деятельность....