Конспект Образовательной деятельности по направлению «Познавательное развитие» Тема: «Сказочная геометрия: фигуры в сказках и жизни»
план-конспект занятия по математике (старшая группа)

Интеграция образовательных областей:

  • познавательное развитие (ФЭМП, ознакомление с окружающим);
  • речевое развитие;
  • художественно‑эстетическое развитие (рисование, аппликация);
  • социально‑коммуникативное развитие;
  • физическое развитие (динамические паузы).

Цель: формирование представлений о геометрических фигурах через призму сказочных сюжетов и реальных объектов.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_geometriya_skazok.docx19.76 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 15 с. Кабанск»

.

Конспект

Образовательной деятельности по направлению «Познавательное развитие»

Тема: «Сказочная геометрия: фигуры в сказках и жизни»

Группа: старшая

        Кашина Е.А.

                                                                              Воспитатель высшей                          

                                                               квалификационной категории

с. Кабанск

2021 г.

Интеграция образовательных областей:

  • познавательное развитие (ФЭМП, ознакомление с окружающим);
  • речевое развитие;
  • художественно-эстетическое развитие (рисование, аппликация);
  • социально-коммуникативное развитие;
  • физическое развитие (динамические паузы).

Цель: формирование представлений о геометрических фигурах через призму сказочных сюжетов и реальных объектов.

Задачи:

  1. Образовательные:
  • закрепить названия геометрических фигур (круг, квадрат, треугольник, прямоугольник, овал);
  • учить находить фигуры в окружающих предметах и сказочных образах;
  • развивать умение составлять образы из геометрических форм.
  1. Развивающие:
  • тренировать зрительное восприятие, внимание, память;
  • стимулировать логическое мышление (анализ, сравнение, обобщение);
  • совершенствовать мелкую моторику через творческие задания.
  1. Воспитательные:
  • воспитывать интерес к математике и сказкам;
  • формировать навыки сотрудничества и взаимопомощи.

Материалы и оборудование:

  • мультимедийный проектор и экран (или фланелеграф);
  • набор плоских геометрических фигур (большие и маленькие, разные цвета);
  • карточки с изображениями сказочных персонажей и предметов из фигур;
  • листы бумаги, цветные карандаши, фломастеры;
  • клей, цветная бумага, ножницы (для аппликации);
  • аудиозапись спокойной фоновой музыки;
  • «волшебный сундучок» с сюрпризами.

Предварительная работа:

  • чтение сказок с геометрическими образами («Колобок», «Три поросёнка», «Гуси-лебеди»);
  • дидактические игры: «Найди фигуру», «Сложи узор», «Что на что похоже?»;
  • рассматривание иллюстраций с выделением форм предметов.

Ход занятия

1. Вводная часть (5 мин)
Мотивационный момент:
Воспитатель вносит «волшебный сундучок».

— Ребята, сегодня к нам пришло письмо от Царевны Геометрии! Она просит помочь расколдовать сказочные фигуры, которые злой волшебник превратил в непонятные предметы. Готовы отправиться в путешествие?

Психологический настрой:
Дети встают в круг, выполняют движения под рифмовку:

Мы друг другу улыбнёмся,
За руки все возьмёмся.
В сказку дружно мы идём,
Знания с собой берём!

2. Основная часть (20 мин)

а) «Сказочные фигуры» (интерактивная беседа, 7 мин)
На экране (или фланелеграфе) появляются изображения:

  • Колобок (круг);
  • домик Наф-Нафа (квадрат + треугольник);
  • окно в тереме (овал);
  • щит богатыря (прямоугольник).

Дети называют фигуры, объясняют, почему так думают. Воспитатель задаёт вопросы:

— Чем отличается квадрат от прямоугольника?
— Какая фигура катится, как Колобок?
— Сколько углов у треугольника?

б) Игра «Найди пару» (9 мин)
Дети получают карточки: на одних — сказочные персонажи (например, Золушка в карете), на других — наборы геометрических фигур. Задача: сопоставить изображение с составляющими его формами.
Пример: карета = 2 круга (колёса) + 1 прямоугольник (кузов).

в) Динамическая пауза «Геометрические танцы» (4 мин)
Под музыку дети выполняют движения:

  • «круг» — круговые движения руками;
  • «квадрат» — шаги на месте с чёткими поворотами;
  • «треугольник» — поднятие рук вверх «домиком»;
  • «овал» — плавные покачивания из стороны в сторону.

3. Практическая часть (10 мин)
Задание «Сказочный герой из фигур»
Дети выбирают:

  • нарисовать персонажа (например, робота из квадратов и кругов);
  • или сделать аппликацию (вырезать фигуры и склеить образ).

Воспитатель помогает, задаёт наводящие вопросы:

— Какую фигуру возьмём для головы? А для туловища?

4. Заключительная часть (5 мин)

Рефлексия:

  • Что больше всего понравилось?
  • Какую фигуру мы сегодня встречали чаще всего?
  • Где в жизни можно увидеть круги, квадраты?

Сюрпризный момент:
Из «волшебного сундучка» дети получают наклейки с геометрическими фигурами и мини-раскраски «Сказочная геометрия».

Ритуал прощания:

Мы фигуры все узнали,
В сказке дружно поиграли.
До свидания, друзья,
Ждём нового волшебства!

Список литературы

  1. Арутюнян Л.Н., Сипачева Е.В. и др. От рождения до школы. Типовая образовательная программа дошкольного образования. — Донецк: Истоки, 2015. — 223 с.
  2. Аромштам М.С., Баранова О.В. Пространственная геометрия для малышей. Приключения Ластика и Скрепочки. — М.: НЦ ЭНАС, 2004. — 96 с.
  3. Кангина Н.Н., Тихомирова О.В. Математика в детском саду. Конспекты интегрированных занятий (4–7 лет). — Ярославль: Академия развития, 2012. — 160 с.
  4. Жукова Р.А. Занимательная геометрия. Подготовительная группа. — Волгоград: Корифей, 2009. — 96 с.
  5. Белошистая А.В. Готовимся к обучению математике. Фигуры, формы и цвета. — М.: Просвещение, 2 Newton. — 215 с.
  6. Водопьянов Е. Формирование начальных геометрических понятий у дошкольников // Дошкольное воспитание. — 1984. — № 8. — С. 17.
  7. Программы дошкольного образования (ФГОС ДО): рекомендации по интеграции математики и художественно-эстетического развития.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект Образовательной деятельности по направлению «Познавательное развитие» Тема: «Зимние забавы снеговика»

Цель: Развивать активность и любознательность детей младшего дошкольного возраста в процессе познавательной деятельности. Вызывать интерес к работе с крупой....

Конспект Образовательной деятельности по направлению «Познавательное развитие» Тема: «Все профессии важны»

Цель: Расширение и закрепление знаний детей о труде людей разных профессий....

Конспект Образовательной деятельности по направлению «Познавательное развитие» Тема: «Зимние узоры»

Цель: Расширение и закрепление знаний о времени года зиме , её характерных особенностях....

Конспект Образовательной деятельности по направлению «Познавательное развитие» Тема: «Город волшебства»

Цель: Создание условий, способствующих развитию у детей познавательной активности, любознательности, стремления к самостоятельному познанию и размышлению через экспериментирование....

Конспект Образовательной деятельности по направлению «Познавательное развитие» Тема: «Волшебный магнит»

Цель: развитие познавательных способностей детей через экспериментальную деятельность....