Главные вкладки

    Конспект по познавательно-исследовательской деятельности для детей средней группы Тема «Воздух вокруг нас»
    план-конспект занятия (средняя группа)

    Костицына Светлана Анатольевна

    Цель:

    развивать познавательную активность детей в процессе экспериментирования.

    Задачи:

     

    Образовательные:

    -дать представление о том, что воздух есть вокруг нас, что ветер – это движение воздуха;

    - способствовать овладению некоторыми способами обнаружения воздуха;

    - способствовать формированию у детей познавательного интереса;

    - обобщить, уточнить ранее полученные знания о свойствах воздуха;

    - учить работать в коллективе и индивидуально во время опытов.

     

    Развивающие:

    - развивать любознательность, наблюдательность, мыслительную деятельность;

     

    Воспитательные:

    - воспитывать интерес и желание расширять свой кругозор;

    - воспитывать любознательность, взаимопомощь,

    - воспитывать позитивное отношение к окружающему миру, желание исследовать его всеми доступными способами.

     

    Практическая:

    - опыты по обнаружению воздуха;

    - рассказать Лунтику о том, что воздух существует.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл vozduh_vokrug_nas.docx32.54 КБ

    Предварительный просмотр:

    Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

    Детский сад № 13 комбинированного вида

    Кронштадтского района Санкт-Петербурга

    Конспект

    по познавательно-исследовательской деятельности

     для детей средней группы

    Тема  «Воздух вокруг нас»

                                                  Составитель:

    Костицына Светлана Анатольевна,

    воспитатель

    Цель: 

    развивать познавательную активность детей в процессе экспериментирования.

    Задачи:

    Образовательные:

    -дать представление о том, что воздух есть вокруг нас, что ветер – это движение воздуха;

    - способствовать овладению некоторыми способами обнаружения воздуха;

    - способствовать формированию у детей познавательного интереса;

    - обобщить, уточнить ранее полученные знания о свойствах воздуха;

    - учить работать в коллективе и индивидуально во время опытов.

    Развивающие:

    - развивать любознательность, наблюдательность, мыслительную деятельность;

    Воспитательные:

    - воспитывать интерес и желание расширять свой кругозор;

    - воспитывать любознательность, взаимопомощь,

    - воспитывать позитивное отношение к окружающему миру, желание исследовать его всеми доступными способами.

    Практическая:

    - опыты по обнаружению воздуха;

    - рассказать Лунтику о том, что воздух существует.

    Словарная работа: 

    Обогатить словарь детей словами: лаборатория, прозрачный, невидимый, опыты.

    Оборудование:

    - музыкальное сопровождение;

    - магнитная доска;

    - полиэтиленовые мешочки (по количеству детей);

    - стаканчики с водой, трубочки для сока (по количеству детей);

    - тазики с водой;

    - пустые стаканчики (по количеству детей);

    - веера из бумаги (по количеству детей);

    - бумажные кораблики (по количеству детей);

     - воздушные шары (по количеству детей);

    Воспитатель

    Дети:

    Звучит отрывок из произведения В. Шаинского «От улыбки хмурый день светлей»

    Мы очень рады, что к нам пришло столько много гостей. Примите от нас «улыбки - солнышки» и хорошее настроение не покинет больше вас.
    Предлагает детям подарить «улыбки – солнышки» гостям.

    Дети здороваются с гостями, дарят  «улыбки – солнышки» гостям.

    Ребятки, я пришла к вам в гости не одна.

    Вы узнали, кто это? (показываю игрушку – Лунтика)

    Давайте с ним тоже поздороваемся!

    Да! Это Лунтик.

    Здравствуй, Лунтик!

    Ребята, а сейчас внимательно послушайте и отгадайте загадку:

    Он нам нужен, чтоб дышать,

    Чтобы шарик надувать.

    С нами рядом каждый час,

    Но невидим он для нас!

              Что это?        

    Правильно, молодцы, это воздух!

    Воздух!

    (Прислушиваюсь и делаю вид, что Лунтик  что-то говорит) Ой, ребятки, Лунтик спрашивает, что это такое?  И кто его видел, этот воздух? Может, его и нет вовсе?  

    Есть.

    Ребята, что же  мы будем делать?  Лунтик  прилетел к нам с Луны и  действительно ничего не знает о воздухе. Давайте попытаемся   доказать Лунтику, что воздух есть. Вы поможете мне?

    Да!

    И так. Для того чтобы выяснить, существует ли воздух, нам нужно провести опыты, как это делают  настоящие учёные. Я приглашаю вас в нашу лабораторию.

    Дети подходят к лаборатории

    Скажите, ребята, вы видите воздух вокруг нас?

    Раз мы его не видим, значит, какой воздух?

    Нет, не видим.

    Прозрачный, бесцветный, невидимый.

    Я  воздух не видела, но знаю, что он всегда вокруг нас!  Ребята, давайте докажем, что воздух всё-таки есть! Чтобы воздух увидеть, его надо поймать.

    Хотите, я научу вас ловить воздух?

    Да.

    ОПЫТ 1.

    Обнаружение воздуха при помощи пакета.
    Звучит мелодия для фокусов.
    Что у меня в руках?

    В нем что - нибудь лежит? (показываю со всех сторон)

    Его можно сложить несколько раз. Смотрите, какой он тоненький.

    Музыка звучит громче, я взмахиваю пакетом, ловя воздух, закручиваю пакет (музыка закончила играть)

    Что вы теперь скажете? И теперь пакет пустой? (дает потрогать детям надутый пакет)

    Почему пакет стал похож на подушку?

    Молодцы, в пакете воздух, он занял все место, и пакет стал похож на подушку.
    А теперь  попробуйте поймать воздух самостоятельно
    вучит мелодия для фокусов)

    Молодцы!  

    А теперь развяжем пакет и выпустим из него воздух. Пакет опять стал тоненьким. Почему?

    Вывод: воздух прозрачный, чтобы его увидеть, его надо поймать. И мы смогли это сделать! Мы поймали воздух и закрыли его в мешочке, а потом выпустили его.     Молодцы!

    Пакет

    Нет

    Нет

    В нём воздух

    Дети пытаются поймать воздух в пакет.

    В нём нет воздуха

    ОПЫТ 2. 

    Обнаружение воздуха при помощи стаканчика.

    Посмотрите-ка ребята, а это что?  (показываю  пустой прозрачный стаканчик)

    А как вы считаете, этот стаканчик пустой? Возьмите свои стаканчики и внимательно посмотрите, есть в них что-нибудь?

    Говорите, что ничего нет  в наших стаканчиках!!! А вот сейчас мы и проверим.

    Звучит мелодия для фокусов

    Берите стаканчики в руки, переверните его вверх дном и медленно опускайте стаканчик в тазик с водой. Но будьте внимательны, стакан нужно держать очень ровно. Что получается?

    Попадает ли вода в стакан?

    Почему нет?

    Вывод:  в стакане есть воздух, он не пускает туда воду.

    Какие же вы молодцы!

    А теперь давайте попробуем снова опустить стаканчик в тазик с водой, но теперь уже держать его  не прямо, а немного наклонив.

    Что появляется в воде?

    Видны пузырьки воздуха. Откуда они взялись?

    Правильно! Воздух выходит из стакана, и его место занимает вода.

    Стаканчик

    Нет

    Дети опускают стаканчик в воду, держа его прямо.

    Нет

    Что-то мешает воде попасть в стаканчик.

     

    Дети опускают стаканчик в воду под наклоном.

    Пузырьки.

    Из стакана.

    Молодцы! Ну а теперь, немного отдохнём .

    Музыкальная физминутка «Пяточки - носочки»

    Дети выполняют движения под музыку.

    Ну что, немного отдохнули?

    Пора возвращаться в нашу лабораторию.

    Да.

    Ребята, а вы знаете, что воздух живет внутри людей?

    Мы сейчас с вами это докажем.

    Посмотрите ребята, что это?  (показываю  соломинки для  сока)

    Нет.  Да.

    Соломинки, трубочки

    ОПЫТ 3.

    Обнаружение воздуха при помощи соломинки для сока.  

    Да, это соломинки и стакан с водой. А теперь вдохните воздух и подуйте в трубочку, опущенную в стакан с водой вучит музыка)

    Как здорово у вас получается. Вода в стаканах просто бурлит. Что это?

    А в пузырьках что находится, как вы думаете?

    Вот мы и доказали: оказывается воздух находится вокруг нас и внутри нас.

    Но как он попадает к нам в организм?

    Конечно! Все люди дышат через нос.

     Молодцы!

    Дети пускают пузыри в стакане с водой.

    Пузырьки

    Воздух.

    Через рот, нос

    Детки, а вы можете обойтись без воздуха?  

    А давай проверим!  

    Поиграем в игру «Водолаз»: 

    Кто дольше сможет продержаться без воздуха под водой. Но для этого нам нужно подготовить организм к «погружению»: делаем глубокий вдох -выдох (три раза), потом крепко зажимаем нос руками и еще крепче сжимаем губы и садимся  на корточки, как –будто «погружаемся»и сидим  кто сколько сможет. Раз, два, три игру начни  (звучит мелодия)

    Какие  молодцы, вы  не только замечательные учёные, но и хорошие водолазы!

    Ну что, ребята можно человеку, обойтись без воздуха?

    Послушайте, я прочитаю вам  стишок:

         Через нос проходит в грудь.
        И обратно держит путь
        Он невидимый, но всё же,
        Без него мы жить не можем.

    Нет

    Дети играют в игру

    Нет

    Дети слушают.

    А кому ещё нужен воздух?

    Правильно, молодцы!

    Д/и « Кто дышит воздухом»

    А сейчас я хочу вам предложить другую игру.

    На столе у меня разложены картинки. Вы подходите, и выбирайте карточки,  на которых изображены те, кому нужен воздух для жизни.

    Молодцы!

    Ну что, возвращаемся в лабораторию?

    Животным, птицам, растениям, насекомым.

    Дети выбирают картинки и прикрепляют на доску.

    Да

    ОПЫТ 4.

    Что такое ветер?  

    В нашей лаборатории есть кораблики, а как с ними можно поиграть?

    А как же они будут плыть?

    Да, ребята, когда мы вдыхаем и выдыхаем, воздух двигается и получается ветерок. Значит, когда воздух движется, получается ветер, и кораблики плывут. Кораблики ловят воздух парусами. Значит, воздух может передвигать предметы.

    А если не дуть, как ещё можно сделать ветер?

    Ребята, давайте попробуем устроить ветер с помощью листика бумаги! Помашите листиком сначала на себя, потом друг на друга. Что вы чувствуете?

    Правильно. Ветерок это движение воздуха.

    Смотрите: воздух не движется, и кораблики не плывут. Я машу листочком, толкаю воздух, получается ветер, и он помогает парусникам плыть.

    Попробуйте сами.

    Молодцы!

    Как много вы сегодня узнали! Теперь вы сможете рассказать Лунтику о воздухе?

    Вывод:

    Что воздух бесцветный, поэтому мы его не видим.

    Чтоб увидеть воздух, его надо поймать;

    Воздух находится даже внутри людей;

    Без воздуха ничто живое не может жить.

    А ещё мы узнали, что такое ветер! Ветер – это движение воздуха.

    Ребята, Лунтик говорит вам спасибо, за то, что вы рассказали ему о воздухе так много интересного. Лунтик торопится домой, чтобы поскорее рассказать своим друзьям, все, что сегодня узнал. Скажем ему до свидания!

      Сегодня мы с вами хорошо потрудились, и наша лаборатория закрывается. Но вы можете поиграть с корабликами

    Пускать их по воде.

    Можно на них подуть.

    Помахать на себя.

    В лицо дует ветерок.

    Дети машут листиком, дуют ртом на корабли, что бы привести их в движение.

    Да (дети рассказывают, что они запомнили)

    До свидания.

    Дети играют с водой и корабликами.

            


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Образовательная область «Познание».Развитие кругозора и познавательно-исследовательской деятельности для детей средней группы.Тема: «О чем поют птицы весной?»

    Дети вместе с воспитателем в ходят в группу украшенную зелеными листочками,  цветочками, бумажными птичками.Воспитатель предлагает детям отправиться в путешествие по весеннему лесу.Воспитатель пр...

    Методическая разработка познавательно -исследовательской деятельности с детьми средней группы. Тема: «Воздух и его свойства»

    Цели: Формирование представлений детей об объекте неживой природы - воздухе.Задачи: познакомить со свойствами и способами обнаружения воздуха; развивать познавательную активность в процессе эксперимен...

    Познавательная исследовательская деятельность в средней группе Тема: «Воздух есть везде».

    Задачи:Образовательные: продолжать формировать представления о свойствах воздуха путем экспериментирования, подвести к пониманию того, что воздух есть вокруг и внутри нас.Развивающие: развивать познав...

    Конспект НОД по опытно - экспериментальной деятельности с детьми средней группы Тема: «Воздух – невидимка».

    Занятие по опытно - экспериметальной деятельности с детьми средней группы....

    Познавательно – исследовательский творческий проект для детей средней группы «Развитие познавательного интереса через опытно-экспериментальную деятельность» на тему «Магия песка»

    Внедряя любой проект, прежде всего, необходимо правильно поставить цель и найти нужный и безопасный способ его реализации. Важно спланировать и создать развивающую, познавательную, безопасную предметн...

    НОД Познавательное развитие. Познавательно – исследовательская деятельность с детьми подготовительной группы. Тема. Воздух – смесь газов.

    НОД Познавательное развитие. Познавательно – исследовательская деятельность с детьми подготовительной группы.Форма организации: экспериментирование.Тема. Воздух – смесь газов.Цель. Формиро...