Проект по опытно – исследовательской деятельности во 2-ой младшей группе «Удивительные свойства воды».
проект по окружающему миру (младшая группа)

Теслина Кристина  Владимировна

Цель: формирование  любознательности и познавательной активности у детей через процесс экспериментирования с водой.

Задачи:

  1. Учить детей выполнять простейшие опыты с водой.
  2. Развивать знания детей о свойствах воды.
  3. Воспитывать аккуратность при проведении опытов.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_opyty_s_vodoy.docx293.45 КБ

Предварительный просмотр:

Проект по опытно – исследовательской деятельности

во 2-ой младшей группе «Подсолнушки»

«Удивительные свойства воды».

Образовательная область: познавательное развитие.

Тип проекта: Познавательно - исследовательский

Автор проект: Теслина К.В.

Срок реализации: 1 месяц

Вид проекта: краткосрочный (февраль)

Участники проекта: дети 2 младшей «А» группы «Подсолнушки», воспитатели, родители воспитанников.

Актуальность темы:

Воду нужно уважать —

Это должен каждый знать!

Воду нужно изучать-

Всё о ней нам нужно знать!

Совершенно не секрет —

Без воды нам жизни нет!

Основная особенность детского экспериментирования заключается в том, что ребенок младшего дошкольного возраста познает объект в ходе практической деятельности с ним. Учёный считает, что экспериментирование претендует на роль ведущей деятельности в период дошкольного детства, что потребность ребёнка в новых впечатлениях лежит в основе возникновения и развития неистощимой исследовательской деятельности, направленной на познание окружающего мира. Чем разнообразнее и интенсивнее поисковая деятельность, тем больше новой информации получает ребёнок, тем быстрее и полноценнее он развивается.

Цель: формирование  любознательности и познавательной активности у детей через процесс экспериментирования с водой.

Задачи:

  • Учить детей выполнять простейшие опыты с водой.
  • Развивать знания детей о свойствах воды.
  • Воспитывать аккуратность при проведении опытов.

Ожидаемый результат:

У детей будут формироваться познавательные способности, в процессе исследовательской деятельности практических опытов с водой; Научатся выполнять простейшие опыты с водой, последовательно выполняя указания педагога. Расширятся знания о свойствах воды: без запаха, без вкуса, льется, имеет разную температуру, имеет прозрачность, ее можно окрашивать, через эксперименты с водой; Делать простейшие обобщения и выводы, опираясь на знания и умения, полученные в ходе опытно-исследовательской деятельности. Появится интерес к экспериментированию, умение договариваться друг с другом для решения общих задач; с помощью взрослого, а затем и самостоятельно. Повысится рост уровня любознательности, наблюдательности, внимание, мышление, речь в процессе совместной исследовательской деятельности аккуратности при проведении опытов.

Этапы реализации:

1 этап: Подготовительный этап.

1.Подбор методической литературы.

2. Подбор литературы: стихи о воде, загадки, пальчиковая гимнастика.

    Подбор игр с водой, составление плана мероприятий.

 3.Оформление картотеки опытов с водой.

2 этап: Основной этап.

 Практическая часть: проведение опытов с детьми.

3 этап: Заключительный. 

1.Подготовить информацию для родителей.

1.1. Этап. Методическая литература:

М. Султанова. Простые опыты с водой. Дыбина О. В. «Занятия по ознакомлению с окружающим миром во второй младшей группе детского сада» М.: Мозаика - Синтез, 2007 (методическое пособие). Иванова, А. И. Методика организации экологических наблюдений и экспериментов в детском саду: Пособие для работников дошкольных учреждений /А. И. Иванова. – М.: ТЦ Сфера, 2004. – С. 3–5. Дыбина, О. В. Из чего сделаны предметы. Игры-занятия для дошкольников. - М.: Сфера, 2010г.  О.А.Скорлупова "Занятия с детьми дошкольного возраста по теме «Вода» 2005г.

2. Чтение стихотворения Н. Рыжовой «Вы слыхали о воде?»

Вы слыхали о воде?

Говорят она везде.

В луже, в море, в океане

И в водопроводном кране.

Как сосулька замерает.

В лес туманом заползает,

Ледником в горах зовется

В дом туманом к нам вползает,

На плите у нас кипит,

Растворяет сахар в чае

(Мы ее не замечаем).

Мы привыкли что вода

Наша спутница всегда!

Без нее нам не умыться,

Не наесться, не напиться,

Смею Вам я доложить:

Без нее нам не прожить.

Кораблик

Р. Бикметова

Я кораблик смастерил,

По воде его пустил.

Ты плыви, кораблик мой,

А потом вернись домой!

Беседа: «Такая разная, такая важная вода»

Воспитатель: Для чего нужна вода, как мы ее используем? (пьем, моем руки, купаемся, стираем, моем пол, поливаем цветы).Дети, подумайте, откуда берется вода в кране? Мы каждый день пользуемся этой водой, а она все течет и течет, не кончается. В кране – вода реки. Те капельки, которыми мы моем руки, проделали большой путь. Сначала они плавали в реке, потом человек направил их в трубы. К воде, дети, надо относиться бережно, не оставлять без надобности открытые краны.

Беседа: «Берегите воду»

Систематизировать представления детей о воде, о том, как человек использует её, значении воды для жизни и здоровья. Учить бережно относиться к воде и экономно её расходовать. Развивать речь, внимание, память, логическое мышление. Воспитывать любознательность, бережное отношение к воде. Сегодня мы поговорим об очень удивительной гостье. Я скажу вам по секрету – она всем нужна и все её любят. Без неё нет жизни на земле. Послушайте внимательно!

Беседа: «Вода вокруг нас»

Рассказать о значении воды в нашей жизни, показать, где, в каком виде существует вода, рассказать о разнообразии состояний воды. Дать детям первые элементарные знания о круговороте воды в природе.1. уточнить знания детей о местонахождении воды в природе и быту. 2. Расширять представления детей о значимости воды в жизни человека. 3. Воспитывать бережное отношение к воде.

ЗАГАДКИ О ВОДЕ.

Меня пьют,

Меня льют,

Всем нужна я.

Кто я? (Вода)

***

По городу дождик осенний гулял,

Зеркальце дождик свое потерял.

Зеркальце то на асфальте лежит,

Ветер подует — оно задрожит. (Лужа)

***

Течет, течет -

Не вытечет,

Бежит, бежит-

Не выбежит.(Река)

***

Что за звездочки сквозные

На пальто и на платке.

Все сквозные, вырезные,

А возьмешь — вода в руке?(Снежинка)

***

Стало в комнате темно,

Стук послышался в окно.

Ты на улицу идёшь?

Зонт возьми – там льётся ... (дождь).

***

Я и тучка, и туман,

И ручей, и океан,

И летаю, И бегу,

И стеклянной быть могу. (Вода)

Пальчиковая гимнастика

«Рыбки»

Рыбки весело плескались

В чистой светленькой воде,

То сожмутся, разожмутся,

То закружатся в воде.

«Дождь»( пальцы разведены в стороны. Выполняем легкое постукивание пальцами по поверхности воды)

Дождь полил, как из ведра,

Будет лить он до утра.

« Пароход»( Обе ладони поставлены на ребро, мизинцы прижаты, а большие пальцы подняты вверх)

Пароход плывет по речке,

И пыхтит он, словно печка.

 «Гроза».

Закапали капли, Стучим двумя пальцами каждой руки по столу.

Идет дождь Стучим четырьмя пальцами

Он льёт, как из ведра! Стучим сильнее.

Пошёл град. Косточками пальцев отбиваем дробь

Сверкает молния, Шипящий звук, рисуем линию в воздухе.

Гремит гром Барабаним кулаками или хлопаем в ладоши.

Все быстро убегают домой. Прячем руки за спину.

А утром снова ярко светит солнце! Описываем руками большой круг.

«Рыбки».

Пять маленьких рыбок играли в реке (Выполняем волнообразные движения в воздухе)

Лежало большое бревно на песке (Руки прижаты  друг к другу переворачиваем их с боку на бок)

И рыбка сказала:(ладони сомкнуты, чуть округлены)

"Нырять здесь легко" (выполняем ныряющие движения)

Вторая сказала: (Качаем сомкнутыми ладонями)

"Ведь здесь глубоко" (отрицательный жест)

А третья сказала: (Ладони поворачиваются на тыльную сторону одной из рук)

"Мне хочется спать"

Четвертая стала чуть - чуть замерзать (Быстро качаем ладонями дрожь)

А пятая крикнула: (Запястья соединены ладони раскрываются и соединяются)

"здесь крокодил" плывите от сюда  чтоб на проглотил (Быстрые волнообразные движения сомкнутыми ладонями, уплывают)

«Умывание»

Знаем, знаем - да - да - да, (массаж пальцев)

Где ты прячешься, вода! (поочередно массируют каждый палец)

Выходи, водица,

Мы пришли умыться!

Лейся на ладошку

По - нем - нож - ку.

Нет, не понемножку -

Посмелей! (энергично растирают ладони и кисти рук)

Будет умываться веселей!

Игра «Доскажите слово»
Цель: закрепление полезных свойств воды для человека.
Ход игры: Воспитатель зачитывает предложение, а последнее слово не говорит – его дополняют дети по смыслу выражения.
1. Чтобы чистым быть всегда, людям всем нужна … (вода)
2. Чаще мойся – воды … (не бойся)
3. Мойте руки перед едой, будете … (здоровы)
4. Чистая вода – для микробов … (беда)

Игра «Взбей пену»

Ловко пену я взбиваю

И ей тортик украшаю  

Цель: Развитие у детей мелкой и общей моторики рук. Работа над формированием и развитием темпа и ритма речи. Формирование правильного захвата руки.

Ход игры : Воспитатель предлагает детям взбить пену – крем для украшения праздничного торта.

Оборудование: Ёмкость с водой, венчик, средство для пены.

Игра «Поймай рыбку»

Цель: Развитие у детей координации движений, общей моторики, внимания. Формирование правильного захвата руки. Развитие ловкости.

Ход игры : Воспитатель предлагает детям сходить на рыбалку и удочкой поймать рыбку.

Оборудование: Ёмкость с водой, удочки и рыбки.

Игра «Сдуй облако»

Ловко пену я взбиваю

И ей тортик украшают.

Цель: Развитие у детей внимания, координации движений. Активизация мышц губ, формирование умения выполнять глубокий вдох и длительный плавный выдох.

Ход игры : Воспитатель предлагает детям поймать на ладошку «облако» и сдуть его.

Оборудование: Ёмкость с водой, средство для пены, венчик.

Игра «Тонет, не тонет»

Цель: Знакомство со свойствами различных материалов, развитие координации движений, закрепление понятий «лёгкий»«тяжелый». Развитие логического мышления.

Ход игры : Воспитатель предлагает детям опустить в воду разные по качеству предметы и понаблюдать за ними, охарактеризовать их.

Оборудование: Ёмкость с водой, тяжелые и лёгкие предметы.

Игра «Сделаем фонтан»

Цель: Развитие у детей общей и мелкой моторики рук, внимания. Формирование правильного захвата рук, эмоционального настроя.

Ход игры : Воспитатель предлагает детям наполнить спринцовки водой и путём нажатия сделать «Фонтан».

Оборудование: Ёмкость с водой, спринцовки.

Игра «Выбери нужного цвета»

Цель: Развитие у детей сенсомоторики, координации движений, зрительного внимания, закрепление цветовых оттенков.

Ход игры : Воспитатель предлагает детям достать предметы одного цвета со дна ёмкости.

Оборудование: Ёмкость с водой, разноцветные колпачки, крышки.

Игра «Капитан»

Цель: Развитие у детей внимания, психических процессов, координации движений, формирования умения выполнять глубокий вдох и длительный плавный выдох. Работа над артикуляционной моторикой. Создание положительного настроя.

Ход игры : Воспитатель наполняет ёмкость с водой и запускает с детьми бумажные кораблики. Предлагает подуть на кораблики, отправляя их в плавание.

Оборудование: Ёмкость с водой, бумажные кораблики.

Игра «Половинки»

Цель: Развитие у детей внимания, глазомера, координации движений. Формирование ловкости, эмоционального настроя.

Ход игры : Воспитатель предлагает наполнить стаканчик водой наполовину.

Оборудование: Ёмкость с водой, стаканчик.

Игра «Тёплый, холодный»

Цель: Закрепление понятий «тёплый», «холодный», развитие эмоционального настроя, развитие внимания.

Ход игры : Воспитатель заполняет ёмкость тёплой и холодной водой и предлагает детям запустить утят в тёплую воду, а рыбок в холодную.

Оборудование: Ёмкость с тёплой и холодной водой, утята, рыбки.

Физкультминутка «Тихо плещется вода»

Тихо плещется вода,

Мы плывём по тёплой речке. (Плавательные движения руками)

В небе тучки, как овечки,

Разбежались, кто куда. (Потягивания — руки вверх и в стороны)

Мы из речки вылезаем,

Чтоб обсохнуть, погуляем. (Ходьба на месте)

А теперь глубокий вдох.

И садимся на песок. (Дети садятся)

Как приятно в речке плавать!

Как приятно в речке плавать! (Плавательные движения.)
Берег слева, берег справа. (Повороты влево и вправо.)
Речка лентой впереди. (Потягивания — руки вперёд.)
Сверху мостик — погляди. (Потягивания — руки вверх.)
Чтобы плыть ещё скорей,
Надо нам грести быстрей.
Мы работаем руками.
Кто угонится за нами? (Плавательные движения.)
А теперь пора нам, братцы,
На песочке поваляться.
Мы из речки вылезаем (Ходьба на месте.)
И на травке отдыхаем.

Цапля ходит по воде

Цапля ходит по воде
И мечтает о еде.
Ноги выше поднимай
Ты, как цапля, не зевай!
(Рывком поднять ногу, согнутую в колене, как можно выше, потом другую.)
Чтоб поймать еду в водице,
Надо цапле наклониться.
Ну-ка тоже наклонись,
До носочка дотянись.
(Наклониться и достать правой рукой левую ступню, потом левой рукой правую ступню.)

Конспект ОД по образовательной области «Познавательное развитие»

Тема: «Водичка, водичка…»

Цель: формировать у детей знания о свойствах воды и ее значении для всего живого.
Задачи: учить детей о том, что тяжелые предметы тонут в воде, а легкие – плавают на поверхности.
Развивать у детей любознательность, умение высказывать предположение и проверять его.
Воспитывать аккуратность при обращении с водой.
Материалы и оборудование:  музыка «Звуки воды», подборка иллюстраций на тему «Для чего нужна вода», прозрачные стаканчики для воды по количеству детей, два больших стакана с молоком и водой, две трубочки для коктейля, предметы для игры «Тонет – не тонет» (железная шайба, крышка, камень, пластиковая крышка, пенопласт и тому подобное), два таза с холодной и теплой водой, раскраска с изображением "капельки» по количеству детей.

Ход:

Звучит запись «Звуки воды».
Воспитатель: Ребята, слышите? Как вы думаете, что это?
Дети: высказывают предположения.
Воспитатель: Да, это журчит вода. А вы знаете, для чего нам нужна вода?
Дети: высказывают предположения.
Воспитатель: Человек использует воду. Умывается, пьёт, готовит еду, моет посуду, полы, стирает, купается. Без воды растения увядают и могут погибнуть. И животным для жизни так же необходима вода. Для многих животных вода - дом, без которого они не могут жить. Рассказ сопровождается наглядным материалом (подобрать иллюстрации по теме).
Ни умыться, ни напиться
Без воды,
Листику не распуститься
Без воды,
Без воды прожить не могут
Птица, зверь и человек.
И поэтому всегда
Всем, везде нужна вода!
Воспитатель: Я вам предлагаю показать, для чего нам нужна вода. Выходите в кружок.
Дети выходят, встают в кружок и выполняют игровое упражнение:
К речке быстро мы спустились
Наклонились и умылись.
Раз, два, три, четыре пять
Вот как славно освежились.
А теперь поплыли дружно
Делать так руками нужно.
Раз-два, раз-два,
Вышли на берег крутой,
И отправились домой.
Воспитатель: Ребята, давайте рассмотрим водичку и расскажем о ней, какая она. Для этого я приглашаю вас за столы.
Дети садятся за столы. На столе прозрачные стаканчики с водой по количеству детей.
Воспитатель: Посмотрите, у вас у каждого есть стаканчик с водой. Понюхайте, есть ли запах у воды?
Дети: Нет, вода ничем не пахнет.
Воспитатель: А какого цвета вода?
Дети: высказывают предположения.
У воспитателя два стаканчика – один с молоком, другой с водой. В стаканы опущены коктейльные трубочки.
Воспитатель: Посмотрите на стакан с молоком. Какого цвета молоко?
Дети: Молоко белого цвета.
Воспитатель: Да, молоко белого цвета. Как вы думаете, если я опущу трубочку в стакан с молоком, она будет видна?
Дети: Высказывают предположение.
Воспитатель: Посмотрите, я опускаю трубочку в стакан с молоком и трубочки не видно, потому что молоко белое.
Посмотрим теперь на стакан с водой. Если я в него опущу трубочку, она будет видна?
Дети: Высказывают предположение.
Воспитатель: У воды нет цвета, она бесцветная, прозрачная, трубочка в стаканчике с водой видна.
Делают вывод, что вода бесцветная.
Воспитатель ставит на стол два таза с холодной и теплой водой.
В: Возьмите свои стаканчики, подойти к тазам и вылейте воду.
Дети с помощью воспитателя делают вывод, что вода может литься, переливаться.

Игра «Капельки и тучка»

Ребята, вы будете капельками. А я тучкой. Капельки очень весёлые, они бегают, прыгают, играют. (делают движения) Потом маленькие капельки превратились в ручейки (дети берутся за руки и ходят парами) и побежали ручейки кто куда. Встретились ручейки и стали большой речкой (соединились в цепочку, воспитатель впереди, ходят змейкой) Капельки плывут большой рекой, путешествуют. Текла-текла река и превратилась в большое море (идём хороводом, имитируя волны). Вспомнили капельки, что их мама ждёт, и испарились. (бегут на стульчики)

В: Ребята, посмотрите на картинки. Что вы видите на ней? (засох цветок, цветущий цветок). Что нужно, чтобы растения цвели, росли, давали плоды? Водичка. Она их питает. Вы обратили внимание, что у нас в группе комнатные цветы растут, цветут, почему? Потому, что мы их поливаем водичкой, питаем.

Ребята, вам понравилось сегодня играть с водой? А что интересного вы узнали о воде? (что вода прозрачная, без цвета, вкуса, запаха, она может течь, превращаться в снег, пар, в дождь, вода нужна не только людям, но и растениям и животным)

Воспитатель: А теперь потрогайте водичку в своих тазиках. Какая она?
Одни дети говорят, что в их тазу вода холодная, другие, что теплая вода.
Делают вывод, что вода может быть холодной, теплой, горячей.
Воспитатель: У меня есть много различных предметов.
Демонстрирует предметы (шайба, шуруп, пенопласт, железная и пластиковая крышки, камни, пенопласт)
Как вы думаете, что произойдет, если бросить эти предметы в воду?
Дети: высказывают предположения.
Воспитатель: Давайте проверим, что произойдет.
Дети опускают выбранные ими предметы в таз с водой.
Смотрят, что происходит.
Делают вывод, что тяжелые предметы тонут, а легкие плавают на поверхности воды.
Воспитатель: Ребята, посмотрите на свои ручки, какие они стали?
Дети: Руки стали мокрые.
Воспитатель: Что нам надо сделать?
Дети: Вытереть руки.
Дети вытирают руки бумажным полотенцем.
Воспитатель: Какие ручки у вас теперь?
Дети: Руки стали сухими.
Дети садятся на стульчики.
Воспитатель: Ребята, о чем мы с вами сегодня разговаривали?
Дети: О воде.
Воспитатель: Да, мы вспомнили, что вода нужна для всего живого, поговорили о свойствах воды. Кто мне может их назвать?
Дети: Вода не имеет цвета и запаха. Может литься. Тяжелые предметы тонут в воде, а легкие плавают по ее поверхности.
Воспитатель: Что вам больше всего понравилось делать?
Дети: Отвечают.
Воспитатель: Мне очень понравилось, как вы отвечали на мои вопросы и выполняли задания. Я дарю вам вот такие капельки, в свободное время мы с вами их раскрасим.

Конспект ОД по образовательной области «Познавательное развитие»

Тема: «Свойства воды»

Цель: формировать представление о свойствах воды

Задачи:

Образовательные: продолжать знакомить детей со свойствами воды (не имеет цвета, вкуса и запаха).

Развивающие: развивать познавательную активность детей в процессе экспериментирования методом сравнения; активизировать словарь детей.

Воспитательные: воспитывать интерес и аккуратность в работе в процессе экспериментирования.

Демонстрационный материал: проектор, капли воды, изготовленные из бумаги; стаканчик с водой и трубочки для коктейля.

Раздаточный материал: стаканчики с водой и трубочки по количеству детей.

Словарная работа: вода, капелька, бесцветная, безвкусная, без запаха, прозрачная.

Методические приемы:

1.Организационный момент.

Воспитатель: Дети, сегодня к нам пришли гости, они хотят посмотреть, как мы занимаемся, давайте улыбнемся и поздороваемся с нашими гостями.

Дети: Здравствуйте!

Воспитатель: Дети, а вы слышите, звучит веселая песенка?

Дети: нет.

Воспитатель: прислушайтесь внимательно, сейчас вы ее услышите.

(показ на проекторе видеоклипа «Капельки»)

Дети смотрят и слушают.

Воспитатель: Дети, кто это?

Дети: капельки.

Воспитатель: правильно, капельки. Капелька была веселая, но подул ветерок и все сестрички-капельки разлетелись, и теперь она грустная.

Воспитатель: Дети, давайте покажем Капельке, найдем, где потерялись сестрички-капельки, что они у нас делают и какую приносят пользу.

Дети: Да!

Дети в группе находят капельку в уголке природы: возле растений.

Дети: вот одна капелька возле растений.

Воспитатель: А для чего она здесь?

Дети: Цветы надо поливать, без воды завянут, им нужна вода.

Воспитатель: Правильно. (берет капельку и крепит на магнитную доску)

Давайте посмотрим еще.

Воспитатель: А где еще?

(дети находят капельку на двери туалетной комнаты)

Воспитатель: А как вы думаете, почему капелька попала именно сюда? для чего она здесь?

Дети: вода нужна, чтобы мы могли мыть руки и лицо.

(все найденные капельки крепятся на доске)

Воспитатель: Посмотрите, мы нашли капельки, а что у нас получилось?

Дети: вода.

Воспитатель: правильно, вода. Давайте, вместе скажем: вода. (хоровое повторение)

Дети: вода.

Воспитатель: Ой, капелька, хочет что-то мне сказать. Капелька говорит, что третью ее сестричку мы найдем тогда, когда узнаем больше о воде.

(показ картинки сосуда, наполненной наполовину водой). Посмотрите, стакан не наполнился, и капелькам грустно).

Воспитатель: Дети, так что же такое вода?

(ответы детей)

Воспитатель: Какая вода бывает, вы знаете её свойства? Дети, сегодня мы узнаем свойства воды, а для этого проведем опыты.

2. Основная часть.

Воспитатель: Давайте пройдем в нашу маленькую лабораторию. Прежде, чем приступить к исследованиям, давайте вспомним правила поведения в лаборатории:

- Не шуметь – этим мы мешаем другим.

- Аккуратно обращаться с посудой.

- Слушать внимательно воспитателя.

- Закончив наблюдение, сделать вывод.(дети проходят за столы)

Опыт№ 1: «Вода – жидкая»

Цель: выявить свойства воды (прозрачная, текучая).

Материалы: вода, стаканчики, таз, водяная мельница.

Ход: Ребята, у вас стоят на столах два стаканчика: один – с водой, другой – пустой. Возьмите стаканчик перелейте аккуратно воду из одного в другой.

-Скажите, Что происходит с водой (Она льётся.)

- Почему она льётся? Вода льётся, потому что она жидкая.

Вывод: Итак, какая вода? (Жидкая)

- Поскольку вода жидкая, может течь, её называют жидкостью.

- Давайте немного отдохнем?

Физкультминутка «Капля раз, капля два…»

Капля раз, капля два, (показываем поочерёдно ладошки)

Капля медленно сперва, (медленно сводим ладошки вместе)

А потом, потом, потом-

Всё бегом, бегом, бегом! (бег на месте)

Мы зонты свои откроем, (присесть, сделать домик руками)

От дождя себя укроем!

Опыт №2: «У воды нет запаха и вкуса».

Цель: знакомство детей со свойствами воды: прозрачность, отсутствие цвета, вкуса и запаха.
Материалы: стаканы с водой, ложки, соль, сахар.

Ход :
На столе стоят прозрачные стаканы водой. Воспитатель предлагает ребятам познакомиться с водой: дети рассматривают воду- прозрачная, нюхают – не имеет запаха, опускают в неё кисть – прозрачная.
Затем воспитатель предлагает положить в неё сахар и размешать –сахар растворяется, остаётся прозрачной, становиться сладкой. Затем в другую ёмкость кладут соль и размешивают – растворяется, остаётся прозрачной, становится солёной.
Выводы: вода не имеет ни цвета, ни запаха, ни вкуса. Прозрачная, является растворителем – может растворить сахар и соль, приобретая их вкус.

Опыт№:3 «Вода растворитель»

Цель: выявить свойства воды (прозрачная, без запаха, текучая, в ней растворяются вещества).

Материалы: стаканчики, вода, песок, сахарный песок.

Ход: На столе два стаканчика: в одном – обычный песок, в другом – сахарный песок. Стаканчики  с водой. Опыт проводит воспитатель. В первом стакане растворить обычный песок. Он не растворился. Во втором стакане растворить сахарный песок. Он растворился. Детям предлагается попробовать раствор – он сладкий.

Вывод: некоторые вещества в воде растворяются, а некоторые – нет. Значит вода растворитель.

Опыт№:4 «Вода прозрачная»

Цель: выявить свойства воды (прозрачная).

Материалы: два стакана, вода, молоко, монетки.

 Ход: перед детьми два стаканчика: один – с водой, другой – с молоком. В оба стаканчика положили монетку. В каком стаканчике видна монетка? Правильно, в стаканчике с водой. Как вы думаете, почему в этом стаканчике видна монетка? Вода прозрачная, а молоко — нет. Дорогие исследователи, предлагаю вам подумать, что было бы, если бы речная вода была непрозрачной? Как в сказках: молочная река с кисельными берегами. Могли бы рыбы и другие животные жить в таких молочных реках? Нет. Как вы думаете, почему? Непрозрачная вода не пропускает солнечные лучи, а без этого в реках не могут жить растения. А если не будет растений – не будет рыб и животных, потому что многие животные питаются растениями. Всему живому необходима прозрачная, чистая вода. Это говорит о том, что водоёмы загрязнять нельзя.

Вывод: вода прозрачная, бесцветная в ней можно увидеть предмет, а молоко белого цвета.

Физкультминутка «Дождик»

Дождик песенку поёт:                         Дети свободно встряхивают кистями

Кап, кап…

Только кто её поймёт —                      Недоумённо разводят руками в

Кап, кап?                                                стороны

Не поймем ни я, ни ты,                      Показывают на себя, на соседа.

Да зато поймут цветы,                      Изображают пальцами, как

распускаются цветы.

И весенняя листва,                             Удерживают руки перед собой.

И зеленая трава…                               Сидя на корточках, шевелят пальцами,

словно гладят траву.

Лучше всех поймет зерно:                Показывают, как держат в руках зерно.

Прорастать начнет оно.                     Совершают змеевидные движения.

Б. Заходер

 Опыт№:5 «Вода не имеет цвета, но ее можно покрасить»

Цель: знакомство детей со свойствами воды: окрашивание с помощью гуаши.
Материалы: прозрачные стаканы с водой, гуашь 2 цветов, шприцы.
Ход: Воспитатель приносит в группу три прозрачных стакана с водой, гуашь трёх цветов, кисть.
Ребята закрепляют свои знания: рассматривают воду- прозрачная, нюхают – не имеет запаха, опускают в неё кисть – прозрачная.
Теперь воспитатель в каждый стакан добавляет краску. Заостряет внимание на том, что вода приобретает тот цвет, какого цвета краску мы в неё добавляем. Желтая краска окрашивает воду в жёлтый цвет. Красная краска – в красный, зелёная – в зелёный.
При этом вода теряет свои свойства – перестаёт быть прозрачной, приобретает цвет.
Вывод: вода окрашивается в тот цвет, какую краску мы добавляем. Теряет свою бесцветность и прозрачность.

Опыт№:6 «Цветные льдинки»

Цель: познакомить детей со свойствами воды в жидком и твердом состоянии.
Материалы: стаканчики, краска, кисть, формочки.

Ход: Детям предлагается понаблюдать за погодой: на улице холодно, за окном зима, кругом все белым бело – лежит снег не только на дорожках, но и на деревьях, на крышах висят сосульки. Детям предлагается провести эксперимент и самим сделать сосульки, но не простые, а разноцветные.
Дети сами выбирают цвета, которыми хотят раскрасить воду. С помощью воспитателя добавляют необходимое количество краски в стаканчик с водой, размешивают при помощи кисточки до получения яркого окраса однородного цвета. Воспитатель вместе с детьми выходит на улицу на участок. Цветной водой заполняются заранее приготовленные формочки. Формочки с цветной водой аккуратно составляются, они остаются на улице для полного замерзания воды.

Когда вода превратиться в лед, дети с помощью воспитателя осторожно вынимают замерзшие льдинки из формочек.

Вывод: воду можно закрасить с помощью краски, вода при низкой температуре в зимнее время замерзает, превращается в лед, получились цветные льдинки.

Опыт №:7 «Гуляющая вода».  

Цель: дать представление о том, что вода может впитываться в сухую салфетку.

Материал: три стакана, один с синей водой, второй с желтой водой, третий пустой, бумажные салфетки.

 Ход: Поставили три стакана в ряд, в первый и третий налили воду. Подкрасили гуашью синего цвета первый стакан, желтой гуашью третий стакан. Свернули две салфетки и опустили концы в стаканы. Наблюдаем, как покрашенная вода будет набираться в пустой стакан и смешиваться.

Вывод: вода впитывается волокнами салфетки и поэтому поднимается.

Опыт№:8 «Кораблик тонет не тонет»

Цель: способствовать ознакомлению детей с тем, что в воде предметы могут тонуть.

Материалы: емкость с водой, бумажные кораблики.

Ход: В емкость с водой опускаем заранее сделанные бумажные кораблики. С помощью губ и дыхания создаем ветер, бумажный кораблик плывёт, пока сухой. Когда намокает - бумага тяжелее и тонет.

Вывод: бумага впитывает воду, кораблик может утонуть когда намокнет.

Вывод:

Научились выполнять простейшие опыты с водой, последовательно выполняя указания педагога.

Расширились знания о свойствах воды.

Делают простейшие выводы, опираясь на знания и умения, полученные в ходе опытно-исследовательской деятельности

Появился интерес к экспериментированию.

Повысится рост уровня любознательности, наблюдательности, внимание, мышление.

Консультация для родителей «Вода – водица»

Уважаемые родители! Проведите с ребенком опыты, эксперименты, игры с водой с целью закрепления знаний о свойствах и признаках воды (вода может быть холодной, теплой, горячей; вода прозрачная; воду можно переливать; вода может быть в разных состояниях: твердом, жидком, газообразном; в воде могут растворять другие вещества; вода прозрачная, не имеет формы, имеет разную температуру некоторые предметы в воде тонут, а некоторые не тонут; воду можно окрасить в разные цвета; водой мы умываемся, стираем белье, готовим еду, купаемся летом в озере и т. д.).

- Понаблюдайте во время прогулки за дождём. Развивайте способности устанавливать простейшие связи между живой и неживой природой (идёт дождь – на земле лужи, растениям и животным  нужна вода и т.п.).

- Совершите экскурсию к ближайшему водоёму (реке, озеру), понаблюдайте за изменениями, происходящими на водоёме в это время года.

По возможности посетите с ребёнком бассейн, аквапарк. Учите ребенка плавать, расскажите о правилах безопасного поведения на воде.

- Рассмотрите с ребенком фотографии, иллюстрации с изображением водоёмов.- Побеседуйте о значении воды в жизни человека, животных, растений.

- Поиграйте со звуками:

Когда вода течет из крана, мы слышим звук С-С-С-С

В кипящем чайнике мы слышим звук воды Ш-Ш-Ш-Ш.

А еще вода может вырываться из крана, и мы слышим звук ФР-ФР-ФР

- Предложите ребенку пальчиковую игру «Вышел дождик на прогулку»

Вышел дождик на прогулку   (указательный и средний палец шагают по ногам)

Он бежит по переулку,

Барбанит по окошку.

Напугал большую кошку       (изобразить пальцами ушки кошки над головой)

Вымыл зонтиком прохожих   (изобразить руками над головой зонт)

Крыши дождик вымыл тоже.

Сразу мокрым дождик стал,

Дождик кончился, устал.         («стряхнуть» капельки воды с кончиков пальцев).

- Вместе прослушайте аудиозаписи: «Звуки дождя», «Гроза»,

«Журчание ручейка», «Капель», «Морской прибой»

- Порассуждайте с ребенком «Что для чего?» (для чего нужны сапоги, зонт, плащ…)

(«Почему плащ называется дождевик?»).

- Расскажите ребёнку о рыбах (морских, пресноводных, аквариумных). Обратите внимание на особенности проживания, питания, строения и дыхания рыб.

Рыбка (какая?) Как называется суп из рыбы? Чем ловят рыбу?

- Проговорите с ребенком скороговорки по теме:

На осинке росинки.

Карась, в лаз не лазь. Застрял в лазе карась.

Из соседнего колодца

Целый день водица льётся.

Течёт речка печёт печка.

Караси в речке, овечки у печки.

Наши руки были в мыле,

Мы посуду сами мыли, 

Мы посуду мыли сами, 

Помогали нашей маме.

Рыбы в проруби — пруд пруди

В аквариуме у Харитона 

Четыре рака, три тритона.

В речке плавает карась, 

Линь, плотва и сом, 

Золотая рыбка

С золотым хвостом.

Уточка-вертихвосточка 

Ныряла да выныривала, 

Выныривала да ныряла.

Полили ли лилию,

видели ли Лидию?

- Поиграйте с ребенком в игры:

Игра «Вода какая…»

В море вода какая – морская, в озере – озёрная, в реке – речная, в роднике – родниковая, в болоте – болотная.

Игра «Путешествуем по морю»

Ребенок должен вспомнить и назвать как можно больше видов водного транспорта. После того, как ребёнок правильно назвал водный транспорт, он передвигается на один шаг вперёд. Побеждает тот, кто сделал больше шагов вперёд -  «дальше уехал»

Игра «Доскажи словечко»

- Мальчик воду в стакан ...наливает.

- Из стакана в стакан воду ...переливает.

- Девочка воду в раковину ...выливает.        

- Шофёр в машину воду... заливает.

- Мама цветы ...поливает. и т.д.

- Загадайте и объясните ребенку загадки по теме:

Растет она вниз головою,

Не летом растет, а зимою.

Чуть солнце ее припечет,

Заплачет она и умрет. (Сосулька.)

Что за звездочки сквозные

На пальто и на платке?

Все сквозные, вырезные,

А возьмешь, вода в руке. (Снежинки.)

Рассыпался горох на 70 дорог,

Никто его не подберет?

На царь, ни царица,

На красная девица. (Град.)

Серебристой бахромой

На ветвях висит зимой.

А весной на весу

Превращается в росу. (Иней.)

И в него льется, и из него льется,

А сам по земле плетется. (Ручей.)

Шумит он в поле и в саду,

А в дом не попадет.

И никуда я не иду

Покуда он идет. (Дождь.)

Драгоценным ожерельем

Спать ложится на деревья,

Без труда отыщет кров

Среди веток и цветов. (Снег)

Рыбам жить зимой тепло,

Крыша- толстое стекло. (Лед)

То спокойная, то шумливая,

И широкая, и красивая.

Любят плавать в ней, нырять,

Огороды, сады её водой поливать. (Река)

Я и туча, и туман,

И ручей, и океан.

И летаю, и бегу,

И стеклянной быть могу. (Вода.)

- Почитайте ребенку потешки и стихи о воде.

- Водичка, водичка,                          - Дождик, дождик, веселей!

  Умой моё личико,                             Капай, капай, не жалей.

  Чтобы глазки блестели,                   Только нас не замочи!

  Чтобы щёчки горели,                       Зря в окошко не стучи -

  Чтоб смеялся роток,                         Брызни в поле пуще:

  Чтоб кусался зубок.  

  Станет травка гуще.

Откуда вода? А. Дитрих

Спросил  на днях малыш – сосед

У струйки, льющейся из крана:

- Откуда ты?

Вода в ответ:

- Издалека, из океана!

Потом малыш гулял в лесу.

Росою искрилась поляна.

- Откуда ты? – спросил росу.

- Поверь – и я из океана!

- Ты, газировка, что шипишь?

И из бурлящего стакана донёсся шёпот;

- Знай, малыш,

И я пришла из океана!

На поле лёг туман седой.

Малыш спросил и у тумана;

Ты кто такой?

- И я дружок из океана!

Удивительно, не так ли?

В чае, супе, в каждой капле,

В звонкой льдинке, и в слезинке,

И в дождинке и в росинке –

Нам откликнется всегда

Океанская вода!

- Выучите стихотворение: «Рыболов»

Рыбу ловит рыболов, 

весь в реку уплыл улов,

В банке чистая вода, пустим рыбок мы туда.

Будут рыбки там играть, плавать, хвостиком вилять,

Крошки хлеба подбирать




По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Самоанализ опытно-экспериментальной деятельности с детьми средней группы «Знакомство со свойствами воды»

Самоанализопытно-экспериментальной деятельности с детьми средней группы«Знакомство со свойствами воды»...

Проект по опытно – экспериментальной деятельности во 2-ой младшей группе «Поиграем с водой»

Данный проект по опытно-экспериментальной деятельности "Поиграем с водой" позволяет расширить знания детей о воде, ее свойствах и ее роли для окружающего мира, обогатить пассивный и активный...

Проект по опытно – экспериментальной деятельности во 2-ой младшей группе «Поиграем с водой»

Подготовили: воспитатели Гарагедян В.И. Молявина Н.А. ПАСПОРТ ПРОЕКТА Актуальность проекта Актуальность заключается в том, что опытно-исследовательская деятельность соответствует одному из осно...

Проект по опытно – исследовательской деятельности во 2-ой младшей группе «Подсолнушки» «Удивительные свойства воды».

Цель: формирование  любознательности и познавательной активности у детей через процесс экспериментирования с водой.Задачи:Учить детей выполнять простейшие опыты с водой.Развивать знания детей о с...

Сценарий опытно-экспериментальной деятельности по экологии в средней группе «Удивительные капельки воды»

Сценарий опытно-экспериментальной деятельности по экологии в средней группе «Удивительные капельки воды»....

Конспект организации совместной образовательной деятельности дошкольников по экспериментальной деятельности в старшей группе «Удивительная лаборатория. Свойства воды» (итоговое занятие).

Проект "Удивитиельные свойства воды" .Описание экспериментальной деятельности представляет собой описание проведенных опытов с водой,  результатов и выводов, к которым пришли дети. Прое...