Экспериментирование с водой
опыты и эксперименты по окружающему миру (средняя группа)

Андреева Алёна Игоревна

Экспериментирование с водой

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл eksperimentirovanie_zimoy.docx30.66 КБ

Предварительный просмотр:

Краткосрочный проект в средней группе №1

Тема:  «Эксперименты с водой»

Тип проекта: познавательный

Срок реализации: 1 неделя

Участники: воспитатель, дети.

Образовательная область: познавательное развитие, речевое развитие, физическое развитие, социально-коммуникативное развитие, художественно-эстетическое развитие.

Актуальность темы: Экологическое воспитание и образование детей становится актуальным в настоящее время. В 4-5 лет ребенок активнее накапливает опыт и усваивает знания в результате непосредственного 

общения с природой и разговоров с взрослым. Именно поэтому у ребенка можно заложить основы понимания и взаимосвязи объектов и явлений живой и неживой природы.

Тема проекта способствует созданию необходимых условий в ДОУ по формированию у дошкольников целостного представления о природе: уточнению и расширению знания о свойствах  снега, воды, льда; для общения ребенка с миром неживой природы; развитию у детей любознательности; творческих способностей; познавательной активности; развитию коммуникативных навыков

Подготовительный этап:

1. Разработка темы проекта;

2. Формулирование цели и задач;

3. Составление плана реализации основного этапа;

4. Подбор информационного, наглядного и технического материала для проекта;

5. Информирование родителей о задачах и содержании проекта.

Цель проекта: Формирование знаний о  неживой природе в зимний период.

Развитие познавательного интереса  и исследовательской активности в процессе экспериментирования со снегом.

Задачи:

Исследовать, что такое снег, изучить его свойства. Развитие познавательных и творческих способностей детей в процессе ознакомления со снегом через наблюдения и опытно - экспериментальную деятельность:

1.Дать детям представления о природном объекте-снеге, его превращении в воду и в лед.

2.Формировать познавательную активность детей при проведении опытов, экспериментов и наблюдений.

3.Развить любознательность, познавательные интересы, внимание, память, речь, наблюдательность, экологическую воспитанность дошкольников.

4.Закрепить знания о свойствах снега и льда.

5. Вызывать положительнее эмоции, чувство восхищения явлениями в  природе через поэтический образ в стихах.

6.Воспитывать наблюдательность, интерес к родной природе.

7.Учить детей делать выводы,  анализировать полученные результаты путем сравнения.

8. Содействовать воспитанию сотрудничества во взросло – детских отношениях.

Предполагаемые итоги реализации проекта:

- дети смогут расширить знания о снеге, укрепить исследовательский интерес к природе;

- изготовление фото-отчета;

Разработка проекта:

1. Подбор методической литературы.

2. Подбор материалов для реализации плана проекта: иллюстрации, атрибуты для игровой, продуктивной и опытно – исследовательской деятельности и др.

3. Разработка перспективного плана мероприятий по проекту.

4. Доведение до участников проекта важности проведения работы по проекту.

Список литературы:   

Рабочая программа ОТ РОЖДЕНИЯ ДО ШКОЛЫ. Инновационная программа дошкольного образования. / Под ред. Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, Э. М. Дорофеевой. — Издание пятое (инновационное), испр. и доп.— М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2019. — c.336

О. В. Дыбина Занятия по ознакомлению с окружающим миром в средней группе детского сада.  2010 ©«МОЗАИКААСИНТЕЗ», 2010

Занятия по ознакомлению с окружающим миром в средне группе детского сада. - М.: Мозаика-Синтез, 2010. Соломенникова О.А

Занятия по формированию элементарных экологических представлений в средней группе детского сада. - М.: Мозаика- Синтез, 2010.

План работы:

Дата

Тема

Образовательная область

Цель:

Участники

18.01.2021

Таяние снега

 

Беседа: «Почему тает снег?»

Знакомство со свойствами снега.

Воспитатель, дети

Опыт: «Зависимость свойства снега от температуры».

Установить зависимость изменений в природе от сезона.

Материал: Емкости для снега.

 

Воспитатель, дети

Наблюдение на прогулке(в группе) за изменением свойства снега.

 

 

Воспитатель, дети

19.01.2021

Цветные льдинки.

Беседа: «Состояние воды».

Познакомить   с   двумя состояниями   воды- жидким и твердым.

Воспитатель, дети

Опыт: «Льдинки»

Выявить свойства и качества воды: превращаться в лед (замерзать на холоде, принимать форму емкости, в которой находится, теплая вода замерзает медленнее, чем холодная).

Материал: Емкость с окрашенной водой, разнообразные формочки, веревочки.

 

 

 

 

Воспитатель, дети

Наблюдение за изменением состояния, обсуждают свойства льда (холодный, гладкий, скользкий и др.) и выясняют, как была сделана льдинка; как получилась такая форма (вода приняла форму емкости); как держится веревочка (она примерзла к льдинке). Дети рассматривают обычную воду и окрашенную, вспоминают, как получили последнюю.

 

 

Воспитатель, дети

20.01.2021

Замерзший шар

Беседа: «Из чего надувной мыльный пузырь?» 

При надувании шара он медленно замерзает, и на нем появляется рисунок. Привлечь внимание и интерес к изменению состояния.

 

Воспитатель, дети

Опыт: «Надувание мыльных пузырей на морозе».

Возьмите мыльные пузыри с собой на прогулку в морозный день и вооружитесь соломинкой. Пусть малыши выдуют из соломинки мыльные пузыри. Снежные цветы будут образовываться под тонким слоем мыльной пленки и увеличиваться в размерах. Так же из воды под воздействием холодного воздуха возникают маленькие ледяные кристаллы, то есть снежинки.

 

 

 

 

 

Воспитатель, дети

Наблюдение за солнечной погодой, за тем как изменился надувной мульный пузырь.

Воспитатель, дети

21.01.2021

Теплый сугроб

 

Беседа: «Нужен ли растениям зимой снег?»

Подтвердить необходимость некоторых изменений в природе.

Материал: Емкость с водой, листочки комнатных растений, алгоритм деятельности

 

 

Воспитатель, дети

Опыт: «Спрячем в снег»

Выяснить, как чувствуют себя растения под снегом. Выносит две емкости с водой, одну из которых ставит на снег, а другую -под снег на время прогулки.

 

Воспитатель, дети

Наблюдение: «Что произошло?» проверяет состояние воды в емкостях и спрашивает, почему под снегом вода не замерзла (под снегом тепло); что случится с растениями, если зимой не будет снега (снег сохраняет тепло растениям, они не вымерзнут. Не будет снега - могут замерзнуть и погибнуть корешки). 

 

 

Воспитатель, дети

22.01.2021

Легкий снег

Беседа: « Почему снег мягкий?»

Совершенствовать знание детей о снеге.

Материал. Лопатки, ведёрки, лупа, чёрная бархатная бумага.

 

Воспитатель, дети

Опыт: «Разглядим под лупой»

Рассматривать хлопья снега, которые падают на чёрную бархатную бумагу, через лупу. Они видят, что это отдельные снежинки сцепленные вместе. А между снежинками – воздух, поэтому, снег пушистый и его так легко поднять.

 

 

 

Воспитатель, дети

Наблюдение: Предложить детям понаблюдать, как кружится и падает снег. Пусть дети сгребут снег, а затем ведёрками носят его в кучу для горки. Дети отмечают, что ведёрки со снегом очень лёгкие, а летом они носили в них песок, и он был тяжёлым. Приходилось носить ведёрки вдвоём. В чём дело?

 

 

Воспитатель, дети

 

Заключительный этап:

Понедельник

Опыт: «Зависимость свойства снега от температуры».

Цель: Установить зависимость изменений в природе от сезона.

Материал: Емкости для снега.

     

Взрослый вносит в помещение колобки из снега, размещает их в местах с

разной температурой (батарея, подоконник, возле двери, на шкафчике и т.д.). Через некоторое время предлагает детям принести колобки. Выясняет, что произошло с ними

и почему некоторых нет совсем (в тепле снег превратился в воду).

 

Вторник

Опыт: «Льдинки»

Цель: Познакомить   с   двумя   агрегатными   состояниями   воды    -   жидким   и

твердым. Выявить свойства и качества воды: превращаться в лед (замерзать на холоде, принимать форму емкости, в которой находится, теплая вода замерзает медленнее, чем холодная).

Материал: Емкость с окрашенной водой, разнообразные формочки, веревочки.

Дети рассматривают цветную льдинку, обсуждают свойства льда (холодный, гладкий, скользкий и др.) и выясняют, как была сделана льдинка; как получилась такая форма (вода приняла форму емкости); как держится веревочка (она примерзла к льдинке). Дети рассматривают обычную воду и окрашенную, вспоминают, как получили последнюю. Дети изготавливают льдинки: заливают две формочки горячей и холодной водой, запоминают свою форму, ставят на два подноса и выносят на улицу. Наблюдают, какая вода (холодная или горячая) быстрее застыла, украшают участок льдинками.

 

Среда

Опыт: «Надувание мыльных пузырей на морозе».

Возьмем мыльные пузыри с собой на прогулку в морозный день и вооружитесь соломинкой. Пусть малыши выдуют из соломинки мыльные пузыри. Снежные цветы будут образовываться под тонким слоем мыльной пленки и увеличиваться в размерах. Так же из воды под воздействием холодного воздуха возникают маленькие ледяные кристаллы, то есть снежинки.

Четверг

Опыт: «Спрячем в снег»

Цель: Подтвердить необходимость некоторых изменений в природе.

Материал: Емкость с водой, листочки комнатных растений, алгоритм деятельности

 Взрослый предлагает детям выяснить, как чувствуют себя растения под снегом. Выносит две емкости с водой, одну из которых ставит на снег, а другую -под снег на время прогулки. Взрослый проверяет состояние воды в емкостях и спрашивает, почему под снегом вода не замерзла (под снегом тепло); что случится с растениями, если зимой не будет снега (снег сохраняет тепло растениям, они не вымерзнут. Не будет снега - могут замерзнуть и погибнуть корешки). Дети высказывают предположения, зарисовывают их. Взрослый вместе с детьми находит место, где снег выдувается, обозначает его условным значком: «нет снега». Весной можно наблюдать за появлением растительности на разных участках с привлечением зарисовок. Делают вывод о необходимости снега растениям зимой.

 

Пятница

Опыт: «Разглядим под лупой»

Цель. Совершенствовать знание детей о снеге.

Материал. Лопатки, ведёрки, лупа, чёрная бархатная бумага.

 Предложить детям понаблюдать, как кружится и падает снег. Пусть дети сгребут снег, а затем ведёрками носят его в кучу для горки. Дети отмечают, что ведёрки со снегом очень лёгкие, а летом они носили в них песок, и он был тяжёлым. Приходилось носить ведёрки вдвоём. В чём дело?

Затем дети рассматривают хлопья снега, которые падают на чёрную бархатную бумагу, через лупу. Они видят, что это отдельные снежинки сцепленные вместе. А между снежинками – воздух, поэтому, снег пушистый и его так легко поднять.

Вывод. Снег легче песка, так как он состоит из снежинок, между которыми много воздуха. Дети дополняют из личного опыта, называют, что тяжелее снега: вода, земля, песок и многое другое.

Обратите внимание детей, что в зависимости от погоды меняется форма снежинок: при сильном морозе снежинки выпадают в форме твёрдых крупных звёздочек; при слабом морозе они напоминают белые твёрдые шарики, которые называют крупой; при сильном ветре летят очень мелкие снежинки, так как лучики у них обломаны. Если идти по снегу в мороз, то слышно, как он скрипит

 


Превращаем кипяток в снег

Если рыхлый снег можно растопить за мгновение, возможно ли воду превратить в снег без ожидания рядом с холодильником? Да, но для этого придется выйти на улицу или открыть окно, когда за окном минусовая температура. Налейте горячую воду в стакан и подбросьте ее вверх, распыляя воду в воздухе. Не бойтесь, вода моментально замерзнет, так что на землю не упадет ни капли.

Ледяные бомбочки

Смешиваем четыре столовых ложки соды, немного воды, две-три капли жидкого мыла и немного воды, чтобы получилась паста. Чтобы лед получился разноцветным, добавьте в получившуюся массу пищевого красителя. Теперь заполняем нашей пастой формочки для льда. Внутрь каждой ячейки можно положить маленькую игрушку или сюрприз. После отправляем формы для льда в морозильную камеру на несколько часов, так чтобы бомбочки полностью замерзли.

Когда все готово, делаем активирующий бомбочки раствор, для этого в стакан воды добавляем одну столовую ложку лимонной кислоты.

Теперь задача ребенка растопить разноцветные льдинки и найти спрятанные в них сюрпризы при помощи шприца (без иголки) или пипетки со специальным раствором. При контакте соды и лимонной кислоты льдинки будут шипеть, пениться и таять на глазах.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Исследуем свойства воды. Детское экспериментирование с водой.

Предложенные опыты и игры с водой помогут детям старшего дошкольного возраста систематизировать знания о свойствах воды, помогут в доступной форме узнать о круговороте воды в природе....

Конспект НОД в младшей группе по экспериментированию с водой.Тема:«Расскажем Зайке о воде»

Конспект был разработан для детей 2-3х лет для проведения открытого занятия в МДОУ....

Помощь Инопланетянчику в очистке воды от загрязнения (экспериментирование с водой)

Тема: Помощь Инопланетянчику в очистке воды от загрязнения(экспериментирование с водой)Старшая - подготовительная группа...

Конспект занятия по экспериментированию с водой в средней группе "Вернём воду золотой рыбке"

Конспект занятия по эксперементированию с водой в средней группе "Вернём воду золтой рыбке"...

Занятие по экспериментированию с детьми старшего дошкольного возраста на тему «Игры - экспериментирования с водой»

Занятие по экспериментированию с детьми старшего дошкольного возраста на тему :"Игры-экспериментирования с водой!"...

Консультация для родителей на тему: "Экспериментирование с водой" Подборка игр в домашних условиях по экспериментированию.

Каких только вопросов не задают дети своим мамам и папам, дедушкам и бабушкам, воспитателям! - Откуда берется снег? - Почему в дырках ничего нет? - Почему птица летает, а змея ползает? - Откуда приход...

Ознакомление с окружающим миром. Экспериментирование с водой. «Водичка, водичка. кораблики в воде

Ознакомление с окружающим миром.Экспериментирование с водой. «Водичка, водичка. кораблики в воде«Знакомство со свойствами воды» Цель: знакомство детей со свойствами воды.Задачи: -выя...